Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:44, курсовая работа
Предмет исследования – выявление социально-психологической характеристики стихийных групп и общественных движений.
Объект исследования – стихийные группы и массовые движения.
Цель исследования – выявление социально-психологической характеристики стихийных групп и общественных движений.
Введение……..………………….……………………………………….................... 3
1 Социально-психологическая характеристика стихийных групп…..………... 6
1.1 Стихийные группы: понятие и виды……………………………………….. 6
1.2 Социально-психологические способы воздействия, реализуемые в стихийных группах…………………………………………………………. 9
2 Социально-психологическая характеристика общественных движений........ 13
2.1 Классификация общественных движений………………………………... 13
2.2 Функции общественных движений, мотивация деятельности их участников и способы воздействия………………………………………...
19
Заключение……………………………………………………................................... 24
Глоссарий……..…………………………………………………………................ 26
Список использованных источников……………...…………………….……… 30
Приложения ………………...…………………………………………………….. 31
4. Рационально-преднамеренная мотивация. Она обычно сводится к тем сугубо конкретным, обычно личным выгодам, которые может обрести человек, вступив в движение. Это «шкурная» мотивация. Исходя из нее, в свое время очень многие люди вступали в бывшую КПСС, и выйдя из нее же, потом спешили «переписаться» в демократы. Так, в ситуациях, подобных послеавгустовской (1991 г. ) в России, на глазах многократно возрастало число «героев», желающих получить хоть какое-нибудь вознаграждение со стороны победителей. Понятно, что данная мотивация очень редко откровенно признается со стороны увлеченных ей людей - обычно она или глубоко скрыта или даже рационализирована под ценностно-рациональную мотивацию, причем иногда неосознанно для самих людей [6, С. 333-335].
Чтобы эффективно управлять общественными движениями, необходимо определиться с их спецификой. Во-первых, долговременность их существования в принципе исключает из арсенала средств воздействия заражение и его особый случай - панику. Заражение апеллирует к эмоциям (гнев, ярость, страх, радость и т.п.) и пограничным состояниям (шок, паника, и т.д.), а эмоции и пограничные состояния по определению не способны длительное время поддерживать необходимый уровень накала.
Во-вторых, долговременность в конечном итоге определяет выбор методик внушения. Внушение - это внедрение каких-либо идей, чувств, эмоций без возможности критической оценки и логической переработки, т.е. в обход сознания. При внушении все передаваемые идеи воспринимаются и исполняются "слепо". Если для стихийной группы достаточно простейших методик – к примеру, эриксоновского гипноза, заключавшегося в намеренном отсутствии логических связей на вербальном уровне в совокупности с определенными модуляциями голоса или простейших эффектов якорения - для того, чтобы добиться желаемого поведения достаточно установить цепочку стимулов, вызывающих определенное поведение, физиологическое или эмоциональное состояние (простейшие – сжатые кулаки, скрещенные пальцы, привязка к определенной мелодии и т. д ), то для длительного внушения требуется использование всего арсенала методик НЛП, как открытых, так и закрытых.
Внушение ни в коем случае не должно ограничиваться вербальным уровнем, а использовать весь арсенал средств, к примеру, успешно применяется внушение при помощи определенного ряда образов – картинок (визуально-кинестетическая ассоциация). При помощи грамотно подобранной системы визуальных образов у большой аудитории можно сформировать желаемое представление врага или желаемой цели – необходимые элементы общественных движений. Причем, эти образы будут внедрены в сознание прочно и надолго, а уж вербальным способом нужно лишь время от времени поддерживать их на должном уровне. Ярким примером успешно использующегося массового внушения посредством определенного набора речевых слоганов и визуальных образов является реклама.
Механизм убеждения, применяемый для общественных движений, абсолютно идентичен уже рассмотренному выше механизму убеждения для определенной части стихийных групп. Об эффекте подражания было сказано чуть выше, при анализе группы психологических мотивов, привлекающих людей в массовые движения (раздел «Традиционные цели»). В остальном механизм подражания идентичен механизму подражания, рассмотренному в разделе 1.2.
Суммируя вышеизложенное, можно констатировать то обстоятельство, что общественные движения имеют ряд особенностей, в корне отличающих их от стихийных групп. Эти особенности влияют как на мотивацию членов общественных движений, так и напрямую определяют эффективный выбор средств управления общественными движениями, из которых основными являются внушение, убеждение и подражание.
Проведенный в ходе выполнения курсовой работы анализ научных источников по социально-психологической характеристике стихийных групп и общественных движений позволяет констатировать то обстоятельство, что данный вопрос является одним из основополагающих в социальной психологии, потому что помогает показать взаимозависимость и взаимосвязь индивидуума в обществе других людей.
