Социаизация современных подростков, обучающихся в разных профильных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 15:24, курсовая работа

Краткое описание

Человек — существо социальное. С самого начала своей жизни он включен в социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. Этот опыт, субъективно усвоенный в процессе социального взаимодействия, становится неотъемлемой частью личности. Социализация — это и есть процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

Файлы: 1 файл

фисенко курсовая.doc

— 263.00 Кб (Скачать)

Зарегистрировано «____» _________________ 2013 г. _____________________________________________

Подпись   (расшифровка подписи)

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

( Н И У « Б е л Г  У » )

 

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

 

КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАЗНЫХ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психология воспитания»

(название дисциплины)

студентки дневного отделения II курса группы 88001204

Фисенко Марии Олеговны

(ФИО полностью)

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

кандидат пед. наук, доцент Ланских М.В. 

(ученая степень, звание, фамилия  инициалы)

 

 

 

 

 

 

 

БЕЛГОРОД 2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Человек — существо социальное. С самого начала своей жизни он включен в социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. Этот опыт, субъективно усвоенный в процессе социального взаимодействия, становится неотъемлемой частью личности. Социализация — это и есть процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются, по-разному переживаются различными личностями.

К факторам социализации можно отнести следующие: общество, государство, страна, средства массовой информации, этнос, тип поселения, семья, школа, профиль обучения, сверстники.

Особенности проявлений подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами, и, прежде всего, изменением места ребенка в обществе, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое психологическое новообразование этого возраста, как самосознание. Подростков в это время характеризует импульсивность, эмоциональность, чувствительность, негативизм, критический склад ума, максимализм, мечтательность. Все эти качества делают подростков социально подвижной частью общества, однако и противоречивой. С одной стороны, несостоявшиеся социальные позиции, не усвоенные социальные роли, а с другой – стремление брать на себя самостоятельное решение вопросов.

Проблема социализации начала рассматриваться в науке в конце прошлого века. Наиболее пристально она стала изучаться, начиная с 30-х гг. нашего столетия, а к началу 70-х гг. превратилась в одну из самых актуальных проблем человекознания. Исследованию сущности, структуры феномена социализации посвящены работы отечественных (Ш.А.Амонашвили, Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин и др.) и зарубежных ( А.Маслоу, Т.Парсонс, К.Роджерс, Р.Штейнер и др.) ученых. Их исследования раскрывают особенности развития школьника как субъекта педагогического процесса, взаимодействия учебно-воспитательной системы с процессом социализации.

В настоящее время проблема социализации  изучается А.А.Реан, Н.В Бордовской, С.И.Розум, А.Н.Нестеровым, И.И.Саламатиной, Е.М.Кочетковой, Л.Н.Дроздиковой, Л.С.Ерёминой и другими. В своих исследованиях авторы рассматривают особенности социализации современных подростков, факторы, влияющие на ее развитие, роль СМИ как современной тенденции в развитии личности подростка и др.

Проблема: каковы особенности социализации подростков, обучающихся в разных профильных классах? Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект:  социализация подростков.

Предмет: социализация подростков, обучающихся в разных профильных классах.

Гипотеза: профиль обучения школьников (подростков) влияет на их социализацию.

Задачи:

  1. Провести теоретический анализ понятия «социализация» в отечественной и зарубежной психологической литературе.
  2. Рассмотреть особенности социализации подростков.
  3. Выявить психологические особенности обучения в профильных классах.
  4. Провести эмпирическое исследование особенностей социализации подростков, обучающихся в разных профильных классах.
  5. Определить степень влияния обучения в профильных классах на процесс социализации подростков.
  6. Разработать рекомендации

Методы исследования: Решение поставленных задач потребовало использования следующих методик:

    1. Теоретический: сравнение, анализ и обобщение материала.
    2. Эмпирические: тестирование «Методика изучения социализированности личности учащегося М.И.Рожкова», направленная на выявление уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся; опросник «Шкала социально-психологической адаптированности Р.Даймонда, К.Роджерса» с целью выявления особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности.
    3. Методы количественной и качественной обработки эмпирических данных (критерий Манна-Уитни, критерий t-Стьюдента).
    4. Методы анализа и интерпретации данных.

База исследования: МБОУ «Лицей №32» г. Белгорода, МБОУ «Гимназия № 2» г. Белгорода. В исследовании принимали участие 48 респондентов, в возрасте 13-15 лет.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ

1.1.Понятие «социализация» в психолого-педагогической литературе.

 

Понятие социализации впервые было описано в 30-х – 50-х гг. в работах американских психологов и социологов (А.Парк, Д.Доллард, Дж.Кольман, В.Уолтер и др.). Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в американской социологии (И.Парсонс, Р.Мертон). В традициях этой школы  понятие «социализация» раскрывается через термин «адаптация», который означает приспособление живого организма к условиям среды [12, c.34].

В самом широком смысле понятие социализации трактуется как процесс и результат социального развития человека. И.С.Кон полагал, что социализация представляет собой совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [3, c.40].

Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание». Более того, иногда к понятию социализации вообще высказывается довольно критическое отношение, связанное уже не только со словоупотреблением, но и с существом дела. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества [2, c.31].

