Шпаргалки по "Специальной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 11:27, шпаргалка

Краткое описание

Специальная психология - раздел психологической науки о закономерностях развития, воспитания, обучения и подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей с отклонениями в развитии. Это отклонение, как правило, связано с врожденным или приобретенным нарушением формирования нервной системы. В системе психологических наук специальной психологии отводится особое место. У понятия «специальная психология» множество синонимов: коррекционная психология, психология аномального развития, психология детей с отклонениями в развитии и др.

Файлы: 1 файл

specped.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

3)            олигофрения в связи с ранними постнатальными менингитами, менингоэнцефалитами и энцефалитами.

По степени выраженности интеллектуального недоразвития олигофрению подразделяют на дебильность, имбецильность и идиотию.

Если в результате различных травм головного мозга и различных заболеваний(менингита, энцефалита и менингоэнцефалита) произошел распад уже сформировавшихся психических функций, то ребенку ставят диагноз «деменция». Таким образом, деменция -это приобретенное слабоумие, возникающее после 2-3 лет. Характерной особенностью деменции является порциальность психических расстройств, которые носят прогрессирующий характер. Принято выделять 2 формы деменции: резидуально-органическую и прогрессирующую.

В особую группу принято выделять категорию лиц, у которых умственная отсталость сочетается с текущими заболеваниями нервной системы. Это такие заболевания, как шизофрения, эпилепсия и др. В случае прогрессирования этих заболеваний умственная отсталость достигает самой тяжелой степени, происходит распад всех психических образований, эмоционально-волевой сферы и всей личности в целом.

**

 

17. ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

В РОССИИ

Первые программы по обучению и воспитанию детей с тяжелыми формами умственной отсталости были разработаны отечественными дефектологами уже в 60-е гг. XX в. Кроме программы обучения глубоко умственно отсталых детей школьного возраста (разработана а 1981 г.), была разработана при поддержке Министерства социальной защиты программа обучения и воспитания детей с выраженными интеллектуальными нарушениями дошкольного возраста. Согласно этим программам в специальных учреждениях должны проводиться работа по развитию и коррекции всех психических функций такой категории детей, развитие речи детей,привитие элементарных санитарно-гигиенических навыков, простейших навыков самообслуживания, расширение круга представлений и понятий об окружающем мире и др. В ходе многочисленных отечественных исследований было доказано, что целенаправленное обучение и воспитание таких детей должно начинаться с периода раннего детства. Только в этом случае можно добиться положительного эффекта. При этом надо учитывать, что кор-рекционно-воспитательная работа по содержанию и организации должна быть иной, нежели для детей с легкой степенью умственной отсталости.

Как правило, дети с глубокой умственной отсталостью проживают и воспитываются в специализированных Домах-интернатах Министерства социальной защиты. В соответствии с существующей инструкцией в такие учреждения принимаются дети с умственной отсталостью в степени имбецильности и идиотии „и, кроме того, дети с комплексным дефектом, включающим олигофрению и нарушения опорно-двигательного аппарата. Однако в последнее десятилетие наметилась тенденция семейного воспитания детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Семьи, в которых появился ребенок с тяжелым нарушением интеллекта, воспитывают его сами, не передают его, как это было распространено ранее, в Дом-интернат системы социальной защиты. Поэтому родители особенно остро нуждаются в квалифицированной психологической, педагогической, дефектологической помощи для полноценного воспитания такого ребенка в семье. К сожалению, система такой помощи родителям с первых дней жизни ребенка отсутствует. Существенную помощь в воспитании и обучении детей с тяжелым нарушением интеллектуального развития оказывают лечебно-педагогические центры. Такие учреждения открыты во многих городах России. Центры оказывают комплексную медицинскую, педагогическую, психологическую помощь детям с выраженной умственной отсталостью и их родителям, обучая родителей воспитательной работе.

Последние отечественные исследования в этой области направлены на изучение возможности открытия специальных школ для детей с глубокой умственной отсталостью. 8 рамках эксперимента открыты уже две такие школы. Программа обучения содержит основные разделы общеобразовательного цикла, а также специальные разделы. Специальные разделы включают ознакомление с окружающим миром, занятия по социально-бытовой ориентировке. Такая направленность обучения позволяет подготовить детей к самостоятельной жизни при условии патронажной поддержки.

**

 

I     18. ОЛИГОФРЕНИЯ (ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ)

j Олигофрении - стойкое, необратимое нарушение ! познавательной деятельности вследствие органиче-; ского поражения головного мозга в перинатальный, натальный и ранний лостнатальный периоды (до 3 лет). Категория лиц с олигофренией оставляет значительную часть умственно отсталых. Лицам с олигофренией свойственны тугоподвижность, инертность психических процессов и стереотипность мышления. Это не только определяет особенности их познавательной деятельности, но и оказывает влияние на развитие всей личности. У детей с олигофренией снижен запас представлений об окружающем мире и самом себе, отсутствуют критичность и адекватная самооценка. Конечно, такие дети не в состоянии усвоить программу массовой общеобразовательной школы, а потому нуждаются в специальном образовании.

