Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:39, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 18 вопросов по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

ответы к зачету по психологии.docx

— 131.81 Кб (Скачать)

   В личности выделяется  ее общественная сущность. Вне  общества, вне социальной и профессиональной  группы человек не может стать  личностью, у него не сформируется  человеческий облик: т. е. создает  человека  природа, а формирует  его общество.

       Сущностная характеристика  личности и ее основные особенности  определяются:

      а) содержанием  мировоззрения человека, т. е.  сложившейся у него системой  убеждений, научных взглядов на  природу, общество, человеческие  отношения, которые стали его  внутренним достоянием и отложились  в  сознании в виде определенных  жизненных целей и интересов,  отношений, позиций;

     б) степенью целостности  мировоззрения и убеждений, отсутствием  или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы  разных слоев общества. Целостность  мировоззрения нарушается, если  личность руководствуется или  находится под влиянием противоречивых  интересов, носителем которых  она вдруг оказывается в силу  различного рода социальных обстоятельств;

      в) степенью осознанности  человеком своего места в обществе. Очень часто бывает, что человек  слишком долго не может в  силу разного рода обстоятельств  найти своего места в обществе, что не позволяет его мировоззрению  окончательно оформиться и эффективно  проявляться;

    г) содержанием и характером  потребностей и интересов, устойчивостью  и легкостью их переключаемости,  их узостью и многогранностью.  Будучи достаточно изменчивыми,  потребности и интересы личности  при своей  слабой оформленности или узости очень сильно ограничивают мировоззрение человека;

     д) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств. Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношения ее разнообразных качеств могут сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.

    3. Человек как субъект.  Человек всегда является субъектом  (участником, исполнителем) исторического  и общественного процесса в  целом, субъектом конкретной деятельности, в частности, источником познания  и  преобразования объективной  действительности. Сама же деятельность  при этом выступает формой  активности человека, позволяющей  ему совершенствовать окружающий  мир и самого себя.

     4.  Человек как  индивидуальность. Индивидуальность - не есть что-то над- или сверхличностное. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность»

определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних  проявляется очень ярко, Других - малозаметно.

      Индивидуальность  может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере  и сразу во всех сферах психической  деятельности. Индивидуальность характеризует  личность конкретнее, детальнее  и тем  самым полнее. Она  является постоянным объектом  исследования при изучении каждой  конкретной личности.

 

 

 

 

 

8. Направленность, Потребности, мотивы личности

Направленность личности — это  система устойчиво характеризующих  человека побуждений (что человек  хочет, к чему стремится, так или  иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). Она  определяет избирательность  отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т. д.).

Потребность - основной источник активности человека и животных; внутреннее состояние  нужды, выражающее их зависимость от конкретных условий существования.

Мотивация - 1) совокупность мотивов, направляющая деятельность и сам внутренний процесс  побуждения; 2) процесс психической  регуляции, влияющий на направленность деятельности и количество энергии,  мобилизуемой для выполнения этой деятельности.

В качестве мотива назывались самые  различные психологические феномены.

Это - намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л. И. Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен); желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга (П. А. Рудик);  морально-политические установки и помыслы (Г. А. Ковалев); психические процессы, состояния и свойства личности (К. К. Платонов); предметы внешнего мира (А. Н. Леонтьев); установки (А, Маслоу); условия существования (К. Вилюнас); побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В, С. Мерлин); соображение, по которому субъект должен действовать (Ф. Годфруа),

Тем не менее большинство психологов сходятся на том, что чаще всего мотив - это либо побуждение, либо цель (предмет), либо намерение, либо потребность, либо свойство личности, либо ее состояние.

Распространенность этой точки  зрения обусловлена тем, что принятие цели (предмета) в качестве мотива отвечает на вопросы "зачем" и "для чего" осуществляется поведение, т. е. объясняется  целенаправленный,

 произвольный характер поведения  человека.  

9. Темперамент – определение, свойства. Типы темперамента

Типы темперамента

Описание особенностей различных  темпераментов может помочь разобраться  в чертах темперамента человека, если они четко выражены, но люди с  резко выраженными чертами определенного  темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный  темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента дает возможность отнести  темперамент человека к тому или  иному типу.

Меланхолик - Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию  различных событий, он мало реагирует  на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним. Эти черты  эмоциональной слабости.

Флегматик - Медлителен, невозмутим, имеет  устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и  чувств. Он проявляет упорство и  настойчивость в работе, оставаясь  спокойным и уравновешенным. В  работе он  производителен, компенсируя  свою медлительность прилежанием.

Сангвиник - Живой, горячий, подвижный  человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся  со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя  в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится  к ней безразлично, ему становится скучно.

