Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:45, реферат
Важнейшую особенность детского и подросткового возраста составляет непрерывный, но вместе с тем и неравномерный процесс развития и созревания структур и функций всего организма, в том числе и центральной нервной системы. Наиболее интенсивное психическое развитие (психический онтогенез) приходится на детский и подростковый возраст, когда формируются как отдельные психические функции, так и личность в целом. Психическое развитие происходит в результате непосредственного контакта ребенка и подростка с окружающей средой.
- 2 -
Введение
Важнейшую особенность детского и подросткового возраста составляет непрерывный, но вместе с тем и неравномерный процесс развития и созревания структур и функций всего организма, в том числе и центральной нервной системы. Наиболее интенсивное психическое развитие (психический онтогенез) приходится на детский и подростковый возраст, когда формируются как отдельные психические функции, так и личность в целом.
Психическое развитие происходит в результате непосредственного контакта ребенка и подростка с окружающей средой. В связи с этим, симптомы психических расстройств, возникающие при психических заболеваниях, представляют собой интегративное выражение нарушений биологического и психического (социального) созревания.
Во всем мире растет число детей, нуждающихся в специальной помощи со стороны медиков, психологов, педагогов и социальных работников. Одной из важнейших задач современной практической психологии является психологическая диагностика и коррекция отклонений детского поведения и вневрачебная помощь трудным детям. При исследовании ребенка с отклонениями в развитии в центре внимания психолога обычно стоит вопрос о психологической квалификации основных психических расстройств, их структуры и степени выраженности. Оценка нарушений развития у детей учитывает также и отклонения от стадии возрастного развития, на которой находится ребенок, то есть особенности дизонтогенеза, вызванного болезненным процессом, его последствиями.
Термин «дизонтогенез» (от греч., «dys» - приставка, означающая отклонение от нормы, «ontos» - сущее, существо, «genesis» - развитие) впервые был употреблен Швальбе в 1927-м году для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального хода
- 3 -
развития. В дальнейшем термин «дизонтогения» использовался представителями клинической медицины для обозначения различных форм нарушения нормального онтогенеза, возникающих в детском возрасте, когда морфофункциональные системы организма еще не достигли зрелости. В широком смысле слова термин дизонтогенез - отклоняющееся от условно принятой нормы индивидуальное развитие. Психический дизонтогенез - нарушение психики в целом или ее отдельных составляющих, а также нарушение соотношения темпов и сроков развития отдельных сфер и различных компонентов внутри отдельных сфер.
Детский ранний аутизм – вид психического дизонтогенеза, где на передний план выступают расстройства в эмоционально-волевой сфере.
Цель данной работы рассмотреть виды отклоняющегося развития, синдром раннего детского аутизма, причины его развития, особенности психического развития аутичного ребенка.
Синдромы психического дизонтогенеза.
В настоящее время широко используется классификация видов психического дизонтогенеза предложенная В. В. Лебединским.
1. Отклонения по типу ретардации (задержанное развитие) и дисфункцию созревания:
- общее стойкое недоразвитие
(умственная отсталость
- задержанное развитие
(задержка психического
Общее психическое недоразвитие - общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга (генетических, внутриутробных, родовых, ранних постнатальных), что обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем. Более нарушены
- 4 -
высшие психические функции (особенно интеллект, речь), чем элементарные (непроизвольное восприятие, память, моторика, элементарные эмоции).
Наиболее типичной моделью психического недоразвития являются состояния олигофрении. Олигофрения (от греч. «olygos» - малый, «phren» - ум) - особая форма психического недоразвития. Она выражается в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды. В зависимости от степени интеллектуальной недостаточности у детей -олигофренов различают три группы состояний: наиболее тяжелая - идиотия, менее тяжелая - имбецильность и относительно легкая - дебильность. Задержанное психическое развитие - замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах. Вызвано генетическими факторами, хроническими заболеваниями, инфекцией, интоксикацией, травмами мозга, психогенными факторами (неблагоприятными условиями воспитания) в период до 3-х летнего возраста (пример - инфантилизм).Задержка психического развития (ЗПР) выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, над определяемыми социальной ситуацией развития, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности, эмоциональной незрелости.
2. Отклонения по типу повреждения:
- поврежденное развитие (органическая деменция),
- дефицитарное развитие
( тяжелые нарушения
- 5 -
Поврежденное психическое развитие. Связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств.
Дефицитарное психическое развитие. Оно связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной (слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с детскими церебральными параличами), а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний (сердечно-сосудистой системы, например при тяжелых пороках сердца, дыхательной - при бронхиальной астме, ряде эндокринных заболеваний и т. д.).
3. Отклонения по типу
асинхронии с преобладанием
- искаженное развитие (ранний детский аутизм),
- дисгармоничное развитие (психопатии).
Искаженное психическое развитие. Сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие в ряду качественно новых патологических образований, не присущих каждому из входящих в клиническую картину виду нарушенного развития. Искаженное развитие наблюдается при процессуальных расстройствах, раннем детском аутизме (РДА, или синдром Л. Каннера) и т. п.
Дисгармоническое психическое развитие. По своей структуре оно напоминает искаженное развитие. Однако, основой в данном случае является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные искажения межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой
- 6 -
сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий и отчасти так называемые патологические формирования личности.
