Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на 18 вопросов по дисциплине "Психология".
1. Предмет и задачи психологии как науки
Психология - и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем.
Само название предмета в переводе с древнегреческого означает "psyche" - душа, "logos" - наука, учение, то есть - "наука о душе".
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин.Психология знакома каждому человеку как система жизненных явлений. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого.
Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления.
Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Так формируется личность человека.
В свою очередь, психические процессы,
состояния и свойства человека, особенно
в их высших проявлениях, вряд ли могут
быть осмыслены до конца, если их не
рассматривать в зависимости
от условий жизни человека, от того,
как организовано его взаимодействие
с природой и обществом (деятельность
и общение). Общение и деятельность
также поэтому составляют предмет
современных психологических
Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.
В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется множество отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований.
2. Основные этапы развития психологии как науки
Отметим основные этапы развития психологии как науки.
I этап – психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад).
II этап – психология как наука
о сознании (с XVII в. в связи
с развитием естественных наук)
III этап – психология как наука
о поведении возникает в XX в.
Задача психологии – ставить
эксперименты и наблюдать за
тем, что можно
IV этап – современность –
психология как наука,
На современном этапе развития психологии предметом является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать и регулировать свое взаимодействие с ним.
3. Отрасли психологии как науки
Психология на современном уровне развития представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, подразделяющихся на фундаментальные и прикладные.
Фундаментальные отрасли психологии разрабатывают общие проблемы и изучают общие закономерности психики, проявляющиеся у людей вне зависимости оттого, какой деятельностью они занимаются.
В силу универсальности знания фундаментальных отраслей психологии объединяют термином «общая психология».
Общая психология исследует индивида, выделяя в нем психические познавательные процессы и личность.
Психология познавательных процессов
изучает такие психические
В психологии личности исследуется психическая структура личности и психические свойства личности, определяющие дела и поступки человека.
Помимо общей психологии, психологическая
наука включает в себя целый ряд
специальных психологических
жизни и деятельности.
Среди специальных отраслей психологии,
изучающих психологические
военную психологию, психологию торговли, психологию научного творчества, психологию спорта и т.д.
Психологические аспекты развития изучают возрастная психология и психология аномального развития.
Психологические аспекты отношений личности и общества исследует социальная психология.
Теория и практика обучения и воспитания подрастающего поколения тесно связана как с обшей психологией, так и со специальными отраслями психологии.
Научной основой для понимания законов психического развития ребенка являются генетическая, дифференциальная и возрастная психология.
Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения ребенка.
Дифференциальная психология выявляет индивидуальные различия между людьми и объясняет процесс их формирования. В возрастной психологии исследуются этапы психического развития индивидуума.
Для психически грамотной организации воспитания нужно знать психологические закономерности взаимодействия людей в группах, таких, как семья, ученический и студенческий коллективы. Взаимоотношения в группах являются предметом изучения социальной психики.
Психология аномального
Педагогическая психология объединяет
всю информацию, связанную с обучением
и воспитанием. Предмет педагогической
психологии — психологические
педагогической психологии являются:
психология обучения (психологические основы дидактики, частных методик, формирования умственных действий);
психология воспитания (психологические основы воспитания, психологические основы исправительно-трудовой педагогики);
психология учебно-
Для современной психологии характерен как процесс дифференциации, порождающий многочисленные специальные отрасли психологии, так и процесс интеграции, в результате которого происходит стыковка психологии с другими науками, например, через педагогическую психологию с педагогикой.
4. Методы психологии: Эксперимент, наблюдение, тестирование
Метод эксперимента — основной метод психологии; отличается тем, что исследователь специально создает обстоятельства, стимулирующие проявление определенного психического явления. При этом устанавливается
влияние отдельных факторов на его возникновение и динамику. Эксперимент проводится столько раз, сколько необходимо для выявления соответствующей закономерности.
Методы наблюдения предполагают объяснение психического явления в процессе специально организованного его восприятия. Целенаправленное научное наблюдение основывается на определенной теоретической гипотезе;
оно осуществляется по заранее разработанному плану, а его ход и результаты четко фиксируются.
К методу наблюдения примыкают: метод исследования продуктов деятельности, который позволяет определить способности человека, уровень его знаний, умений и навыков; метод анкетирования, и в частности метод клинической беседы.
