Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 22:43, шпаргалка
1. Особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой
психология наука и совокупность особенностей характера, внутренний мир человека. Она лежит в основе нашего представления об окружающих нас людях, о самих себе, о причинах поступков, мотивах поведения, успехах и неудачах.
1. Особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой
психология наука и совокупность особенностей характера, внутренний мир человека. Она лежит в основе нашего представления об окружающих нас людях, о самих себе, о причинах поступков, мотивах поведения, успехах и неудачах. Психология изучает психические явления: психические процессы (познание, чувство и волю), псих. состояния(бодрость, утомление, скука, радость, тревога, апатия), психические свойства(особенности личности человека, его направленность, качества личности, черты характера, темперамент, способности) Психические процессы, психические состояния и психические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют и могут переходить друг в друга. психология - наука, которая изучает психику. Психика человека обеспечивает внутреннюю регуляцию его активности, выражающуюся в его поведении и деятельности. Педагогическая психология включает в себя психологию обучения и психологию воспитания. Педагогическая психология изучает также особенности взаимоотношений между педагогом и учащимися, а также психологию самого учителя.
2. Современная психология, ее место в системе наук
общая психология. Этот раздел психологии изучает и описывает наиболее общие психологические закономерности, основные понятия психологии, обосновывает и определяет ее методический аппарат. Об-щая психология - фундамент всех остальных ее отраслей. Сегодня этих отраслей очень много. Дифференциальная психология изучает индивидуально-психологические различия между людьми. Медицинская психология изучает психологические закономерности, связанные с возникновением и течением болезни, исследует влияние заболеваний на психику человека, психических факторов на физическое, соматическое состояние человека. Нейропсихология исследует влияние изменений структуры и функционирования мозга, его повреждений, возрастного недоразвития на психическую деятельность и поведение человека. Социальная психология занимается психологическими особенностями, поведением и деятельностью людей, которые связаны с их принадлежностью к определенным социальным группам (дружеской, учебной, профессиональной, национальной, расовой и др.). Психодиагностика - отрасль психологии, разрабатывающая методы и средства выявления и измерения психологических особенностей человека, изучающая возможности применения этих средств на практике.
Возрастная психология, или психология развития, исследует развитие психики человека и ее особенностей на протяжении онтогенеза. Педагогическая психология включает в себя психологию обучения и психологию воспитания. парапсихология, исследующая психические явления, не поддающиеся объяснениям посредством имеющихся научных знаний. . Психологическое изучение и объяснение этих явлений -одна из интереснейших задач психологической науки.
3. Структура современной психологической науки
Современная психология представляет
собой разветвленную систему научных дисциплин, связанных с различными областями науки и практики, составляющими комплекс развивающихся психологических наук. Общая психология исследует наиболее общие закономерности психической деятельности взрослого нормального человека. Возрастная психология изучает закономерности психического развития человека, становление различных психических процессов и психических свойств личности. В возрастной психологии могут быть выделены такие разделы, как детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, психология старости. Задачи раскрытие возрастных особенностей, установление закономерностей переходов от одного возраста к другому, нахождение сензитивных (наиболее благоприятных) периодов формирования различных психических свойств личности.Социальная психология изучает психические проявления различных социальных общностей: групп, коллективов (их настроения, общественного мнения, подражания и т. д.), характер взаимоотношений людей в группах, и коллективах. Инженерная психология — один из разделов психологии труда, выделившийся в самостоятельную психологическую дисциплину. Инженерная психология исследует вопрос о взаимодействии человека с машиной. для современной психологии характерен процесс дифференциации (разделение на группы), порождающий значительную разветвленность психологии на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется интеграцией, в результате которой происходит стыковка со всеми другими науками, в том числе с педагогикой.
