Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:39, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 18 вопросов по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

ответы к зачету по психологии.docx

— 131.81 Кб (Скачать)

1. Предмет и задачи психологии как науки

Психология - и очень старая и  совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся  еще в будущем.

Само название предмета в переводе с древнегреческого означает "psyche" - душа, "logos" - наука, учение, то есть - "наука о душе".

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин.Психология знакома каждому человеку как система жизненных явлений. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого.

Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и  животных, включающая в себя многие субъективные явления.

Человек не просто проникает в мир  с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует  в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих  материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Так формируется личность человека.

В свою очередь, психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут  быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости  от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет  современных психологических исследований.

Психические процессы, свойства и  состояния человека, его общение  и деятельность разделяются и  исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему  наук. В ней выделяется множество  отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления  научных исследований.

2. Основные этапы развития психологии как науки

Отметим основные этапы развития психологии как науки.

I этап – психология как наука  о душе (более 2 тысяч лет назад).

II этап – психология как наука  о сознании (с XVII в. в связи  с развитием естественных наук).

III этап – психология как наука  о поведении возникает в XX в.  Задача психологии – ставить  эксперименты и наблюдать за  тем, что можно непосредственно  увидеть, а именно за поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – современность –  психология как наука, изучающая  объективные закономерности, проявления  и механизмы психики. Психология  изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и  состояний,  осознаваемых или  не осознаваемых самим человеком,  а также его поведение. Таким  образом, с течением времени  и развитием науки изменялось  понимание предмета психологии.

На современном этапе развития психологии предметом является человек  как субъект деятельности, системные  качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать и регулировать свое взаимодействие с ним.

3. Отрасли психологии как науки

Психология на современном уровне развития представляет собой весьма разветвленную систему научных  дисциплин, подразделяющихся на фундаментальные  и прикладные.

Фундаментальные отрасли психологии разрабатывают общие проблемы и  изучают общие закономерности психики, проявляющиеся у людей вне  зависимости оттого, какой деятельностью  они занимаются.

В силу универсальности знания фундаментальных  отраслей психологии объединяют термином «общая психология».

Общая психология исследует индивида, выделяя в нем психические  познавательные процессы и личность.

Психология познавательных процессов  изучает такие психические процессы, как ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь.

В психологии личности исследуется  психическая структура личности и психические свойства личности, определяющие дела и поступки человека.

Помимо общей психологии, психологическая  наука включает в себя целый ряд  специальных психологических дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями  человеческой

жизни и деятельности.

Среди специальных отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов деятельности, выделяют: психологию труда, педагогическую психологию, медицинскую психологию, юридическую  психологию,

военную психологию, психологию торговли, психологию научного творчества, психологию спорта и т.д.

Психологические аспекты развития изучают возрастная психология и  психология аномального развития.

Психологические аспекты отношений  личности и общества исследует социальная психология.

Теория и практика обучения и  воспитания подрастающего поколения  тесно связана как с обшей  психологией, так и со специальными отраслями психологии.

Научной основой для понимания  законов психического развития ребенка  являются генетическая, дифференциальная и возрастная психология.

Генетическая психология изучает  наследственные механизмы психики  и поведения ребенка.

Дифференциальная психология выявляет индивидуальные различия между людьми и объясняет процесс их формирования. В возрастной психологии исследуются  этапы психического развития индивидуума.

Для психически грамотной организации  воспитания нужно знать психологические  закономерности взаимодействия людей  в группах, таких, как семья, ученический  и студенческий коллективы. Взаимоотношения  в группах являются предметом  изучения социальной психики.

Психология аномального развития имеет дело с отклонениями от нормы  в поведении и психике человека и крайне необходима при педагогической работе с детьми, отстающими в психическом  развитии.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением  и воспитанием. Предмет педагогической психологии — психологические закономерности обучения и воспитания человека. Разделами 

педагогической психологии являются:

психология обучения (психологические  основы дидактики, частных методик, формирования умственных действий);

психология воспитания (психологические  основы воспитания, психологические  основы исправительно-трудовой педагогики);

психология учебно-воспитательной работы с трудными детьми; психология учителя.

Для современной психологии характерен как процесс дифференциации, порождающий  многочисленные специальные отрасли  психологии, так и процесс интеграции, в результате которого происходит стыковка психологии с  другими науками, например, через педагогическую психологию с  педагогикой.

4. Методы психологии: Эксперимент, наблюдение, тестирование

Метод эксперимента — основной метод  психологии; отличается тем, что исследователь  специально создает обстоятельства, стимулирующие проявление определенного  психического явления. При этом устанавливается 

влияние отдельных факторов на его  возникновение и динамику. Эксперимент  проводится столько раз, сколько  необходимо для выявления соответствующей  закономерности.

Методы наблюдения предполагают объяснение психического явления в процессе специально организованного его  восприятия. Целенаправленное научное  наблюдение основывается на определенной теоретической гипотезе;

оно осуществляется по заранее разработанному плану, а его ход и результаты четко фиксируются.

К методу наблюдения примыкают: метод  исследования продуктов деятельности, который позволяет определить способности  человека, уровень его знаний, умений и навыков; метод анкетирования, и в частности метод  клинической  беседы.