Выявлено, что стихийные группы (толпа, масса и публика) – наиболее распространенные в социуме явления. Поведение человека в таких образованиях во многом определятся его интересами, социальным статусом, возрастом, психологическими характеристиками. Важным фактором, способствующим появлению различных видов стихийных групп, является общественное мнение, которое включает в себя убеждения, идеи и представления людей об окружающем их мире. Различные типы стихийных групп, взаимно дополняя друг друга, в конечном счете, формируют массовое сознание общества. Исходя из этого, можно утверждать, что изучение социально-психологических характеристик стихийных образований имеет практическое применение и помогает избежать их отрицательных проявлений. Также необходимо отметить то обстоятельство, что огромную роль в участии индивидуума в стихийных группах играет стереотипы мышления современного человека.
В научной литературе принято различать несколько способов воздействия, которые реализуются в стихийных группах – это заражение, паника, внушение, убеждение и подражание. Их подробное изучение дает возможность предотвратить нежелательные последствия участия людей в стихийных группах и произвести научные прогнозы относительно дальнейшего развития больших групп.
Проанализировав некоторые научные источники, касательно определения понятия «общественное движение», можно сделать вывод, что в социальной психологии нет единого мнения по этому вопросу. Это связано с тем, что изучение данного явления получило свое распространение относительно недавно. В научной литературе общественные движения принято различать по масштабу предполагаемых изменений (реформистские и радикальные), по типу предполагаемых изменений (прогрессивные и консервативные), по отношению к целям изменений (преобразования социальных структур и направленные на изменения личности ), по методам работы (мирные и насильственные ), по времени возникновения (старые и новые ), по зоне распространения (глобальные, локальные, мультиуровневые ). В настоящее время исследователи общественных движений (синонимом которых является «социальные движения») различают данное явление от других видов больших групп следующими составляющими: социальной базой, целями движения и основной сферой приложения усилий, степенью организованности и направленностью идеологии.
Исследования в этой области имеют огромное прикладное значение, так как в последние годы наблюдается всплеск деятельности общественных движений, которые, проходя все фазы своего развития, по большей части превращаются в политические партии разнообразного толка.
В настоящее время наблюдается рост участия людей в стихийных группах и общественных движениях. Этот факт говорит о том, что в современном социуме, с одной стороны, растет число недовольных своим социальным положением и, с другой стороны, имеет место количественное увеличение людей с активной жизненной позицией. В этом случае исследования в области стихийных групп и общественных движений, их социально-психологические характеристики приобретают особую важность и значимость для современного общества.
№ п/п | Понятие | Определение |
Агрессия | (англ. Aggression) -массовые враждебные действия, направленные на нанесение страдания, физического или психического вреда или ущерба, либо даже на уничтожение массой других людей или общностей. | |
Аудитория | (англ. Audience) совокупность лиц, являющихся адресатом общего для всех ее членов средства массовой коммуникации при минимальном или даже вовсе отсутствующем взаимодействии их друг с другом. | |
Аффект | (лат. Affectus – душевное
волнение, страсть, - англ. Аffect; нем. Affekt.)-
1. Эмоциональное переживание, страсть, движение души. 2. Относительно
кратковременное, но | |
Внушение | (англ.Suggestion) -целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу, при котором осуществляется передача некритически воспринятой информации. | |
Возбуждение | (англ. Arousal) - состояние настороженности и повышенного отклика на внешнее раздражение. Вызывается сильным возбуждением, тревогой или располагающей к этому окружающей обстановкой. | |
Заражение | (англ. Contamination) способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей; бессознательная подверженность индивида определенным психическим состояниям; проявляется через передачу определенного эмоционального состояния, или "психического настроя" | |
Идеология | (англ. Ideology) - система взглядов и идей, в которых выражается отношение к действительности, интересы социальных групп и слоев, классов, партий, субъектов политики и власти. | |
Кульминация | (англ. Expression)- момент или период высшего подъема, развития, напряжения | |
Манипулирование | (англ. Manipulation) -скрытое действие, цель которого принудить кого-либо к действиям (б ездействию ) вопреки его собственным интересам | |
Масса | (англ. Mass; нем. Masse.). По Л. фон Визе –некоторое множество лиц, принадлежащих к различным слоям и соц. группам, характеризующееся одинаковым поведением, отвечающим навязываемым стандартам | |
Менталитет | (англ. Mentality)- обобщенное понятие, политико- публицистическое, обозначающее в широком смысле совокупность и своеобразный склад различных психических свойств и качеств, особенностей и проявлений. Характеризует оригинальный способ мышления, склада ума, умонастроения. | |
Общество, социум | (англ. Society)- группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности; строится на основе договора и одинаковой направленности интересов. Часто под обществом подразумевают сферу, лежащую между индивидом и государством | |
Оппозиция | (лат. Oppositio-противопоставление) - политическое меньшинство, противостоящее политическому большинству, курсу проводимой политики, целям и методам; одна из форм реализации принципа политического плюрализма. | |
Паника | (англ. Panic)- безотчетный страх, ужас. Психологическое состояние, вызванное угрожающим воздействием внешних условий и обусловленное желанием человека избежать внешней опасности. | |
Пассивность | (лат. Passives – недеятельный, - англ. Рassivity; нем. Passivitat.)- Бездеятельность, безучастность к окружающему; является следствием как социальных, так и индивидуальных факторов, одновременного наличия стимулов, побуждающих к противоположно направленным действиям. | |
Подражание | (англ. Imitation)- воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. | |
Публика | (англ.Public) одна из форм стихийной группы; кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем; более управляема, т.к. собирается ради общей и определенной цели; в ней действуют законы массы. | |
Реакция | (англ. Reaction) - изменение поведения, которое последовало в ответ на стимул. | |
Социальная психология | (англ. Social psihology) - наука, которая изучает, что люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу. | |
Стереотипы мышления | (англ. Stereotypical thinking)- мыслительный процесс, связанный с жесткими, ограниченными и негибкими категориями. | |
Стимул | (лат. Stimulus - остроконечная
палка, которой подгоняли животных, англ.Stimul;
нем. Stimulus) - 1. Побуждение к действию, побудительная
причина поведения. С. может быть внутренним
и внешним.
