Синдромы психического дизонтогенеза. Детский аутизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:45, реферат

Краткое описание

Важнейшую особенность детского и подросткового возраста составляет непрерывный, но вместе с тем и неравномерный процесс развития и созревания структур и функций всего организма, в том числе и центральной нервной системы. Наиболее интенсивное психическое развитие (психический онтогенез) приходится на детский и подростковый возраст, когда формируются как отдельные психические функции, так и личность в целом. Психическое развитие происходит в результате непосредственного контакта ребенка и подростка с окружающей средой.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

- 2 -

Введение

Важнейшую особенность  детского и подросткового возраста составляет непрерывный, но вместе с  тем и неравномерный процесс  развития и созревания структур и  функций всего организма, в том  числе и центральной нервной  системы. Наиболее интенсивное психическое развитие (психический онтогенез) приходится на детский и подростковый возраст, когда формируются как отдельные психические функции, так и личность в целом.

Психическое развитие происходит в результате непосредственного  контакта ребенка и подростка с окружающей средой. В связи с этим, симптомы психических расстройств, возникающие при психических заболеваниях, представляют собой интегративное выражение нарушений биологического и психического (социального) созревания.

Во всем мире растет число  детей, нуждающихся в специальной помощи со стороны медиков, психологов, педагогов и социальных работников. Одной из важнейших задач современной практической психологии является психологическая диагностика и коррекция отклонений детского поведения и вневрачебная помощь трудным детям. При исследовании ребенка с отклонениями в развитии в центре внимания психолога обычно стоит вопрос о психологической квалификации основных психических расстройств, их структуры и степени выраженности. Оценка нарушений развития у детей учитывает также и отклонения от стадии возрастного развития, на которой находится ребенок, то есть особенности дизонтогенеза, вызванного болезненным процессом, его последствиями.

Термин «дизонтогенез» (от греч., «dys» - приставка, означающая отклонение от нормы, «ontos» - сущее, существо, «genesis» - развитие) впервые был употреблен Швальбе в 1927-м году для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального хода

- 3 -

развития. В дальнейшем термин «дизонтогения» использовался представителями клинической медицины для обозначения различных форм нарушения нормального онтогенеза, возникающих в детском возрасте, когда морфофункциональные системы организма еще не достигли зрелости. В широком смысле слова термин дизонтогенез - отклоняющееся от условно принятой нормы индивидуальное развитие. Психический дизонтогенез - нарушение психики в целом или ее отдельных составляющих, а также нарушение соотношения темпов и сроков развития отдельных сфер и различных компонентов внутри отдельных сфер.

Детский ранний аутизм –  вид психического дизонтогенеза, где  на передний план выступают расстройства в эмоционально-волевой сфере.

Цель данной работы рассмотреть  виды отклоняющегося развития, синдром  раннего детского аутизма, причины  его развития, особенности психического развития аутичного ребенка.

 

Синдромы психического дизонтогенеза.

 

В настоящее время  широко используется классификация  видов психического дизонтогенеза  предложенная В. В. Лебединским.

1. Отклонения по типу ретардации (задержанное развитие) и дисфункцию созревания:

- общее стойкое недоразвитие (умственная отсталость различной  степени тяжести),

- задержанное развитие (задержка психического развития).

Общее психическое  недоразвитие - общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга (генетических, внутриутробных, родовых, ранних постнатальных), что обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем. Более нарушены

- 4 -

высшие психические  функции (особенно интеллект, речь), чем элементарные (непроизвольное восприятие, память, моторика, элементарные эмоции).

Наиболее типичной моделью  психического недоразвития являются состояния  олигофрении. Олигофрения (от греч. «olygos» - малый, «phren» - ум) - особая форма психического недоразвития. Она выражается в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды. В зависимости от степени интеллектуальной недостаточности у детей -олигофренов различают три группы состояний: наиболее тяжелая - идиотия, менее тяжелая - имбецильность и относительно легкая - дебильность. Задержанное психическое развитие - замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах. Вызвано генетическими факторами, хроническими заболеваниями, инфекцией, интоксикацией, травмами мозга, психогенными факторами (неблагоприятными условиями воспитания) в период до 3-х летнего возраста (пример - инфантилизм).Задержка психического развития (ЗПР) выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, над определяемыми социальной ситуацией развития, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности, эмоциональной незрелости.

