Шпаргалки по "Специальной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 11:27, шпаргалка

Краткое описание

Специальная психология - раздел психологической науки о закономерностях развития, воспитания, обучения и подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей с отклонениями в развитии. Это отклонение, как правило, связано с врожденным или приобретенным нарушением формирования нервной системы. В системе психологических наук специальной психологии отводится особое место. У понятия «специальная психология» множество синонимов: коррекционная психология, психология аномального развития, психология детей с отклонениями в развитии и др.

Файлы: 1 файл

specped.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

Детямс психастенической психопатией свойственно обладание хорошими интеллектуальными способностями, иногда бывает даже одаренность в определенных сферах науки или искусства. Несмотря на это, многие из них учатся средне ли ниже среднего. Причина кроется в характерологических особенностях детей с психастенической психопатией. Они педантично и скурпулезно подходят к подготовке домашнего задания, но в то же время чрезмерно волнуются при устных ответах, находятся 8 состоянии паники при написании контрольных и проверочных работ, постоянно сомневаются в правильности полученных результатов и тратят большее количество времени на перепроверку.

Характерными особенностями детей и подростков с циклоидной психопатией являются колебание настроения от бодрого, приподнятого до подавленного, появление апатии, резкого снижения умственной и физической активности. В таком состоянии дети и подростки испытывают серьезные затруднения при обучении в школе. Иногда они прекращают посещать школу, избегают общества друзей, быстро устают от общения с людьми, предпочитая проводить все время дома перед компьютером или телевизором. Такие состояния продолжаются 1-3 недели и сменяются у детей обычным настроением или приподнятым настроением с повышением активности и ощущением физической бодрости и силы.

**

 

31. ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА (ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ)

По данным отечественной и зарубежной статистики число детей с отсутствием или понижением функции органа слуха постоянно увеличивается, в то время как для полноценного развития ребенка особую значимость имеет нормальная функция слухового анализатора. В первую очередь и в наибольшей степени при нарушениях слухового анализатора страдает речь, а также происходит общее недоразвитие познавательной деятельности. Так, первичный дефект анализатора порождает вторичные отклонения в развитии, которые впоследствии станут причиной возникновения других отклонений.

Медицинские исследования показывают, что причинами нарушения слуха являются инфекционные заболевания, токсические поражения, механические, акустические, контузиционные травмы, сосудистые расстройства и др. Также нарушения слуха возникают и в результате заболеваний, поражающих наружное, среднее, внутреннее ухо или слуховой нерв. Значительное место в числе причин занимают последствия острого воспаления среднего уха. Стойкое понижение слуха часто возникает в результате воспалительных и невоспалительных заболеваний носа и носоглотки, к которым относят хронический насморк, аденоидные разращения и связанную с этими заболеваниями непроходимость евстахиевой трубы. Наиболее серьезное отражение этих заболеваний на слухе происходит в том случае, если они возникают в раннем возрасте. Поэтому важное значение имеет определение критериев риска возможности нарушений слуха у ребенка раннего возраста. Это можно установить посредством тщательного изучения анамнестических данных.

На состояние слуховой функции оказывают отрицательное влияние неблагополучные роды. Кроме того, причинами нарушения деятельности слухового анализатора могут послужить алкоголизм матери во время беременности или вирусные заболевания, перенесенные матерью в этот период. К ним относят краснуху, корь и грипп. Нарушения слуха часто сочетаются с различными врожденными пороками развития, среди которых расщелины губы и неба или недоношенность. Неблагоприятным фактором могут послужить желтуха или неврологические расстройства ребенка в период новорожденное™. К группе риска относят детей с различными хромосомными и наследственными заболеваниями. Отдельное место занимает возможность наследственной передачи нарушений слуха, однако процент этот не настолько велик, как принято считать.

Специалистами была установлена зависимость между причинами различных видов тугоухости и определенной возрастной группы. Согласно этой теории на первом году жизни преобладает наследственный и врожденный характер глухоты (или тугоухости), тогда как в дальнейшем возрастает роль приобретенных факторов понижения слуха. К ним относят последствия воспалительных заболеваний органов слуха, неправильное применение ряда медикаментов, в частности антибиотиков, длительное воздействие звуковых раздражителей. Примером последнего может послужить широко распространенное использование среди молодежи современной аудиотехники.

**

 

32. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА

К категории слабослышащих относятся дети, слух у которых снижен, но на его основе возможно самостоятельное развитие речи. У слабослышащего ребенка происходит частичное нарушение деятельности одного из самых существенных анализаторов, этим он значительно отличается от нормально развивающегося ребенка. Психическое развитие такой группы детей протекает с отклонениями от нормы. Физический недостаток (нарушение деятельности слухового анализатора) приводит к нарушению многих функций и сторон психики, определяющих ход дальнейшего развития ребенка, у которого зачатки речи только сформировались, а мышление в своем развитии не продвинулось от наглядно-образного к словесно-абстрактному. Нарушенным становится взаимодействие слухового анализатора с речедвигательным. Это мешает нормальному становлению речевых механизмов, при дальнейшем развитии приводит к недоразвитию речевой деятельности и препятствует формированию речи.

У категории детей с нарушением слуха и вследствие этого с речевым недоразвитием изменяется ход общего развития. Речевое недоразвитие - это вторичный дефект, который возникает и существует как функциональный на фоне аномального развития психики в целом. Это становится главной сложностью социального взаимодействия слабослышащего ребенка. Зачастую создается неправильное впечатление, что слабослышащий ребенок может полностью понимать I речь. Когда же становится ясным, что ребенок не ' понимает смысла сказанного, это расценивается какс «^интеллектуальная недостаточность. Конечно, на развитие познавательной деятельности накладывается отпечаток основного дефекта, выражающийся в бедности речевого запаса и искаженном характере речи. У этой категории детей часто обнаруживаются следующие особенности:

1)            недостатки произношения;

2)           ограниченный запас слов;

3)             недостаточное усвоение звукового состава слова, которое находит свое отражение не только в неточностях произношения, ной в ошибках при написании слов;

4)            неточное понимание и неправильное употребление слов и понятий;

5)             нарушения грамматического строя речи;

6)            ограниченное понимание как устной речи, так и читаемого текста;

7)            сниженный запас сведений и представлений об окружающем мире;

8)            расстройства эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся в заторможенности, излишней робости, застенчивости, нежелании отстаивать свои интересы, идти на контакт с окружающими.

У детей с нарушениями слуха возникают проблемы общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Далеко не все дети умеют на должном уровне пользоваться жестовой речью или читать с губ. Они с трудом идут на контакт, особенно со взрослым человеком. Поэтому речь педагога или родителя должна быть не быстрой, размеренной, состоять при этом из коротких и ясных предложений. Очень помогает таким детям выразительная эмоциональная речь с использованием жестов, мимики, особой интонации, а общий эмоциональный фон должен быть мягким и благожелательным, вызывать у ребенка с нарушением слуха желание общаться и сотрудничать.

**

 

33. КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА

Существуют различные классификации лиц с нарушениями функционирования слухового анализатора. Необходимость такой дифференциации обусловлена важностью создания ориентиров для деятельности врачей, родителей, педагогов и психологов, направленной на диагностику, лечение, коррекцию и профилактику того или иного заболевания.

Предложенная Я. В. Ивйышном классификация нарушения слуха удетей получила широкое распространение. Согласно этой классификации устанавливаются три степени тугоухости в зависимости от средней арифметической потери слуха в области речевого диапазона частот (500,1000, 2000, 4000 Гц). Диагноз «глухота» ставится при меньшей степени потери слуха (75-80 дБ). Несмотря на простоту и важность медицинской классификации, педагоги и психологии всегда подчеркивали необходимость разработки психо-лого-педагогической классификации, которая могла бы вслед за диагностикой нарушения функций слухового анализатора обеспечить рациональный выбор наиболее эффективных коррекционных мероприятий и методов обучения.

Автором педагогической классификации детей с нарушениями слуха стала ученица Л. С. Выготского Р. Ы. Босою В основу ее классификации легли следующие критерии:

1)            степень поражения слуховой функции;

2)         уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции;

3)            время возникновения нарушения слуха.

Р. И. Воеаю выделила две категории детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие. Глухота- это стойкая потеря слуха, при которой невозможно разборчивое восприятие речи на максимально близком расстоянии от уха и самостоятельное овладение ею. Глухота (по аудиометрическим данным) -снижение слуха выше 80 дБ, а также потеря или снижение слуха на различных частотах. Таким образом, к катего-рии глухих специалисты относят тех детей, которые в результате врожденной или приобретенной в раннем возрасте глухоты лишены возможности само-стоя-тельно овладеть словесной речью. В отличие от глухих у слабослышащих детей слух снижен, но на его основе возможно самостоятельное развитие речи. Разграничение глухих и слабослышащих происходит по способу восприятия речи. Глухие овладевают зрительным и слухозрительным восприятием словесной речи только в процессе специального обучения. Это происходит посредством звукоусиливающей аппаратуры и чтения с губ и с лица собеседника. Слабослышащие дети в состоянии овладевать восприятием на слух речи громкости, приближенной к разговорной, в процессе естественного общения с окружающими. Специалистами была выявлена закономерность: чем тяжелее нарушение слуха, тем возрастает значение зрительного восприятия речи. Отдельную группу детей, выделенную Р. М. босою, составляют поэдно-оглохшие дети: к моменту наступления у них нарушения слуха у них уже была сформирована речь. Все эти дети имеют навыки словесного общения и сформировавшееся словесно-логическое мышление при разной степени нарушения слуха. Однако после возникновения нарушения слуха без специальной поддержки словесная речь у позднооглохших детей начинает распадаться.

