Социальная ситуация развития ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:15, контрольная работа

Краткое описание

Положение о значении социальной среды и общения ребенка с взрослыми и сверстниками для психического развития и формирования личности является общепризнанным в современной психологии. Однако вопрос о механизмах влияния социальной среды на развитие человека интерпретируется по-разному в зависимости от теоретической модели развития, принимаемой в

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………...……...………………3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ: СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ…...............4
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………………………………….…..9
ГЛАВА 3. СОЦИАЛНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………………………………………………11
ГЛАВА 4. СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.…………………...……………………………………………….....14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………...…………………………………………..20

Файлы: 1 файл

контр соц ситуац развития.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

     Вторая  особенность, характеризующая социальную ситуацию развития в младенчестве, заключается в том, что при максимальной зависимости от взрослых, при полной вплетенности и вотканности всего поведения младенца в социальное, ребенок лишен еще основных средств социального общения в виде человеческой речи. Именно эта вторая черта в соединении с первой и придает своеобразие социальной ситуации, в которой находится младенец. Всей организацией жизни он принужден к максимальному общению со взрослыми. Но это общение есть общение бессловесное, часто безмолвное, общение совершенно своеобразного рода.

     В противоречии между максимальной социальностью  младенца и минимальными возможностями общения и заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.

     Социальная ситуация психического развития ребенка младенческого возраста — ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, социальная ситуация "МЫ", социальная ситуация комфорта. Показателем существования такой социальной ситуации служит положительный эмоциональный фон, который является условием нормального физического и психического развития ребенка. И этот эмоционально-положительный фон необходимо постоянно поддерживать, для чего человечество изобрело эрзацы присутствия взрослого: это пустышка и укачивание. Первая потребность, которая формируется у ребенка – это потребность в другом человеке. Только развиваясь рядом со взрослым человеком, ребенок сам может стать человеком. На развитие этой потребности надо обратить особое внимание: с ребенком надо говорить, улыбаться, рассказывать ему сказки, не смущаясь тем, что ребенок еще не все понимает из того, что говорит ему взрослый. Первые признаки общения были описаны М.И. Лисиной. Это внимание, интерес к другому человеку (ребенок смотрит, прислушивается к голосу); эмоциональный отклик на появление другого человека; попытка привлечь к себе внимание. Психологи говорят: "Младенец беспомощен, если он один, но пара "мать и дитя" не только не беспомощны, но поражают своей жизнестойкостью". С другой стороны, дефицит общения в младенческом возрасте оказывает отрицательное влияние на все последующее психическое развитие-ребенка.

3. СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ  РАЗВИТИЯ

  В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

 

     К концу первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка  со взрослым буквально взрывается изнутри: в ней появляются двое – ребенок и взрослый. В это время ребенок приобретает некоторую степень автономии и самостоятельности, но, конечно, в очень ограниченных пределах. На грани между возрастами в кризисе первого года жизни фиксируется ряд противоречий – как предпосылки перехода на качественно новую ступень развития.

     Во-первых, в это время речь ребенка носит  автономный характер (слова ситуативны, многозначны, полисемантичны, они лишь сколки слов взрослых), что само по себе содержит противоречие: как средство общения эта речь обращена к другому, но лишена постоянных значений. Как разрешение противоречия важнейшим приобретением (новообразованием) возраста становится развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой.

     Во-вторых, до сих пор почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом, как бы присутствует взрослый человек. И прежде всего – через конструирование предметов, с которыми ребенок манипулирует. Это явление встречается только в конце младенческого периода. Как указывал Д. Б. Эльконин, ни на одном человеческом предмете не написан общественный способ его употребления, поэтому он должен быть раскрыт ребенку специально. Но поскольку младенцу его еще нельзя раскрыть и показать, приходится специально конструировать предметы, которые своими физическими свойствами определяют способ действия детей. Самостоятельно манипулируя предметом и ориентируясь на его физические свойства, ребенок ни при каких условиях не сможет открыть его общественно закрепленного назначения.

     К концу младенчества возможности  действования ребенка с предметами значительно расширяются, ребенок целиком поглощен предметом. Но в наличной социальной ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие разрешается при построении новой социальной ситуации развития, а именно – ситуации совместной деятельности со взрослым человеком, содержание которой – усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись, а затем стали его достоянием. Ребенок стремится к тому, чтобы взрослый действовал не вместо него, а вместе с ним. Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «ребенок – предмет – взрослый» (вместо прежней «ребенок – взрослый»).

     Это противоречие должно разрешиться в новом типе деятельности – предметной деятельности, направленной на активное усвоение общественно выработанных способов действия с предметами (второе основное новообразование раннего детства). В этой деятельности возникают и речь, смысловое обозначение вещей, обобщенно-категориальное восприятие предметного мира, наглядно-действенное мышление.

     В конце первого года ребенок становится на ноги. Это приобретение имеет  такое большое значение, что иногда этот период называют «ходячее детство». На первых порах прямохождение, ходьба – это особая задача, связанная с сильными переживаниями, для решения которой необходима поддержка, участие и одобрение взрослых. Постепенно ходьба становится уверенной, увеличивается автономность ребенка от взрослых и складывается более свободное и самостоятельное общение с внешним миром. Расширяется я круг доступных ребенку предметов, появляется ориентировка ребенка в пространстве.

     Основная  потребность ребенка раннего  возраста – познание окружающего мира через действия с предметами. Самостоятельно ребенок не может открыть способ употребления орудий и других специфически человеческих предметов, способ использования их является очевидным, не лежит на поверхности. На основании ситуативно-личностной формы общения строится новая потребность в предметном взаимодействии. Складывается социальная ситуация развития, характерная для раннего детства, может быть обозначена формулой: «ребенок-предмет-взрослый». Ребенку все хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе. Разворачивается совершенно новая форма общения – ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет. Контакт становится опосредованным предметом и действием с ним. Средства общения – это привлечение внимания к предмету, обмен игрушками, обучение использованию предметов по назначению, совместные игры.

     Взрослый  для ребенка раннего возраста – это прежде всего соучастник предметной деятельности и игры. Со стороны взрослого важны внимательность и доброжелательность партнера. Кроме того, он выступает как образец для подражания, как человек, оценивающий знания и умения ребенка и эмоционально поддерживающий его, подкрепляющий успехи и достижения.

     Характеристики  полноценного общения ребенка раннего  возраста со взрослыми:

     - инициативность по отношению  к старшему, стремление привлечь  его внимание к своим действиям;

     - предпочтение предметного сотрудничества  со взрослым, настойчивое требование  от взрослого соучастия в своих  делах;

     - доверчивость, открытость и эмоциональность отношения к взрослому, проявление к нему своей любви и охотный отклик на ласку;

     -чувствительность  к отношению взрослого, к его  оценке и перестраивание своего поведения в зависимости от поведения взрослого, тонкое различение похвалы и порицания;

     - активное использование речи во взаимодействии.

4. СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ  РАЗВИТИЯ 

В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

      К концу раннего возраста ребенок  и взрослый все более отдаляются друг от друга, повышается самостоятельность  ребенка, усиливается стремление к отделению от взрослого, выделению себя как субъекта. К началу дошкольного возраста ситуация совместной деятельности распадается. Возникновение центрального новообразования – системы «Я» - свидетельствующего об окончательном выделении себя из окружающей действительности, создает предпосылки для появления новой социальной ситуации развития, где ребенок стремится к реализации себя как самостоятельного субъекта в мире взрослых.

      В дошкольном возрасте сохраняется стремление жить вместе со взрослым, но теперь это не совместная жизнь, а жизнь ребенка в жизни взрослых. Социальная ситуация развития также содержит в себе противоречие. С одной стороны, ребенок – член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность заключается в том, чтобы жить вместе с окружающими людьми. В то же время в современных исторических условиях и в силу физических возможностей ребенок не имеет возможности принять полноценное участие в жизни взрослых. Идеальной формой реализации стремления ребенка взаимодействовать с реальным социальным миром становится ролевая игра. Она позволяет смоделировать эти отношения, включиться в них и действовать внутри этой модели.