Ядерную группу этих состояний составляют так называемые конституциональные психопатии, как правило, имеющие наследственное происхождение. Сюда относятся шизоидные, эпилептоидные, циклоидные, психастенические и в значительной части истерические психопатии. Большинство психопатий формируются как клинически выраженные варианты в юношеском и зрелом возрасте.
В последние годы все больше появляется детей со сложными недостатками в развитии, у которых имеется сочетание двух и более направлений.
Психологическая сущность РДА. Причины возникновения.
Термин «аутизм» (от греч. Autos – сам) был введен Е. Блейлером для обозначения особого вида мышления, характеризующегося «оторванностью ассоциаций от данного опыта, игнорированием действительных отношений».[1, с., 337]
РДА или синдром Каннера – это аномалия психического развития, состоящая главным образом в субъективной изолированности ребенка от внешнего мира.
Под названием «синдром РДА» впервые описан Л. Каннером в 1943 году. Независимо от Каннера синдром был описан в 1944 году Г. Аспергером и в 1947 году С.С. Мнухиным.
- 7 -
В 1978 году М. Раттером были сформулированы диагностические критерии РДА:
- особые глубокие нарушения в социальном развитии, проявляющиеся вне связи с интеллектуальным уровнем;
- задержка и нарушения в развитии речи вне связи с интеллектуальным уровнем;
- стремление к постоянству,
проявляемое как стереотипные
занятия с предметами, сверхпристрастие
к объектам окружающей
- проявление патологии в сроки до 48-месячного возраста.
Синдром встречается во всех странах мира, в среднем в 4-5 случаях на 10 тыс. детей, причем ранний аутизм у мальчиков встречается в 3-4 раза чаще. Чем у девочек.
По уровню эмоциональной регуляции, аутизм может проявляться в разных формах:
Характерны проявления состояния выраженного дискомфорта и отсутствие социальной активности уже в раннем возрасте. Даже близким невозможно добиться от ребенка ответной улыбки, поймать его взгляд, получить ответную реакцию на зов. Главное для такого ребенка – не иметь с миром никаких точек соприкосновения.
Более активны и чуть менее ранимы в контактах со средой. Проявляется не как отрешенность, а как повышенная избирательность в отношениях с
- 8 -
миром. Родители обычно указывают на задержку психического развития, отмечают повышенную избирательность в еде, одежде, особые ритуалы в различных аспектах жизнедеятельности, невыполнение которых влечет бурные аффективные реакции. Возможно неожиданное бурное проявление агрессии и самоагрессии.
Это не отчаянное отвержение окружающего мира, а сверхзахваченность своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. Родители жалуются на повышенную конфликтность детей, отсутствие интересов другого. Основная проблема такого ребенка, что созданная им программа поведения не может быть приспособлена им к гибко меняющимся обстоятельствам.
На первый план выступает
повышенная ранимость, тормозимость в
контактах (взаимодействие прекращается
при ощущении ребенком малейшего
препятствия или
К настоящему времени сложилось представление о двух типах аутизма: классический аутизм Каннера (РДА) и варианты аутизма, в которые входят аутистические состояния разного генеза. Вариант Аспергера более легкий, при нем не страдает «ядро личности». Этот вариант многие ученые относят к аутической психопатии. При нерезко выраженных проявлениях аутизма используют термин параутизм.
- 9 -
Патогенетические
механизмы детского аутизма
Особенности психического развития аутичного ребенка.
Для психического развития при РДА свойственна неравномерность. Так, повышенные способности в отдельных ограниченных областях, таких, как музыка, математика, живопись, могут сочетаться с глубоким нарушением обычных жизненных умений и навыков. Один из главных патогенных факторов, обуславливающих развитие личности по аутическому типу –
- 10 -
снижение общего жизненного тонуса (проявляется в ситуациях, требующих активного, избирательного поведения).
Особенности развития внимания.
Очень низкий уровень активного внимания. С раннего детства негативная реакция или отсутствие какой-либо реакции при попытках привлечения внимания ребенка к предметам окружающей действительности. Грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания, что препятствует нормальному формированию высших психических функций. Характерной чертой является сильнейшая психическая пресыщаемость. Внимание ребенка с РДА устойчиво в течение буквально нескольких минут, а иногда и секунд. В некоторых случаях пресыщение может быть настолько сильным, что ребенок не просто выключается из ситуации, а проявляет выраженную агрессию и пытается уничтожить то, чем он только что с удовольствием занимался.
Особенности развития ощущений и восприятия.
Повышенная сенсорная
- 11 -
Особенности развития памяти и воображения.
С раннего возраста отмечается хорошая механическая память, что создает условия для сохранения следов эмоциональных переживаний. Это стереотипизирует восприятие окружающего: информация входит в сознание детей целыми блоками, хранится, не перерабатываясь, и применяется шаблонно, в том контексте, в котором была воспринята. Дети могут снова и снова повторять одни и те же звуки, слова или задавать один и тот же вопрос. Хорошо запоминают, а затем однообразно повторяют различные движения, игровые действия, звуки, целые рассказы. Стремятся к получению привычных ощущений, поступающих через все сенсорные каналы: зрение, слух, вкус, обоняние, кожу.
Информация о работе Синдромы психического дизонтогенеза. Детский аутизм