 

      2. Отклонения  по типу повреждения:

- поврежденное развитие (органическая деменция),

- дефицитарное развитие ( тяжелые нарушения анализаторных  систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях хронических соматических заболеваний).

 

- 5 -

Поврежденное  психическое развитие. Связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств.

Дефицитарное психическое  развитие. Оно связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной (слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с детскими церебральными параличами), а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний (сердечно-сосудистой системы, например при тяжелых пороках сердца, дыхательной - при бронхиальной астме, ряде эндокринных заболеваний и т. д.).

3. Отклонения по типу  асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых  нарушений:

- искаженное развитие (ранний детский аутизм),

- дисгармоничное развитие (психопатии).

Искаженное  психическое развитие. Сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие в ряду качественно новых патологических образований, не присущих каждому из входящих в клиническую картину виду нарушенного развития. Искаженное развитие наблюдается при процессуальных расстройствах, раннем детском аутизме (РДА, или синдром Л. Каннера) и т. п.

Дисгармоническое  психическое развитие. По своей структуре оно напоминает искаженное развитие. Однако, основой в данном случае является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные искажения межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой

- 6 -

сфере. Моделью дисгармонического  развития является ряд психопатий и  отчасти так называемые патологические формирования личности.

Ядерную группу этих состояний составляют так называемые конституциональные психопатии, как правило, имеющие наследственное происхождение. Сюда относятся шизоидные, эпилептоидные, циклоидные, психастенические и в значительной части истерические психопатии. Большинство психопатий формируются как клинически выраженные варианты в юношеском и зрелом возрасте.

В последние годы все  больше появляется детей со сложными недостатками в развитии, у которых  имеется сочетание двух и более  направлений.

 

Психологическая сущность РДА. Причины возникновения.

 

Термин «аутизм» (от греч. Autos – сам) был введен Е. Блейлером для обозначения особого вида мышления, характеризующегося «оторванностью ассоциаций от данного опыта, игнорированием действительных отношений».[1, с., 337]

РДА или синдром Каннера – это аномалия психического развития, состоящая главным образом в субъективной изолированности ребенка от внешнего мира.

Под названием «синдром РДА» впервые описан Л. Каннером в 1943 году. Независимо от Каннера синдром  был описан в 1944 году Г. Аспергером и в 1947 году С.С. Мнухиным.

 

 

 

- 7 -

В 1978 году М. Раттером были сформулированы диагностические критерии РДА:

- особые глубокие нарушения  в социальном развитии, проявляющиеся  вне связи с интеллектуальным  уровнем;

- задержка и нарушения  в развитии речи вне связи с интеллектуальным уровнем;

- стремление к постоянству,  проявляемое как стереотипные  занятия с предметами, сверхпристрастие  к объектам окружающей действительности  или как сопротивление изменениям  среды;

- проявление патологии  в сроки до 48-месячного возраста.

 

Синдром встречается  во всех странах мира, в среднем  в 4-5 случаях на 10 тыс. детей, причем ранний аутизм у мальчиков встречается  в 3-4 раза чаще. Чем у девочек.

По уровню эмоциональной  регуляции, аутизм может проявляться в разных формах:

  1. как полная отрешенность от происходящего

Характерны проявления состояния выраженного дискомфорта и отсутствие социальной активности уже в раннем возрасте. Даже близким невозможно добиться от ребенка ответной улыбки, поймать его взгляд, получить ответную реакцию на зов. Главное для такого ребенка – не иметь с миром никаких точек соприкосновения.

  1. как активное отвержение

Более активны и чуть менее ранимы в контактах со средой. Проявляется не как отрешенность, а как повышенная избирательность в отношениях с

- 8 -

миром. Родители обычно указывают на задержку психического развития, отмечают повышенную избирательность в еде, одежде, особые ритуалы в различных аспектах жизнедеятельности, невыполнение которых влечет бурные аффективные реакции. Возможно неожиданное бурное проявление агрессии и самоагрессии.

  1. как захваченность аутистическими интересами

Это не отчаянное отвержение окружающего мира, а сверхзахваченность своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. Родители жалуются на повышенную конфликтность детей, отсутствие интересов другого. Основная проблема такого ребенка, что созданная им программа поведения не может быть приспособлена им к гибко меняющимся обстоятельствам.

  1. как чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия с другими людьми.

На первый план выступает  повышенная ранимость, тормозимость в  контактах (взаимодействие прекращается при ощущении ребенком малейшего  препятствия или противодействия). Ребенок слишком сильно зависит  от эмоциональной поддержки взрослых.