Причины возникновения олигофрении многочисленны и разнообразны. Причины любых болезней, в том числе и олигофрении, делятся на 2 группы: предрасполагающие и вызывающие непосредственно саму болезнь. Кроме того, указанные причины зачастую взаимодействуют друг с другом. Факторы, предрасполагающие к олигофрении. Предрасполагающие факторы - это прежде всего отягощенная наследственность, хромосомные, генные и геномные нарушения.

Генные нарушения бывают моногенного и поли генного характера. К моногенным нарушениям относятся наследственные болезни обмена веществ (фенилке-тонурия, галактоэенияидр.). Полигенные нарушения tносят качественный характер и способствуют появлению интеллектуального недоразвития потипуолигофрении, но без нарушений в физиологическом и неврологическом статусе.

К заболеваниям геномного характера относят синдром Шеришевского-Тернера. Лица с этим синдромом не всегда имеют нарушения интеллекта, но обязательным является нарушение в эмоционально-волевой сфере.

В группу хромосомных заболеваний включают: болезнь Дауна, синдром ломки Х-хромосомы и др.

В отечественной олигофренопедагогике принято выделять 4 группы факторов, которые способствуют возникновению олигофрении. Наиболее часто встречается сочетание эндогенных и экзогенных факторов - 80 % случаев, тогда как на чисто эндогенные и экзогенные факторы приходится по 10 % на каждый. К ним относятся:

1)патологическая наследственность(предрасполагающие факторы, о которых говорилось выше);

2)           вредности, действующие в период пренатального развития. Их можно разделить на 3 группы:

а)            биологические факторы (вирусы, бактерии, простейшие; инфекционные заболевания матери такие как коревая краснуха, сифилис, грипп, токсоплазмоэ, хронические заболевания матери, резус-конфликт между матерью и плодом);

б)           химические факторы (лекарственные препараты, некоторые антибиотики, витамины, бытовая химия, алкоголь, никотин, наркотические вещества);

в)           физические факторы (неблагополучная экологическая обстановка, повышенный радиационный фон, воздействие ультрафеолета и др.)

3)            родовой травматизм (асфиксия, неправильное наложение щипцов и др.);

4)           вредности, действующие в период раннего пост-натального развития (мозговые заболевания, инфекции, интоксикации).

**

19. КЛАССИФИКАЦИЯ ОЛИГОФРЕНИИ

В отечественной дефектологии существует несколько вариантов классификации олигофрении. Это связано с разнообразием этиологии, полиморфизмом клинических форм, различными подходами к ее изучению. На основе этиопатогенетического принципа Г.Е.Сухаревой была разработана следующая классификация олигофрении: 1) олигофрения эндогенной природы:

а)болезнь Дауна; б) истинная микроцефалия;

б)олигофрения, обусловленная выраженными нарушениями обмена веществ: г) олигофрения, сочетающаяся кс ожными и костными поражениями;

2)          эмбрио- и фетопатии:

а)          олигофрения, обусловленная коревой краснухой, перенесенной матерью во время беременности;

б)           олигофрения, возникшая в результате других вирусных заболеваний, таких как грипп, паротит, инфекционный гепатит и др.;

в)            олигофрения, обусловленная токсоплаэмозом и листериоэом;

г)               олигофрения, возникшая на почве врожденного сифилиса;

д)            олигофрения, обусловленная гормональными нарушениями и токсическими факторами в организме матери;

е)            олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденных;

3)          олигофрения, возникшая в результате различных вредностей, действующих во время родов и в раннем постнанальном периоде:

а)           олигофрения в связи с родовой травмой и асфиксией:

б)            олигофрения в связи с ранней лостнатальной черепно-мозговой травмой;

в)          олигофрения в связи с ранними постнатальны-ми менингитами, менингоэнцефалитами и энцефалитами.

На основе клиникя-ватогекетичвского принципа М. С. Лейнер и Д. N. Исаева разработали самостоятельную классификацию олигофрении. В основе классификации И. С. Певзнер лежит выделение наряду с интеллектуальными нарушениями ряда нейродинами-ческих психопатологических расстройств, осложняющих олигофрению и по-разному влияющих на нарушение работоспособности и познавательной деятельности в целом. С точки зрения эффективной психолого-педагогической коррекции олигофрении такой подход считается наиболее продуктивным, т. С. Лммцрбыли выделены следующие формы олигофрении:

1)           неосложненная форма олигофрении;

2)           олигофрения, осложненная нарушениями нейро-динамических процессов;

3)           олигофрения с психопатоподобными формами поведения;

4)           олигофрения, осложненная нарушением функционирования анализаторов;

5)           олигофрения с выраженной лобной недостаточностью. По степени выраженности интеллектуального недоразвития олигофрению подразделяют на дебильность, имбецильность и идиотию. Они выделяются на основе количественной оценки их интеллекта (IQ):

1)            нормальное развитие - 71 % и выше;

2)          дебильность - 50-70 %;

3)            имбецильность - 35-49 %;

4)           идиотия - 25 % и ниже.

