Социальная ситуация развития ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:15, контрольная работа

Краткое описание

Положение о значении социальной среды и общения ребенка с взрослыми и сверстниками для психического развития и формирования личности является общепризнанным в современной психологии. Однако вопрос о механизмах влияния социальной среды на развитие человека интерпретируется по-разному в зависимости от теоретической модели развития, принимаемой в

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………...……...………………3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ: СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ…...............4
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………………………………….…..9
ГЛАВА 3. СОЦИАЛНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………………………………………………11
ГЛАВА 4. СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.…………………...……………………………………………….....14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………...…………………………………………..20

Файлы: 1 файл

контр соц ситуац развития.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новгородский Государственный Университет имени Ярослава Мудрого»

    Институт  непрерывного педагогического образования 

    Кафедра профессионального педагогического

    образования и социального управления

 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине дошкольная педагогика

 

Социальная  ситуация развития ребенка  в младенческом,

раннем  и дошкольном возрасте

 
 
 
 

      Выполнила студентка 3 курса группы 9666 зу Владимирова Е.В.

Проверила________________

«____»____________2011 г.

 
 

    г. Старая Русса

    2011

     СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………...……...………………3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ: СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ…...............4

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………………………………….…..9

ГЛАВА 3. СОЦИАЛНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ В  РАННЕМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………………………………………………11

ГЛАВА 4. СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.…………………...……………………………………………….....14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………...…………………………………………..20

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

 

     Положение о значении социальной среды и  общения ребенка с взрослыми и сверстниками для психического развития и формирования личности является общепризнанным в современной психологии. Однако вопрос о механизмах влияния социальной среды на развитие человека интерпретируется по-разному в зависимости от теоретической модели развития, принимаемой в различных школах и направлениях – бихевиоральной психологии, теории социального научения, эпигенетическом подходе, модели экологических систем, психологии операционального развития интеллекта, культурно-историческом подходе. В учение о структуре и динамике психологического возраста Л.С. Выготский ввел понятие социальной ситуации развития как важнейшей характеристике возраста, раскрывающей отношения ребенка и его социального окружения. Возрастная специфика и содержание категории социальная ситуация развития в стабильных и кризисных возрастах были подвергнуты глубокому теоретическому и экспериментальному анализу в работах отечественных психологов (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн и др.). Было показано, что особенности социальной ситуации развития решающим образом определяют направление, содержание и характер развития ребенка в нормативном пространстве возрастного развития. Вместе с тем в современной детской психологии все более остро осознается необходимость конкретизации понятия «социальная ситуация развития ребенка» как в теоретическом отношении, так и для решения неотложных и важных задач оптимизации, профилактики и коррекции психического развития детей.

 
 
 
 
 
  1. ПОНЯТИЕ: СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ
 

      Одно  из центральных понятий возрастной (детской) психологии является понятие «социальная ситуация развития». Это понятие было введено Л.С. Выготским, раскрывая через него понятие «возраст».

      Л.С. Выготским (1930) была сформулирована идея социальной ситуации развития, «системы отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью как «исходного момента» для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода и определяющих «целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности». Этот тезис Выготского принят как важнейший теоретический постулат концепции развития личности. В советской педагогической и возрастной психологии он не только никогда не опровергался, но и постоянно использовался как основополагающий (Л.И. Божович, 1968). По определению Л.С. Выготского, социальная ситуация развития – это «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной».

     «Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода». Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. В рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий тип деятельности.

      Чтобы в полной мере понять мысль Л.С. Выготского, необходимо рассмотреть представление о социальной ситуации развития в контексте его идей о соотношении реальной и идеальной форм.

      Как пишет Л.С. Выготский: «Можно ли себе представить, что когда самый  первобытный человек только-только появляется на Земле, одновременно с этой начальной формой существовала высшая, конечная форма – «человек будущего» и чтобы эта идеальная форма как-то повлияла на первые шаги, которые делал первобытный человек? Невозможно себе это представить… ни в одном из известных нам типов развития никогда дело не происходит так, чтобы в момент, когда складывается начальная форма… уже имеет место высшая, идеальная, появляющаяся в конце развития, и чтобы она непосредственно взаимодействовала с первыми шагами, которые делает ребенок по пути развития этой начальной, или первичной формы».

        Представление об идеальной форме  сложно и многоаспектно. В несколько упрощенном виде можно понять его следующим образом. Современная человеческая культура есть мир идеальных объектов. Это означает, что не только материальные «вещи», но и образы, идеи, символы и знаки – все это мир культуры, предстоящий человеку. «предстоящий» означает «стоящий перед». Человек, развиваясь, встречается не только с реальными людьми, но и с миром идей, представлений, а также с миром человеческих действий. Весьма упрощенно можно проиллюстрировать это на следующем примере. Семимесячный малыш ползает, но все окружающие его взрослые ходят. Развитие моторики ребенка от ползания к ходьбе происходит не стихийно. В данном примере ползание есть реальная форма действия, а ходьба – высшая, идеальная.

      Другой  пример. В современном обществе весьма значимой является идея самостоятельности. Существуют действия, поступки, которые можно понять и объяснить как самостоятельные. По мере взросления человек все чаще сталкивается с требованием самостоятельности. И он начинает действовать так, чтобы его признали самостоятельным. Это означает, что его действия изменяются не стихийно, не случайно, а относительно некоторой идеи – идеи самостоятельности.

      По  мысли Л.С. Выготского, мир идеальных (высших) форм, мир культуры есть источник, из которого ребенок черпает образцы или образы. Идеальные, культурные образы обнаруживаются, сравниваются с собственными действиями ребенка. Это сравнение и есть источник развития.

      Развитие  происходит не слепо, а целенаправленно. Л.С. Выготский считает, что детское развитие, понятое таким образом, есть уникальный тип развития. Сравним его, например, с эволюцией по Ч. Дарвину. Там изменяющиеся условия жизни (например, резкое изменение климата) требуют быстрого приспособления. Особи, которым удалось приспособиться, выживают и дают потомство, остальные – исчезают. При этом заранее никогда нельзя сказать, какой именно тип приспособления будет оптимальным. В детском же развитии сразу же, исходно, существует не только реальная форма действия, но и та, которую ребенку еше предстоит достичь.

      По  определению Л.С. Выготского, среда выступает в развитии ребенка в роли источника развития, поскольку именно в ней «живут» идеальные, высшие формы.

      Какова  роль в этом процессе взрослого? Взрослый оказывается посредником между ребенком и миром высших, идеальных, культурных форм. Он задает образцы действия, которые ребенок в процессе своего развития осваивает (присваивает, делает своими). Ребенок, например, не просто сам учится пользоваться ложкой. Он прежде видит, как ложкой пользуется взрослый, затем вместе со взрослым пытается сделать это самостоятельно. Взрослый подчас просто берет ручку ребенка с ложкой в свою, и так они вместе действую ею. И лишь позже ребенок начинает сам пользоваться орудиями. Взрослый, таким образом, не просто помогает ребенку, но и выстраивает последовательность доступных ребенку действий по овладению орудием.

      Понятие социальной ситуации развития акцентирует  крайне важное соотношение: среда (прежде всего  социальная) и отношение ребенка к этой среде.

      Среда – понятие неопределенное. Среда  бесконечна, в ней как бы изначально присутствует все, определяющим же является лишь то, что «воспринимается» ребенком, к чему он «относится». Например, над кроваткой ребенка вешают игрушки уже в конце первого месяца жизни, тянуться же к ним, видеть их, «относиться» к ним ребенок начинает позже. Таким образом, для определения картины детского развития следует не просто описать среду, в которой объективно находиться ребенок, но выделить те компоненты среды, к которым у ребенка возникло или лишь возникает некоторое отношение. Итак, среда – это не обстановка развития, которая в силу заключенных в ней качеств уже тем самым определяет развитие ребенка, воздействия среды сами меняются в зависимости от того, через какие возникшие психологические свойства они преломляются.

      Таким образом, Л.С. Выготский фактически выделяет две характеристики социальной ситуации развития: объективную – среду и субъективную - отношение ребенка к определенным компонентам среды – и на их сопоставлении строит свою концепцию возрастного развития.

      Говоря о социальной ситуации развития, следует учитывать одно важное обстоятельство. Социальная ситуация развития – это отношение ребенка к среде, прежде всего, социальной. Но если это понятие определяет возраст, то это означает, что существует последовательность ситуаций развития, соответствующих отдельным возрастам. Однако в самом определении о такой последовательности не говорится. Если же возраст – это отношение, то отношение может постепенно меняться, и тогда развитие – это не последовательность стадий, а череда микроизменений. Как же тогда возникло представление об отдельном возрасте?

      С позиции Л.С. Выготского, в конце  каждого возрастного периода  у ребенка возникают возрастные новообразования: «Выяснив социальную ситуацию развития, сложившуюся к началу какого-то возраста и определяемую отношениями между ребенком и окружающей средой, мы вслед за этим должны выяснить, как из жизни в этой социальной ситуации необходимо возникают и развиваются новообразования, свойственные данному возрасту». Далее Л.С. Выготский пишет: «Раз возникшие новообразования в сознательной личности ребенка приводят к тому, что изменяется сама эта личность, что не может не иметь самых существенных последствий для дальнейшего развития».

      Вводя представление о новообразовании, Л.С. Выготский теоретически дает основания для введения стадиальной структуры онтогенеза. Действительно, если рассматривать лишь внешние условия развития, нет основания настаивать на стадиальности, можно признать и постепенное изменение этих условий. Но при введении представления о новообразованиях вводится еще одно условие развития – внутреннее строение личности или сознания.

      Таким образом, социальная ситуация развития представляет собой сочетание внутренних процессов и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обусловливают как динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, так и качественно своеобразные психологические новообразования, возникающие к его концу.

 

2. СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ  РАЗВИТИЯ 

В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

      По  мнению Л.С. Выготского, легко может  показаться, что младенец совершенно или почти асоциальное существо. Он лишен основного средства социального общения – речи. Его жизнедеятельность исчерпывается в значительной степени удовлетворением простейших жизненных потребностей. Он в гораздо большей степени является объектом, чем субъектом, т.е. активным участником социального взаимодействия. На самом деле внимательное исследование показывает, что в младенческом возрасте мы имеем дело в совершенно специфической, глубоко своеобразной социальностью ребенка, которая вытекает из единственной и неповторимой социальной ситуации развития, своеобразие которой определяется двумя моментами.

      Первый  из них заключается в том, что  младенца отличает полная биологическая беспомощность. Младенец не в состоянии удовлетворить ни одной своей жизненной потребности. Самые элементарные и основные жизненные потребности младенца могут быть удовлетворены не иначе как с помощью взрослых, ухаживающих за ним. Предметы возникают и исчезают из поля зрения ребенка благодаря взрослому. Ребенок передвигается в пространстве на чужих руках. Изменение его положения, даже простое переворачивание, снова оказывается вплетенным в социальную ситуацию. Устранение мешающих ребенку раздражений снова определяется тем же путем.

       Таким образом, пути через других, через взрослых – основной  путь деятельности ребенка в  этом возрасте. Решительно все  в поведении младенца вплетено  и воткано в социальное. Все  контакты ребенка с социальной  действительностью являются целиком и полностью социально опосредованными. Благодаря всему этому и возникает такая единственная и неповторимая зависимость ребенка от взрослых, слитность ребенка и взрослого.

Информация о работе Социальная ситуация развития ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте