Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:15, контрольная работа
Положение о значении социальной среды и общения ребенка с взрослыми и сверстниками для психического развития и формирования личности является общепризнанным в современной психологии. Однако вопрос о механизмах влияния социальной среды на развитие человека интерпретируется по-разному в зависимости от теоретической модели развития, принимаемой в
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………...……...………………3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ: СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ…...............4
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………………………………….…..9
ГЛАВА 3. СОЦИАЛНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………………………………………………11
ГЛАВА 4. СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.…………………...……………………………………………….....14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………...…………………………………………..20
Внеситуативно-
К концу дошкольного возраста складывается новая и высшая для дошкольного возраста – внеситуативно-личностная форма общения. В отличие от предыдущей ее содержанием является мир людей, а не вещей. Если в 4 – 5 лет в разговорах ребенка со взрослым преобладают темы о животных, машинах, явлениях природы, то старшие дошкольники предпочитают говорить о правилах поведения, о себе, о своих родителях и т.д. Ведущими мотивами становятся личностные. Это значит, что главным побудителем общения, как и в младенческом возрасте, является сам человек независимо от его конкретных функций. Внеситуативно-личностное общение (как и ситуативно-личностное) не является стороной какой-то другой деятельности (практической или познавательной), а представляет собой самостоятельную ценность. Однако в отличие от младенческого возраста взрослый выступает для ребенка как конкретный человек и член общества. Ребенка интересуют не только его ситуативные проявления (его внимание, доброжелательность, физическая близость), но и самые различные аспекты его существования, которые не видны в конкретной ситуации и никак не касаются самого ребенка (где он живет, кем работает, есть ли у него дети и т.д.). Столь же охотно он рассказывает и о самом себе (о своих родителях, друзьях, радостях и обидах).
Для старших дошкольников характерно стремление не просто к доброжелательному вниманию и уважению взрослого, но и к его взаимопониманию и сопереживанию. Для них становится особенно важным достичь общности взглядов и оценок со взрослым. Совпадение своей точки зрения с мнением старших служит доказательством ее правильности. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого является главной для внеситуативно-личностного общения. Что касается средств общения, то они, как и на предыдущем этапе, остаются речевыми.
Социальная ситуация развития дошкольника не ограничивается его контактами с окружающими взрослыми. Кроме реальных окружающих ребенка взрослых в жизни и в сознании дошкольника появляется еще один – идеальный взрослый.
Он идеален, во-первых, потому, что существует только в сознании ребенка как идея, а не как конкретный реальный человек; а во-вторых, потому, что воплощает в себе совершенный образ какой-либо общественной функции: взрослый – папа, доктор, продавец, шофер и т.д. Причем этот идеальный взрослый не только представляется или мыслится ребенком, но и становится мотивом его действий. Дошкольник хочет быть таким как идеальный взрослый. Его главная потребность – быть членом взрослого общества, жить и чувствовать себя вместе со взрослыми. Но реально включиться во взрослую жизнь современный дошкольник, конечно, не может в силу сложности этой жизни и своих ограниченных возможностей.
Кроме взрослого в социальной ситуации развития ребенка в дошкольном возрасте все большую роль начинают играть сверстники. Общение и отношения с другими детьми становятся не менее значимыми для ребенка, чем его взаимоотношения со взрослыми.
Итак, социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте усложняется и дифференцируется. Взрослый человек остается центром жизни ребенка, но отношения с ним существенно меняются. Если в раннем возрасте социальная ситуация определялась исключительно отношениями ребенка с его близкими взрослыми, то начиная с дошкольного возраста ребенок вступает в отношения с более широким социальным миром. Человеческие отношения, которые существуют в мире взрослых, становятся предметом игровой деятельности детей, где взрослый присутствует опосредованно, в идеальной форме. Общение с реальными близкими взрослыми приобретает внеситуативный характер и побуждается новыми потребностями. Выделяется новая сфера социальных контактов ребенка – его отношения со сверстниками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Л. С. Выготский определял социальную ситуацию развития как особое социальное пространство, которое создает взрослый для развития детской личности. Оно определяется системой социальных условий, которые взрослый организует при взаимодействии с ребенком. При этом социальная ситуация развития оказывается относительно стабильной на протяжении конкретного возрастного этапа: взрослый стремится сохранить те условия, в которых развивается ребенок. Но поскольку сам ребенок изменяется, приобретая новые качества, меняется его отношение к социальной ситуации развития и к процессу взаимодействия со взрослым – от принятия к полному отрицанию.
А. Н. Леонтьев, определяя социальную ситуацию развития, предложил характеризовать базовое отношение между ребенком и его окружением через деятельность. По мнению А. Н. Леонтьева, существует ведущая деятельность, то есть деятельность, которая оказывает решающее влияние на развитие психики в конкретном возрастном периоде. В младенческом возрасте в качестве ведущей деятельности выступает общение ребенка со взрослым, в раннем возрасте – предметная деятельность, в дошкольном – игра, в младшем школьном – учебная деятельность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]. – СПб.: Питер, 2009.
2. Выготский, Л.С. Проблема возраста собр. Сочинений в 6 т. [Текст]. – М.: Педагогика, 1984. Т.4. – С. 244-268.
3. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до семи [Текст] / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1996. – 13 с.
4. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2. т. [Текст]. М.: Просвещение, 1983. Т.1.
6. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: учебное пособие. [Текст]. – М.: Академия, 2000. – С. 75 – 76.
7. Слободчиков, В.И. Интегральная периодизация общего психического развития [Текст] / В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии, 1996. № 5. С. 38-50.)
8. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст]. – М.: Педагогика, 1989. – 277 с.