Социаизация современных подростков, обучающихся в разных профильных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 15:24, курсовая работа

Краткое описание

Человек — существо социальное. С самого начала своей жизни он включен в социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. Этот опыт, субъективно усвоенный в процессе социального взаимодействия, становится неотъемлемой частью личности. Социализация — это и есть процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

Файлы: 1 файл

фисенко курсовая.doc

— 263.00 Кб (Скачать)

На процесс социализации современного подростка влияют следующие факторы: семья, социальное положение, род занятий, школа, сверстники, средства массовой коммуникации, интернет, профиль обучения. Рассмотрим некоторые из них.

В настоящее время в подростковой среде все более популярным становится Интернет как способ самовыражения и коммуникации. Быстро развивающиеся возможности глобальной сети позволяют считать ее новым средством массовой коммуникации. Изучая роль Интернета в жизни современного подростка, М.Г. Абрамов выделил следующие особенности:

1) очевидна тенденция приобщения  к информационным технологиям детей все более младших возрастов;

2) имеет место конфликт между  обыденной и виртуальной реальностями;

3) возникают потеря субъектности  и Интернет-зависимость;

4) происходит десоциализация и  снижение традиционного общения на фоне роста общения через компьютер;

5) разрешением «конфликта реальностей» может быть бегство в виртуальность, последовательное освоение которой удаётся лучше, или

пренебрежение совершенствованием в Интернете из-за более успешной деятельности в реальном мире;

6) интернет сегодня не столько информационная система, сколько уникальная общность людей, влияние которой особенно заметно в

подростковом возрасте с его резким ростом социального давления[17,c.75].

По данным исследования Л.Р.Аптикиевой и А.А.Красновой было установлено, что семья остаётся наиболее значимым местом для подавляющего большинства подростков, где они чувствуют себя уютно и комфортно. В то время как по отношению к школе наиболее популярным определением самочувствия было «нормально» — 62,1%, хотя у 20,7% отвечающих со школой связаны лишь негативные переживания. Такая же ситуация прослеживается и в отношении дворовой компании, только уровень положительных ответов, если сравнивать со школой, здесь несколько  выше— 87,4%. Если анализировать распределение ответов по оцениванию отношений со взрослыми, то надо отметить, что самым значительным лицом для подростков, как для мальчиков, так и для девочек, остается мама, второе место занимают бабушки и дедушки; отцы соответственно на третьем месте, набрав по общим ответам 76,5%. Подобные результаты были получены в исследовании Ю. А. Клейберга и А. А. Кокоревой. Семья оценивается подростками как место, в котором, прежде всего, можно получить поддержку (60,3%). Именно в семье подросткам чаще всего удается добиться признания и проявить себя как личность. На втором месте поддержку ожидают от друзей — 22,4%; надеются только на себя —12%.Школа, хотя и является вторым по важности фактором социализации, не столь значима для подростков, и прежде всего потому, что не отвечает их потребности в интимно-личностном и социально ориентированном общении. И если первый вид общения в рамках школы вряд ли возможен в тех масштабах, которые необходимы подростку, то второй вид общения, являясь по некоторым исследованиям (Д. И. Фельдштейн, М. Ю.Кондратьев) более необходимым подростку, так как способствует его самоутверждению и признанию общественной значимости, как показывает исследование, школой не учитывается и не используется [4,c.97].

Влияние такого фактора, как обучение в профильных классах, на социализацию подростка более подробно рассматривается в параграфе 1.3.

Итак, социализация – это процесс и результат усвоения индивидом социального опыта и системы социальных ролей. Особенно важным этот процесс является в подростковый период, поскольку он приходится в один из важнейших и сильнейших кризисов человеческой жизни. Мы рассматриваем профиль обучения как один из значимых факторов процесса социализации современного подростка.

 

1.3.Психологические особенности обучения в профильных классах.