С.Ю.Головин рассматривает понятие «социализация» как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, прежде всего - системы социальных ролей. Реализуется в общении и деятельности - в семье, дошкольных учреждениях, школе, в коллективах трудовых и прочих. Происходит как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания - целенаправленного формирования личности. Воспитание - ведущее и определяющее начало социализации [8, c.469].

В.В.Абраменкова [1, c.86] определяет социализацию как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях образования и воспитания — целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса развития человека, осуществляемого в интересах его и (или) общества, к которому он принадлежит. В разных научных школах понятие социализации получило различную интерпретацию: в необихевиоризме оно трактуется как социальное научение; в школе символического интеракционизма — как результат социального взаимодействия, в «гуманистической психологии» — как самоактуализация Я. Явление социализации многоаспектно, и каждое из указанных направлений акцентирует внимание на одной из сторон изучаемого феномена.

В рамках психодинамического подхода (3. Фрейд, Э.Эриксон и др.) особую роль в социализации человека играет период раннего детства. Сам процесс социализации рассматривается как подавление природных влечений и проявлений ребёнка, дисциплинирование со стороны общества, принятия ребенком общественно признанных конвенций [7,c.124].

Когнитивный подход (Дж. Брунер и др.) [по 5, c.62] связывает формирование личности человека, его социализацию, прежде всего с развитием познавательной сферы, усвоением ребенком того или иного объема знаний об окружающем мире.

Основным в социализации личности представители бихевиористского подхода (Дж. Уотсон, Б. Скиннер и др.) считают расширение репертуара поведения, которое происходит путем научения.

Гуманистический подход (А. Маслоу, К.Р. Роджерс и др.) рассматривает социализацию в связи с личностным ростом, самоактуализацией, саморазвитием [21, c.27].

 В отечественной психологии  проблема социализации стала  рассматриваться как относительно  самостоятельная лишь начиная  с конца 60-х годов XX в. До этого  времени различные аспекты социализации  в той или иной степени освещались в русле психологии развития (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, ДБ. Эльконин и др.), для которой социализация - это усвоение человеком продуктов накопленного людьми социального опыта. Ребенок в процессе социализации вступает во взаимодействие с некоторой идеальной формой, то есть достигнутым обществом уровнем развития культуры. Эта идеальная форма все время развивается, то есть меняется качественно. Особенности этого взаимодействия связаны с определенной социальной ситуацией развития, ведущим для данного возраста типом деятельности и основными психическими новообразованиями [13, c.102].

Анализируя труды  отечественных и зарубежных ученых по изучению проблемы социализации, мы будем придерживаться точки зрения И.С.Кона и говорить о социализации как о совокупности всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

 

1.2. Особенности процесса социализации современных подростков.

 

Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку именно на его протяжении складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение самоутверждение. Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода.

Поведение подростков по самой сути своей является коллективно-групповым. Принадлежность к группе сверстников играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников. Существенное влияние на поведение начинают оказывать нормы, стихийно складывающиеся в группе сверстников. В ситуации конфликта требований взрослых и сверстников подростки сознательно предпочитают нормы, принятые среди сверстников. Стихийно складывающиеся нормы могут существенно искажать протекание процесса социализации, приводя к социально дезадаптированному поведению[15,c.13].

Процесс социализации подростка в школе протекает под организованным влиянием его педагогов (через воспитание) и на фоне активности в его совместной деятельности с учителями и учащимися. Социализация школьника протекает через психологические, социальные и культурные отношения между ним и окружающими его людьми. Психологические отношения – эмоциональная поддержка друг друга. Ученик учится сопереживать и устанавливать близкие теплые отношения. Социальные отношения – распределение ролей, статусные отношения в классе, школе. Подросток усваивает различные социальные роли, их содержание, традиции и обычаи семьи, общества, конкретной школы, класса[6, c.49].

Система социализации личности подростка представляется в единстве структурных и функциональных компонентов. Под функцией в социально-педагогическом аспекте понимают качественную характеристику, направленную на сохранение, поддержание и развитие системы. Функциональные компоненты — это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности педагогов и подростков и тем самым обуславливающие движение, развитие, совершенствование педагогических систем и вследствие этого их устойчивость, жизнестойкость. Можно выделить следующие функциональные компоненты системы социализации личности подростка:

  1. Когнитивный компонент системы реализуется в процессе целенаправленного овладения подростком социального опыта. Подростки приобретают знания и умения, необходимые для осуществления социально значимой деятельности.
  2. Коммуникативный компонент включает действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений между подростками и педагогами в образовательном учреждении.
  3. Деятельностный компонент способствует включению подростков в социально значимую деятельность, имеющую личностную оценку этой деятельности.
  4. Коррекционный компонент связан с коррекцией хода процесса социализации, установлением необходимых связей между субъектами процесса, регуляцией этой связи.
  5. Компонент самоуправления представляет собой самоуправляемую систему социализации личности подростка, поскольку происходящие в ней изменения носят упорядоченный характер, а упорядоченность компонентов системы обеспечивается механизмами управления [10,c.167].

Информация о работе Социаизация современных подростков, обучающихся в разных профильных классах