Метод тестирования (англ. test — проба, испытание) — метод диагностики психических возможностей индивида (тех или иных способностей, склонностей, навыков). Широкое распространение тестов началось с 1905 г.,  когда был предложен тест Бинс-Симона для диагностики развития детского интеллекта.

Психологический тест — краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени  испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого.

В настоящее время широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального  развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности  к профессиональной деятельности, тссты достижения (определяющие уровень овладения знаниями и навыками), диагностики личностных качеств, клинические тесты и др.

Ценность тестов зависит от их валидности и надежности — их предварительной экспериментальной проверки.

5. Мышление: понятие, виды, процессы мышления

Мышление — высшая ступень познания человеком действительности.

Выделяют три вида мышления:

(По форме) - конкретно-действенное,  или практическое, конкретно-образное  и абстрактное. 

(По характеру) - теоретическое,  практическое

(По степени развернутости) - дискурсивное, интуитивное

(По степени новизны) - репродуктивное, продуктивное

Мыслительные операции разнообразны. Это — анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет  зависеть от задачи и 

от характера информации, которую  он подвергает мыслительной переработке.

Анализ и синтез

Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное  выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез — обратный анализу процесс  мысли, это — объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

6. Эмоции – определение, свойства. Формы эмоций: чувства, аффект, стресс, настроение

Эмоции (от лат. emovere — возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Под эмоцией понимают либо внутреннее чувство человека, либо проявление этого чувства. Часто самые сильные, но кратковременные эмоции называют аффектом, а глубинные и устойчивые — чувствами.

Эмоция — это психический  процесс импульсивной регуляции  поведения, основанный на чувственном  отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Чувства (англ. sentiments) – устойчивые длительные эмоциональные отношения человека к другим людям, к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами.

Чувства, в отличие от эмоций, развиваются, воспитываются, совершенствуются. Они  образуют ряд уровней, начиная с  непосредственных практических чувств (чувство собственности, чувство  удовлетворения от конкретной деятельности и т. п.) вплоть до высших чувств, относящихся  к духовным ценностям и идеалам.

 

Список эмоций и чувств

Список эмоций и чувств включает в себя: азарт, безопасность, беспокойство, благодарность, благополучие, боязнь, брезгливость, гнев, вина, величие, власть, восхищение, высокомерие, голод, гордость, доверие, долг, достоинство, жажда, жалость, забота, зависть, злорадство, злость, интерес, красота, лень, любовь, месть, надежда, надменность, негодование, нежность, ненависть, неприязнь, неуверенность, неудовлетворенность, обида, обожание, одиночество, осторожность, ответственность, отвращение, омерзение, патриотизм, печаль, предвкушение, презрение, пренебрежение, преданность, похоть, радость, разочарование, раздражение, раскаяние, растерянность, ревность, скука, сексуальность, смехотворность, сострадание, собственность, сомнение, спокойствие, справедливость, страх, стыд, тревога, уныние, унижение, убеждение, уважение, удивление, удовлетворение, усталость, чувство утраты, честолюбие, юмор, ярость, отчаяние

Аффект — внезапно возникающее  в острой конфликтной ситуации чрезмерное психическое перевозбуждение, проявляющееся  во временной дезорганизации сознания (сужение сознания) и крайней активизации  импульсных реакций.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения. Оно при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем  чувством, которое полностью захватывает  личность и вызывает импульсивные действия. Порой человек настолько бессознателен  в момент аффекта, что потом не может восстановить в памяти свои действия.

Стресс — нервно-психическое  перенапряжение, вызванное слишком  сильным воздействием, адекватная реакция  на которое недостаточно сформирована. В процессе переживания стресса, происходит тотальная (всеобщая) мобилизация  сил организма (физических и психических) на поиск выхода из опасного, угрожающего  целостности личности положения, на приспособление к новым сложным  условиям.

Настроение — самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека. Настроение определяет общий тонус жизни человека. Настроение зависит от тех влияний, которые  затрагивают личностные стороны  субъекта, его основные ценности.

7. Соотношение базовых понятий: индивид, личность, субъект,  индивидуальность

В психологической науке существует несколько понятий для обозначения  человека: индивид, личность, субъект, индивидуальность.

      1. Человек как  индивид. В понятии человека  как индивида обычно выражаются  два основных признака:

       1) человек как  своеобразный представитель других  живых существ, отличающийся от  животных и являющийся продуктом  фило-и онтогенетического развития, носитель видовых черт;

       2) отдельный представитель  человеческой общности, использующий  орудия, знаки и через них овладевающий  собственным поведением и психическими  процессами.

      Оба значения понятия  взаимосвязаны и описывают человека  как существо своеобразное. Наиболее  общими характеристиками индивида  являются: целостность и своеобразие  психофизиологической организации;  устойчивость во взаимодействии  с окружающей средой; активность. В обыденной жизни под индивидом  понимают конкретного человека  со всеми присущими ему особенностями.

       2. Человек как  личность. Это конкретный человек,  являющийся представителем определенного  общества, определенной социальной  группы, занимающийся конкретным  видом деятельности, осознающий  свое отношение к окружающему  и наделенный определенными индивидуально-психологическими  особенностями.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"