Социаизация современных подростков, обучающихся в разных профильных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 15:24, курсовая работа

Краткое описание

Человек — существо социальное. С самого начала своей жизни он включен в социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. Этот опыт, субъективно усвоенный в процессе социального взаимодействия, становится неотъемлемой частью личности. Социализация — это и есть процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

Файлы: 1 файл

фисенко курсовая.doc

— 263.00 Кб (Скачать)

Эскапизм (z=1,8, p=0,04) - это стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазии в ситуации кризиса, бессилия, отчуждения. Можно сказать еще, что это наличие у человека нескольких реальностей. Бегство в мечты никого не избавляет от необходимости жить в нашем общем, так называемом реальном мире. Это расширяет возможности и восприятие человека, хотя и может создавать некоторые сложности и конфликты с окружающими. Но любые дополнительные способности могут создавать человеку дополнительные сложности. Человеку с творческим воображением всегда труднее, нежели тому, кто этого воображения лишён.

Данные шкалы характерны для подросткового возраста, поэтому очевидно, что значимые различия между группами обнаружились именно по эти показателям.

Не оказалось статистически значимых различий между показателями школьников, обучающихся дисциплинам биолого-химического и гуманитарного цикла.

Далее будут рассмотрены результаты о различиях в показателях между учащимися физико-математического и гуманитарного цикла (табл.3 ).

 

Таблица 3

Статистически значимые различия в показателях уровня социально-психологической адаптации подростков, обучающихся в разных профильных классах

Test Statistics(b)

 

 

Прин.др.

Ведом.

Mann-Whitney U

79,5

82,5

Wilcoxon W

215,5

218,5

Z

-1,832

-1,731

Asymp. Sig. (2-tailed)

0,036

0,043

Exact Sig. [2*(1-tailed Sig.)]

0,067

0,086

a

Not corrected for ties.

b

Grouping Variable: VAR00001


 

Чем в большей степени человек принимает себя, тем выше вероятность, что он принимает других. Шкала самопринятия (z=1,8, p=0,03) у подростков имеет место быть, а значит у них появляется чувство принятия, уважения и ценности других. Отношение к себе отражается также на отношении к другим.

Методика М.И.Рожкова (см. прил.2) позволила выявить уровень социализированности для каждой группы подростков. С помощью φ*- углового преобразования Фишера было проверено наличие статистически значимых различий в показателях между подростками биолого-химического, физико-математического и гуманитарного профиля (рис.1).

 

Рисунок 1

Показатели уровня социализированности в разных профильных классах

 

В ходе исследования было установлено, что школьников, обладающих низким уровнем социализированности не обнаружилось ни в одной группе. Большинство подростков характеризуются средним и высоким уровнем, однако есть различия в показателях между обучающимися в разных профильных классах. Ученики физико-математического (75,5%) и химико-биологического (68,8%) цикла обладают в основном высоким уровнем социализированности, когда для подростков гуманитарного цикла(62,5%) характерен средний уровень социализировнности. Таким образом, можно сказать, что обучающиеся гуманитарного профиля обладают более низким уровнем социализированности, чем остальные. Вероятнее всего на это влияет тип образовательной среды учреждения, а не сам профиль. Ведь задачей обучения дисциплинам гуманитарного цикла является воспитание высоконравственного человека, у которого сформированы умения, связанные с процессом социализации личности.

 

 

 

 

Таблица 4

Статистически значимые различия в показателях уровня социализированности подростков, обучающихся в разных профильных классах

Test Statistics(b)

 

 

Соц.адапт.

Автоном.

Соц.активность

Гуман.норм.

Mann-Whitney U

117,5

74,5

110

99,5

Wilcoxon W

253,5

210,5

246

235,5

Z

-0,39970948

-2,025473

-0,684066

-1,082197377

Asymp. Sig. (2-tailed)

0,689370507

0,0428188

0,4939335

0,279164834

Exact Sig. [2*(1-tailed Sig.)]

