Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на 18 вопросов по дисциплине "Психология".
В личности выделяется
ее общественная сущность. Вне
общества, вне социальной и
Сущностная характеристика
личности и ее основные
а) содержанием
мировоззрения человека, т. е.
сложившейся у него системой
убеждений, научных взглядов
б) степенью целостности
мировоззрения и убеждений,
в) степенью осознанности
человеком своего места в
г) содержанием и характером
потребностей и интересов,
д) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств. Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношения ее разнообразных качеств могут сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.
3. Человек как субъект.
Человек всегда является
4. Человек как
индивидуальность. Индивидуальность -
не есть что-то над- или
определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, Других - малозаметно.
Индивидуальность
может проявляться в
8. Направленность, Потребности, мотивы личности
Направленность личности — это
система устойчиво
Потребность - основной источник активности человека и животных; внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от конкретных условий существования.
Мотивация - 1) совокупность мотивов, направляющая деятельность и сам внутренний процесс побуждения; 2) процесс психической регуляции, влияющий на направленность деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности.
В качестве мотива назывались самые
различные психологические
Это - намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л. И. Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен); желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга (П. А. Рудик); морально-политические установки и помыслы (Г. А. Ковалев); психические процессы, состояния и свойства личности (К. К. Платонов); предметы внешнего мира (А. Н. Леонтьев); установки (А, Маслоу); условия существования (К. Вилюнас); побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В, С. Мерлин); соображение, по которому субъект должен действовать (Ф. Годфруа),
Тем не менее большинство психологов сходятся на том, что чаще всего мотив - это либо побуждение, либо цель (предмет), либо намерение, либо потребность, либо свойство личности, либо ее состояние.
Распространенность этой точки зрения обусловлена тем, что принятие цели (предмета) в качестве мотива отвечает на вопросы "зачем" и "для чего" осуществляется поведение, т. е. объясняется целенаправленный,
произвольный характер
9. Темперамент – определение, свойства. Типы темперамента
Типы темперамента
Описание особенностей различных
темпераментов может помочь разобраться
в чертах темперамента человека, если
они четко выражены, но люди с
резко выраженными чертами
Меланхолик - Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним. Эти черты эмоциональной слабости.
Флегматик - Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.
Сангвиник - Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Холерик - Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко
отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
Свойства темперамента
У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.
Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — безразличие к людям, сухость; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство.
Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным, тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.
10. Характер личности: структура. Акцентуации личности
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ - концепция личности, обобщающая процессуально-иерархические подструктуры личности с субординацией низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера.
Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, которые он себе ставит.
Акцентуа́ция (от лат. accentus
11.Социализация личности: механизмы, факторы
Важнейшему социальному этапу становления личности соответствует школьный возраст, от 6 до 18 лет. Именно в эти же годы отмечаются интенсивный процесс роста и развития организма.
Социализация – процесс и
результат усвоения и последующего
активного воспроизводства
К механизмам социализации можно отнести следующие.
Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения.
Институциональный механизм социализации,
как следует уже из самого названия,
функционирует в процессе взаимодействия
человека с институтами общества
и различными организациями, как
специально созданные для его
социализации, так и реализующие
социализирующие функции
Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры.
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно знгачимыми для него лицами.
Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных механизмов.
Действующие на человека условия принято называть факторами: Первая – мегафакторы, (мега – очень большой, всеобщий) – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
Вторая – макрофакторы (макро – большой) – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов)
Третья – мезафакторы (мезо – средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, горд, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.
12. Классификации социальных группы
В основу первой классификации положен такой критерий (признак), как численность, т. е. количество людей, являющихся членами группы. Соответственно существуют три типа групп:
1) малая группа - немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии;
Таблица 1. Основные различия между группами
Признак: Малая группа, Средняя группа, Большая группа.
Численность: Десятки человек, Сотни человек, Тысячи и миллионы человек.
Контакт: Личностный: знакомство друг с другом на личностном уровне, Статусно-ролевой: знакомство на уровне статусов, Отсутствие контакта.
Членство: Реальное поведенческое, Функциональное, Условное социально-структурное.
Структура: Развитая внутренняя неформальная, Юридически оформленная (отсутствие развитой неформальной структуры), Отсутствие внутренней структуры
Связи в процессе труда: Непосредственные трудовые, Трудовые, опосредованные официальной структурой организации, Трудовые, опосредованные социальной структурой общества.
Примеры: Бригада рабочих, учебный класс, группа студентов, сотрудники кафедры, Организация всех работников предприятия, вуза, фирмы, Этническая общность, социально-демографическая группа, профессиональная общность, политическая партия.
13. Малые группы. Причины вступления в группу
14 Классификации малых групп
В настоящее время
известно около 50 различных оснований
классификации малых групп: по времени их существования
(долго- и кратковременные), по степени
тесноты контакта между членами, по способу
вхождения
в них индивида и т. д. Наиболее распространенными
являются три классификации:
- первичные» и «вторичные»;
- формальные» и «неформальные»;
- группы членства» и «референтные группы».
15. Динамические процессы в группе: идиосинкразический кредит, психологический обмен, руководство, конформность и т.д.
Динамические процессы в группах — совокупность психологических изменений, происходящих в группе за время ее существования.
Важнейшими из таких процессов
являются следующие. Прежде всего, процесс
образования малых групп, причем
сюда могут быть отнесены не только
непосредственные способы формирования
группы, но и такие психологические
механизмы, которые делают группу группой,
например феномен группового давления
на индивида. Далее, это традиционно
рассматриваемые в «групповой динамике»
процессы групповой сплоченности, лидерства
и принятия групповых решений
с той поправкой, что вся совокупность
процессов управления группой и
руководства ею не исчерпывается
лишь феноменом лидерства и