Функциональная асимметрия мозга и обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Педагогическая психология или психология образования— раздел психологии, изучающий методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания ит.д. По предмету и методу тесно примыкает к социальной психологии, с одной стороны, и когнитивной психологии, с другой.

Оглавление

1.Введение……………………………………………………………………………….3стр.

2. Функциональная асимметрия
или межполушарная асимметрия- что это?................................................... 5стр

3. Межполушарная асимметрия
и межполушарное взаимодействие…………………………………………7стр.

4 .Связь асимметрии мозга с полом………………………………………………9стр.

5. Функциональная ассиметрия полушарий мозга,
типы мышления и обучения………………………………………………………..10стр.

6.Методики определения латеральности………………………………………12стр.

7. Заключение…………………………………………………………………………….17стр.

8. Список литературы…………………………………………………………………18стр.

Файлы: 1 файл

педагогическая психология реферат.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

                      КОМИТЕТ  ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                             ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ   

                          АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧЕРЕЖДЕНИЕ

                          ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

               Ленинградский государственный  университет имени  А.С. Пушкина

                                                            

                                                      Факультет психология

                                  Кафедра общей и прикладной психологии

          

                                                    Реферат

                                 по Педагогической психологии

  
 
 

                                                       Тема: 

                          « Функциональная асимметрия мозга

                                                  и обучение» 
 
 
 

                                                                                                                   Работу выполнила:

                                                                                                               студентка 3-го курса

                                                                                                             факультет психология

                                                                                                                   Шумакова Анна

                                                                                                                         2011год. 
 
 
 
 

                                                                                                                 Работу проверил:

                                                                                доц.,к.псх.н. Желателев Д.В 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    Санкт-Петербург 2010

План  реферата: 
 

1.Введение……………………………………………………………………………….3стр. 

2.  Функциональная асимметрия

  или межполушарная  асимметрия- что это?................................................... 5стр 

3.  Межполушарная асимметрия

и межполушарное взаимодействие…………………………………………7стр. 

4 .Связь  асимметрии мозга  с полом………………………………………………9стр. 

5.  Функциональная ассиметрия  полушарий мозга, 

типы  мышления и обучения………………………………………………………..10стр.

    

6.Методики  определения латеральности………………………………………12стр. 

7. Заключение…………………………………………………………………………….17стр. 

8. Список литературы…………………………………………………………………18стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение: 

Педагогическую  психологию следует   

  рассматривать как самостоятельную науку,

особую  ветвь прикладной психологии.

Л.С. Выготский. Педагогическая психология 
 

Педагогическая  психология или психология образования— раздел психологии, изучающий методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания ит.д. По предмету и методу тесно примыкает к социальной психологии, с одной стороны, и когнитивной психологии, с другой.

    Педагогическая  психология связана  со многими другими  науками в силу целого ряда причин. Во-первых, она является конкретной отраслью общепсихологического знания, которая находится в центре треугольника научного знания. Во-вторых, она связана с другими науками в силу того, что образовательный процесс по своим целям и содержанию есть передача социокультурного опыта, в котором аккумулировано самое разноплановое цивилизационное знание в знаковой, языковой форме. В-третьих, предметом ее изучения является сам познающий и обучающийся этому познанию человек, что изучается многими другими человековедческими науками. Очевидно, что педагогическая психология неразрывно связана с такими науками, как, например, педагогика, физиология, философия, лингвистика, социология и др. В то же время утверждение, что педагогическая психология есть отрасль общепсихологического знания, означает, что она формируется на его основе, т.е. знаниях о психическом развитии, его движущих силах, индивидуальных и половозрастных особенностях человека, его личностном становлении и развитии и т.д. В силу этого педагогическая психология связана с другими отраслями психологического знания (социальной, дифференциальной психологией и т.д.) и прежде всего с возрастной психологией.

     Педагогическая  и возрастная психология наиболее тесно связаны  между собой общностью  объекта этих наук, которым является развивающийся человек. Но если возрастная психология изучает  «возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств развивающегося человека» , то педагогическая — условия и факторы формирования психических новообразований под воздействием образования.