К настоящему времени  сложилось представление о двух типах аутизма: классический аутизм Каннера (РДА) и варианты аутизма, в  которые входят аутистические состояния  разного генеза. Вариант Аспергера  более легкий, при нем не страдает «ядро личности». Этот вариант многие ученые относят к аутической психопатии. При нерезко выраженных проявлениях аутизма используют термин параутизм.

 

 

- 9 -

 Патогенетические  механизмы детского аутизма остаются  недостаточно ясными. В разное  время разработки этого вопроса  внимание уделялось различным причинам и механизмам возникновения данного нарушения. О природе РДА длительное время господствовала гипотеза о его психогенной природе. Она состояла в том, что такие условия развития ребенка, как подавление его психической активности и аффективной сферы «авторитарной» матерью, приводят к патологическому формированию личности. Статистически чаще всего РДА описывается при патологии шизофренического круга, реже – при органической патологии мозга (врожденных токсоплазмозе, сифилисе, рубеолярной энцефалопатии, другой резидуальной недостаточности нервной системы, интоксикации свинцом и так далее). Высказываются предположения о поломке биологических механизмов аффективности, первичной слабости инстинктов, информационной блокаде, связанной с расстройством восприятия, о недоразвитии внутренней речи, центральном нарушении слуховых впечатлений, которое ведет к блокаде потребностей в контактах, о нарушении активирующих влияний ретикулярной формации и многих других. Аутизм может возникать как своеобразная аномалия развития генетического генеза, а также наблюдаться в виде осложняющего синдрома при различных неврологических заболеваниях, в том числе при метаболических дефектах.

 

Особенности психического развития аутичного ребенка.

 

Для психического развития при РДА свойственна неравномерность. Так, повышенные способности в отдельных ограниченных областях, таких, как музыка, математика, живопись, могут сочетаться с глубоким нарушением обычных жизненных умений и навыков. Один из главных патогенных факторов, обуславливающих развитие личности по аутическому типу –

- 10 -

снижение общего жизненного тонуса (проявляется в ситуациях, требующих активного, избирательного поведения).

Особенности развития внимания.

Очень низкий уровень активного  внимания. С раннего детства негативная реакция или отсутствие какой-либо реакции при попытках привлечения внимания ребенка к предметам окружающей действительности. Грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания, что препятствует нормальному формированию высших психических функций. Характерной чертой является сильнейшая психическая пресыщаемость. Внимание ребенка с РДА устойчиво в течение буквально нескольких минут, а иногда и секунд. В некоторых случаях пресыщение может быть настолько сильным, что ребенок не просто выключается из ситуации, а проявляет выраженную агрессию и пытается уничтожить то, чем он только что с удовольствием занимался.

Особенности развития ощущений и восприятия.

Повышенная сенсорная ранимость, и в то же время, как следствие  игнорирование воздействий, значительное расхождение в характере реакций, вызываемых социальными и физическими стимулами. Лицо человека, которое является самым сильным и привлекательным раздражителем, для детей с РДА мгновенно вызывает пресыщение и желание уйти от контакта. Парадоксальные реакции на сенсорные стимулы (проявляются уже на первом году жизни), большая полярность в реакциях на предметы. Нарушение ориентировки в пространстве, искажение целостной картины реального предметного мира (важен не предмет в целом, а отдельные его сенсорные качества). Повышенная любовь к музыке, чувствительность к запахам. Большое значение имеют тактильные и мышечные ощущения, идущие от собственного тела. При сниженной болевой чувствительности, наблюдается склонность к нанесению себе различных повреждений.

- 11 -

Особенности развития памяти и воображения.

С раннего возраста отмечается хорошая  механическая память, что создает  условия для сохранения следов эмоциональных  переживаний. Это стереотипизирует восприятие окружающего: информация входит в сознание детей целыми блоками, хранится, не перерабатываясь, и применяется шаблонно, в том контексте, в котором была воспринята. Дети могут снова и снова повторять одни и те же звуки, слова или задавать один и тот же вопрос. Хорошо запоминают, а затем однообразно повторяют различные движения, игровые действия, звуки, целые рассказы. Стремятся к получению привычных ощущений, поступающих через все сенсорные каналы: зрение, слух, вкус, обоняние, кожу.

Информация о работе Синдромы психического дизонтогенеза. Детский аутизм