Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:43, шпаргалка

Краткое описание

Рассматриваются: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, представление, их свойства и характеристики в психологии.

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 40.35 Кб (Скачать)

Мышление не только теснейшим образом  связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли —  сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении  предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Мышление выступает главным  образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются  перед людьми жизнью. Решение задач  всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, — деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс  мысли — это всегда процесс  не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

 

Для мышления человека более существенно  взаимосвязь не с чувственным  познанием, а с речью и языком. В более строгом понимании  речь - процесс общения, опосредованный языком. Если язык — объективная, исторически  сложившаяся система кодов и  предмет специальной науки —  языкознания, то речь является психологическим  процессом формулирования и передачи мысли средствами языка.

Современная психология не считает, что  внутренняя речь имеет такое же строение и такие же функции, как и развернутая  внешняя речь. Под внутренней речью  психология подразумевает существенный переходный этап между замыслом и  развернутой внешней речью. Механизм, который позволяет перекодировать общий смысл в речевое высказывание, т.е. внутренняя речь есть, прежде всего, не развернутое речевое высказывание, а лишь подготовительная стадия.

Однако неразрывная связь мышления с речью вовсе не означает, что  мышление может быть сведено к  речи. Мышление и речь не одно и то же. Мыслить, не значить говорить про  себя. Свидетельством этому может  служить возможность высказывания одной и той же мысли разными  словами, а также то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы  выразить свою мысль.

Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово — устное и письменное. Благодаря языку мысли людей  не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в  поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические  импульсы, жесты и пр. Современная  наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации.

Мышление также неразрывно связано  и с практической деятельностью  людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек  решает какие-либо задачи. Практическая деятельность — основное условие  возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

Мыслительные процессы

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных  мыслительных задач, направленных на раскрытие  сущности чего-либо. Мыслительная операция — это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

Мыслительные операции разнообразны. Это — анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет  зависеть от задачи и от характера  информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное  выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез — обратный анализу процесс  мысли, это — объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

Анализ и синтез — две взаимосвязанные  логические операции. Синтез, как и  анализ, может быть как практическим, так и умственным.

Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно  взаимодействуют с предметами и  явлениями. Практическое освоение их и  привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений.

Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков  их, по которым будет произведено  сравнение.

Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как  анализ и синтез, может быть разных уровней — поверхностное и  более глубокое. В этом случае мысль  человека идёт от внешних признаков  сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

Абстрагирование — это процесс  мысленного отвлечения от некоторых  признаков, сторон конкретного с  целью лучшего познания его.

Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает  его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное  изучение отдельных признаков объекта  при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного  и подняться на самую высокую  ступень познания — научного теоретического мышления.

Конкретизация — процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный  с ним.

Конкретизация есть возвращение мысли  от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует  предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы  выявить общее в них, чтобы  раскрыть закономерности, управляющие  их развитием, чтобы овладеть ими.

 

Обобщение, таким образом, есть выделение  в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

Виды мышления

В зависимости от того, какое место  в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся  между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются ещё  и на основании особенностей задач  — практических и теоретических.

Конкретно-действенное мышление

Наглядно-действенное — вид  мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов.

Конкретно-действенное, или предметно-действенное, мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и  иной практической деятельности людей. Практическое мышление это, прежде всего  техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники  и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс  технической деятельности есть процесс  взаимодействий умственных и практических компонентов работы. Сложные операции абстрактного мышления переплетаются  с практическими действиями человека, неразрывно связаны с ними. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и  умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными  образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли  и воли.

Наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Конкретно-образное (наглядно-образное), или художественное, мышление характеризуется  тем, что отвлечённые мысли, обобщения  человек воплощает в конкретные образы.

Словесно-логическое — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей  в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом  понятиями, широкими категориями, а  образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны  друг с другом. У многих людей  в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое  мышление, но в зависимости от характера  задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.


Представление

Представление – это психический  процесс отражения предметов  или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. Результаты представления – это  вторичные образы, то есть извлеченные  из памяти «первые сигналы». Представления  воспроизводят прошлые первичные  образы. Это образы объектов, которые  в данное время не действуют на рецепторную поверхность анализатора. Представления воплощают в себе один из видов памяти (образную память), что определяет их важнейшее значение в структуре психических процессов. Представления есть необходимое  связующее звено между первосигнальными психическими процессами (образы ощущений и восприятий) и второсигнальными мыслительными и речемыслительными процессами. Представления позволяют видеть не только «лицо», но и «спину» объектов во время их отсутствия. Причем, объектов, не только когда-то непосредственно воспринятых, но и относящихся к обобщенному классу объектов, синтезированных в представлении.

Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее  в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них  раздражителей. После этого возникают  и в течение некоторого времени  сохраняются так называемые последовательные образы. Однако роль этих образов для  психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время после того, как  мы воспринимали какой-либо предмет, образ  этого предмета может быть снова  – случайно или намеренно –  вызван нами.

В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов  представлений. Во-первых, это представления  памяти, т.е. представления, которые  возникли на основе нашего непосредственного  восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это  представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия  «представление», потому что в воображении  мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Представления  воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая  хранит информацию и благодаря которой  формируются представления.

Представления характеризуются наглядностью. Представления – это чувственнонаглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, – они, как правило, значительно бледнее.

Следующей характеристикой представлений  является фрагментарность. Представления  полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие – очень смутно, а третьи вообще отсутствуют.

Не менее значимой характеристикой  представлений является их неустойчивость и непостоянство. Представления  – это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной  мере обобщенные образы.

С одной стороны, представления  наглядны, и в этом они сходны с сенсорными и перцептивными образами. С другой стороны, общие представления содержат в себе значительную степень обобщения, и в этом отношении они сходны с понятиями. Таким образом, представления являются переходом от сенсорных и перцептивных образов к понятиям.

Функции представлений: сигнальная, регулирующая и настроечная.

Сигнальная функции – отражение  в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего  на наши органы чувств, но и многообразной  информации об этом предмете, которая  под влиянием конкретных воздействий  преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.

Регулирующая – отбор нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств с учетом реальных условий предстоящей деятельности.

Настроечная – в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды.

Виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные  и органические.

 


Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"