    Педагогическая  психология развивается в общем контексте научных представлений о человеке, которые были зафиксированы в основных психологических течениях (теориях), оказавших и оказывающих большое влияние на педагогическую мысль в каждый конкретный исторический период. Это связано с тем, что процесс обучения всегда выступал в качестве естественного исследовательского «полигона» для психологических теорий. Рассмотрим подробнее психологические течения и теории, которые могли повлиять на осмысление педагогического процесса.

Педагогическая психология — развивающаяся наука

    Становление многих отраслей научного знания представляет собой гетерогенный и гетерохронный  и, более того, разорванный  во времени процесс. Это, как правило, объясняется происходящими  в мире крупными общественно-историческими событиями (революции, войны, стихийные катаклизмы), которые существенно влияют на содержание и направление научного развития. Однако оно, однажды возникнув, продолжается в силу неудержимости движения самой человеческой мысли.

    Педагогическая  мысль, впервые изложенная в труде Яна Амоса Коменского «Великая дидактика» в 1657 г., положила начало развитию педагогической теории и целенаправленной организации школьного обучения. Этот труд можно рассматривать и как первую предпосылку длительного противоречивого становления педагогической психологии на протяжении более чем 250 лет, ибо только в конце XIX в. она начала оформляться как самостоятельная наука. Весь путь становления и развития педагогической науки может быть представлен тремя большими периодами (этапами). 
 
 

Функциональная  асимметрия или межполушарная  асимметрия- что это?

    Проблема  межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия - одна из наиболее актуальных в современном  естествознании. В  настоящее время  она разрабатывается  разными нейронауками: нейроанатомией, нейрофизиологией, нейробиологией и другими. Весьма продуктивно она изучается и нейропсихологией. Локальные поражения мозга в качестве основной модели для нейропсихологических исследований открывают уникальные возможности изучения данной проблемы на человеке. Все возрастающее число публикаций, посвященных оценке функций левого и правого полушарий мозга у человека, их роли в различных видах психической деятельности, свидетельствует о широком научном интересе к этому направлению исследований.

Выделение доминантного полушария  имеет важное значение. С этим связывают  тип высшей нервной  деятельности, уровень  интеллектуальных возможностей, степень выраженности адаптации организма  к различным условиям, созревании организма  в процессе индивидуального развития.

Доминантное полушарие оказывает  влияние на способ переработки информации, на успешность выполнения интеллектуальных тестов.

Таким образом, проблема определения  доминантного полушария  и его взаимосвязь  с когнитивными особенностями  у младших школьников является актуальной и интересной для выявления особенностей познавательной сферы этих детей, особенностей переработки информации, а также для выбора стратегии и тактики обучения и оказания психологической помощи.  

Асимметрия  в функциях полушарий впервые была обнаружена в 19 веке, когда обратили внимание на различные последствия повреждения левой и правой половин мозга. Марк Дакс - сельский врач, в 1836 г. установил связь между повреждением левого полушария и потерей речи у 40 больных. Позже Поль Брока обнаружил, что «центр» речи локализован в левой лобной доле. Роджер Сперри (Нобелевский лауреат 1981 г.) открыл, что каждое из полушарий является ведущим в реализации определенных психических функций.

С внедрением в 60-е  годы прошлого столетия методик по расщеплению мозга и исследования каждого из полушарий в отдельности, появилась возможность выяснения взаимосвязи между функциями полушарий и такими феноменами, как мышление, способность к обучению, особенности познавательных процессов, адаптация и так далее (Сиротюк А.Л., 2001).

Проблема  функциональных асимметрий мозга в настоящее  время активно  разрабатывается  специалистами различных  областей науки: психологии, физиологии, медицины, в которых широко используются понятия: функциональная асимметрия мозга, профиль межполушарной асимметрии мозга.

Межполушарная асимметрия мозга - это сложное свойство мозга, отражающее различие в распределении нервно-психических функций между его правым и левым полушариями (Психофизиологическая диагностика.., 2001).

Функциональная асимметрия полушарий является одной из причин существования у человека определенного латерального фенотипа (латерализации).