      Итак, социальная ситуация развития является исходным моментом для всех изменений, происходящих в течение данного  периода. В результате развития к концу возрастного периода возникают новообразования, приводящие к перестройке всей структуры сознания ребенка и тем самым изменяющие всю синему отношений его к действительности и самому себе. Ребенок становится совершенно иным, нежели был в начале возраста: он начинает требовать другой системы отношений со взрослыми, иначе смотрит на мир и с помощью взрослых меняет систему отношений с ними. Это обусловливает изменение социальной ситуации развития. Таким образом, возникнув в определенной социальной ситуации развития, новообразования вступают с ней в противоречие и закономерно ее разрушают, подготавливая тем самым появление новой социальной ситуации развития.

     В дошкольном возрасте интересы ребенка  перемещаются от мира предметов к  миру взрослых людей. Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Взрослый начинает выступать не только как конкретное лицо, но и как образ. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве – «ребенок – взрослый (обобщенный, общественный). Обобщенный взрослый – это носитель общественных функций, т. е. водитель, милиционер, продавец, воспитатель, мама вообще.

     Классическая  психологическая ситуация, складывающаяся в конце раннего детства, - феномен  «Я сам». Внешне это выражается в противостоянии «хочу» ребенка и «нельзя» взрослого. Ребенок стремится действовать самостоятельно, вести себя «как взрослый». Однако современный мир слишком сложен, и, прямое, непосредственное участие ребенка в большинстве видов труда, учитывая реальный уровень его развития, невозможно.

     Противоречие  разрешается в особом типе деятельности дошкольника – в игре. Игровое  действие свободно от обязательных способов действия, оно носит символический  характер. В сюжетно-ролевой игре, характерной для дошкольного детства, ребенок берет на себя роль другого (чаще всего взрослого) и моделирует его действия, проигрывает эту воображаемую ситуацию. Психолог М.И. Лисина выделяла две внеситуативные формы общения, характерные для дошкольного возраста, - познавательную и личностную.

     В первой половине дошкольного возраста (3 – 5 лет появляется внеситуативно-познавательная форма общения ребенка со взрослым. В отличие от предыдущей (ситуативно-деловой) она вплетена не в практическое сотрудничество со взрослым, а в «теоретическое». Обостренная познавательная потребность ребенка и расширение его познавательных интересов ведут к тому, что он начинает задавать взрослому многочисленные вопросы, поэтому детей этого возраста иногда называют «почемучками».

     Эти вопросы чрезвычайно разнообразны и охватывают практически все области знаний о мире, природе и обществе. Все, что ребенок слышит от взрослого и что видит сам, он пытается привести в порядок, установить закономерные отношения, в которых укладывается наш непосредственный и сложный мир. Ведущий для этой формы мотив общения – познавательный. Взрослый начинает выступать перед ребенком в новом качестве – как источник новых знаний, как эрудит, способный разрешить сомнения и ответить на вопросы. А поскольку в ходе «теоретического сотрудничества» обсуждаются темы, непосредственно не связанные с окружающей обстановкой, общение впервые приобретает внеситуативный характер.

     Для внеситуативно-познавательной формы  общения характерно стремление ребенка к уважению взрослого. Очень важной для них становится оценка взрослого; любое замечание дети начинают воспринимать как личную обиду. Исследования показали, что дети с познавательными мотивами демонстрируют повышенную обидчивость и чувствительность к замечаниям. Аффективные вспышки особенно свойственны детям среднего дошкольного возраста (среди младших детей многие остаются на уровне ситуативно-деловой форы общения). Таким образом, для внеситуативно-познавательной формы общения характеры познавательные мотивы и потребность в уважении взрослого. Главным средством такого общения является речь, поскольку только она позволяет выйти за пределы ситуации и осуществить внеситуативное общение.

Информация о работе Социальная ситуация развития ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте