Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:14, курсовая работа
Педагогическая психология или психология образования— раздел психологии, изучающий методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания ит.д. По предмету и методу тесно примыкает к социальной психологии, с одной стороны, и когнитивной психологии, с другой.
1.Введение……………………………………………………………………………….3стр.
2. Функциональная асимметрия
или межполушарная асимметрия- что это?................................................... 5стр
3. Межполушарная асимметрия
и межполушарное взаимодействие…………………………………………7стр.
4 .Связь асимметрии мозга с полом………………………………………………9стр.
5. Функциональная ассиметрия полушарий мозга,
типы мышления и обучения………………………………………………………..10стр.
6.Методики определения латеральности………………………………………12стр.
7. Заключение…………………………………………………………………………….17стр.
8. Список литературы…………………………………………………………………18стр.
КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Кафедра общей и прикладной психологии
Реферат
по Педагогической психологии
« Функциональная асимметрия мозга
Санкт-Петербург 2010
План
реферата:
1.Введение……………………………………………………
2. Функциональная асимметрия
или межполушарная
асимметрия- что это?......................
3. Межполушарная асимметрия
и
межполушарное взаимодействие……
4 .Связь
асимметрии мозга
с полом………………………………………………9стр.
5. Функциональная ассиметрия полушарий мозга,
типы
мышления и обучения……………………………………………………
6.Методики
определения латеральности……………
7.
Заключение……………………………………………………
8.
Список литературы…………………………………
Введение:
Педагогическую психологию следует
рассматривать как самостоятельную науку,
особую ветвь прикладной психологии.
Л.С.
Выготский. Педагогическая
психология
Педагогическая психология или психология образования— раздел психологии, изучающий методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания ит.д. По предмету и методу тесно примыкает к социальной психологии, с одной стороны, и когнитивной психологии, с другой.
Педагогическая психология связана со многими другими науками в силу целого ряда причин. Во-первых, она является конкретной отраслью общепсихологического знания, которая находится в центре треугольника научного знания. Во-вторых, она связана с другими науками в силу того, что образовательный процесс по своим целям и содержанию есть передача социокультурного опыта, в котором аккумулировано самое разноплановое цивилизационное знание в знаковой, языковой форме. В-третьих, предметом ее изучения является сам познающий и обучающийся этому познанию человек, что изучается многими другими человековедческими науками. Очевидно, что педагогическая психология неразрывно связана с такими науками, как, например, педагогика, физиология, философия, лингвистика, социология и др. В то же время утверждение, что педагогическая психология есть отрасль общепсихологического знания, означает, что она формируется на его основе, т.е. знаниях о психическом развитии, его движущих силах, индивидуальных и половозрастных особенностях человека, его личностном становлении и развитии и т.д. В силу этого педагогическая психология связана с другими отраслями психологического знания (социальной, дифференциальной психологией и т.д.) и прежде всего с возрастной психологией.
Педагогическая и возрастная психология наиболее тесно связаны между собой общностью объекта этих наук, которым является развивающийся человек. Но если возрастная психология изучает «возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств развивающегося человека» , то педагогическая — условия и факторы формирования психических новообразований под воздействием образования.
Педагогическая психология развивается в общем контексте научных представлений о человеке, которые были зафиксированы в основных психологических течениях (теориях), оказавших и оказывающих большое влияние на педагогическую мысль в каждый конкретный исторический период. Это связано с тем, что процесс обучения всегда выступал в качестве естественного исследовательского «полигона» для психологических теорий. Рассмотрим подробнее психологические течения и теории, которые могли повлиять на осмысление педагогического процесса.
Педагогическая психология — развивающаяся наука
Становление многих отраслей научного знания представляет собой гетерогенный и гетерохронный и, более того, разорванный во времени процесс. Это, как правило, объясняется происходящими в мире крупными общественно-историческими событиями (революции, войны, стихийные катаклизмы), которые существенно влияют на содержание и направление научного развития. Однако оно, однажды возникнув, продолжается в силу неудержимости движения самой человеческой мысли.
