Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:14, курсовая работа
Педагогическая психология или психология образования— раздел психологии, изучающий методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания ит.д. По предмету и методу тесно примыкает к социальной психологии, с одной стороны, и когнитивной психологии, с другой.
1.Введение……………………………………………………………………………….3стр.
2. Функциональная асимметрия
или межполушарная асимметрия- что это?................................................... 5стр
3. Межполушарная асимметрия
и межполушарное взаимодействие…………………………………………7стр.
4 .Связь асимметрии мозга с полом………………………………………………9стр.
5. Функциональная ассиметрия полушарий мозга,
типы мышления и обучения………………………………………………………..10стр.
6.Методики определения латеральности………………………………………12стр.
7. Заключение…………………………………………………………………………….17стр.
8. Список литературы…………………………………………………………………18стр.
На основе оценки межполушарной асимметрии в трех анализаторных системах (рука-ухо-глаз) разработана классификация типов межполушарной асимметрии или профилей латеральной организации мозга (ПЛО) (по Е. Д. Хомской и др.). Существуют 5 основных типов ПЛО: "чистые" правши, праворукие, амбидекстры, леворукие и "чистые" левши, у которых ведущими являются либо все левые или правые анализаторные системы ("чистые" типы), либо ведущие системы различны (смешанные типы). Типы ПЛО (т. е. разные типы межполушарного взаимодействия) отражают разную форму и степень левого или правого полушарий мозга. Различные типы ПЛО характеризуются различными показателями когнитивных (речевых и неречевых), двигательных и эмоционально-личностных процессов. Межполушарное взаимодействие осуществляется с помощью комиссур (мозолистого тела, гиппокампальной комиссуры, уздечки и др.) приводит к появлению "синдрома расщепленного мозга". Нарушение Межполушарного взаимодействия проявляется в нарушении реципрокных двигательных актов, аномии (нарушении способности давать словесный отчет об информации, поступающей в правое полушарие), дископии — дисграфии (нарушениях способности писать и рисовать обеими руками). Межполушарное взаимодействие может нарушаться или полностью, или частично (синдромы парципального расцепленного мозга по Л. И. Московичюте, Э. Г. Симерницкой и др).
Межполушарная
асимметрия и межполушарное
взаимодействие —
результат действия
биосоциальных факторов.
Функциональная неравнозначность
полушарий проявляется
сразу же после
рождения ребенка, однако
окончательное формирование
механизмов межполушарной
асимметрии т межполушарного
взаимодействия происходит
к 12—14 гг. и даже позже.
То есть парная работа
полушарий формируется
под влиянием и генетических,
и социальных факторов.
Методы исследования
межполушарной асимметрии
— подразделяются на
методы исследования
ведущей руки, ноги,
глаза, глаза, уха и др.
и представляют собой
различные способы исследований
функций одного анализатора
с последующим сопоставлением
результатов по другому
анализатору. Методы
исследования Межполушарного
взаимодействия — основаны
на принципе двойной
стимуляции анализаторов (при
оценке Межполушарного
взаимодействия в сенсорных
системах) или одновременных
моторных ответов двумя
руками, ногами (при
оценке Межполушарного
взаимодействия в моторных
системах). Наиболее
известным из таких
методов является метод
дихотического прослушивания
звуковых сигналов (слов,
слогов, цифр, неречевых
сигналов).