 

К профильным классам относятся классы с ориентацией на профессиональную область, а также на развитие профессионального самоопределения учащихся. Основными целями и задачами профильных классов является:

    • обеспечение социализации личности;

    • предоставление учащимся  оптимальных условий для получения среднего (полного) общего образования;

    • обеспечение непрерывности среднего (полного) общего образования;

    • обеспечение углубленного  овладения знаниями и умениями по профилирующим дисциплинам;

    • создают условия  для развития творческих способностей  учащихся в соответствии с  интересами и наклонностями;

    • осуществление ранней профилизации, воспитание устойчивого интереса к избранному профилю.

Особенностями организации профильного обучения дисциплин физико-математического цикла являются: развитие у школьника средствами математики универсального элемента мышления – логики, развитие навыков рационального мышления и способов выражения мысли (лаконизм, точность, полнота, ясность и т.п.), интуиции – способности предвидеть результат и предугадать путь решения. Целями физического образования является формирование у ученика научных знаний и умений, необходимых для понимания явлений и процессов, происходящих в природе, технике, быту. Физика должна способствовать самоопределению личности школьника, реализации его индивидуальных способностей и потребностей, формированию ценностных социально-значимых ориентаций и прививать гуманные взгляды на окружающую действительность[9, c.318].

Качественный результат организации профильного обучения гуманитарным дисциплинам проявляется в сформированности умений, связанных с процессами социализации личности. Целью гуманитарного образования является воспитание «человека духовного» и «человека умелого и мобильного», формирование личности, обладающей свойствами и качествами, необходимыми для выполнения человеком его интерсоциальной роли на основе общечеловеческих ценностей, потребностей, интересов и морали. Гуманитарный профиль образования предназначен для учащихся, сориентированных на социально-психологические, гуманитарно-исследовательские виды деятельности. Поэтому основополагающими в концепции являются следующие принципы организации образовательного процесса: регионализация, социализация, гуманизация, индивидуализация, компьютеризация. Качество современного образования определяется ценностью и целостностью человеческой личности, а состоятельность личности проявляется в умении вступать в диалог с культурой и социумом. Поэтому особое место в системе современного образования приобретают дисциплины, имеющие широкую коммуникативную направленность – языки и литература [20, c.11].

Углубленное изучение предметов естественнонаучного цикла дает учащимся большое преимущество в профильной ориентации. Естественнонаучный профиль способствует развитию логического мышления, установлению причинно-следственных связей, умению анализировать и делать выводы. Практикумы и лабораторные работы по биологии и химии делают эти предметы ещё более интересными. Биологическая грамотность отражает понимание сущности жизни, системных закономерностей ее устройства на Земле (биологическое разнообразие, историческое развитие органического мира). Химическая грамотность – один из элементов общей культуры человека. Исследование свойств веществ способствует развитию логического мышления, а применяемые в химии методы, в частности анализ и синтез, широко используются и в других науках [11,c.55].

Обучение в профильных классах способствует развитию отдельных сторон качеств личности. Профильное обучение направлено на углубленное изучение дисциплин, необходимых учащимся для овладения выбранной профессии. Тем самым, такое обучение положительно влияет на развитие личности школьников как специалистов той или иной профессии.

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАЗНЫХ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ

2.1.Организация и методы исследования.

Целью эмпирического исследования является проверка гипотезы о том, что профиль обучения школьников (подростков) влияет на их социализацию.

Задачи эмпирического исследования:

  1. Выявить особенности социально-психологической адаптации подростков разных профильных классов и связанных с этим черт их личности.
  2. Изучить уровень социализированности личности обучающихся профильных классов.
  3. Сделать сравнительный анализ школьников, обучающихся в разных профильных классах.

С целью реализации поставленных задач на базе МБОУ «Лицей №32» и МБОУ «Гимназия №2» г. Белгорода было обследовано 48 подростков в возрасте 14-15 лет. В МБОУ «Лицей №32» в качестве респондентов были школьники, обучающиеся в химико-биологическом и физико-математическом классах, в МБОУ «Гимназия»№2 - учащиеся класса с гуманитарным профилем.

 

 

2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования.

Методика «Диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда» (см. прил.1) позволила получить следующие результаты, представленные в таблице 1.

 

 

Таблица 1

Результаты методики «Диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда»

Показатели

Среднее по все выборке

Нормы

Адаптивность

162

68-170

Дезадаптивность

102

68-170

Лживость +

20

18-45

Лживость -

21

18-45

Принятие себя

51

22-52

Непринятие себя

18

14 - 35

Принятие других

28

12- 30

Непринятие других

21

14-35

Эмоциональный комфорт

31

14-35

Эмоциональный дискомфорт

21

14-35

Внутренний контроль

62

26-65

Внешний котроль

26

18-45

Доминирование

13

6-15

Ведомость

20

12-30

Эскапизм

19

10-25


 

В таблице 1 представлены данные средних показателей для всей выборки испытуемых. Можно сказать, что подростки, обучающиеся в профильных классах, достаточно адаптированы в своей микросоциальной среде, поскольку показатели по этому параметру находятся в пределах средних значений. Но имеются высокие показатели, имеющие граничащие значения в пределах нормы. Это шкалы «принятие себя», «принятие других», «внутренний контроль» и «доминирование». Можно предложить, что такие результаты объясняются влиянием обучения в профильных классах и образовательным учреждением. Тип образовательной среды в учреждении влияет на развитие личности. В образовательной среде вырабатывается автономия всех ее субъектов (ученика, учителя, родителя), развивается их самоопределяемая ответственность. Она помогает реализации всех функций обучения, усвоению всех элементов содержания образования.

 Так же каждое учебное заведение предъявляет требования к уровню знаний, их глубине и умению использовать их при решении практических задач. А это предъявляет ряд требований к внутриличностным особенностям учащегося, в частности, к уровню самоконтроля. Выбор профиля обучения связан с будущей профессией.

Далее рассмотрим данные о статистически значимых различиях в показателях уровня социально-психологическогой адаптации подростков, обучающихся в разных профильных классах. В таблице 2 приведены данные подростков, обучающихся в физико-математическом и биолого-химическом классах.

Таблица 2

Статистически значимые различия в показателях уровня социально-психологической адаптации подростков, обучающихся в разных профильных классах

Test Statistics(b)

 

 

Дезадапт.

Ведом.

Эскапизм

Mann-Whitney U

82,500

84,500

79,500

Wilcoxon W

218,500

220,500

215,500

Z

-1,715

-1,654

-1,838

Asymp. Sig. (2-tailed)

0,040

0,048

0,036

Exact Sig. [2*(1-tailed Sig.)]

0,086

0,102

0,067

a

Not corrected for ties.

b

Grouping Variable: VAR00001


 

Показатель дезадаптивности личности (z=1,7, p=0,04) выражается в  ее неспособности адаптироваться к собственным потребностям и притязаниям.

Дезадаптированная личность не в состоянии отвечать требованиям, предъявляемым социумом, выполнять свою социальную роль. Признаком возникающей дезадаптации становится переживание личностью длительных внутренних и внешних конфликтов. Причем, пусковой механизм для дезадаптации - не наличие конфликтов, а факт того, что ситуация приобретает значение проблемной.

Ведомость (z=1,6, p=0,04) чаще всего закладывается в человеке еще в раннем детстве. Еще будучи ребенком, ведомый человек во всем беспрекословно слушается взрослых, не смея им перечить, делает все, что ему прикажет более авторитетный ребенок во дворе, подчиняется всем правилам, даже тем, с которым он не согласен, старается не конфликтовать. Это приводит к тому, что в итоге другие дети начинают этим пользоваться, игнорировать все его слова, и ребенок постепенно начинает свыкаться с любой ролью, которую ему выберут другие, и теряет свое собственное "я".

Ведомый человек пассивен, очень доверчив, он не любит принимать решения и готов уступить это право любому другому. В итоге такие люди крайне не самостоятельны, очень зависят от мнения других, ничего не могут сделать без одобрения со стороны. Они привыкли, чтобы ими постоянно управляли, направляли в нужное русло, указывали, что и как делать.

Информация о работе Социаизация современных подростков, обучающихся в разных профильных классах