Шпаргалки по "Специальной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 11:27, шпаргалка

Краткое описание

Специальная психология - раздел психологической науки о закономерностях развития, воспитания, обучения и подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей с отклонениями в развитии. Это отклонение, как правило, связано с врожденным или приобретенным нарушением формирования нервной системы. В системе психологических наук специальной психологии отводится особое место. У понятия «специальная психология» множество синонимов: коррекционная психология, психология аномального развития, психология детей с отклонениями в развитии и др.

Файлы: 1 файл

specped.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

первичный, биологический по своей природе дефект. Существуют самые разные точки зрения о том, что же такое основной дефект: сочетание низкого психического тонуса и особой сенсорной и эмоциональной гиперестезии, дезорганизованность восприятия, нарушение соотношения процессов сна и бодрствования, когнитивные и речевые проблемы. Однако ни одна из этих точек зрения не может быть принята безусловно. Наиболее интересна и научно обоснованна первая теория, принадлежащая В. В. Лвбтдит-сжомуи О. С. Нмжомьежой. В соответствии с этой теорией низкий психический тонус означает, что взаимодействие с окружающим миром ограничено пресыщением. Оно наступает так быстро, что больной как бы выхватывает из окружающей действительности не связанные между собой фрагменты. Таким образом формирование непрерывной, целостной картины становится затрудненным, а часто просто невозможным. Такой разорванный, несоединимый в единое целое мир непонятен, труднообъясним и легко становится источником страхов.

Большой интерес для ученых представляет интеллектуальная сфера детей с РДА. Главная его особенность состоит в неравномерности и парциальности развития. При этом нельзя отождествлять РДА и интеллектуальное недоразвитие. Это следует уже хотя бы из того, что дети с диагнозом РДА успешно заканчивают массовые школы, поступают в вузы и иногда достаточно высоко поднимаются по служебной и социальной лестнице. Примерами могут послужить австралийский писатель Д. Уильямс, общественный деятель И. Юханссон, профессор биологии в университете Северного Колорадо.

Что касается сенсорной сферы, то многие вполне обычные, легко переносимые большинством людей воздействия становятся для аутистов источниками неприятных ощущений и дискомфорта. При этом для больных становятся труднопереносимыми и эмоционально насыщенные явления или объекты (в первую очередь сам человек, его лицо и взгляд). Поэтому в ситуации, когда окружающее пугающе и непонятно, когда оно становится источником неприятных сенсорных впечатлений и эмоционального дискомфорта, аутичный барьер надежно защищает ребенка от трудностей окружающего мира. По образному выражению К. С. Лебединской, ребенок «забирается в аутизм, как улитка в раковину», ведь ему там гораздо спокойней и приятней. Но за аутичным барьером он одновременно оказывается лишенным необходимого для последующего психического развития потока информации. Если ребенок оказывается лишен своевременной квалифицированной помощи специалистов, он вне зависимости от потенциала речевого и интеллектуального развития становится, как правило, тяжелым психическим инвалидом на всю оставшуюся жизнь.

**

-27, ВСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АУТИЧНОГО РЕБЕНКА

Психолого-педагогическая картина аутичных расстройств личности сложна и многообразна в сравнении с другими нарушениями психического развития. Наиболее ярко аутизм проявляется в возрасте 3-5 лет. К числу наиболее характерных проявлений в раннем возрасте можно отнести следующие: 1)аутичный ребенок не в состоянии фиксировать взгляд на лице другого человека и не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»;

2)            первая улыбка появляется вовремя, но не адресуется кому-то конкретно;

3)           своих близких аутичный ребенок узнает, но при этом достаточной эмоциональной реакции не проявляет. В поведении ребенок с РДА стремится к сохранению привычного постоянства. Эта особенность получила название «феномен тождества». Согласно этому феномену внешние реакции на изменения могут проявляться в беспокойстве, гиперактивности, агрессии, расстройствах внимания и рассредоточении. Для больного характерно многократное повторение одних и тех же действий, стремление к жесткому постоянству в бытовых привычках, повторение одних и тех же слов, звуков, обнюхивание и облизывание совершенно неподходящих для этого предметов и т. п. Стереотипность проявляется и в игре, когда ребенок бессмысленно перебирает одни и те же предметы. Если игрушки используются, то, как правило, не по назначению. Страхи появляются довольно рано, причем могут носить как диффузный, неконкретный характер, так и быть дифференцированными. В последнем случае перечень объектов страха поистине бесконечен: шум электроприборов, собаки, машины, подземные

' переходы, игрушки и др. Общей особенностью всех страхов при РДА вне зависимости от'йЗ'с'одержания и происхождения являются их сила, стойкость и труднопреодолимость.

Неравномерность развития при РДА находит свое отражение в особенностях моторики. Движения аутич-ных детей, как правило, вычурные, угловатые, несоразмерные по силе и амплитуде. Иногда отдельные сложные движения дети выполняют гораздо успешнее, чем более легкие, а тонкая моторика развивается в отдельных своих проявлениях раньше, чем общая. Другой особенностью внутреннего мира детей с РДА являются аутичные фантазии. Они характеризуются оторванностью от реальности, слабой и искаженной связью с окружающим миром. Эти фантазии как бы замещают реальные переживания и впечатления, отражают страхи больного, являются следствием нарушения сферы влечений и интересов и др.

Среди особенностей речевого развития, приводимых различными авторами, чаще всего встречаются:

1)           мутизм (отсутствие речи) у значительной части детей;

2)          эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время;

3)           отсутствие обращений в речи; 4)нарушение семантики;

5)            нарушения звукопроизношения;

6)           нарушения грамматического строя речи;

7)           большое количество слов-штампов, фраз-штампов, так называемая попугайность речи, что при хорошей памяти создает иллюзию развитой речи. Все перечисленные выше отклонения в речевом

развитии могут встречаться и при других видах патологии, однако при раннем детском аутизме большинство из них имеет определенные характерные особенности и, как правило, обусловлено недоразвитием коммуникативной функции речи.

**

28. ДИСГАРМОНИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ

РАЗВИТИЕ. ПСИХОПАТИЯ КАК ФОРМА

ДИСГАРМОНИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Моделями дисгармонического психического развития являются психопатии и патологическое формирование личности. В их основе лежит дизонтогенез эмоционально-волевой сферы.

1.           Патологическое формирование личности обусловлено неблагоприятными условиями воспитания ребенка и наличием в его жизни длительных психо-травмирующих ситуаций. В патогенезе патологического формирования личности основная роль принадлежит двум факторам:

1)           закреплению патологических реакций, представляющих собой форму реакции на психотравмирующую ситуацию. Эти реакции становятся устойчивыми свойствами личности;

2)            непроизвольному воспитанию у ребенка таких патологических черт характера, как возбудимость, неустойчивость, инертность, негативизм и др.

В. В. Кошшивш выделил основные варианты патологического формирования личности: 1 {аффективно-возбудимый тип;

2)          тормозимый тип;

3)            истероидный тип;

4)            неустойчивый тип;

5)            невропатический тип.

2.          Под психопатией понимают стойкие врожденные особенности склада личности, препятствующие полноценной адаптации к окружающей среде. Это заболевание предполагает стойкий дисгармонический склад психики. Этиология психопатий связана как с генетическими и наследственными факторами, так и с экзогенными факторами. К ним относятся различные патологические факторы, действующие на ранних этапах онтогенеза. Некоторые виды психопатии могут возникать в результате действия как наследственных, так и экзогенных факторов. В отдельную группу выделяют психопатии приобретенного характера вследствие органических поражений центральной нервной системы и других заболеваний. Дети с психопатией отличаются от остальных групп детей не только дисгармонией характера. Им свойственна значительно большая чувствительность к влиянию ряда внутренних, соматогенных, психогенных и социальных факторов. Этим и обусловлено многообразие динамики психопатии. Основными видами психопатии являются фазы и патологические состояния. Отдельной проблемой специальной психологии является дифференциация психопатии от постпроцессуальных резидуальных состояний и про-гредиентно текущих заболеваний. Психопатиям не свойствен большой динамизм проявлений, сопровождающийся расширением клинической картины и возникновением новых расстройств.

Ведущую группу психопатий составляют конституциональные психопатии, имеющие наследственное происхождение. К этой группе относятся шизоидная психопатия, эпилептоидная, циклоидная,психастеническая и истерическая психопатии. Шизоидную и эпи-лептоидную психопатии следует отличать от шизофрении и эпилепсии. Шизофреническая психопатия имеет больше сходств с ранним детским аутизмом, но в отличие от последнего у ребенка не наблюдается столь грубых нарушений мышления, речи, расстройств эмоционально-волевой сферы. При эпилептической психопатии отсутствуют судорожные припадки, свойственные эпилепсии.

Органическая психопатия связана с ранним поражением центральной нервной системы в перинатальный, натальный и ранний постнатальный периоды. К группе органических психопатий относят возбудимый и бестормозной типы.

**

 

29. КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХОПАТИЙ. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ПСИХОПАТИЙ

В отечественной дефектологии выделяют следующие типы психопатии: шизоидные, эпилептоидные, психастенические, истерические, циклоидные, возбудимые и бестормозные.