К настоящему времени  установлено, что  среди обитателей нашей планеты  независимо от национальности и расовой принадлежности преобладают праворукие люди, то есть с преобладанием левого полушария. Остальное человечество делится на две неравные части: примерно от 5% до 20% составляют левши, у которых отмечаются доминирование правого полушария, и около 2-3% населения составляют амбидекстры - люди с одинаково развитыми руками. Естественно, что ведущая рука отражает доминирование полушарий мозга, поэтому правильно говорить о ведущем полушарии. Функциональная асимметрия больших полушарий человеческого мозга не исчерпывается лишь различиями в совершенстве мышечных функций правой и левой половин тела. Она обнаруживается и в работе других органов, в первую очередь, органов чувств. У человека удается обнаружить ведущий глаз и ведущее ухо, ведущую половину носа и языка. И в строении тела проявляется достаточно отчетливая асимметрия: у правшей правая рука чуть длиннее, чем левая, нос отклоняется вправо, завиток волос на голове закручен по часовой стрелке и так далее.

Таким образом, выявленные асимметрии принято  разделять на моторные и сенсорные. Моторная асимметрия - асимметрия функционирования рук, ног, мышц лица. Моторная асимметрия является неустойчивой и может изменяться в период адаптации (Леутин В.П. Николаева Е.И., 1988).

Открытие  межполушарной функциональной асимметрии мозга  было такой же революцией в физиологии и психологии, как открытие деления атомного ядра — в физике. Она началась со смелой операции, в процессе которой американский исследователь, ныне Нобелевский лауреат Р. Сперри рассек все основные связи, соединяющие полушария у больного, страдающего эпилепсией. Разумеется, это было предпринято не в научных целях — предполагалось, что такое разъединение полушарий предотвратит распространение судорожной активности по всему мозгу и избавит пациента от сильных судорожных припадков. Но выявленные после операции общие закономерности работы мозга и возникшие в связи с этим проблемы не только конкретно-научного, но и философского характера оттеснили на задний план те практические задачи и прикладные результаты, ради которых была поначалу предпринята операция. Данные, полученные Р. Сперри и его последователями, неоднократно приводились в популярной литературе, что позволяет нам лишь вкратце остановиться на основных результатах.

Оказалось, что левое полушарие  полностью сохраняет  способность к речевому общению и к манипулированию другими строго формализованными знаками. Его работа позволяет человеку понимать обращенную к нему речь, как устную, так и письменную, и давать грамматически правильные ответы. Работа левого полушария позволяет человеку свободно оперировать цифрами и математическими формулами в пределах формальной логики и ранее усвоенных правил. Но активность левого полушария, в отличие от правого, не способствует различению интонаций речи и модуляций голоса. Кроме того, левое полушарие как бы нечувствительно к музыке (хотя и реагирует на определенный устойчивый ритм в звуках) и плохо справляется с распознаванием сложных образов, не поддающихся разложению на простые составные элементы.  
 

     Межполушарная асимметрия и межполушарное  взаимодействие. 

     Межполушарная асимметрия и межполушарное  взаимодействие —  фундаментальные  закономерности работы мозга как парного  органа. Межполушарная  асимметрия является частным случаем  межполушарного взаимодействия. На современном этапе  изучения работы мозга как парного органа в большей степени изучены закономерности межполушарной асимметрии. Анатомические, физиологические данные и материалы наблюдения за больными, имеющими сходные латеральные поражения, свидетельствуют о неравнозначности левого и правого полушарий мозга. Например, выключение деятельности одного из полушарий за счет введения амитала натрия в одну из сонных артерий показывало, что полушарие левое у правшей играет ведущую роль в речи экспрессивной и импрессивной, чтении, письме, памяти вербальной и мышлении вербальном. А полушарие правое выступает ведущим для неречевого слуха (например, музыкального), зрительно-пространственной ориентации, памяти невербальной, критичности. Анатомическая асимметрия имеется как в корковых, так и подкорковых отделах мозга. Физиологическая асимметрия проявляется в различиях биоэлектрической активности симметрических отделов левого и правого полушарий как в состоянии покоя, так и особенно — во время психологической деятельности. Клинические данные указывают на различное отношение левого и правого полушарий мозга к речевым и неречевым функциям. Выделяют моторные, сенсорные и "психические" асимметрии, причем каждая из них подразделяется на множество более частных видов. В моторной асимметрии выделены ручная, ножная, оральная, глазодвигательная и др. межполушарная асимметрия. К сенсорным межполушарным асимметриям относятся зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная и др. К "психическим" — асимметрия мозговой организации речевых и др. психических функций (перцептивных, мнестических, интеллектуальных).

Информация о работе Функциональная асимметрия мозга и обучение