Функциональная асимметрия мозга и обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Педагогическая психология или психология образования— раздел психологии, изучающий методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания ит.д. По предмету и методу тесно примыкает к социальной психологии, с одной стороны, и когнитивной психологии, с другой.

Оглавление

1.Введение……………………………………………………………………………….3стр.

2. Функциональная асимметрия
или межполушарная асимметрия- что это?................................................... 5стр

3. Межполушарная асимметрия
и межполушарное взаимодействие…………………………………………7стр.

4 .Связь асимметрии мозга с полом………………………………………………9стр.

5. Функциональная ассиметрия полушарий мозга,
типы мышления и обучения………………………………………………………..10стр.

6.Методики определения латеральности………………………………………12стр.

7. Заключение…………………………………………………………………………….17стр.

8. Список литературы…………………………………………………………………18стр.

Файлы: 1 файл

педагогическая психология реферат.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

     На  основе оценки межполушарной  асимметрии в трех анализаторных системах (рука-ухо-глаз) разработана классификация  типов межполушарной  асимметрии или профилей латеральной организации  мозга (ПЛО) (по Е. Д. Хомской  и др.). Существуют 5 основных типов ПЛО: "чистые" правши, праворукие, амбидекстры, леворукие и "чистые" левши, у которых ведущими являются либо все левые или правые анализаторные системы ("чистые" типы), либо ведущие системы различны (смешанные типы). Типы ПЛО (т. е. разные типы межполушарного взаимодействия) отражают разную форму и степень левого или правого полушарий мозга. Различные типы ПЛО характеризуются различными показателями когнитивных (речевых и неречевых), двигательных и эмоционально-личностных процессов. Межполушарное взаимодействие осуществляется с помощью комиссур (мозолистого тела, гиппокампальной комиссуры, уздечки и др.) приводит к появлению "синдрома расщепленного мозга". Нарушение Межполушарного взаимодействия проявляется в нарушении реципрокных двигательных актов, аномии (нарушении способности давать словесный отчет об информации, поступающей в правое полушарие), дископии — дисграфии (нарушениях способности писать и рисовать обеими руками). Межполушарное взаимодействие может нарушаться или полностью, или частично (синдромы парципального расцепленного мозга по Л. И. Московичюте, Э. Г. Симерницкой и др).

     Межполушарная асимметрия и межполушарное  взаимодействие —  результат действия биосоциальных факторов. Функциональная неравнозначность полушарий проявляется  сразу же после  рождения ребенка, однако окончательное формирование механизмов межполушарной асимметрии т межполушарного взаимодействия происходит к 12—14 гг. и даже позже. То есть парная работа полушарий формируется под влиянием и генетических, и социальных факторов. Методы исследования межполушарной асимметрии — подразделяются на методы исследования ведущей руки, ноги, глаза, глаза, уха и др. и представляют собой различные способы исследований функций одного анализатора с последующим сопоставлением результатов по другому анализатору. Методы исследования Межполушарного взаимодействия — основаны на принципе двойной стимуляции анализаторов (при оценке Межполушарного взаимодействия в сенсорных системах) или одновременных моторных ответов двумя руками, ногами (при оценке Межполушарного взаимодействия в моторных системах). Наиболее известным из таких методов является метод дихотического прослушивания звуковых сигналов (слов, слогов, цифр, неречевых сигналов). 
 

