Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:55, реферат
Каждый человек хочет видеть в своем собеседнике внимательного и дружески настроенного слушателя. Поэтому каждому из нас приятно общаться не с тем, кто умеет говорить, а с тем, кто умеет слушать. Исследования показывают, что не более 10% людей умеют выслушать собеседника. Не случайно одним из направлений повышения квалификации менеджеров ведущих стран мира являются курсы эффективного слушания.
Каждый человек хочет видеть в своем собеседнике внимательного и дружески настроенного слушателя. Поэтому каждому из нас приятно общаться не с тем, кто умеет говорить, а с тем, кто умеет слушать. Исследования показывают, что не более 10% людей умеют выслушать собеседника. Не случайно одним из направлений повышения квалификации менеджеров ведущих стран мира являются курсы эффективного слушания.
Часто
слушание воспринимается как
пассивное поведение в
Стать
хорошим слушателем- это ,прежде
всего, научиться слышать,
Чтобы
стать хорошим слушателем, необходимо
помнить, что наш мозг
Вспомните
случаи из своей жизни, когда
кто-то слушал вас таким
Наиболее
распространены следующие
- Оборонительное слушание. Так чаще всего слушают критику в свой адрес. Малейшая неточность со стороны критикующего,- и исходящая от него информация перестаёт восприниматься слушателем, который тут же формулирует возражение.
- “Вежливое слушание”. В действительности это вовсе не слушание, а просто пауза между собственными высказываниями- ожидание, когда же говорящий замолчит. Так слушают сверстников маленькие дети, у которых доминирует желание высказаться. Часто после такого слушания они не могут вспомнить, о чём же был разговор.
- Селективное слушание. Это вид поведения состоит в том, что слушатель реагирует только на определённые фрагменты речи говорящего, которые его интересуют, например, подтверждает его точку зрения. Такое слушание, конечно ,не только неэффективно, но и опасно: у слушателя может сложиться абсолютно неверное представление о позиции говорящего. Представим себе, к чему может привести такое поведение , например, на деловых перегворах.
- Оцценивающее слушание. Собеседник оценивает слова говорящего как верные или неверные, правильные или неправильные. Сопровождает высказывания партнёра репликами вроде: ‹ Глупости говоришь… ›, ‹ Ты ничего не понимаешь….› и т.п. Такое слушание всегда вызывает у говорящего желание отстоять свою точку зрения, вступить в спор, переубедить, так как оценивающее слушание задевает чувство собственного достоинства.
- Игнорирование. Слова партнёра не замечаются, его высказываниями пренебрегают.
- Статичное слушание. При таком стиле слушания мимика человека статична, его позы и жесты не отражают никаких эмоций. У говорящего возникает желание свернуть разговор, прекратить контакт.
- Активное неслушание. Во время разговора собеседник занимается посторонними делами, отвлекается, разговаривает по телефону, читает документы, не имеющие отношение к разговору и т.п.
Каждый человек хочет видеть в своем собеседнике внимательного и дружески настроенного слушателя. Поэтому каждому из нас приятно общаться не с тем, кто умеет говорить, а с тем, кто умеет слушать. Исследования показывают, что не более 10% людей умеют выслушать собеседника. Не случайно одним из направлений повышения квалификации менеджеров ведущих стран мира являются курсы эффективного слушания.
Одним из наиболее важных моментов в любом слушании является момент обратной связи, благодаря которому у собеседника и создается ощущение, что он говорит не в пустоту, а с живым человеком, который слушает и понимает его. Причем в любом высказывании существуют по крайней мере два содержательных уровня: уровень информационный и уровень эмоциональный. В этом случае обратная связь тоже может быть двух видов — отражение информации и отражение чувств говорящего.
Можно выделить следующие приемы слушания.
1. Глухое молчание (видимое отсутствие реакции).
2. Поддакивание.
3. «Эхо-реакция» — повторение последнего слова собеседника.
4. «Зеркало» —
повторение последней фразы
5. «Парафраз» —
передача содержания
6. Побуждение.
7. Уточняющие вопросы.
8. Наводящие вопросы.
9. Оценки, советы.
10. Продолжение (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова).
11. Эмоции.
12. Нерелевантные высказывания (не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально).
13. Логические следствия
из высказываний партнера, например
предположения о причине
14. «Хамовитые реакции».
15. Расспрашивание (задает вопрос за вопросом, не объясняя цели).
16. Пренебрежение к партнеру (не обращает на его слова внимания, не слушает, игнорирует партнера, его слова).
Обычно в слушании проявляются 3 такта:
поддержка;
уяснение;
комментирование.
Во время поддержки основная цель: дать возможность человеку выразить свою позицию, уместные реакции слушателя на этом этапе — молчание, поддакивание, «эхо», эмоциональное «сопровождение».
В процессе уяснения цели: убедиться, что вы правильно поняли собеседника, для этого задают уточняющие, наводящие вопросы, делается парафраз. При комментировании слушатель высказывает свое мнение по поводу услышанного: дает советы, оценки, комментарии.
Выделяют следующие виды слушания: пассивное слушание, активное слушание, эмпатическое слушание.
При активном слушании на первый план выступает отражение информации. Наиболее общепринятыми приемами, характеризующими активное слушание, являются постоянные уточнения правильности понимания информации, которую хочет донести до вас собеседник, с помощью уточняющих вопросов.
Приемы активного слушания работают только тогда, когда вы учитываете ситуацию, содержание разговора и эмоциональное состояние собеседника. Активное слушание имеет смысл применять только в тех случаях, когда ваш партнер как минимум равен вам. Бывает, однако, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии эмоционального аффекта, в состоянии сильного эмоционального возбуждения, и в этом случае приемы активного слушания не сработают. Ваш собеседник и не является в прямом смысле собеседником, он всего лишь человек, который не контролирует свои эмоции, не способен улавливать содержание разговора. Ему надо только одно — успокоиться, прийти в состояние нормального самоконтроля, только после этого с ним можно общаться на равных. Выяснить реальное значение сообщения помогают рефлексивные ответы, среди которых выделяют выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование.
Прием
выяснения состоит в обращении
к говорящему за некоторыми
уточнениями. Суть этого
Другой
полезный прием, когда нужно
добиться точного понимания
Перефразирование
— универсальный прием. Его
можно использовать при любом
виде делового разговора. Но
особенно эффективен этот
-при коммерческих
переговорах, когда необходимо
полное и точное понимание
желания и предложений
-в конфликтных
ситуациях или во время
Когда
мы слабо ориентируемся в
При перефразировании
следует соблюдать
При перефразировании
нужно ориентироваться именно
на смысл, содержание
Следует
выбрать главное и сказать
это своими словами. Буквально
повторяя, мы будем уподобляться
попугаю, что вряд ли
При отражении
чувств акцент делается на
отражении слушающим
Наиболее
эффективно помогает добиться
точного понимания сказанного
собеседником прием
Резюмирование
принципиально отличается от
перефразирования, суть которого
в повторении каждой мысли
собеседника своими словами.
Наиболее
часто резюмирование