1.        Шизоидные психопаты. Ребенку с шизоидной психопатией присущи черты аутизма. Они избегают общения; одиночество и мир фантазий предпочитают обществу сверстников. Для эмоциональной сферы шизоидных психопатов характерны, с одной стороны, повышенная чувствительность и ранимость, а с другой стороны, безразличие по отношению к родным и близким, эмоциональная холодность. При этом типе психопатии нет грубых нарушений мышления, речи, нарушения в эмоционально-волевой сфере также отсутствуют.

2.          Эпилептоидная психопатия. Такой тип психопатии имеет внешнее сходство с эпилепсией, хотя при эпилептоидной психопатии отсутствуют судорожные припадки и отмечаются лишь стойкие характерологические особенности в виде эмоциональной вязкости и инертности. У детей с эпилептоидной психопатией наблюдаются трудности перехода от одного настроения к другому или склонность к немотивированным его колебаниям, заострение внимания на плохом настроении.

3.          Циклоидная психопатия. При этом типе психопатии наблюдается склонность к немотивированным колебаниям настроения от пониженного депрессивного до повышенного маниакального. Педагогическая работа с такими детьми сложна из-за их гиперактивности и неугомонности.

4.           Психастеническая психопатия. Дети с таким типом психопатии склонны к тревожности и мнительности. В школьном возрасте у них отмечаются навязчивые сомнения и патологическая нерешительность, а качестве некоторой компенсации возникает склонность к порядку и неизменному режиму дня.

5.           Истерическая психопатия. Такой тип психопатии наблюдается у девочек. Для них характерны эгоцентризм, повышенная возбудимость, неспособность к волевому усилию. В раннем возрасте такие дети склонны к капризности, в дошкольном возрасте им свойственны жажда признания, желание быть в центре внимания, в подростковом возрасте - тяга к интригам, вымыслу, кокетству.

6.          Возбудимый тип (относится к группе органических психопатий). Возбудимый тип диагностируется чаще у мальчиков, чем удевочек. Для него характерна аффективная и двигательная возбудимость. Уже в раннем возрасте у мальчиков с возбудимым типом психопатии возникают аффективные вспышки с нескрываемой злобой, агрессией, упрямством, негативизмом. Эта группа детей считается трудной с точки зрения воспитательной работы с ними: они неуправляемы. Обижают более слабых детей, грубят взрослым. В ответ на малейшие замечания возникают бурные реакции протеста, возможны побеги из дома, школы.

7.            Бестормозной тип (относится к группе органических психопатий). Для детей с таким типом психопатии характерны повышенный, даже эйфорический тон настроения, постоянная отвлекаемость на раздражители, отсутствие критичности при достаточно сохранном интеллекте. Любое впечатление вызывает бурную эмоциональную реакцию. В школьном возрасте отсутствие критичности и волевой регуляции вызывает развитие склонности к бродяжничеству, импульсивным сексуальным поступкам и др.

**

 

30. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ПСИХОПАТИЕЙ

В современной дефектологии к психопатиям относят такие особенности личности, которые характеризуются дисгармоничностью ее психического склада. Они относительно постоянны, практически необратимы и тотальны, оказывают сильное влияние на определение всей психической структуры человека. Выло выявлено, что патологические личностные особенности выражены настолько значительно, что препятствуют дальнейшей полноценной социальной адаптации и самоопределению личности. Считается, что определенный клинический тип психопатии формируется не ранее 18 лет. В связи с этим постановка диагноза «психопатия» ребенку неправомерна. Действительно, в большинстве случаев до начала юношеского возраста патологические черты характера лишены двух главных признаков психопатии: стабильности и тотальности. Но при этом достаточно очевидным является третий признак психопатии - школьная диэ-адаптация,которая у детей с разными типами психопатии протекает по-разному.

У детей с шизоидной психопатией уже в раннем возрасте наступает несоответствие между ускоренным умственным развитием и недоразвитием двигательной сферы. Развитие речи у таких детей обгоняет развитие моторики. Они с трудом овладевают навыками самообслуживания, отказываются принимать участие в подвижных играх. В начальных классах школьники с шизоидной психопатией испытывают значительные трудности при овладении письмом. В стар-| ших классах их увлечения довольно своеобразны, оригинальны и чаще всего односторонни. Особенности мышления детей с психопатией нередко находят отражение в необычных, оригинальных, творческих работах. Иногда имеет место одаренность, и тогда дети достигают определенных успехов, особенно на поприще абстрактных наук. В то же время им чужды нормальные человеческие потребности, они равнодушны к нуждам семьи.

Информация о работе Шпаргалки по "Специальной психологии"