Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:43, шпаргалка

Краткое описание

Рассматриваются: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, представление, их свойства и характеристики в психологии.

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 40.35 Кб (Скачать)

Неорганизованное восприятие –  это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

В зависимости от форм существования  материи:

Восприятие пространства – это  восприятие формы, величины, объёма объектов, расстояния между ними, их взаимного  расположения, удалённости и направленности, в котором они находятся.

Восприятие времени – это  отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений  действительности. Специального самостоятельного анализатора времени нет.

Восприятие движения – это отражение  во времени изменений положения  объектов или самого наблюдателя  в пространстве.

Внимание

Внимание не является самостоятельным  познавательным процессом, так как  оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое  явление не существует. Вместе с  тем внимание является одним из важнейших  компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.

Внимание – это особое состояние  сознания, благодаря которому субъект  направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и  четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется  в ощущениях и восприятиях.

Характеристики внимания:

Устойчивость – длительность привлечения  внимания к одному и тому же объекту  или к одной и той же задаче.

Концентрация внимания – повышение  интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.

Сосредоточенность внимания проявляется  в результате концентрации сознания на объекте с целью получения  наиболее полной информации о нем.

Распределение внимания – субъективно  переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).

Предметность внимания связана  со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.

Объем внимания характеризуется количеством  объектов, на которые может направить  и сосредоточить внимание субъект  в доли секунды. Определяется объем  внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).

Виды внимания:

Проявление внимания связано как  с сенсорными, так и с интеллектуальными  процессами, а также с практическими  действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание.

Сенсорное внимание возникает при  действии объектов на органы чувств. Оно  обеспечивает четкое отражение предметов  и их свойств в ощущениях и  в восприятиях человека. Благодаря  сенсорному вниманию возникающие в  сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.

Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко  и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими  и точными. Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное  функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение  и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит  информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно  мыслит. Поскольку это внимание имеет  внутренний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.

Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или  к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование  внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Преднамеренное внимание может  стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и  сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или  с которым надо действовать

Если направленность и сосредоточенность  внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании. Н. Ф. Добрынин выделил еще один вид  внимания – послепроизвольное внимание (это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций). Это может иметь место в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия. Такое внимание начинает проявляться, когда деятельность, требующая волевых усилий, становится увлекательной и осуществляется без особых затруднений.

Если направленность и сосредоточенность  носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании. По мнению К.К. Платонова, одной из форм непроизвольного внимания является установка (состояние готовности или  предрасположенности личности к  действию определенным образом). Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает  само собой без всякой цели со стороны  человека. Его вызывают значимые для  человека свойства и качества предметов  и явлений внешнего мира. Одним  из таких свойств является новизна  объекта. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д. Иногда внимание могут  привлечь и не очень заметные раздражители, если они соответствуют потребностям, интересам и установкам личности.


Память

Память - самая долговечная из наших  способностей. В старости мы помним события  детства  восьмидесятилетней,  а то и большей давности. Случайно оброненное слово,  может воскресить для нас,  казалось, давно забытые  черты лица,  имя, морской или  горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать  тем или иным способом в большей  степени,  чем  любая  другая отдельно взятая особенность нашей личности.

Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение  человеком ранее пережитых им чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений.

Процессы памяти

Сами процессы памяти проходят три  этапа:

1) Запоминание - происходит закрепление  нового материала путём связывания  его    с приобретённым ранее

2) Сохранение -  Определяется степенью  участия материала в деятельности  личности, то есть важностью    для человека.

3) Воспроизведение - Происходит  актуализация закреплённого материала  путём извлечение его из долговременной  памяти и передача в оперативную

4) Наибольшего развития память  достигает к 25 годам и сохраняется  до 50 лет. Затем способность запомнить  и вспомнить постепенно идёт  на убыль

5) Повторение – одно из важных  условий запоминания. Для улучшения  запоминания необходимо: выделение  основных мыслей, использование  иллюстраций, составление планов, схем, таблиц.

Виды памяти различают:

1) По характеру психической  активности, преобладающей  в   деятельности:

   А) Двигательная - запоминание и воспроизведение движений. Лежит в основе обучения бытовым, спортивным, трудовым навыкам, письменной речи.

   Б) Эмоциональная (впервые ввёл К.С. Станиславский) - прочно сохраняет пережитые человеком чувства

   В) Смысловая (словесная) - запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесённых слов

   Г)Образная - позволяет запоминать зрительные и звуковые образы, запахи, сопровождающие данную обстановку.

2) По характеру целей деятельности:

   А)Непроизвольная –запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. (Благодаря ей формируется основная часть жизненного опыта человека).

   Б)Произвольная - запоминание и воспроизведение, в котором присутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. ( Благодаря ей человек получает профессиональные и другие специальные знания).

3)По продолжительности сохранения  и закрепления материала:

   А)Кратковременная - очень краткое сохранение материала после одного краткого очень непродолжительного восприятия и немедленного воспроизведения (в первые же секунды после восприятия материала. (Играет роль в функционировании механизмов накопления опыта).

   Б)Оперативная – вид кратковременной памяти. Обслуживает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия.( Чтение, списывание).

   В)Долговременная – длительное  сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения.( Роль в функционировании механизмов накопления профессиональных знаний).

Первое и, пожалуй, наименьшее существенное отличие состоит в том, что  человек обладает словесной ( вербальной ) памятью,  так как люди - это единственные говорящие животные.  Это означает возможность чему-то обучаться и  что-то вспоминать без видимых поведенческих реакций.  Уже то, что нам трудно представить себе жизнь без такой словесной  памяти, говорит о неизмеримо большем богатстве нашей памяти по сравнению с памятью животных. У последних явно преобладает процедурная память, тогда как у человека - память декларативная,  которая фактически  формирует каждое наше действие и каждую мысль.

 Для каждого из нас память  уникальна.

Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность,  и личность других людей.  Лишившись  памяти, человек утрачивает собственное " я ", перестает существовать. Вот почему так бесконечно интересны и пугающи клинические случаи потери памяти.

Человеческая  память  закодирована в десяти миллиардах нервных клеток, образующих наш мозг, и в десяти триллионах связей между этими клетками.  Следы памяти - это живые процессы,  которые трансформируются и наполняются  новым содержанием всякий раз,  когда  мы  их оживляем.


Мышление

Информация, полученная человеком  из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и  внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления. В психологии под мышлением  понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение  тел в видимом пространстве).

Первая особенность мышления —  его опосредованный характер. То, что  человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через  другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления —  его обобщённость. Обобщение как  познание общего и существенного  в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Обобщения люди выражают посредством  речи, языка. Словесное обозначение  относится не только к отдельному объекту, но также и к целой  группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она  всегда ограничена наглядностью. Слово  же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. — широчайшие обобщения, выраженные словом.

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Понятие — есть отражение существенных признаков предмета. Понятие о  предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Понятие как результат обобщения  опыта людей является высшим продуктом  мозга, высшей ступенью познания мира.

Мышление человека протекает в  форме суждений и умозаключений. Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о  чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая  для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет  практический смысл лишь тогда, когда  оно приводит к определённому  выводу, умозаключению. Умозаключение  и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое  знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Мышление — высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной  основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через  органы чувств — эти единственные каналы связи организма с окружающим миром — поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком  ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"