0,696258329

0,0426195

0,514748

0,287088208

a

Not corrected for ties.

   

b

Grouping Variable: VAR00005

 

 

Также методика М.И.Рожкова позволяет оценить уровень социальной адаптированности и степень развития социальных качеств, таких как автономность, социальная активность и приверженность к гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности). С помощью критерий Манна-Уитни было выявлено статистически значимое различие (z=2,02, p=0,04) между обучающимися физико-математического и гуманитарного профиля в показателе автономности. Под автономностью понимается стадия нравственного развития, характеризующаяся способностью личности самостоятельно создавать или выбирать моральные правила для своей жизни и поведения. Иногда автономия рассматривается как третий этап морального развития личности после гетерономии (или конвенциональной морали) и аномии (доморального этапа). Следовательно, подростки физико-математического класса отличаются большей обособленностью личности и способности к самоопределению своих позиций.

 

 

 

 

 

2.3. Рекомендации психологам и педагогам по развитию уровня социализации подростков, обучающихся в классах гуманитарного профиля.

 

Для повышения уровня социализации подростков, обучающихся в классах гуманитарного профиля, необходимо создать условия для развития личности не только в условиях образовательного учреждения. Например, это могут быть волонтерские движения с целью оказания помощи пенсионерам. Подросткам важно научиться взаимодействовать не только со сверстниками, но и с людьми старше них. Положительным еще можно назвать то, что подростки смогут научиться проявлять сострадание к людям, которые нуждаются в помощи.

Кружки и клубы по интересам – как один из вариантов занятости учащихся. При таком виде деятельности группы формируются не по возрасту и профилю обучения, а по предпочтениям. Это могут быть совершенно разнородные группы, но самое главное – учащиеся объединены общими интересами, и это помогает лучше понять друг друга.

Всевозможные дискуссии на уроках позволяют учащимся не просто отстоять свою точку зрению, но и научиться слушать и принимать мнение остальных. Чем лучше будет развито качество слышать и слушать другого,

тем проще будет учащимся найти общий язык с другими.

Немаловажное значение в развитии социализации подростков имеет участие в школьных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах. Также возможно создание трудовых отрядов.

Обоснованием данного выбора рекомендаций является утверждение С.Ю.Головина о том, что «социализация» реализуется в общении и деятельности, образовательном учреждении, в коллективах трудовых и прочих. Воспитание - ведущее и определяющее начало социализации.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Социализация – это совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. На процесс социализации современного подростка влияют такие факторы, как семья, сверстники, общество, интернет и многие другие. В исследовании мы рассматривали профиль обучения как один из значимых факторов, влияющих на процесс социализации подростков.

В результате исследования частично подтвердилась гипотеза о том, что профиль обучения влияет на процесс социализации подростков.