В США и Западной Европе эти термины используются лишь в узком профессиональном кругу специалистов: врачей, дефектологов, психологов и др. В широкой социальной и педагогической практике за рубежом используется обобщающее определение «труднообучаемые». В России для обозначения данной группы пользуются определениями «атипичные дети», «дети с нарушением развития», «дети с нарушением интеллекта» и др.

Согласно постановлению Всемирной организации здравоохранения каждая форма умственной отсталости по данной классификации включает 4 степени снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тяжелую и глубокую.

**

 

20. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ

С ОЛИГОФРЕНИЕЙ

Самую легкую степень олигофрении принято обозначать термином «дебильность», что в переводе с латинского обозначает «слабость», «хилость». Психическая неполноценность проявляется у детей с дебильнсстью гораздо позднее, как правило, в начале школьного обучения. Их интеллект сохраннее, чем у детей с имбецильностью или идиотией. В связи с этим они способны к обучению и получают образование в специальных образовательных учреждениях. В процессе целенаправленных занятий у них увеличивается запас знаний, навыков, развивается фразовая речь. Дети с диагнозом «олигофрения в степени дебильности» способны к большему продвижению в развитии, чемимбецилы и идиоты, они обладают большими возможностями в отношении овладения некоторыми видами трудовой деятельности. У большинства таких детей не отмечается каких-либо ярко выраженных дефектов в физическом развитии. Поэтому людям без специального образования они могут показаться вполне полноценными детьми, хотя это впечатление обманчиво. Центральное место в картине дефекта занимает неполноценность познавательной деятельности. Больше всего страдают психические функции, составляющие основу интеллекта. Это способность к анализу, синтезу, логическому обобщению, классификации, абстракции. Эти особенности делают невозможным усвоение программы средней школы.

Средняя степень выраженности умственной отсталости получила название имбецильность (от лат. -«тот, кто не может обойтись без поддержки и посторонней помощи»). Для мышления этой категории детей характерны косность и тугоподвижность: Логи-че-ские процессы у большинства имбецилов протекают на очень низком уровне, особенно страдает абстрактное мышление. Более успешно имбецилы выполняют задания на обобщение, устанавливают признаки различия между представленными предметами. В некоторых ситуациях им доступен практический синтез, внимание у большинства очень неустойчиво, им трудно концентрировать внимание на одном объекте. Процессы памяти тоже снижены. Только некоторые из них овладевают грамотой и счетом на самом элементарном уровне, а прочитанное они в состоянии воспроизвести только с помощью вопросов. В процессе обучения имбецилы предпочитают делать то, что им дается быстро и легко, они инертны ко всему новому. Речевое развитие, как правило, у таких детей на низком уровне.

Идиотия - самая тяжелая степень олигофрении. Эта категория детей содержится в специальных интернатах. Осознание собственной личности находится на очень низком уровне. Часто они не различают вкуса, цвета, запаха, тянут в рот все, что попадает под руку. Для некоторых характерна неподвижность, другие способны повторять одни и те же стереотипные движения. Речь у идиотов в основном отсутствует, они издают отдельные звуки. Обращенную речь понимают плохо, чаще ориентируются на интонацию. Они способны реагировать на раздражения, поступающие из внешней среды, однако их ответные реакции носят примитивный и однообразный характер. Поведение детей-идиотов зависит от степени удовлетворения их биологических потребностей.

**

 

21. ДИАГНОСТИКА ОЛИГОФРЕНИИ

Дефектологами неоднократно было доказано/что закономерности развития нормального и аномального ребенка одинаковы. Поэтому диагностика интеллектуальных нарушений должна носить комплексный, системный, многоплановый характер. Она осуществляется психолого-медико-педагогическими консультациями (ПМПК). Эта структура проводит комплексное обследование детей раннего, дошкольного и школьного возраста, выявляя при этом отклонения в интеллектуальном, физическом и эмоциональном развитии. В составе ПМПК работают: заведующий, социальный работник, педагог, психолог, логопед, де-фектолог, сурдопедагог, тифлопедагог, невропатолог, психиатр, терапевт, медицинская сестра.

Диагностикой умственной отсталости тоже занимается ПМПК. Центральное место в процедуре обследования ребенка занимает обследование его психических функций. В процессе психологического обследования оценивается состояние интеллекта, внимания, памяти, восприятия, эмоциональных реакций и др. При этом специалисты ПМПК учитывают возрастные особенности развития психики ребенка. Диагностика интеллектуальных нарушений в рамках психологического обследования начинается с беседы с ребенком с целью выяснения запаса сведений о ближайшем окружении ребенка и точности имеющихся представлений. Как правило, у умственно отсталых детей запас сведений об их ближайшем окружении беден, они не всегда правильно называют свои имя и фамилию, адрес, времена года и др.

Информация о работе Шпаргалки по "Специальной психологии"