2. Раздражитель, вызывающий реакцию. 3. Заинтересованность в чем-либо. | |
Стихийная группа | (англ. Spontaneous group )- элемент социальной структуры, относительно устойчивая совокупность людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества. | |
Структура | (лат. Structura — взаиморасположение, строение) — совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе. | |
Толпа | (англ. Crowd)- основной субъект стихийного поведения; контактная, внешне не организованная общность, отличающаяся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующих крайне эмоционально и единодушно. | |
Убеждение | (англ. Conviction) -интеллектуальное воздействие, имеющее целью с помощью логического обоснования добиться принятию личностью самостоятельного решения на основе полученной информации. | |
Экспрессия | (англ. Expression) -выразительность, яркое, значительное проявление чувств, настроений, мыслей. | |
Энвайронментализм | (англ. Environmentalism)-философская концепция, подчеркивающая значение влияния среды на жизнь и деятельность человека. Примечание. Возможное написание - инвайронментализм. |
1 | Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: Учебник / Г.М. Андреева. - Третье издание. - М.: Наука, 1994. – 348 с. – ISBN 978-5-7567-0274-3. |
2 | Гидденс, Э. Социология [Текст]: Учебник/ Г/ Пер. с англ.; науч. ред. В. А. Ядов; общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Посилевича. - М.: Эдиториал УРСС, 1999.— 703 с.- ISBN 5-354-01093-4, ISBN 0-7456-2311-5. |
3 | Здравомыслова, Е.А. Парадигмы западной социологии общественных движений [Текст]: Учебник/ Г/ Институт социологии РАН – СПб, 1993. - 172 с - ISBN 5-02-013481-3 |
4 | Лофланд, Дж. Коллективное поведение: элементарные формы. Под ред. М.Розенберга и Р. Токаря. Социальная психология: Социологические перспективы. [Текст]: Учебник/ Дж. Лофланд. - Нью-Йорк: Основные Книги, 1981. – 261с. |
5 | Назаретян, А.П. Психология стихийного массового поведения: толпа, слухи, политические и рекламные компании. [Текст]: Учебник/ А.П. Назаретян. - СПб.: Питер, 2003. - 189 с. - ISBN 5-88782-359-3 |
6 | Ольшанский, Д. В. Психология масс [Текст]: Учебник/ Д. В. Ольшанский. - СПб.: Питер, 2001. - 363 с. - ISBN 5-318-00038-X |
7 | Парыгин, Б.Д. Основы социально-психологической теории. [Текст]: Учебник/ Б. Д. Парыгин. - М.: Мысль, 1971. – 129с. |
8 | Поршнев, Б.Ф. Социальная психология и история. Издание:2-е изд., доп. и испр. [Текст]: Учебник/ Б.Ф. Поршнев. - М.: Наука, 1979.-327с. |
9 | Столяренко, А.М., Социальная психология. [Текст]: Учебник/ А.М. Столяренко. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 204с. - ISBN 978-5-238-01480-7 |
10 | Sidney, Tarrow. Power in Movement: Collective Action, Social Movements and Politics, Cambridge University Press, 1994- 135p.- ISBN 0521410797 |
11 | Tilly, Charles Social Movements, 1768—2004, Boulder, CO, Paradigm Publishers, 2004- 262 pp. ISBN 1-59451-042-3 [hardback ] / ISBN 1-59451-043-1 [paperback ] |
12 | Чалдини,
Р. Психология влияния [Текст] / Роберт
Чалдини. - СПб.: Питер, 2009. - 288 с. - ISBN 978-5-318-00218-2,0-321-01147- |
13 | Шерковин, Ю.А. Стихийные влияния и внеколлективное поведение // Социальная психология: Краткий очерк [Текст]: Учебник / Под общ. ред. Г.П.Подвенечного, Ю.А.Шерковина. - М.: Политиздат, 1975. – 144c. |
14 | Штомпка, П. Социология социальных изменений [Текст] : Учебник//Пер. с англ.; под ред. В. А. Ядова. — М.: Аспект-Пресс, 1996. — 416 с.- ISBN 5-7567-0053-6 |
А | |
Б | |
В | |
Г | |
Д |
Информация о работе Социально-психологическая характеристика стихийных групп и общественных движений