       Связь асимметрии  мозга с полом 

     Асимметрия  мозга тесно связана  с полом. Среди детей леворуких, заик, косоглазых, дислектиков, невротиков, страдающих недержанием мочи и кала на каждую девочку приходится около пяти мальчиков. Известно, что существует определенная зависимость между этими явлениями, и все они тесно связаны с асимметрией мозга. Например, при насильственном переучивании леворуких детей письму правой рукой у них часто появляются перечисленные аномалии, умственная отсталость, психозы, дефекты речи. Представления о половых различиях в работе мозга основаны, прежде всего, на результатах клинических и поведенческих исследований. При повреждениях левого полушария в результате кровоизлияния, опухоли или при оперативном удалении части височной доли, по поводу эпилепсии, дефицит вербальных функций у мужчин бывает гораздо больше, чем у женщин. Аналогичные повреждения правого полушария также приводят к большему дефициту функций невербального характера у мужчин, по сравнению с женщинами.  Например, по вербальным способностям: речи в целом, скорости и беглости речи, правописанию, навыкам чтения, кратковременной памяти, конформности мышления во всех возрастных группах выше уровень у женщин. У женщин гораздо лучше развито и с возрастом меньше атрофируется обоняние. У мужчин сильнее развиты пространственно-зрительные способности. Мальчики в школе значительно лучше девочек понимают геометрические концепции, эти различия меньше по алгебре, и еще меньше по арифметике.В технических ВУЗах максимальные преимущества мужчин также по начертательной геометрии. Они лучше ориентируются в визуальных и тактильных лабиринтах, лучше читают географические карты, легче определяют левое правое. В шахматах, в музыкальной композиции, изобретательстве и другой творческой деятельности мужчины достигают успеха существенно чаще, чем женщины. Мала доля женщин среди сатириков, юмористов, карикатуристов, комиков и клоунов. У мужчин значительно чаще, чем у женщин, обнаруживается также преимущество правого уха при дихотическом прослушивании и левой руки у праворуких при тактильном узнавании предметов дигаптическим методом. Обнаружен половой диморфизм по соотношению длин левой и правой височных плоскостей.

Функциональная  ассиметрия полушарий  мозга, типы мышления и обучения

Одна  из основных задач  обучения и воспитания — развитие мышления ребенка. Недостаточно успешное решение этой задачи обесценивает многие усилия педагогов и делает маленького, а затем и взрослого человека плохо приспособленным даже к элементарным требованиям жизни. Но для того чтобы правильно формировать мышление, необходимо представлять себе, хотя бы в основных чертах, его психологические механизмы и возможные направленности его развития. Крупные достижения психологии в этой области связаны с открытием межполушарной асимметрии мозга, т. е. различных функций его двух полушарий.

Среди множества туманных вопросов в детской психологии самым туманным нам кажется вопрос выбора руки. Существует немало специалистов и литературы, но мнения, на наш взгляд, очень противоречивы. Изложим здесь схематично теоретические положения, которыми мы пользуемся сами. Суть их сводится к тому, что современный мир ориентирован на правшей. Часть левшей насильно переучена (детей заставляли пользоваться правой рукой),и это широко известный печальный факт. Но проблема, на самом деле, шире и касается, в основном, как раз правшей, а не левшей.

Система современного образования  с вербальными  навыками и аналитическим  мышлением является неблагоприятной  для лиц с левополушарной функциональной асимметрией. Несоответствие типа межполушарной асимметрии установкам традиционной педагогики способствует развитию состояния обученной беспомощности у значительной части индивидов с правополушарным типом реагирования (Seligman M., 1975). Все это в значительной степени делает эту группу населения (детей) более подверженной риску нарушения психической адаптации (Аршавский В.В., 1988).  

Функциональная  асимметрия мозга  – это сложное свойство мозга, отражающее различие в распределении нервнопсихических функций между его правым и левым полушарием.

Изучение  межполушарных различий имеет большое  значение для решения проблемы в образовании. По утверждению Джозефа Богена нынешний упор в системе образования на приобретение вербальных навыков и развитие аналитического мышления обуславливает пренебрежение к развитию важных невербальных способностей. А в таких условиях одна половина мозга ''голодает'' и ее потенциальный вклад в развитие личности в целом игнорируется.

По  мнению Спрингера  и Дейча исследование латеральности должно быть в тех направлениях, которые касаются ловкости и ориентировки в пространстве, оно  должно быть непременным фактором при оценке школьной зрелости ребенка при поступлении в школу. Оно важно во всех случаях: воспитательных затруднениях, нарушениях в поведении. Следует тщательно изучить состояние здоровья ребенка, функции органов, моторики – здесь и возникает проблема латеральности – проявления действия и взаимодействия мозговых гемисфер.

Исследования  асимметрии мозга  вызвали интерес  к общей проблеме неравнозначности правой и левой рук  и показали различие между лево - и  праворукими в  отношении организации мозга, что позволяет задать ряд вопросов: каково значение этих различий, если таковые имеются, для интеллекта, творческих способностей?

Какие факторы в первую очередь обуславливают  леворукость (гены, жизненный  опыт, небольшие повреждения  мозга)?

Проблема функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга является очень сложной т.к. различия в работе левой и правой гемисферы маскируются избыточностью мозговой деятельности обеспечивающей дублирование и повышающей ее надежность.