**

34. ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ)

Нарушения зрения у детей могут возникать как во время внутриутробного развития, так и после рождения. На основе этого принято выделять несколько категорий детей: слепорожденные, раноослепшие и дети, лишившиеся зрения после 3 лет. Эта дифференциация основывается на том, что время утраты зрения имеет большое значение для последующего развития ребенка. Слепорожденные, например, не имеют тех зрительных образов в памяти, которыми в той или иной мере пользуются ослепшие. Помимо этого, время наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития ребенка. Существует следующая закономерность: чем раньше наступила слепота, тем больше заметны вторичные отклонения, психофизические особенности и своеобразие психофизического развития.

Причины нарушения зрения многочисленны и разнообразны. Значительное место в патогенезе нарушений зрения отводится наследственному фактору. Типичными причинами нарушений функционирования зрительного анализатора считается воздействие вредных факторов во время внутриутробного развития, во время родов или в период раннего постна-тального развития, самыми распространенными причинами нарушений зрения становятся инфекционные заболевания матери во время беременности: сифилис, грипп, коревая краснуха и пр. В связи с травматическими или токсическими повреждениями мозга могут быть поражены зрительный нерв или глазницы. Опасность поражения органов зрения возникает в случае недоношенности ребенка, когда применяется так называемое кислородное лечение. Наиболее распространенными причинами нарушений зрения у пожилых людей считаются такие заболевания, как катаракта, глаукома и дегенерация сетчатки (возрастные изменения в желтом пятне).

Психофизическое развитие слепорожденных имеет те же закономерности, что и развитие нормальных детей, но отличается рядом особенностей. Так, отсутствие визуальной ориентировки наиболее заметно сказы вается на двигательной сфере и на содержании социального опыта. Своеобразным ориентиром для слепого ребенка служит реакция на звук как, и для нормального видящего ребенка в раннем возрасте, однако для незрячего звук является основным фактором ориентировки. Потеря зрения является причиной своеобразия эмоционально-волевой сферы и характера. Так, у незрячего ребенка возникают трудности в игре, учении, овладении профессиональной деятельностью. Кроме того, у детей с нарушением зрения возникают различные проблемы бытового характера, что часто вызывает переживания и негативные реакции. Слепой ребенок имеет все возможности для познания окружающего мира с опорой на сохранную анализаторную сеть. Благодаря этому развиваются высшие формы познавательной деятельности, которые и являются ведущими в компенсаторной перестройке восприятия. Компенсация слепоты представляет собой целостное психическое образование, систему сенсорных, моторных, интеллектуальных компонентов, обеспечивающих ребенку адекватное и активное отражение внешнего мира, создающую возможность овладения различными формами деятельности на каждом возрастном этапе.

**

 

35. КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ

Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными. Врожденная слепота обусловлена заболеваниями или повреждениями плода в период внутреутробного развития или является следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения. Приобретенная слепота возникает вследствие заболевания таких органов зрения, как сетчатка, роговица, заболеваний центральной нервной системы, осложнений после общих заболеваний организма, травматических повреждений мозга или самих глаз.

По характеру протекания заболевания зрительного анализатора разделяют на прогрессирующие и непрогрессирующие. При прогрессирующих зрительных дефектах происходит постепенное ухудшение зрительных функций под влиянием патологического процесса. Зрение может снижаться при появлении мозговых опухолей, а при глаукоме повышается внутриглазное давление и происходят изменения в тканях глаза. К прогрессирующим заболеваниям врачи относят миопию (близорукость) и гилерметропию (дальнозоркость).

Близорукость- это такое нарушение зрения, при котором человек хорошо видит предметы, расположенные на близком расстоянии, и плохо - предметы, удаленные от него. Близорукость как нарушение зрения встречается очень часто, по статистическим данным ею страдает каждый третий житель Земли. К причинам возникновения близорукости относятся следующие факторы: наследственность, родовые травмы и травмы головного мозга, ослабление или перенапряжение мышц глаза, чрезмерная нагрузка на глаза 'вследствие долгого пребывания за компьютером,,

Информация о работе Шпаргалки по "Специальной психологии"