Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:02, шпаргалка
1. Содержание и структура управления
Управление – это сознательное воздействие человека на объекты, процессы и на участвующих в них людей, осуществляемое с целью придать определенную направленность деятельности для того, чтобы получить желаемые результаты. Управление ставит своей непосредственной задачей внести необходимую упорядоченность в процесс, организовать совместную деятельность людей, достичь согласованности, координации действий.
Эффективное управление является ключевой предпосылкой успешного функционирования организаций в сфере бизнеса, в государственном
По специфике поставленной задачи различаются:
1) Научные и прикладные эксперименты. Научные эксперименты направлены на приобретение новых знаний, прикладные же - на получение практического эффекта.
2) Проективные и ретроспективные. Проективные эксперименты направлены в будущее: исследователь проектирует проявления предполагаемых следствий, вводя в действие гипотетические причины. Ретроспективные - направлены в прошлое: исследователь манипулирует информацией о совершившихся событиях, пытается проверить гипотезы о причинах, вызвавших имеющиеся следствия.
3) Одно- и много-факторные эксперименты. В однофакторном эксперименте проверяется гипотеза о следствиях воздействия одной независимой переменной, в многофакторном эксперименте - целого комплекса переменных в их взаимодействии.
По
характеру экспериментальной
Попытки проведения контролируемого эксперимента как правило приводят к эксперименту лабораторному, то есть к такому эксперименту, когда пытаются искусственно создать условия, максимально приближенные как к задачам исследования, так и к реальной ситуации. Одной из центральных проблем такого эксперимента является правильное введение в эксперимент, правильный инструктаж: 1) объяснение целей эксперимента (для чего все это предпринимается), 2) объяснение задач испытуемых (что они должны делать), 3) призыв к нормальному спокойному поведению "как всегда".
В полевом эксперименте ситуация воздействия экспериментального фактора гораздо более близка к естественным условиям, но вместе с тем и гораздо менее управляема и контролируема.
Среди
полевых экспериментов
Помимо всего вышесказанного, эксперименты могут также различаться по логической структуре доказательства гипотезы. В этом случае они делятся на параллельные (симультанные) и последовательные (сукцессивные) эксперименты.
В параллельном эксперименте доказательство опирается на сравнение состояний двух объектов, экспериментального и контрольного (в социальных исследованиях это, как правило, экспериментальная и контрольная группа людей) в одно и то же время. При этом экспериментальной является группа, на которую оказал воздействие экспериментальный фактор, контрольной - где этого воздействия не было.
В последовательном эксперименте контрольная группа отсутствует. Одна и та же группа является контрольной до введения экспериментального фактора и в качестве экспериментальной после того, как этот фактор оказал (или мог бы оказать) предполагаемое воздействие.
Помимо часто используемых и дающих хорошие результаты основных методов исследования, существуют также неосновные методы, (часто их называют вспомогательными). Таковыми принято считать: тестирование. Тест – это специально разработанные задания и проблемные ситуации, выполнение которых в результате количественной и качественной оценки может стать показателем развития определенных психических явлений. С помощью тестов определяется наличие или отсутствие определенных способностей (дидактических, коммуникативных, организационных), навыков, умений; удается более точно охарактеризовать некоторые качества личности (воля, темперамент, характер, внимание, мышление и пр.). Как правило, используются такие основные виды тестов: тесты интеллекта – задачи на логические отношения, обобение, смекалку; тесты достижений - выявление степени конкретных знаний. Особенно часто используют личностные тесты – с целью изучения характеристик личности, ее психологических качеств. Недостаток таких тестов в том, что они охватывают лишь одну определенную сторону личности. Последнее время широкое распространение получили тесты креативности, с помощью которых исследуют развитие творческих способностей.
По форме тестовые методы бывают вербальные, невербальные (практическая деятельность) и смешанные.
Положительная сторона тестов, как метода исследований состоит в том, что за короткий срок можно собрать большое количество информации, а минус в том, что они показывают уровень развития исследуемых лишь на настоящий момент, а не психологический резерв личности.
Очевидно, что прежде чем принимать решение необходимо проделать определенную предварительную работу, состоящую из нескольких этапов. Первый этап состоит в построении информационной модели актуального состояния объекта управления. Очень часто руководители имеют искаженное представление о состоянии объекта управления. Как правило, положение дел приукрашивается. Далее необходимо выявить тенденции развития до настоящего времени. Зачастую этого не делается, а без этого трудно оценит нынешнее состояние объекта управления.
Без четкого видения реальной ситуации любое принятое решение будет приводить к бессистемному воздействию на объект в целом.
Следующий этап будет заключаться в нахождении причин нынешнего состояния, при этом важно вскрыть их систему, определить главные и второстепенные причины. Типичной слабостью руководителя является стремление искать причины негативных моментов где угодно, но только не в своих собственных ошибках.
Далее для принятия управленческого решения необходимо прогнозировать развитие объекта управления в будущем. Если тенденция развития объекта управления благоприятны, то управленческое решение может оказаться абсолютно другим.
Следующим этапом будет построение модели целей (ближайших, промежуточных и конечных).
И, наконец, когда мы определились с целями мы должны построить управленческую модель – что, по сути, и будет управленческим решением.
Умение четко учитывать все этапы немаловажный фактор для принятия эффективного решения, но важнейшим системообразующим фактором является сам человек.
В первую очередь, на мой взгляд, на эффективность принятия управленческих решений влияют личностные качества руководителя, его пригодность к руководящей работе и психологическая готовность к управлению.
Без умения подобрать, подготовить, организовать, заинтересовать и оценить людей, ни одно принятое управленческое решение не достигнет своей цели.
Кроме того, руководителю должны быть присущи профессионализм, образованность и осведомленность в своей сфере деятельности.
Настоящий
руководитель – всегда личность. Он
проводит в жизнь собственную
политику, независим в суждениях
и постоянно находится в
Единого универсального определения как определяется психологический климат, нет. Но общие черты выделить можно. Для определения ПК используют понятия: «психологическая атмосфера», «псхологический настрой». Они близки, но не тождественны. Под психологической атмосферой понимается неустойчивая, постоянно меняющаяся и неуловимая сторона коллективного сознания, а ПК обозначает не ситуативные перемены в преобладающем настроении группы, а его устойчивые черты. Тем не менее, главным, что определяет ПК являются эмоциональные состояния, или настроение коллектива.
Каждый руководитель должен заботиться о создании такого ПК, который бы способствовал наиболее полному твоческому самораскрытию каждого члена коллектива.
Благоприятный психологический климат повышает трудоспособность людей, стимулирует все виды активности, улучшает настроение и самочувствие. Его характеризуют следующие признаки:
То есть из вышеперечисленного можно выделить два основных элемента: отношение людей к совместной деятельности (в частности к трудовой) и отношение друг к другу (как по вертикали, так и по горизонтали).
ПК в коллективе складывается
из множества составляющих. В
первую очередь это