Выявив особенности социально-психологической адаптации подростков и связанных с этим черт их личности, изучив уровень социализированности обучающихся профильных классов, был сделан сравнительный анализ школьников. По результатам полученных данных можно сказать, что на процесс социализации подростков влияет  не только профиль обучения, но и образовательная среда учреждения. Обучающиеся гуманитарного профиля обладают более низким уровнем социализации, чем учащиеся биолого-химического и физико-математического цикла. Так как целью гуманитарного профиля обучения является развитие высокосоциализированного учащегося, а в ходе эмпирического исследования этого не подтвердилось, то можно говорить о том, что более главным фактором развития социализации является образовательная среда учреждения. Для достижения высокого уровня социализации подростков, обучающихся в классах гуманитарного профиля, были разработаны рекомендации.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абраменкова В.В. Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.-176 с.
  2. Андреева Г.М.     Социальная психология: Учебник для вузов / Андреева Г.М.. - М.: Наука, 1994. - 324 с.
  3. Андриенко Е.В.Социальная психология.- М.: Издательский центр «Академия», 2011.- 264с.
  4. Аптикиева Л.Р., Краснова А.А. Особенности социализации личности подростка в современном обществе // Вестник ОГПУ. - 2005. -№ 2. – С.97-101.
  5. Божович, Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович. // Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М. : Институт практической психологии, Воронеж : НПО "МОДЭК", 1995. - 352 с.)
  6. Волков Б.С. Психология подростка. – 3-е изд., исправл. И доп. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 160 с.
  7. Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский. // Собрание сочинений : в 6-ти т. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
  8. Головин С.Ю.  Словарь психолога-практика: словарь-справочник / Головин С.Ю.. - 2-е изд., перераб. и доп.. - Минск: Харвест, 2001. - 976 с.
  9. Дроздикова Л.Н., Волков И.В. Социализация подростка: формирование социальных компетенций учащихся в условиях профильного обучения // Вестник КТУ. - 2013. -№7. - С.318-320.
  10. Ерёмина Л. С., Куровский В. Н. Социализированность как результат процесса социализации подростков // Вестник ТГПУ. - 2011.  -№10.  - С.166-169.
  11. Киприянова Е.В. Содержание образования в профильной школе:методология деятельности и методика обучения в условиях перехода к новым образовательным стандартам – 2005. – 224 с.
  12. Лабунская, В.А. Социальная психология личности – М.: Гардарики, 2001. – 397с.
  13. Мудрик А.В. Социализация человека: Учебное пособ. для студ. вузов, обучающихся по спец. 050711 (031300) -"Социальная педагогика" / Мудрик А.В.; УМО вузов России по педагогическому образованию. - М.: Академия, 2004. - 304 с.
  14. Мухина В.С. Возрастная психолгия: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для стел.вузов. – 9-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 456 с.
  15. Нестеров А. Н.Социализация подростков в условиях межличностных  отношений в общеобразовательной школе: автореф. дисс… канд. пед. н. - Карачаевск : КЧГУ, 2005.- 22с.
  16. Повшедный А.В., Малинин В.А. Факторный подход в контексте социализации современного подростка //      Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2009, № 1, с. 20–23.                 
  17. Саламатина И.И., Кочеткова Е.М. Влияние современных средств массовой информации на социализацию детей и подростков // Педагогическое образование и наука. – 2010. -№8. - С.74-78.
  18. Фридман Л.М. «Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей» - М.: Издательство Института Психотерапии, 2004 - 480 с.
  19. Фельдштейн Д.И Психология современного подростка - Изд-во : «Педагогика», 1987.- 240 с.
  20. Халикова Ф. Д.Профильное обучение в школе как стадия непрерывного образования (на примере дисциплин естественнонаучного цикла) : автореф. дисс… канд. пед. н. - Казань : ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» РАО, 2013.- 22с.
  21. Эльконин, Д.Б. Введение в детскую психологию. / Д.Б. Эльконин. // Психическое развитие в детских возрастах. - М. : Институт практической психологии, Воронеж : НПО "МОДЭК", 1997. - 416 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймона

 

Инструкция: «На следующих страницах напечатаны высказывания о поведении человека, его мыслях, переживаниях. При чтении каждого высказывания подумайте, насколько оно может быть отнесено к Вам, и обведите кружком одну из цифр, в зависимости от того, в какой степени оно характерно для Вас.

 

«Совершенно ко мне не относится» - 1;

«Не похоже на меня» - 2;

«Пожалуй, не похоже на меня» - 3;

«Не знаю» - 4;

«Пожалуй, похоже на меня» - 5;

«Похоже на меня» - 6;

«Точно про меня» - 7.