Связь асимметрии
мозга с полом
Асимметрия мозга тесно связана с полом. Среди детей леворуких, заик, косоглазых, дислектиков, невротиков, страдающих недержанием мочи и кала на каждую девочку приходится около пяти мальчиков. Известно, что существует определенная зависимость между этими явлениями, и все они тесно связаны с асимметрией мозга. Например, при насильственном переучивании леворуких детей письму правой рукой у них часто появляются перечисленные аномалии, умственная отсталость, психозы, дефекты речи. Представления о половых различиях в работе мозга основаны, прежде всего, на результатах клинических и поведенческих исследований. При повреждениях левого полушария в результате кровоизлияния, опухоли или при оперативном удалении части височной доли, по поводу эпилепсии, дефицит вербальных функций у мужчин бывает гораздо больше, чем у женщин. Аналогичные повреждения правого полушария также приводят к большему дефициту функций невербального характера у мужчин, по сравнению с женщинами. Например, по вербальным способностям: речи в целом, скорости и беглости речи, правописанию, навыкам чтения, кратковременной памяти, конформности мышления во всех возрастных группах выше уровень у женщин. У женщин гораздо лучше развито и с возрастом меньше атрофируется обоняние. У мужчин сильнее развиты пространственно-зрительные способности. Мальчики в школе значительно лучше девочек понимают геометрические концепции, эти различия меньше по алгебре, и еще меньше по арифметике.В технических ВУЗах максимальные преимущества мужчин также по начертательной геометрии. Они лучше ориентируются в визуальных и тактильных лабиринтах, лучше читают географические карты, легче определяют левое правое. В шахматах, в музыкальной композиции, изобретательстве и другой творческой деятельности мужчины достигают успеха существенно чаще, чем женщины. Мала доля женщин среди сатириков, юмористов, карикатуристов, комиков и клоунов. У мужчин значительно чаще, чем у женщин, обнаруживается также преимущество правого уха при дихотическом прослушивании и левой руки у праворуких при тактильном узнавании предметов дигаптическим методом. Обнаружен половой диморфизм по соотношению длин левой и правой височных плоскостей.
Одна из основных задач обучения и воспитания — развитие мышления ребенка. Недостаточно успешное решение этой задачи обесценивает многие усилия педагогов и делает маленького, а затем и взрослого человека плохо приспособленным даже к элементарным требованиям жизни. Но для того чтобы правильно формировать мышление, необходимо представлять себе, хотя бы в основных чертах, его психологические механизмы и возможные направленности его развития. Крупные достижения психологии в этой области связаны с открытием межполушарной асимметрии мозга, т. е. различных функций его двух полушарий.
Среди множества туманных вопросов в детской психологии самым туманным нам кажется вопрос выбора руки. Существует немало специалистов и литературы, но мнения, на наш взгляд, очень противоречивы. Изложим здесь схематично теоретические положения, которыми мы пользуемся сами. Суть их сводится к тому, что современный мир ориентирован на правшей. Часть левшей насильно переучена (детей заставляли пользоваться правой рукой),и это широко известный печальный факт. Но проблема, на самом деле, шире и касается, в основном, как раз правшей, а не левшей.
Система
современного образования
с вербальными
навыками и аналитическим
мышлением является
неблагоприятной
для лиц с левополушарной
функциональной асимметрией.
Несоответствие типа
межполушарной асимметрии
установкам традиционной
педагогики способствует
развитию состояния
обученной беспомощности
у значительной части
индивидов с правополушарным
типом реагирования (Seligman M., 1975).
Все это в значительной
степени делает эту
группу населения (детей)
более подверженной
риску нарушения психической
адаптации (Аршавский
В.В., 1988).
Функциональная асимметрия мозга – это сложное свойство мозга, отражающее различие в распределении нервнопсихических функций между его правым и левым полушарием.
Изучение межполушарных различий имеет большое значение для решения проблемы в образовании. По утверждению Джозефа Богена нынешний упор в системе образования на приобретение вербальных навыков и развитие аналитического мышления обуславливает пренебрежение к развитию важных невербальных способностей. А в таких условиях одна половина мозга ''голодает'' и ее потенциальный вклад в развитие личности в целом игнорируется.
По мнению Спрингера и Дейча исследование латеральности должно быть в тех направлениях, которые касаются ловкости и ориентировки в пространстве, оно должно быть непременным фактором при оценке школьной зрелости ребенка при поступлении в школу. Оно важно во всех случаях: воспитательных затруднениях, нарушениях в поведении. Следует тщательно изучить состояние здоровья ребенка, функции органов, моторики – здесь и возникает проблема латеральности – проявления действия и взаимодействия мозговых гемисфер.
Исследования асимметрии мозга вызвали интерес к общей проблеме неравнозначности правой и левой рук и показали различие между лево - и праворукими в отношении организации мозга, что позволяет задать ряд вопросов: каково значение этих различий, если таковые имеются, для интеллекта, творческих способностей?