Педагогическая
мысль, впервые изложенная
в труде Яна Амоса Коменского
«Великая дидактика»
в 1657 г., положила начало
развитию педагогической
теории и целенаправленной
организации школьного
обучения. Этот труд
можно рассматривать
и как первую предпосылку
длительного противоречивого
становления педагогической
психологии на протяжении
более чем 250 лет, ибо
только в конце XIX в.
она начала оформляться
как самостоятельная
наука. Весь путь становления
и развития педагогической
науки может быть представлен
тремя большими периодами
(этапами).
Функциональная асимметрия или межполушарная асимметрия- что это?
Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия - одна из наиболее актуальных в современном естествознании. В настоящее время она разрабатывается разными нейронауками: нейроанатомией, нейрофизиологией, нейробиологией и другими. Весьма продуктивно она изучается и нейропсихологией. Локальные поражения мозга в качестве основной модели для нейропсихологических исследований открывают уникальные возможности изучения данной проблемы на человеке. Все возрастающее число публикаций, посвященных оценке функций левого и правого полушарий мозга у человека, их роли в различных видах психической деятельности, свидетельствует о широком научном интересе к этому направлению исследований.
Выделение доминантного полушария имеет важное значение. С этим связывают тип высшей нервной деятельности, уровень интеллектуальных возможностей, степень выраженности адаптации организма к различным условиям, созревании организма в процессе индивидуального развития.
Доминантное полушарие оказывает влияние на способ переработки информации, на успешность выполнения интеллектуальных тестов.
Таким
образом, проблема определения
доминантного полушария
и его взаимосвязь
с когнитивными особенностями
у младших школьников
является актуальной
и интересной для выявления
особенностей познавательной
сферы этих детей, особенностей
переработки информации,
а также для выбора стратегии
и тактики обучения
и оказания психологической
помощи.
Асимметрия в функциях полушарий впервые была обнаружена в 19 веке, когда обратили внимание на различные последствия повреждения левой и правой половин мозга. Марк Дакс - сельский врач, в 1836 г. установил связь между повреждением левого полушария и потерей речи у 40 больных. Позже Поль Брока обнаружил, что «центр» речи локализован в левой лобной доле. Роджер Сперри (Нобелевский лауреат 1981 г.) открыл, что каждое из полушарий является ведущим в реализации определенных психических функций.
С внедрением в 60-е годы прошлого столетия методик по расщеплению мозга и исследования каждого из полушарий в отдельности, появилась возможность выяснения взаимосвязи между функциями полушарий и такими феноменами, как мышление, способность к обучению, особенности познавательных процессов, адаптация и так далее (Сиротюк А.Л., 2001).
Проблема функциональных асимметрий мозга в настоящее время активно разрабатывается специалистами различных областей науки: психологии, физиологии, медицины, в которых широко используются понятия: функциональная асимметрия мозга, профиль межполушарной асимметрии мозга.
Межполушарная асимметрия мозга - это сложное свойство мозга, отражающее различие в распределении нервно-психических функций между его правым и левым полушариями (Психофизиологическая диагностика.., 2001).
Функциональная асимметрия полушарий является одной из причин существования у человека определенного латерального фенотипа (латерализации).
К настоящему времени установлено, что среди обитателей нашей планеты независимо от национальности и расовой принадлежности преобладают праворукие люди, то есть с преобладанием левого полушария. Остальное человечество делится на две неравные части: примерно от 5% до 20% составляют левши, у которых отмечаются доминирование правого полушария, и около 2-3% населения составляют амбидекстры - люди с одинаково развитыми руками. Естественно, что ведущая рука отражает доминирование полушарий мозга, поэтому правильно говорить о ведущем полушарии. Функциональная асимметрия больших полушарий человеческого мозга не исчерпывается лишь различиями в совершенстве мышечных функций правой и левой половин тела. Она обнаруживается и в работе других органов, в первую очередь, органов чувств. У человека удается обнаружить ведущий глаз и ведущее ухо, ведущую половину носа и языка. И в строении тела проявляется достаточно отчетливая асимметрия: у правшей правая рука чуть длиннее, чем левая, нос отклоняется вправо, завиток волос на голове закручен по часовой стрелке и так далее.
Таким образом, выявленные асимметрии принято разделять на моторные и сенсорные. Моторная асимметрия - асимметрия функционирования рук, ног, мышц лица. Моторная асимметрия является неустойчивой и может изменяться в период адаптации (Леутин В.П. Николаева Е.И., 1988).
Открытие межполушарной функциональной асимметрии мозга было такой же революцией в физиологии и психологии, как открытие деления атомного ядра — в физике. Она началась со смелой операции, в процессе которой американский исследователь, ныне Нобелевский лауреат Р. Сперри рассек все основные связи, соединяющие полушария у больного, страдающего эпилепсией. Разумеется, это было предпринято не в научных целях — предполагалось, что такое разъединение полушарий предотвратит распространение судорожной активности по всему мозгу и избавит пациента от сильных судорожных припадков. Но выявленные после операции общие закономерности работы мозга и возникшие в связи с этим проблемы не только конкретно-научного, но и философского характера оттеснили на задний план те практические задачи и прикладные результаты, ради которых была поначалу предпринята операция. Данные, полученные Р. Сперри и его последователями, неоднократно приводились в популярной литературе, что позволяет нам лишь вкратце остановиться на основных результатах.
Оказалось,
что левое полушарие
полностью сохраняет
способность к речевому
общению и к манипулированию
другими строго формализованными
знаками. Его работа
позволяет человеку
понимать обращенную
к нему речь, как устную,
так и письменную, и
давать грамматически
правильные ответы.
Работа левого полушария
позволяет человеку
свободно оперировать
цифрами и математическими
формулами в пределах
формальной логики и
ранее усвоенных правил.
Но активность левого
полушария, в отличие
от правого, не способствует
различению интонаций
речи и модуляций голоса.
Кроме того, левое полушарие
как бы нечувствительно
к музыке (хотя и реагирует
на определенный устойчивый
ритм в звуках) и плохо
справляется с распознаванием
сложных образов, не
поддающихся разложению
на простые составные
элементы.
Межполушарная
асимметрия и межполушарное
взаимодействие.
Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие — фундаментальные закономерности работы мозга как парного органа. Межполушарная асимметрия является частным случаем межполушарного взаимодействия. На современном этапе изучения работы мозга как парного органа в большей степени изучены закономерности межполушарной асимметрии. Анатомические, физиологические данные и материалы наблюдения за больными, имеющими сходные латеральные поражения, свидетельствуют о неравнозначности левого и правого полушарий мозга. Например, выключение деятельности одного из полушарий за счет введения амитала натрия в одну из сонных артерий показывало, что полушарие левое у правшей играет ведущую роль в речи экспрессивной и импрессивной, чтении, письме, памяти вербальной и мышлении вербальном. А полушарие правое выступает ведущим для неречевого слуха (например, музыкального), зрительно-пространственной ориентации, памяти невербальной, критичности. Анатомическая асимметрия имеется как в корковых, так и подкорковых отделах мозга. Физиологическая асимметрия проявляется в различиях биоэлектрической активности симметрических отделов левого и правого полушарий как в состоянии покоя, так и особенно — во время психологической деятельности. Клинические данные указывают на различное отношение левого и правого полушарий мозга к речевым и неречевым функциям. Выделяют моторные, сенсорные и "психические" асимметрии, причем каждая из них подразделяется на множество более частных видов. В моторной асимметрии выделены ручная, ножная, оральная, глазодвигательная и др. межполушарная асимметрия. К сенсорным межполушарным асимметриям относятся зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная и др. К "психическим" — асимметрия мозговой организации речевых и др. психических функций (перцептивных, мнестических, интеллектуальных).
Информация о работе Функциональная асимметрия мозга и обучение