 

  1. Я испытываю внутреннюю неловкость, когда с кем-нибудь разговариваю.
  2. Мне не хочется, чтобы окружающие догадывались, какой я, что у меня на душе, и я представляюсь перед ними, прячу свое лицо под маской.
  3. Я во всем люблю состязание, соревнование, борьбу.
  4. Я предъявляю к себе большие требования.
  5. Я часто сам ругаю себя за то, что делаю.
  6. Я часто чувствую себя униженным.
  7. Я сомневаюсь в том, что могу понравиться кому-нибудь из девочек (мальчиков).
  8. Я всегда сдерживаю свои обещания.
  9. У меня теплые, хорошие отношения с окружающими.
  10. Я сдержанный, замкнутый, держусь ото всех чуть в стороне.
  11. Я сам виноват в своих неудачах.
  12. Я ответственный человек. На меня можно положиться.
  13. У меня чувство безнадежности. Все напрасно.
  14. Я во многом живу взглядами, правилами и убеждениями моих сверстников.
  15. Я принимаю большую часть тех правил и требований, которым должны следовать люди.
  16. У меня мало своих собственных убеждений и правил.
  17. Я люблю мечтать - иногда прямо среди дня. Трудно возвращаться от мечты к действительности.
  18. У меня такое чувство, будто я зол на весь мир: на всех нападаю, огрызаюсь, никому не даю спуску. А то вдруг «застряну» на какой-нибудь обиде и мысленно мщу обидчику... Трудно сдерживать себя в таких вещах.
  19. Я умею управлять собой и своими поступками - заставлять себя, разрешать себе, запрещать. Самоконтроль для меня - не проблема.
  20. У меня часто портится настроение: вдруг находят уныние, хандра.
  21. Меня не очень волнует то, что касается других. Я сосредоточен на себе, занят самим собой.
  22. Люди, как правило, нравятся мне.
  23. Я легко, свободно, непринужденно выражаю то, что чувствую.
  24. Если я оказываюсь среди большого количества людей, мне бывает немножко одиноко.
  25. Мне сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.
  26. Обычно я легко лажу с окружающими.
  27. Мои самые тяжелые битвы - с самим собой.
  28. Я склонен быть настороже с теми, кто почему-то обходится со мною более приятельски, чем я ожидаю.
  29. В душе я оптимист и верю в лучшее.
  30. Я неподатливый, упрямый. Таких, как я, называют трудными людьми.
  31. Я критичен к людям и всегда сужу их, если, с моей точки зрения, они этого заслуживают.
  32. Я чувствую себя не ведущим, а ведомым: мне еще не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.
  33. Большинство тех, кто знает меня, хорошо ко мне относятся, я нравлюсь им.
  34. Иногда у меня бывают такие мысли, которыми я ни с кем не хотел бы делиться,
  35. У меня красивая фигура. Я привлекателен (привлекательна).
  36. Я чувствую беспомощность. Мне нужно, чтобы кто-нибудь был рядом.
  37. Обычно я могу принять решение и твердо следовать ему.
  38. Мои решения - не мои собственные. Даже тогда, когда мне кажется, что я решаю самостоятельно, они все же приняты под влиянием других людей.
  39. Я часто испытываю чувство вины - даже тогда, когда как будто бы ни в чем не виноват.
  40. Я чувствую антипатию, неприязнь к тому, что окружает меня.
  41. Я доволен.
  42. Я выбит из колеи: не могу собраться, взять себя в руки, сосредоточиться, организовать себя.
  43. Я чувствую вялость, апатию: все, что раньше волновало меня, стало вдруг безразличным.
  44. Я уравновешен, спокоен, у меня ровное настроение.
  45. Разозлившись, я нередко выхожу из себя.
  46. Я часто чувствую себя обиженным.
  47. Я импульсивный, порывистый, нетерпеливый, действую по первому побуждению.
  48. Бывает, что я сплетничаю.
  49. Я не очень доверяю своим чувствам: они подводят меня иногда.
  50. Это довольно трудно - быть самим собой.
  51. У меня на первом плане разум, а не чувство. Прежде чем что-либо сделать, я обдумываю свои поступки.
