Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 22:43, шпаргалка
1. Особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой
психология наука и совокупность особенностей характера, внутренний мир человека. Она лежит в основе нашего представления об окружающих нас людях, о самих себе, о причинах поступков, мотивах поведения, успехах и неудачах.
Наблюдение предполагает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов. Любое наблюдение имеет четко поставленную цель. В процессе наблюдения у исследователя складывается целостное представление о личности ребенка. Эксперимент предполагает специально созданные условия для изучения психики ребенка. Эти условия определяются методикой проведения эксперимента, которая содержит цель, описание материала, хода исследования, критериев по обработке данных. Все рекомендации, указанные в методике, строго соблюдаются, ведь они подчинены цели исследования. Выделяют несколько видов эксперимента: лабораторный и естественный, констатирующий и формирующий. Наиболее приемлем в работе с дошкольниками естественный эксперимент, предложенный известным российским психологом А.Ф. Лазурским. Планируя эксперимент с дошкольниками, следует помнить об их возрастных особенностях. Беседа включается в эксперимент или используется как самостоятельный метод. Беседа как метод исследования отличается от обычных разговоров с детьми по тем признакам, что она имеет четко осознаваемую цель и заранее подготовленную систему вопросов, которые формулируются четко, кратко и точно. Разнообразие видов деятельности малыша в возрасте от 3 до 7 лет приводит к тому, что особое место в исследовании психики дошкольника занимает метод анализа продуктов деятельности таких, как сказки, стихотворения, рассказы, рисунки, конструкции, аппликации, песенки и прочее. При изучении продукта деятельности ребенка всегда учитывается, как протекал процесс его создания. В продуктах деятельности дошкольника отражаются его внутренний мир, мысли, переживания, представления.
20. Основные закономерности психического развития в дошкольном возрасте
Раннее детство - возраст от рождения до 3 лет - особый период для развития. Происходит наиболее интенсивное становление и развитие всех особенностей, свойственных человеку: осваиваются основные движения и действия с предметами, закладываются основы для психических процессов и личности. Скачкообразность и неравномерность психического развития в этом периоде выражена ярче, чем в другом возрасте. Медленное накопление тех или иных особенностей стремительно сменяется наиболее быстрыми преобразованиями в психике. Устанавливаются зрительные, слуховые, тактильные и двигательные взаимосвязи. Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь физического и нервно-психического развития. Психическое развитие во многом определяется состоянием здоровья малыша.
Психическое и физическое состояние ребенка в этом возрасте очень неустойчиво. Наблюдается большая физическая и психическая ранимость. Дети быстро заболевают, легко утомляются, их настроение часто меняется. Для детей раннего возраста характерна высокая пластичность всего организма, и в первую очередь психической и высшей нервной деятельности. У нормального здорового ребенка в первые три года жизни ярко выражены ориентировочные реакции. Они стимулируют развитие сенсомоторных потребностей в движениях и впечатления. Сенсорные потребности побуждают ребенка к двигательной активности. И в свою очередь движения способствуют интеллектуальному развитию малыша. Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования поведения. Ведущая роль в психическом развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. Он обеспечивает малышу оптимальные условия не только для выживания, хорошего состояния здоровья и физического развития, но заботится и о психическом развитии.
21. Возрастные стадии развития в дошкольном возрасте
Первый год жизни. Период новорожденности знаменует начало младенческого возраста и охватывает первые недели жизни малыша. Главной его особенностью выступает отсутствие поведения в собственном смысле слова. Наблюдаются лишь инстинктивные формы - безусловные рефлексы. Поведение ребенка связано с выделением какого-то объекта из окружающего мира. Новорожденный же большую часть времени спит и просыпается лишь для того, чтобы поесть. Он совершенно беспомощен и без опеки и заботы взрослого может погибнуть. Взрослый является центром ситуации развития младенца. Он организует жизнь ребенка, вызывает и поддерживает его активность, наполняет бодрствование малыша новыми впечатлениями. Общение является ведущей деятельностью в младенческом возрасте, поскольку обеспечивает главные линии психического развития.1-3года. В конце младенчества ребенок выделил предметы как нечто постоянное, имеющее устойчивые свойства. Теперь он стремится научиться действовать с ними. В возрасте 1-3 лет малыш как бы всецело поглощен предметом и не может от него «оторваться» ведущей деятельностью становится предметная, а ситуативно-деловое общение выступает средством ее осуществления. Предметная деятельность направлена на то, чтобы ребенок овладел назначением предметов, научился действовать с ними так, как принято в обществе, то есть в соответствии с собственной логикой предмета, скрытой в нем функции. 3-7 лет Освоение действий с предметами и сравнение их с действиями взрослого формирует у ребенка представление о взрослом как об образце. Поэтому дошкольник подходит к «открытию» мира взрослых. Ведущим видом деятельности выступает сюжетно-ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции.
