Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:44, курсовая работа
Предмет исследования – выявление социально-психологической характеристики стихийных групп и общественных движений.
Объект исследования – стихийные группы и массовые движения.
Цель исследования – выявление социально-психологической характеристики стихийных групп и общественных движений.
Введение……..………………….……………………………………….................... 3
1 Социально-психологическая характеристика стихийных групп…..………... 6
1.1 Стихийные группы: понятие и виды……………………………………….. 6
1.2 Социально-психологические способы воздействия, реализуемые в стихийных группах…………………………………………………………. 9
2 Социально-психологическая характеристика общественных движений........ 13
2.1 Классификация общественных движений………………………………... 13
2.2 Функции общественных движений, мотивация деятельности их участников и способы воздействия………………………………………...
19
Заключение……………………………………………………................................... 24
Глоссарий……..…………………………………………………………................ 26
Список использованных источников……………...…………………….……… 30
Приложения ………………...…………………………………………………….. 31
- радикальные - движения, выступающие за изменения системы в целом. Они затрагивают вопросы фундаментальных общественных структур, в отличие от реформистских. Примерами радикальных движений могут служить Движение за гражданские права в США, требующее полных гражданских прав и равенства перед законом для всех американцев, независимо от расы (это движение было довольно широким и включало в себя как радикальные, так и реформистские элементы ); польская «Солидарность» - движение, выдвигавшее требование трансформации сталинистской политической и экономической системы в демократическую; движение против апартеида в ЮАР.
По типу предполагаемых изменений:
- прогрессивные (также используется термин инновационные) - движения, стремящиеся к внедрению в жизнь различных нововведений - новых институтов, законов, образа жизни, религиозных воззрений и т. д. К таким движениям можно отнести республиканские (по отношению к государственному устройству), социалистические, феминистские;
- консервативные (также используется термин ретроактивные ) - движения, ставящие своей целью возвращение к ранее существовавшему образу жизни. К таким движениям относятся: экологические, фундаменталистские (в религиозном смысле ), монархические.
По отношению к целям изменений:
- направленные на изменения социальных структур - движения, которые могут выступать, в частности, за изменения политической системы. Такие движения могут трансформироваться в политические партии и организации или присоединяться к ним, однако многие остаются за пределами реформистской политической системы;
- направленные на изменения личности - к таким движениям относятся религиозные движения, в том числе сектантские.
По методам работы:
- мирные (ненасильственные ) - движения, выступающие за реализацию своих требований мирными средствами в противовес насильственным. Такими были Движение за гражданские права в США; движение «Солидарность» в Польше; гандизм в индийском национально-освободительном движении;
- насильственные - движения, использующие методы вооруженной борьбы. К таким движениям можно, например, отнести Сапатистскую армию национального освобождения (сапатисты требуют конституционного закрепления прав коренных народов Мексики, выступают против проведения неолиберальных реформ в Латинской Америке, ратификации договора НАФТА, принятия законов, разрешающих куплю-продажу крестьянских общинных земель), Ирландскую республиканскую армию, РАФ.
По времени возникновения:
- старые - движения за изменения, сформировавшиеся, преимущественно, в XIX веке и отстаивающие интересы тех или иных социальных классов или групп — движение рабочего класса, движение крестьян, движение аристократов, протестантов и т. д. Эти движения сконцентрированы вокруг экономических интересов;
- новые - движения, начавшие активно развиваться примерно с середины XX века. Это феминистское движение, энвайронментализм, движение за гражданские права, движение за права сексуальных меньшинств, движение за мир, антиядерное движение, антиглобализационное (или альтерглобализацион-ное ) движение и т. д.
По зоне распространения:
- глобальные - движения, ставящие перед собой глобальные цели. К таким движениям относятся: первый, второй, третий и четвертый интернационалы, движение мировых социальных форумов, Народное глобальное действие, анархистское движение;
- локальные - большинство движений имеет локальный уровень и ставит перед собою локальные или региональные цели, такие как защита местной природной среды, сквотирование зданий и строений и т.д.;
- мультиуровневые - движения, сочетающие в себе решение задач на локальном, региональном, национальном и международном уровнях.
Любое движение характеризуется четырьмя основными моментами:
1) социальной базой;
2) целями движения и основной сферой приложения усилий;
3) степенью организованности;
4) направленностью идеологии.
Социальная база - это та многочисленная группа (социальный слой, класс) или масса, на которую опирается данное движение. Она определяется разными признаками; кроме чисто социальных, существуют объединения на основе пола, возраста, национальности, профессии, вероисповедания.
Цели и усилия движения могут быть не только политическими, но и чисто профессиональными, культурными, духовными, экологическими и т. д. Они могут быть даже половыми (типа движений за эмансипацию женщин, за права сексуальных меньшинств), демографическими (движения пенсионеров, молодежи) или любыми иными. Однако в целом они всегда носят социальный характер, так как главной целью для общественного движения всегда является увеличение числа членов и расширение человеческой сферы приложения сил.
По степени организованности движение может быть спонтанным или создаваемым. Новые члены могут вовлекаться в движение стихийно или отбираться целенаправленно. У движения могут присутствовать или отсутствовать организационные нормы и принципы построения, руководства. Таким образом, массовое движение, как и любая масса, может быть либо естественным, либо же искусственно созданным.
В общественном движении немаловажное значение приобретает идеология. Под направленностью идеологии принято понимать определенный уровень как рациональных, теоретических представлений, так и эмоциональной увлеченности целями движения.[6, С. 331].