Какие факторы в первую очередь обуславливают леворукость (гены, жизненный опыт, небольшие повреждения мозга)?
Проблема функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга является очень сложной т.к. различия в работе левой и правой гемисферы маскируются избыточностью мозговой деятельности обеспечивающей дублирование и повышающей ее надежность.
Иванова Е.Н. говорит о том, что ''латерализация функций оказывается доступной точному исследованию, прежде всего в условиях клиники или при применении пока еще малораспространенных методов изучения здоровых испытуемых''.
Вследствие этого проблема асимметрии в общем, психологическом плане остается пока недостаточно изученной, а по многим аспектам существуют противоречивые мнения. В связи с этим, целью нашего исследования было:
Существует несколько игровых методик, заданий для выявления латеральность:
Методики определения латеральности.
При создании определенной тестовой ситуации главным условием является то, чтобы обе руки имели одинаковую возможность действия.
Для определения ведущей руки мы использовали следующие тестовые операции:
Коробочка с бусами и бутылка стоят на столе (коробка перед бутылкой). Ребенок стоит возле стола так, чтобы его правая и левая руки были приблизительно одинаково удалены от предложенных предметов.
Задание: ''Клади бусинки в бутылку быстро, но внимательно, чтобы не рассыпать. Быстро, одну за другой''.
Подождите, пока ребенок не сложит в бутылку все 10 бусинок. Если ребенок работает только правой рукой, отмечаем это крестиком ''х'' в рубрике Р (правый) специального листа (протокола), если работает только левой рукой - в рубрике L (левый), если работал левой и правой рукой, или начал одной и перешел на другую руку - в рубрике А (двурукие реакции). При проведении обращаем внимание на то, чтобы ребенок брал в руку все время одну бусинку и складывал в бутылку одну за другой по очереди.
2. «Мячик в коробку»
На столе, ставим, пустую коробку, просим ребенка отступить два шага назад и бросить мяч в коробку – точно, внимательно, быстро. Попытку повторить 3 раза. Доминантной является та рука, которой ребенок играет. Если первый раз бросает правой, а второй раз левой обозначаем ''А''.
3.»Сильный ли ты».
Для измерения силы рук мы использовали пружинный динамометр Колена в позе стоя.
Инструкция: ''Встаньте прямо, возьмите в правую руку динамометр, левая рука опущена вдоль тела. Сожмите правой рукой пружину динамометра до предела. Рука в вытянутом положении «вперед»'. После измерения силы правой руки (ведущей) измеряется сила левой руки.
Ребенок встает напротив исследователя. Ребенку говорим: «Ну, внимательнее, не перепутай, покажи, как ты почешешь себе: 1. Ухо; 2. Нос; 3. Подбородок; 4. Теперь колено». Между отдельными заданиями следует подождать, чтобы ребенок опустил руку – только тогда давать следующее задание. Доминантной является та рука, которой ребенок действует во всех четырех заданиях.
Попросить ребенка подойти к столу, на стол положить иголку и нитку. Задание: «Теперь попробуй вдеть нитку в иголку». Доминантной является та рука, которая делает движение. Ребенок будет пытаться вдеть иголку в нитку либо (реже) надеть иголку на нить. Одна рука активна, другая – пассивна.
Методика направлена на определение уровня развития тонкой моторики руки, на определение леворукости – праворукости.
Испытуемый получает карточку из плотного картона, на котором изображен толстой линией круг диаметром 30 мм. Вокруг него имеются три больших и три маленьких по диаметру круга, изображенный тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга.
Ребенку предлагается ножницами вырезать круг по толстой линии, при этом фиксируется время начала и окончания работы (по секундомеру). Работу следует выполнить за одну минуту. Должно быть вырезано не менее 8/9 круга. Отклонения от утолщенной линии допускаются не более двух раз, если ребенок в процессе работы перерезает одну из тонких линий, или один раз, перерезает все тонкие линии. Разрешаются две попытки.
Информация о работе Функциональная асимметрия мозга и обучение