Метод тестирования (англ. test — проба, испытание) — метод диагностики психических возможностей индивида (тех или иных способностей, склонностей, навыков). Широкое распространение тестов началось с 1905 г., когда был предложен тест Бинс-Симона для диагностики развития детского интеллекта.
Психологический тест — краткое, стандартизированное,
как правило, ограниченное во времени
испытательное задание для
В настоящее время широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности, тссты достижения (определяющие уровень овладения знаниями и навыками), диагностики личностных качеств, клинические тесты и др.
Ценность тестов зависит от их валидности и надежности — их предварительной экспериментальной проверки.
5. Мышление: понятие, виды, процессы мышления
Мышление — высшая ступень познания человеком действительности.
Выделяют три вида мышления:
(По форме) - конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное.
(По характеру) - теоретическое, практическое
(По степени развернутости) - дискурсивное, интуитивное
(По степени новизны) - репродуктивное, продуктивное
Мыслительные операции разнообразны. Это — анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и
от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.
Анализ и синтез
Анализ — это мысленное
Синтез — обратный анализу процесс мысли, это — объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.
6. Эмоции – определение, свойства. Формы эмоций: чувства, аффект, стресс, настроение
Эмоции (от лат. emovere — возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Под эмоцией понимают либо внутреннее чувство человека, либо проявление этого чувства. Часто самые сильные, но кратковременные эмоции называют аффектом, а глубинные и устойчивые — чувствами.
Эмоция — это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.
Чувства (англ. sentiments) – устойчивые длительные эмоциональные отношения человека к другим людям, к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами.
Чувства, в отличие от эмоций, развиваются, воспитываются, совершенствуются. Они образуют ряд уровней, начиная с непосредственных практических чувств (чувство собственности, чувство удовлетворения от конкретной деятельности и т. п.) вплоть до высших чувств, относящихся к духовным ценностям и идеалам.
Список эмоций и чувств
Список эмоций и чувств включает в себя: азарт, безопасность, беспокойство, благодарность, благополучие, боязнь, брезгливость, гнев, вина, величие, власть, восхищение, высокомерие, голод, гордость, доверие, долг, достоинство, жажда, жалость, забота, зависть, злорадство, злость, интерес, красота, лень, любовь, месть, надежда, надменность, негодование, нежность, ненависть, неприязнь, неуверенность, неудовлетворенность, обида, обожание, одиночество, осторожность, ответственность, отвращение, омерзение, патриотизм, печаль, предвкушение, презрение, пренебрежение, преданность, похоть, радость, разочарование, раздражение, раскаяние, растерянность, ревность, скука, сексуальность, смехотворность, сострадание, собственность, сомнение, спокойствие, справедливость, страх, стыд, тревога, уныние, унижение, убеждение, уважение, удивление, удовлетворение, усталость, чувство утраты, честолюбие, юмор, ярость, отчаяние
Аффект — внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (сужение сознания) и крайней активизации импульсных реакций.
Аффекты, как правило, препятствуют
нормальной организации поведения.
Оно при аффекте регулируется
не заранее обдуманной целью, а тем
чувством, которое полностью захватывает
личность и вызывает импульсивные действия.
Порой человек настолько
Стресс — нервно-психическое перенапряжение, вызванное слишком сильным воздействием, адекватная реакция на которое недостаточно сформирована. В процессе переживания стресса, происходит тотальная (всеобщая) мобилизация сил организма (физических и психических) на поиск выхода из опасного, угрожающего целостности личности положения, на приспособление к новым сложным условиям.
Настроение — самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека. Настроение определяет общий тонус жизни человека. Настроение зависит от тех влияний, которые затрагивают личностные стороны субъекта, его основные ценности.
7. Соотношение базовых понятий: индивид, личность, субъект, индивидуальность
В психологической науке
1. Человек как
индивид. В понятии человека
как индивида обычно
1) человек как
своеобразный представитель
2) отдельный представитель
человеческой общности, использующий
орудия, знаки и через них
Оба значения понятия
взаимосвязаны и описывают
2. Человек как
личность. Это конкретный человек,
являющийся представителем