Холерик - Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением  с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко 

отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Свойства темперамента

У каждого темперамента можно найти  как положительные, так и отрицательные  свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность  проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с  глубокими переживаниями  и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому  для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному  в работе человеку.

Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика  — замкнутость и застенчивость; у флегматика — безразличие к  людям, сухость; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство.

Человек, обладающий любым типом  темперамента, может быть способным  и не способным, тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче  решаются человеком одного типа  темперамента, другие — другого.

 

10. Характер личности: структура.  Акцентуации личности 

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ - концепция личности, обобщающая процессуально-иерархические подструктуры личности с субординацией низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера.

Содержание характера, отражающее общественные воздей­ствия, влияния, составляет жизненную направленность лич­ности, т.е. ее материальные и духовные потребности, инте­ресы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности оп­ределяет  цели, жизненный план человека, степень  его жизненной активности. Характер человека предполагает нали­чие чего-то значимого для него в мире, в  жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий,  которые он себе ставит.

Акцентуа́ция (от лат. accentus — ударение), Акцентуа́ция хара́ктера, Акцентуа́ция ли́чности, Акцентуи́рованная ли́чностная черта́ — находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера (в других источниках — личности), при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим.

11.Социализация личности: механизмы,  факторы 

Важнейшему социальному этапу  становления личности соответствует  школьный возраст, от 6 до 18 лет. Именно в эти же годы отмечаются интенсивный  процесс роста и развития организма.

Социализация – процесс и  результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом  социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

К механизмам социализации можно отнести  следующие.

Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком  норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи  и ближайшего окружения.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как  специально созданные для его  социализации, так и реализующие  социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными  функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а  так же средства массовой коммуникации).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно знгачимыми для него лицами.

Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных механизмов.

Действующие на человека условия принято  называть факторами: Первая – мегафакторы, (мега – очень большой, всеобщий) – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая – макрофакторы (макро – большой) – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов)

Третья – мезафакторы (мезо – средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, горд, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

12. Классификации  социальных группы

В основу первой классификации положен такой  критерий (признак), как численность, т. е. количество людей, являющихся членами  группы. Соответственно существуют три  типа групп:

1)     малая группа - немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии;

Таблица 1. Основные различия между группами

Признак: Малая группа, Средняя группа, Большая группа.

Численность: Десятки человек, Сотни человек, Тысячи и миллионы человек.

Контакт: Личностный: знакомство друг с другом на личностном уровне, Статусно-ролевой: знакомство на уровне статусов, Отсутствие контакта.

Членство: Реальное поведенческое, Функциональное, Условное социально-структурное.

Структура: Развитая внутренняя неформальная, Юридически оформленная (отсутствие развитой неформальной структуры), Отсутствие внутренней структуры

Связи в процессе труда: Непосредственные трудовые, Трудовые, опосредованные официальной структурой организации, Трудовые, опосредованные социальной структурой общества.

Примеры: Бригада рабочих, учебный класс, группа студентов, сотрудники кафедры, Организация всех работников предприятия, вуза, фирмы, Этническая общность, социально-демографическая группа, профессиональная общность, политическая партия.

 

13. Малые группы. Причины  вступления в группу

14 Классификации малых  групп

В настоящее время  известно около 50 различных оснований  классификации малых групп: по времени их существования (долго- и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения 
в них индивида и т. д. Наиболее распространенными являются три классификации: 
- первичные» и «вторичные»; 
- формальные» и «неформальные»; 
- группы членства» и «референтные группы».

15. Динамические процессы в группе: идиосинкразический кредит, психологический обмен, руководство, конформность и т.д.

Динамические процессы в группах — совокупность психологических  изменений, происходящих в группе за время ее существования.

 

Важнейшими из таких процессов  являются следующие. Прежде всего, процесс  образования малых групп, причем сюда могут быть отнесены не только непосредственные способы формирования группы, но и такие психологические  механизмы, которые делают группу группой, например феномен группового давления на индивида. Далее, это традиционно  рассматриваемые в «групповой динамике»  процессы групповой сплоченности, лидерства  и принятия групповых решений  с той поправкой, что вся совокупность процессов управления группой и  руководства ею не исчерпывается  лишь феноменом лидерства и принятием  группового решения, а включает в  себя еще многие механизмы. Другой аспект динамических процессов представлен  явлениями групповой жизни, возникающими при развитии совместной деятельности. В качестве своеобразного итога  развития группы может быть рассмотрено  становление такой специфической  ее стадии, как коллектив. Процессы образования коллектива — в социально-психологическом  разрезе — могут быть, поэтому  отнесены также к динамическим процессам, происходящим в группе.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"