Иванова Е.Н. говорит о том, что ''латерализация функций оказывается доступной точному исследованию, прежде всего в условиях клиники или при применении пока еще малораспространенных методов изучения здоровых испытуемых''.

Вследствие  этого проблема асимметрии в общем, психологическом плане остается пока недостаточно изученной, а по многим аспектам существуют противоречивые мнения. В связи с этим, целью нашего исследования было:

  1. Проанализировать и апробировать методики диагностики функциональной асимметрии.
  2. Изучить микровозростные особенности становления функциональной асимметрии в преддошкольный и начальный школьный периоды.
  3. Определить влияние доминирующего полушария на развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления.
  4. Определить роль механизмов асимметрии в формировании школьной зрелости.

    Существует  несколько игровых  методик, заданий  для выявления  латеральность:

Методики  определения латеральности.

   При создании определенной тестовой ситуации главным  условием является то, чтобы обе руки имели одинаковую возможность действия.

   Для определения ведущей  руки мы использовали следующие тестовые операции:

  1. «Бусинки в бутылку»

   Коробочка с бусами и бутылка  стоят на столе (коробка  перед бутылкой). Ребенок стоит  возле стола так, чтобы его правая и левая руки были приблизительно одинаково удалены от предложенных предметов.

   Задание: ''Клади бусинки  в бутылку быстро, но внимательно, чтобы  не рассыпать. Быстро, одну за другой''.

   Подождите, пока ребенок не сложит в бутылку все 10 бусинок. Если ребенок  работает только правой рукой, отмечаем это крестиком ''х'' в рубрике Р (правый) специального листа (протокола), если  работает только левой рукой - в рубрике L (левый), если работал левой и правой рукой, или начал одной и перешел на другую руку - в рубрике А (двурукие реакции). При проведении обращаем внимание на то, чтобы ребенок брал в руку все время одну бусинку и складывал в бутылку одну за другой по очереди.

    2. «Мячик в коробку»

   На  столе, ставим, пустую коробку, просим ребенка  отступить два  шага назад и бросить  мяч в коробку  – точно, внимательно, быстро. Попытку повторить 3 раза. Доминантной является та рука, которой ребенок играет. Если первый раз бросает правой, а второй раз левой обозначаем ''А''.

3.»Сильный ли ты».

   Для измерения силы рук  мы использовали пружинный  динамометр Колена в позе стоя.

   Инструкция: ''Встаньте прямо, возьмите в правую руку динамометр, левая рука опущена  вдоль тела. Сожмите  правой рукой пружину  динамометра до предела. Рука в вытянутом  положении «вперед»'. После измерения  силы правой руки (ведущей) измеряется сила левой руки.

                                             4. «Дотронуться до  уха, носа…»

   Ребенок встает напротив исследователя. Ребенку говорим: «Ну, внимательнее, не перепутай, покажи, как  ты почешешь себе: 1. Ухо; 2. Нос; 3. Подбородок; 4. Теперь колено». Между отдельными заданиями следует подождать, чтобы ребенок опустил руку – только тогда давать следующее задание. Доминантной является та рука, которой ребенок действует во всех четырех заданиях.

  1. «Иголка и нитка».

   Попросить ребенка подойти  к столу, на стол положить иголку и нитку. Задание: «Теперь попробуй вдеть нитку в иголку». Доминантной является та рука, которая делает движение. Ребенок будет пытаться вдеть иголку в нитку либо (реже) надеть иголку на нить. Одна рука активна, другая – пассивна.

  1. Методика Озерецкого (круги).

   Методика  направлена на определение  уровня развития тонкой моторики руки, на определение  леворукости –  праворукости.

   Испытуемый  получает карточку из плотного картона, на котором изображен  толстой линией круг диаметром 30 мм. Вокруг него имеются три больших и три маленьких по диаметру круга, изображенный тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга.

   Ребенку предлагается ножницами  вырезать круг по толстой  линии, при этом фиксируется  время начала и  окончания работы (по секундомеру). Работу следует выполнить за одну минуту. Должно быть вырезано не менее 8/9 круга. Отклонения от утолщенной линии допускаются не более двух раз, если ребенок в процессе работы перерезает одну из тонких линий, или один раз, перерезает все тонкие линии. Разрешаются две попытки.

Информация о работе Функциональная асимметрия мозга и обучение