Социально-психологическая характеристика стихийных групп и общественных движений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – выявление социально-психологической характеристики стихийных групп и общественных движений.
Объект исследования – стихийные группы и массовые движения.
Цель исследования – выявление социально-психологической характеристики стихийных групп и общественных движений.

Оглавление

Введение……..………………….……………………………………….................... 3

1 Социально-психологическая характеристика стихийных групп…..………... 6

1.1 Стихийные группы: понятие и виды……………………………………….. 6
1.2 Социально-психологические способы воздействия, реализуемые в стихийных группах…………………………………………………………. 9

2 Социально-психологическая характеристика общественных движений........ 13

2.1 Классификация общественных движений………………………………... 13
2.2 Функции общественных движений, мотивация деятельности их участников и способы воздействия………………………………………...
19

Заключение……………………………………………………................................... 24

Глоссарий……..…………………………………………………………................ 26

Список использованных источников……………...…………………….……… 30

Приложения ………………...…………………………………………………….. 31

Файлы: 1 файл

Раду А.И., КР, Социальная психология.doc

— 289.00 Кб (Скачать)

     Третьим видом стихийных групп является публика. Публика – группа людей, собравшихся для совместного времяпровождения. В помещениях публику иногда называют аудиторией. Публика и аудитория объединены общей определенной целью, более организованы и управляемы. Однако, в случае нестандартных ситуаций и инцидентов возможна потеря контроля над происходящим.

     В различных видах стихийных групп  являются похожими коммуникативные и интерактивные средства взаимодействия. Общественное мнение, циркулирующее внутри них, формируется под воздействием информации, полученной из самых разнообразных источников, среди которых особое место занимают средства массовой информации (периодическая печать, телевидение,

интернет). В этом случае в условиях массового поведения полученные сведения очень часто искажаются, приобретая негативный характер и обрастая вымышленными подробностями. Этот источник служит средством не только дополнения, но и проверки информации, поступившей из официальной пропаганды [13, С.286].

     Исследователи выделяют еще один важный и наиболее часто употребляемый источник формирования общественного мнения в стихийных группах – это всякого рода слухи и сплетни. На них основывается большая часть появления массовых скоплений людей.

     Суждения  и утверждения, полученные из средств  массовой информации, слухи и сплетни, получив толчок, в стихийных группах  становятся побудителем к определенным действиям, новым суждениям и утверждениям. Интерес представляет тот факт, что возникает доверие к той информации, которая получена внутри массовых скоплений людей, что, в свою очередь, приводит к необходимости взаимного общения и совершения совместных действий внутри стихийной группы.

     Систематизируя  вышесказанное, можно констатировать, что в стихийных группах имеются особенные признаки. Толпе присущи такие проявления, как быстрый сбор, возбуждение и переход к действиям, возможность непредсказуемых поступкам, преобладание реакций, связанных с эмоциями. Масса обладает некоторой стабильностью образования, разнородностью, неустойчивостью. Публика отличается определенностью цели, относительной управляемостью и организованностью. Действия людей в стихийных группах осуществляются без ощущения личного контроля над происходящим, над ситуацией.

     Следует отметить, что на практике может  наблюдаться превращение одного вида стихийной группы в другой. Они могут происходить спонтанно, без чьего-либо сознательного участия, но могут быть спровоцированы умышленно. На использовании этого перехода и строятся по большей части способы воздействия и приёмы манипуляции стихийными группами. 

     1.2 Социально - психологические способы воздействия, реализуемые в стихийных группах 

     В социальной психологии существует множество теорий коллективного поведения (Приложение В). Мы, опираясь на исследования Г. М. Андреевой, будем различать несколько способов воздействия, которые реализуются в стихийных группах – это заражение, паника, внушение, убеждение и подражание (Приложение Г).

     Заражение – бессознательная невольная подверженность людей, находящихся в толпе, определенным психическим состояниям. Интересен тот факт, что в стихийных группах при заражении наблюдается вовлечение большой массы людей в общее психологическое состояние. Происходит многократное взаимное усиление эмоционального состояния общающихся людей. Оно проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя» [7, С. 10].

     Феномен заражения в стихийных группах  заключается в том, что признаки аффекта и неадекватного поведения отдельных ее представителей способны вызвать то же состояние у большого числа наблюдателей.

