Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:35, реферат
Материальной основой психологического выступает головной мозг. Поэтому большое значение в познании специалистом психики человека и ее отдельных феноменов имеют знания им физиологии человека, головного мозга, высшей нервной деятельности (ВНД).
1. Введение
2. Головной мозг
3. Работа головного мозга
4. Функциональная асимметрия
5. Заключение
6. список используемой литературы
Возникающие в коре головного мозга очаги возбуждения и торможения находятся в движении. Динамика движения и взаимодействия этих процессов является основным механизмом высшей нервной деятельности и подчинена определенным законом.
Основными законами функционирования высшей нервной деятельности являются:
иррадиация – распространение, расширение охватываемой возбуждением или торможением зоны в коре головного мозга.
Иррадиация возбуждения лежит в основе включения в активную работу всей психики, всего организма. Иррадиация торможения сужает деятельность нервной системы (например, состояние апатии, сна);
индукция, суть которой состоит в том, что возникший в определенном участке коры головного мозга процесс стимулирует возникновение обратного процесса в соседних зонах. Именно поэтому не следует отвлекать разговорами человека, занимающегося той или иной деятельностью, например, вождением машины, управлением сложными техническими системами, решением математических задач и т.д.;
концентрация возбуждения или торможения как обратный иррадиации процесс. Например, сосредоточение внимания на чем-либо связанно с активизацией соответствующего участка коры головного мозга и возникновением так называемого доминантного очага возбуждения, временно господствующего и подчиняющего себе в данный момент деятельность нервных центров, направляющего ее на определенный характер ответной реакции. По закону индукции для доминантного очага возбуждения характерна высокая возбудимость за счет способности к суммированию энергии возбуждения в других отделах мозга.
Основным механизмом высшей нервной деятельности, обеспечивающим правильную реакцию и установление равновесия между организмом и средой, является рефлекс как ответная деятельность организма или органа на воздействие внешней или внутренней среды при участии центральной нервной системы. Рефлексы делятся на безусловные (природообусловленные, постоянно действующие), обеспечивающие ритм дыхания и сердцебиения, терморегуляцию тела, сужение и расширение зрачка глаза, кровенаполнение сосудов и т.д., и условные, сформированные как ответ на те или иные особенности жизнедеятельности человека, обеспечивающие его приспособление к изменяющейся среде. Условные рефлексы выступают физиологической основой знаний человека.
Условия жизнедеятельности человека обычно более или мене стабильны, и поэтому система раздражителей также более или менее устойчива. Соответственно этой системе у человека формируются условные рефлексы, связанные в одно целое – динамический стереотип. Это довольно прочное образование, мало поддающееся изменениям и выступающее физиологической основой навыков, привычек, черт характера.
Система условных рефлексов, которая обеспечивает правильное реагирование на непосредственные раздражители, идущие через органы чувств (зрение, обоняние, осязание и т.д.), называется первой сигнальной системой. В процессе длительного развития у человека сложилась вторая сигнальная система, сигналом или раздражителем которой является понятие, существующие в виде слова. И.П. Павлов считал, что «…слово для человека есть такой же реальный условный раздражитель, как и все остальные общие у него с животными, но вместе с тем и такой многообъемлющий, как никакие другие, не идущий ни в какое количественное сравнение с условными раздражителями животных».
Вторая сигнальная система связана с первой и работает на ее основе. Их различие не анатомическое, а функциональное.
Имеются индивидуальные особенности людей, обусловленные своеобразием нервной системы было введено в науку И.П. Павловым, который выделял следующие свойства: силу, подвижность и уравновешенностью нервных процессов. Последующие исследования Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына и др. дополнили и развили учение о свойствах нервной системы человека.
Основные процессы нервной системы (возбуждение и торможение) могут быть сильными или слабыми, подвижными или малоподвижными, уравновешенные или неуравновешенными.
Сила нервной системы характеризуется высоким пределом работоспособности нервных клеток, их устойчивостью к раздражителям большой силы, интенсивности, сопротивляемостью к действию посторонних раздражителей.
Слабость нервной системы – это малая выраженность ее силы, невысокая работоспособность, повышенная утомляемость, но при этом и более высокая чувствительность. А потому слабость имеет и свои недостатки, и свои достоинства. Показатели силы и слабости индивидуальны.
Подвижность и малоподвижность процессов возбуждения и торможения проявляется в быстроте возникновения и прекращения этих процессов, в степени легкости перехода от одного процесса к другому, в быстроте перехода человека от состояния покоя к активности, в умении владеть собой, собраться с мыслями и начать действовать.
Своеобразие сочетания особенностей описанных свойств нервной системы у конкретного человека характеризуется его как представителя того или иного общего типа высшей нервной деятельности. Число типов может быть огромно, что связанно с большим разнообразием сочетаний количественных характеристик названных выше свойств нервной системы. Выделяют четыре основных общих типа высшей нервной деятельности:
сильный: нервные процессы сильные, уравновешенные, подвижные. Ему свойственны большая подвижность нервных процессов, способность нервной системы раздражителей и помех, легкая выработка торможения, быстрое образование нервных связей и их перестройка. Этому типу соответствует сангвинический темперамент;
спокойный: нервные процессы сильные, уравновешенные, малоподвижные, инерциальные. Он характеризуется малой подвижностью нервных процессов, медленной выработки связей, трудностью изменений. С другой стороны – большая прочность выработанных связей, устойчивость к посторонним раздражителям, стрессовая устойчивость. Этому типу соответствует флегматический темперамент;
безудержный: нервные процессы сильные, но неуравновешенные и подвижные. Отличается резким преобладанием процессов возбуждением, быстротой и широкой иррадиацией возбуждения. Условно-рефлекторные связи вырабатываются быстро, но с трудом дифференцируются. Этому типу соответствует холерический темперамент;
слабый: нервные процессы слабые, неуравновешенные и малоподвижные. Его индивидуальная особенность – малая работоспособность корковых клеток, что может вызывать быстрое и частое наступление запредельного торможения, особую подверженность внешним воздействиям, низкую стрессоустойчивость из-за неустойчивости проявления условно-рефлекторных связей. Этому типу свойствен меланхолический темперамент.
Вопрос о физиологических механизмах психической деятельности получил за последние годы новое освещение благодаря успехам в изучении функций мозгового ствола с помощью метода непосредственного раздражителя нервной ткани мозга вживленными под черепную крышку микроэлектродами. Выяснилось, в частности, что ряд отделов мозгового ствола служит источником энергии для вышележащих отделов мозга.
Наряду с электрическими раздражителем мозгового ствола применяют метод записи биотоков, которые возникают в нем непроизвольно, без вмешательства со стороны экспериментатора. Эти опыты показали, что электрическая активность мозга не однородна. По характеру записей биотоков можно судить об изменениях психическом состоянии человека. Возникающие в мозгу волны представляют собой электромагнитные колебания различной частоты. Наиболее медленные из них наблюдается тогда, когда человек находится в состоянии покоя, сидит с закрытыми глазами, не напряжен и внимание его расслабленно. Но стоит человеку, находящемуся в таком состоянии дать какое-нибудь задание (например, решать арифметическую задачу), как кривая его биотоков немедленно меняется, и на ней появляются следы значительно более частых волн.
Открытие в мозгу возникающих электрических токов, которые можно записать с помощью усилителей в виде электроэнцефалограммы. электроэнцефалограммы позволяют проследить, как изменяется активность мозга, сопоставить эти изменения с психическими процессами. И хотя запись биотоков свидетельствует только об общей биофизической и биохимической активностью мозга, но не о содержании его работы, тем не менее эти исследования очень важны.
Мозговые механизмы психических процессов человека имеют много общего с механизма психики животных. Общих характер строения и работы нервной у всех млекопетающих один и тот же. Поэтому изучение мозга животных чрезвычайно важно для развития не только физиологии, но и психики. Но нельзя забывать и о том, что различия между психологической деятельностью человека и животных носят не только количественный, но и качественный характер. Эти различия возникали естественным путем под действием труда – могучего материального фактора, преобразившего все структуры и функции человеческого организма. Изменился и орган психики – головной мозг. Его качественные отличия от мозга животных ярко выступают при изучении механизмов высших показательных процессов. Эти процессы не локализуются в определенных участках мозга подобно процессам ощущений и восприятий. Если у человека поражена затылочная часть коры, то утрата им зрительных ощущений неизбежна. Повреждение же участка мозга, связанных с высшими познавательными процессами, носит иной характер. В этом случае функции поврежденного участка может взять на себя другой. Большая пластичность, взаимозаменяемости свойственных нервной ткани, работа которой лежит в основе умственных и речевых актов.
В психической жизни человека особая роль принадлежит лобным долям, занимающим тридцать процентов поверхности коры больших полушарий. Поражение лобных долей (в результате заболевания, ранения и т.д.) сказывается не на элементарных, а высших формах поведения. Многочисленные клинические факторы показывают, что поражения лобных долей мозга, наряду со снижением умственных способностей, влечет за собой ряд нарушений в личной сфере человека, в его характере. Больные, которые до заболевания отличались тактичностью, уравновешенностью, становятся не выдержанными, вспыльчивыми, грубыми.
Функциональная асимметрия
Установлено, что психические функции определенным образом расположены между левым и правым полушариями. Оба полушария способны получать и перерабатывать информацию как в виде образов, так и слов, но существует функциональная асимметрия головного мозга – различия степень выраженности тех или иных функций в левом и правом полушариях. Левое полушарие головного мозга управляет правою частью тела человека, а правое полушарие – левой.
У подавляющего большинства людей (у правшей) левое полушарие выполняет функции анализа, синтеза, сравнения, установления взаимосвязей между предметами и явлениями, отдельными сторонами объективной действительности. Его деятельность связана прежде всего с работой второй сигнальной системы, речи человека, слова, понятийного, категориального аппарата человека. Это рациональное, логическое, мыслительное полушарие. Информация в это полушарие поступает дискретно, дискретна и его аналитическая деятельность. В таком случае актуальной становится проблема диалектики мышления, его логики.
Правое полушарие у большинства людей наглядно-образное, эмоциональное. Информация поступает сюда через непосредственное восприятие человеком действительности с помощью первой сигнальной системы (зрение, слух, обоняние, осязание и другие органы чувств) целостно и во всей воспринимаемой совокупности внешних связей и проявлений окружающего человека мира. Объем информации, идущей в правое полушарие через органы чувств человека, несравненно больший, чем объем информации, поступившей в левое полушарие. При этом значительное количество информации поступает в правое полушарие, минуя сознание человека, на неосознаваемом уровне восприятия. Когда происходит накопление в этом полушарии той или иной информации об окружающей человека действительности и о нем самом, человек может осуществлять неосознанное правильное ориентирование в соответствующих обстоятельствах, на интуитивном уровне.
В целом у большинства людей правое полушарие обеспечивает целостное и системное восприятие внешних предметов, явлений, событий и связей действительности, понимание правды жизни, всего того, что существует, возникает как факт, как реальная ситуация. И если органы чувств утрачивают в той или иной степени способности адекватного реагирования на реальные обстоятельства ситуации, происходит искажение в ее восприятии и понимании. Это возможно и при нарушениях в работе самого правого полушария и головного мозга в целом.
Левое полушарие у большинства людей способно осуществлять деятельность и выявлять, устанавливать внутренние, устойчивые связи и отношения преимущественно на познание истины, на приобретение человеком объективного знания.
Соотношения в степени развитости правого и левого полушарий головного мозга человека, а потому и роль того или иного полушария головного мозга в жизнедеятельности конкретного человека могут быть разными.
Если люди с более развитым и определяющим своеобразие их жизни, поведения и деятельности левым полушарием головного мозга по сравнению с правым. «Левополушарники» успешнее осуществляют деятельность, связанную с разработкой научных теорий, конструированием технических устройств и систем, деятельностью в области политики, военно-оперативного искусства, юриспруденции, руководства и т.п. У них абстрактно-логическое мышление преобладает над чувствительным пониманием жизни.
Тех, у кого более развито и играет ведущую роль в жизнедеятельности правое полушарие головного мозга по сравнению с левым, называется «правополушариками», правополушарным психотипом человека. Для представителей этого типа более успешной является деятельность в области различных видов искусства в зависимости от из задатков и способностей. «Правополушарники» больше верят не словам, а своим глазам и чувствам. О другом человеке больше судят по его делам, а не красивым словам. Они воспринимают мир вначале на эмоциональном уровне, в его системном виде, а уж потом его осмысливают. Они более по сравнению с «левополушарниками» подвержены сомнениями, колебаниями, муками совести, этическими переживаниями. «Правополушарниками» имеют врожденную богатую интуицию, способны на неосознаваемом уровне почувствовать появляющийся дискомфорт среды, и поэтому именно их лучше всего использовать как респнодентов при проведении социологических опросов и изучении общественного мнения. правополушарные дети хуже учатся, труднее поддаются программированию, принятию социальных норм, правил. А вот левополушарный ребенок легко подчиняется дисциплине, быстро усваивает правила поведения.
Информация о работе Системность в работе головного мозга. Функциональная асимметрия