Для анализа логики развития общественных движений довольно часто используются модели жизненного цикла, состоящие из нескольких фаз развития. Существуют двух-трех-четырехфазные модели развития общественных движений. Позволим себе остановиться на самой подробной модели, разработанной немецким социологом О. Рамштадтом, насчитывающей семь фаз развития общественных движений (идеальный случай развития при условии неизменности социальной среды):
Фаза I - латентная – характеризуется проявлением социального недовольства, поляризацией граждан и властей. Среди недовольных образуется сплоченная группа единомышленников, протестующих против действий конкретной власти и ее представителей. Считается, что власти, а не система в целом виновны в возникновении социальной напряженности. События рассматриваются через определенную конфронтационную когнитивную схему - "мы и они".
Фаза II - артикуляция проблемы. Движение протеста радикализируется. Появляются требования не только смены властей, но и преобразований существующей социальной системы.
Фаза III- формирование движения. Движение обретает групповую идентичность, начинает активную пропагандистскую деятельность, призывая к коллективным действиям протеста.
Фаза IV- разработка идеологии. Движение формулирует цели, программу действий, способные вывести общество из кризиса. В программе содержатся также планы радикальных изменений существующей социальной системы и ее институтов.
Фаза V - рост движения. Движение становится массовым, масштаб и интенсивность действий протеста против существующих институтов достигают своего максимума. Проявляются гибкие формы организации быстрой мобилизации сторонников.
Фаза VI - организация. Возникает централизованная организационная структура, появляются правила, дисциплина. Ядро движения берет под контроль местные, локальные группы и ячейки активистов движения.
Фаза VII - институционализация движения. Постепенно общественное движение поглощается организацией и превращается в социальный институт. Движение приобретает легальный статус, оно встраивается в систему существующих социальных институтов, становясь одной из политических партий или общественных организаций. Лидеры движения кооперируются в действующие структуры исполнительной или законодательной власти. Седьмая фаза завершает жизненный цикл общественного движения [3, С.112].
Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что, несмотря на столь разветвленную классификацию общественных движений, они обладают рядом атрибутов, их определяющих. Общественные движения характеризуются обязательным наличием организаторов, общностью деятельности, единством целевой установки и более долговременна, чем функционирование стихийных групп. Деятельность общественных движений всегда тщательно спланирована и направляема целым арсеналом современных методик управления, спонтанное возникновение общественных движений исключено в принципе.
2.2
Функции общественных
движений, мотивация
деятельности их участников
и способы воздействия
Принято считать, что почти любое массовое общественное движение осуществляет по отношению к потребностям людей, как минимум, три основные социально-психологические функции. Во-первых, это познавательная функция: участвуя в любом социальном движении, люди обычно получают новую для себя социально-политическую картину мира и соответствующую ей информацию.
Во-вторых, инструментальная функция: в движении люди обычно быстро овладевают новыми для себя способами активного влияния на текущую социально-политическую жизнь, овладевают новыми поведенческими навыками.
В-третьих, идеологическая функция: взамен прежних, старых и уже утраченных иллюзий (например, «коммунистической идеи») в движении они обычно обретают новые верования и убеждения (например, взгляды общедемократического толка).
Помимо этого существует и ряд иных функций, носящих более индивидуально - психологический характер. Эти функции сводятся к содействию в реализации целого ряда существенных человеческих потребностей. Среди них особенно выделяется потребность в осуществлении собственных эмоциональных состояний — участие в массовом движении дает возможность как для взвинчивания, нагнетания эмоций, так и для их ослабления через разделение с другими людьми. Как правило, молодежь идет в массовые движения преимущественно за первым, люди зрелого возраста - прежде всего за вторым. Отметим также свойственные человеку потребности в идентификации себя с большой общностью, в поиске смысла социального бытия, в самореализации и т. д. Все они вносят свой вклад в сложный мотивационный комплекс, влияющий на вступление человека в общественное движение и участие в нем.
Движение должно выполнять названные выше основные социально-психологические функции в самом общем виде. Конкретно же каждого человека привлекает в разные движения что-то свое, предельно специфическое.
Известны четыре основных группы психологических мотивов, привлекающих людей в массовые движения:
1.Эмоционально-
2. Ценностно-рациональная мотивация. Она включает не столько эмоциональный, сколько осознанный, рациональный выбор именно тех ценностей и высоких идеалов, достижением которых занято данное конкретное общественное движение. Это подразумевает достаточную степень знакомства человека с программами движения, с его идеологией и, на основе такого знакомства, предпочтение именно его всем другим. В таких случаях сама цель движения признается желательной, справедливой, необходимой. Как правило, люди, руководствующиеся такой мотивацией, образуют меньшинство, но это и есть, основной костяк данного движения. Как мы увидим дальше, это и есть «актив», те самые «партийцы», «твердые искровцы», которые обычно как раз и способствуют институционализации движений в партии. Среди ценностно-рациональных мотивов выделяют политические, этические, религиозные и др.
3. Традиционные цели. Достаточно часто люди идут в движение потому, например, что их родители, родственники, друзья и знакомые участвуют или когда-то участвовали в этом или близком ему движении. Люди часто голосуют за кандидатов такого движения на выборах, потому что так всегда было принято голосовать в их семье, в их округе, среди их знакомых. Это совершенно особая, традиционная разновидность массы, существующая как бы по законам социально-психологической инерции.
Информация о работе Социально-психологическая характеристика стихийных групп и общественных движений