     Исследователи, подробно проанализировав этот способ воздействия на массы людей, констатируют тот факт, что чем выше уровень развития общества, тем критичнее отношение индивидов к силам, автоматически увлекающим их на путь тех или иных действий или переживаний, тем, следовательно, слабее действие механизма заражения [8, С.48].

     Паника - бессознательное состояние на уровне инстинкта самосохранения с потерей самообладания. В развитии паники различают несколько фаз:

     1. Шокирующий стимул.

     2. Индивидуальный ужас, страх, потеря  контроля (крик, плач, истерика )

     3. Цепная реакция на происходящее.

     4. Поведение, которое кажется спасительным.

     Следует отметить, что очень важным моментом является первое мгновение после испытанного шока (шокирующего стимула). Масса при этом замирает и приобретает способность следовать за примером. Это время - лучший момент для того, чтобы начать руководить толпой. Фактически это является ключевым моментом для направления развития ситуации (паника в этом случае либо достигает своего апогея, либо идет на спад).

     Сходные с паникой предпосылки возникновения есть у агрессии.

     Коренное  отличие между ними состоит в  том, что паника представляет собой  инстинктивную реакцию на пугающий стимул, а агрессия - это осознанные негативные эмоции, переходящие в действия насильственного характера. Агрессивно настроенная толпа активно и целенаправленно стремится к достижению своих целей и наказанию тех, кто стоит у нее на пути. Началом агрессии может быть паника, которая вышла из-под контроля. Из этого можно сделать вывод, что для того, чтобы паника не переросла в агрессию, следует нейтрализовать шокирующий стимул.

     Внушение - целенаправленное, неаргументированное воздействие на членов стихийной группы, которое приводит к трансформации состояний, чувств, отношений и, как следствие, к изменению поведения.

     Основной целью, которая преследуется при внушении, является навязывание человеку готовых выводов, суждений, способов поведения.

     При внушении процесс передачи информации основан на ее некритическом восприятии. Степень внушаемости у людей различна и зависит от многих факторов: возраста, степени утомленности, физического состояния человека, самостоятельности внушаемого, его жизненных позиций, интересов, привязанностей, потребностей. Внушаемый является объектом воздействия. Огромное значение в этом случае играет авторитет и личностные качества внушающего, степень доверия к нему. Конечный результат воздействия – вера, которая предполагает отсутствие доказательств и является побуждением к определенным действиям. Г.М. Андреева, рассматривая внушение (суггестию) в прикладном плане, говорит о том, что в современном обществе оно становится частью пропаганды. Метод внушения выступает здесь как метод своеобразного психопрограммирования аудитории, т.е. относится к методам манипулятивного воздействия. (Андреева Г.М.)

     Убеждение - способ воздействия, основанный на логической системе доказательств и имеющий целью изменить или сформировать новые представления, взгляды, поведение.

     Опираясь на рациональное мышление и имея фактическое обоснование, убеждение призвано не только быть понятным для человека, но и оказывать на него влияние. Этот способ воздействия в стихийных группах наиболее ярко проявляется в аудитории. Степень убеждения зависит от доказательной базы подаваемой информации, аргументированности выдвигаемых положений, соотношения теоретических выкладок и достоверности фактов. Для того чтобы убеждение было эффективным, необходимо заставить членов аудитории принять точку зрения убеждающего, который играет огромную роль в этом процессе и становится на время лидером в данной группе. Эффективность воздействия в этом случае зависит от нескольких моментов, среди которых можно выделить силу убеждения, напрямую связанную с уровнем содержательности информации и авторитетом убеждающего. Дополнительное воздействие оказывают его манера говорить, эмоциональность, интонация голоса, жестикуляция, мимика, поза. Степень воздействия убеждения зависит и от учета особенностей психики слушателей, их возраста, потребностей, мышления, вкусов, пристрастий, эмоционального состояния, интеллектуального уровня развития.