22 Основные теории, объясняющие детское психическое развитие. Ключевым для всякой психологической теории является вопрос о движущих силах и источниках психического развития, среди которых выделяются природное начало в человеке (или его наследственность) и среда (социальное окружение, приобретенный опыт). По решению этого ключевого вопроса психологические теории подразделяются на два направления: 1) преформизм (основанные на врожденных инстинктах, когда путь развития предопределен биологической наследственностью); 2) сенсуализм (основанные на социальном научении). Исторически это различение восходит к двум разным философским течениям, по-разному представляющим развитие ребенка. К числу ранних психологических теорий относится концепция рекапитуляции. человек, как и другие виды животных, рождается с фиксированными формами поведения, которые вызываются определенными воздействиями внешней среды. Некоторые формы поведения появляются только в определенный период развития, называемый сензитивньм (чувствительным) периодом. Раздражители, которые вызывают инстинктивные реакции в сензитивный период, не влияют на поведение животных в другие периоды. Психоаналитическая теория была разработана в начале XX в. великим венским психиатром Зигмундом Фрейдом. Работая с различными психическими отклонениями, Фрейд обнаружил, что далеко не все из них имеют органические причины в теле или в нервной системе человека и что причины большинства неврозов нужно искать в сознании и личностных проблемах человека. Фрейд предположил, что корни этих проблем уходят в раннее детство, когда ребенок получил психическую травму, связанную, как правило, с сексуальным проблемами. Эти травмирующие события вызывают сильные переживания, которые ребенок не в состоянии выразить и осознать и которые подавляются и уходят в подсознание. Подавленные, неосознанные желания и травмирующие воспоминания накапливаются в подсознании и являются причиной разнообразных неврозов и неприятных переживаний. Избавление от этих страданий возможно в результате специальной формы терапии, в которой психотерапевт помогает клиенту осознать травмирующие его события, т. е. вывести их на уровень сознания и понять себя. Этот метод был назван психоанализом. Психоаналитический метод завоевал огромную популярность во всем мире, а сам Фрейд стал не только автором оригинальной психологической концепции, но и основателем психотерапии, которая получает все более широкое распространение.
Задача 1. Вставьте пропущенные слова:
Сензитивность возрастных периодов — это ... детей к обучению и ... активности.
Ответ. Сензитивность возрастных периодов — это «чувствительность» детей к обучению и направленность активности.
Задача 2 Петя (2 года 7 месс) много болел, подолгу находился в больнице, почти не разговаривал.
В дальнейшем маме пришлось потратить много сил для того, чтобы Петя нормально говорил.
Назовите основную причину трудного усвоения речи Петей.
Ответ. Основная причина — у Пети упущен сензитивный период освоения речи (1,5—3 года). Именно в этот период ребенок наиболее легко усваивает речь.
Ситуация 1. Одной маме в консультации сказали, что ее сын — умственно отсталый, так как он колесики от пирамидки не надел на стержень, а разложил вокруг и сказал: «Какой красивый цветок». Психолог сказал: «Надо было колесики нанизать на палку».
Прав ли психолог?
Решение. Нет, не прав. Если ребенок как-то не так рисует, играет, это не значит, что он не такой, как надо. Он не такой, как все, но это его мир, он волен им распоряжаться как угодно.
Бывает, что в действиях ребенка родители ничего не понимают и ведут его к психологу. Здесь в помощи нуждается не ребенок, а сами родители.
Предложите несколько упражнений на релаксацию
Ситуация. Мать Пети (4 г. 7 мес.) обратилась к воспитателю за советом: как быть с сыном, который становится все упрямее? Она сказала, что отец и дед мальчика тоже упрямые. «Можно сказать, это наследственное?» — спросила мама.
Оправдано ли волнение мамы? Дайте психологическое обоснование.
Какие факторы психологического развития повлияли на формирование такой черты характера мальчика? Что бы вы посоветовали маме?
Решение. Волнение мамы небезосновательно, но в суждениях она не права. На возникновение упрямства как немотивированной настойчивости влияет не наследственность, а неправильное воспитание. У детей упрямство может быть формой протеста, выражением недовольства необоснованным подавлением развивающейся самостоятельности, инициативы. Задача. Вставьте пропущенные слова:
Переход от одной возрастной ступени к другой совершается через
Ответ. Переход от одной возрастной ступени к другой совершается через кризисные периоды.