  52. Мне кажется, я вижу происходящее со мной не совсем так, как оно есть на самом деле. Вместо того чтобы здраво взглянуть фактам в лицо, толкую их на свой лад... Словом, не отличаюсь реалистичностью.
  53. Я терпим в своем отношении к людям и принимаю каждого таким, каков он есть.
  54. Я стараюсь не думать о своих проблемах.
  55. Я считаю себя интересным человеком - заметным, привлекательным как личность.
  56. Я стеснительный, легко тушуюсь.
  57. Мне обязательно нужны какие-то напоминания, подталкивания со стороны, чтобы довести дело до конца.
  58. Я чувствую внутреннее превосходство над другими.
  59. Я никто. Нет ничего, в чем бы я выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое «Я».
  60. Я боюсь того, что подумают обо мне другие.
  61. Я честолюбивый. Я не равнодушен к успехам, похвале. В том, что я считаю существенным, мне важно быть в числе лучших.
  62. Я презираю себя сейчас.
  63. Я деятелен, энергичен, у меня есть инициатива.
  64. Мне не хватает духу встретиться с трудностями или попасть в ситуацию, которая грозит осложнениями, неприятными переживаниями.
  65. Я просто не уважаю себя.
  66. Я по натуре вожак и умею влиять на других.
  67. В целом я хорошо отношусь к себе.
  68. Я настойчивый, напористый, уверенный в себе.
  69. Я не люблю, когда у меня с кем-то портятся отношения, особенно если разногласия грозят стать окончательными.
  70. Я долго не могу принять решение, как действовать, а потом сомневаюсь в его правильности.
  71. Я в какой-то растерянности, у меня все спуталось, смешалось.
  72. Я удовлетворен собой.
  73. Я неудачник. Мне не везет.
  74. Я приятный, симпатичный, располагающий к себе человек.
  75. Я нравлюсь девочкам (мальчикам) как человек, как личность.
  76. Я стойкий женоненавистник. Презираю всякое общение с девчонками. (Я не люблю мальчишек. Презираю всякое общение с ними.)
  77. Когда я должен что-то осуществить, меня охватывает страх перед провалом: а вдруг я не справлюсь, вдруг у меня не получится?
  78. У меня легко, спокойно на душе. Нет ничего, что сильно тревожило бы меня.
  79. Я умею упорно работать.
  80. Я чувствую, что меняюсь, расту, взрослею. Мои чувства и отношения к окружающему становятся более зрелыми.
  81. Случается, что я говорю о вещах, в которых совсем не разбираюсь.
  82. Я всегда говорю только правду.
  83. Я встревожен, обеспокоен, напряжен.
  84. Чтобы заставить меня что-либо сделать, надо как следует настоять - и я соглашусь, уступлю.
  85. Я чувствую неуверенность в себе.
  86. Я часто бываю вынужден защищать себя, строить доводы, которые меня оправдывают и делают мои поступки обоснованными.
  87. Я уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.
  88. Я умный.
  89. Иной раз я люблю прихвастнуть.
  90. Я безнадежен. Принимаю решения и тут же их нарушаю. Презираю свое бессилие, а с собой поделать ничего не могу. У меня нет воли и нет воли ее вырабатывать.
  91. Я стараюсь полагаться на собственные силы, не рассчитывая ни на чью помощь.
  92. Я никогда не опаздываю.
  93. У меня ощущение скованности, внутренней несвободы.
  94. Я отличаюсь от других.
  95. Я не очень надежен, на меня нельзя положиться.
  96. Мне все ясно в себе. Я себя хорошо понимаю.
  97. Я общительный, открытый человек. Я легко схожусь с людьми.
  98. .Мои силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые ставит передо мной жизнь. Я со всем могу справиться.
  99. Я ничего не стою. Меня даже не принимают всерьез. Ко мне в лучшем случае снисходительны, просто терпят меня.
  100. Меня беспокоит, что девочки (мальчики) слишком занимают мои мысли.
  101. Все свои привычки я считаю хорошими.

Информация о работе Социаизация современных подростков, обучающихся в разных профильных классах