     Среди современных исследователей убеждения как способа влияния на людей можно отметить Роберта Чалдини, который считает, что люди поддаются убеждениям, потому что чаще всего обладают стереотипным мышлением. Иногда вопросы бывают такими сложными, время - таким ограниченным, отвлекающие моменты - такими назойливыми, эмоциональное возбуждение - таким сильным, умственное напряжение - таким высоким, что мы оказываемся не в состоянии быть внимательными и действовать обдуманно. Важен вопрос или нет, мы вынуждены мыслить стереотипно. [12, С.28] На этом феномене мышления современного человека и строится убеждение как способ влияния в стихийных группах.

     Некоторые психологи среди способов воздействия  на стихийные группы (особенно это касается массы, публики и аудитории) выделяют подражание, которое отличается от заражения своей целенаправленностью.

     Подражание - способ воздействия, при котором человек по собственной инициативе начинает следовать образу мыслей или поступкам воздействующего на него субъекта, зачастую даже не знающего об этом.

     Наиболее  глубокие исследования этого способа  воздействия проведены Г. Тардом, который является основателем теории подражания. По его мнению, именно подражание, являясь основополагающим принципом развития и существования общества, приводит к возникновению норм и ценностей.

     Подражание  может быть произвольным и непроизвольным. В первом случае копирование происходит осознанно, во втором - спонтанно. В стихийных группах чаще наблюдается второй вид подражания, который проявляется в копировании состояния и действий других людей (жесты, слова, ритмичные движения, знаки, интонации, ритуалы, поступки ).

     Подводя итоги вышесказанному, можно отметить, что такие способы воздействия, как заражение, паника, внушение, убеждение и подражание, находя свое практическое применение в стихийных группах, придают им дальнейшее развитие и динамику. Исследования в этой области имеют большое прикладное значение и играют огромную роль, так как помогают предотвратить те негативные последствия, которые могут зарождаться в стихийных группах.

     2 Социально - психологическая характеристика общественных движений

 

     2.1 Классификация общественных движений 

     В социальной психологии существует множество определений понятия «общественное движение», которое у большинства исследователей является синонимичным понятию «социальное движение». При этом все исследователи единодушно сходятся во мнении, что существует тесная связь этих явлений с социальными изменениями.

     Большинство исследователей под социальными движениями подразумевают свободно организованные коллективы, действующие совместно в неинституциализированной форме для того, чтобы произвести изменения в обществе. [14, С. 33].

     Некоторые социологи, однако, придерживаются несколько  иной точки зрения. Так, к примеру, американский социолог Чарльз Тилли определяет общественные движения как ряд дискуссионных перформансов, демонстраций и кампаний, с помощью которых простые люди осуществляют коллективные требования к другим. [11, С. 262]. Он утверждает, что существуют три основных элемента социальных движений:

     - кампании - устойчивые, организованные общественные действия по выработке коллективных требований к властям;

     - формы - использование комбинаций из числа следующих форм политической деятельности: создание специализированных ассоциаций и объединений, общественных встреч, торжественных акций, демонстраций, митингов, передач петиций и заявлений к и через средства массовой информации и дискуссии;

     - WUNC-демонстрации - согласованные общественные представления важности (worthiness), единства (unity), численности (numbers) и обязательств (commitments) со стороны самих участников или тех, кого они представляют.

     Другой социолог Сидни Тэрроу определяет социальные движения как коллективные вызовы (для элиты, органов власти, других групп или культурных кодов) людей с общими целями и солидарностью в устойчивом взаимодействии с элитами, оппонентами и властью. Он особо отличает социальные движения от политических партий и групп интересов [10, С. 74].

     В социальной психологии принято классифицировать общественные движения по 6 критериям: по масштабу предполагаемых изменений, по типу изменений, по отношению к целям изменений, по методам работы, по времени возникновения, по зоне распространения (Приложение Д).

     По  масштабу предполагаемых изменений:

     - реформистские - движения, стремящиеся к изменениям лишь некоторых элементов и норм системы, обычно легальными методами. Примерами таких движений могут являться профсоюзы, ставящие своей целью расширение прав работников; «зеленые», выступающие с рядом экологических законодательных инициатив; движения в поддержку введения смертной казни или права на аборт. Некоторые реформистские движения могут защищать изменения в обычаях или моральных нормах, такие как, например, осуждение порнографии и распространение некоторых религий;

Информация о работе Социально-психологическая характеристика стихийных групп и общественных движений