Задача. Алеша забросил мячик на шкаф и пытается безуспешно достать. Мама предлагает ему подумать, как можно достать мячик. Алеша отвечает: «Не надо думать, надо доставать!»
Определите примерный возраст малыша.
Какие особенности мышления проявились у мальчика в данном случае?
Ответ. Примерный возраст Алеши 2 года 7 мес. У него проявились элементы наглядно-действенного мышления.
Задача. Юра пытается починить тележку. Он сначала просто прикладывает колесо к краю тележки рядом с концом оси. После многих проб колесо случайно надевается на торчащий конец оси, тележка может ехать. Юра очень доволен.
I Воспитатель говорит: «Молодец Юрик, сам починил тележку. Как иго ты сделал?» Юра отвечает: «Починил, вот видите!» (Показывает - как вертится колесо.) Воспитатель незаметным движением сбрасывает колесо со спицы и вновь обращается к мальчику: «Как ты его сделал, покажи?» Юра снова прикладывает его к тележке, но уже быстрее надевает колесо на ось. «Вот и починил!» — радостно заявляет мальчик, но 1ять не может сказать, как он это сделал. Определите примерный возраст ребенка. Какие особенности мыслительной деятельности ребенка проявились в данном эпизоде?
Охарактеризуйте особенности формирования мышления детей этого возраста.
Ответ. Юре примерно 3 года. В данном эпизоде проявились элементы наглядно-действенного мышления, когда действия ребенка опережают его речь.
6. Ситуация. Руководствуясь особенностями развития отдельных органов, систем, функций организма ребенка, нужно ли развивать его психику интенсивно (качественно) или лучше экстенсивно (количественно)?
Решение. Психику ребенка следует развивать интенсивно, то есть использовать резервы каждого вида психической деятельности. Например, в дошкольный период развивать образное мышление, не злоупотребляя развитием логического мышления.
Ситуация. Некоторые родители полагают, что все происходит по расписанию. Год ребенку — значит кризис, два года — кризиса нет.
Правы ли эти родители?
Решение. Нет, не правы. Границы возрастных кризисов очень условны. Они индивидуальны. Только внимательный взгляд взрослого может уловить изменения в поведении ребенка. Надо помнить, что упущения одного этапа развития, нельзя исправить ни на каком другом.
Ситуация Все чаще сейчас говорят о недостатке женственности наших девушек.
Женственность — это природное или приобретенное
качество?
Решение. В борьбе за «равноправие» женщины перешли на мужское поле, а свои позиции сдали. Они утратили женскую мягкость и теплоту души, которая так располагает мужчин. Современный стиль поведения девушки, молодой женщины: напористость, агрессивность, дерзость. Девушки занимаются каратэ и ушу, курят, ругаются, пьют, вступают в банды... Быть женственной для многих стало не престижным, это воспринимается как проявление слабости.
Таким образом, женственность — это социально воспитываемое качество личности, создаваемое на женской биологической основе.
Ситуация Принадлежность к определенному полу дается человеку с рождения, но социальным ролям мужчины, женщины необходимо учиться.
В силу, каких причин мужские роли могут усваиваться мальчиками, а женские — девочками — неверно?
Решение. В современных условиях мальчики проводят много времени с женщинами — воспитательницей, учительницей, мамой-одиночкой. Они требуют от мальчика не ответственности, а подчинения. Девочки в семье без отца лишены возможности усваивать роль женщины по отношению к мужчине.
Задача. Предлагаем запись двух игр детей на одну тему.
Определите возраст детей, назовите основные признаки, по которым вы определили его.
Ответ. В первом варианте приведена запись игры младшего дошкольника. Игровые действия Наташи простые, в них выражены действия людей.
Во втором варианте описана игра детей старшего дошкольного возраста. В игре участвуют 7 человек, каждый из которых выполняет действия, связанные с ролью.
Задача. Ознакомьтесь с записями следующих игр.
1.Шура построила из трех кирпичиков кроватку и положила в нее куклу. Люсе понадобились кирпичики для постройки домика, и она забрала один кирпичик у Шуры. Шура расплакалась.
2.Сеня взял коробку из-под ботинок, похожую на магнитофон, и стал танцевать, петь, сказав, что магнитофон играет.
Капитан Петя вдруг объявил, что корабль потерпел крушение и нужны водолазы, чтобы заделать пробоину. Быть водолазами согласились матросы.