4. Предмет, задачи и методы психологии
Предметом психологии является изучение развития и функционирования психики. Задачи
Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерностей; научиться управлять этими явлениями; Использовать полученные знания с целью повышения эффективности практической деятельности в различных отраслях науки; Быть теоретической основой практики психологической службы; Психическое отражение характеризуется рядом особенностей: Дает возможность правильно отражать действительность; Сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека; Психическое отражение углубляется и отражается; Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности; Преломляется через индивидуальный опыт; Носит опережающий характер;
Психические явления делятся на 3 группы: Психические процессы; Психические состояния; Психические свойства;
Методы психологии:
1. Наблюдение (определение цели и задачи – выбор объекта, предмета, ситуации – как наблюдатель – выбор записи наблюдения – объяснение): а) Срез; б) Самонаблюдение; в) Беседа;
2. Анамнез – сбор сведение о прошлом человека: а) Анкетирование; б) Интервью; 3. Эксперимент – это активное вмешательство испытателя в деятельности испытуемого, с целью создания условий, в которых выявляются психологические факты.
4.Тесты – метод испытаний, с целью установления определенных психических качеств человека.
5. Закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса
Закономерности возрастного развития изучает особая отрасль психологии - возрастная психология. Предмет ее исследования - возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности растущего и развивающегося человека. Возрастная психология изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза. В соответствии с этим выделяются детская, подростковая, юношеская психология, психология взрослого человека, а также геронтопси-хология. Главная проблема возрастной психологии - проблема становления личности. Становление личности начинается с первых минут жизни и идет вместе с психическим развитием ребенка. Основным условием психического развития ребенка является его собственная активная деятельность. А.Н. Леонтьев ввел в психологию развития понятие ведущей деятельности. Ведущая деятельность - это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на определенной стадии его развития. При переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, но теряется ее определяющая роль в развитии. У младенца ведущая деятельность - непосредственный эмоциональный контакт со взрослым, благодаря которому у него образуется потребность в общении с другими людьми. В раннем детстве - деловое практическое сотрудничество со взрослым. Ребенок занят предметом и действием с ним. Интенсивное овладение предметно-орудийными операциями формирует практический интеллект. Речь используется главным образом для налаживания сотрудничества со взрослым внутри совместной предметной деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В игровой деятельности впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир. Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте -учебная, в подростковом - общение со сверстниками в пространстве общественно-полезной деятельности, в ранней юности (старшем школьном возрасте) - общение со взрослыми в пространстве учебной деятельности, в юности — учебно-профессиональная деятельность, у взрослых - трудовая деятельность. Л.С. Выготский писал, что процессы развития не совпадают с процессом обучения... процессы развития идут вслед за процессами обучения, создающего зоны ближайшего развития.
Единство развития и обучения, развития и воспитания означает взаимосвязь и взаимопроникновение этих процессов.
6. Возрастная периодизации психического развития
Проблема возрастной периодизации психического развития чрезвычайно трудная и важная как для науки, так и для педагогической практики. В отечественной психологии впервые научную периодизацию на основе существенных признаков детского развития предложил Л. С. Выготский. Ребенок на каждом этапе своего возрастного развития требует особого к себе подхода. Для этого необходимо знать особенности каждого возраста. Изменения процессов психической жизни ребенка (и вообще человека) происходят не независимо одно от другого, но внутренне связаны друг с другом. Отдельные процессы (восприятие, память, мышление и т.д.) не являются самостоятельными линиями в психическом развитии. Каждый из психических процессов в своем реальном протекании и развитии зависит от личности в целом, от общего развития личности: направленности, характера, способностей, эмоциональных переживаний. Периодизация детского развития, разработанная Л.С. Выготским: новорожденный - до 10 дней(кризис новорожд.), младенчество - до 1 года(криз. 1 года), раннее детство - от 1 года до 3 лет(криз. 3 лет), дошкольный - от 3 до 7 лет(криз. 7 лет), школьный возраст - от 6 (7) до 12 лет(криз.13лет), 14-17лет пубертатный возраст(криз.17лет). К началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данного возраста единственное и неповторимое отношение между ребенком и средой, которое Л.С. Выготский назвал «социальной ситуацией развития в данном возрасте». Возрастная психологическая характеристика ребенка определяется не отдельными присущими ему особенностями, а различным на каждом возрастном этапе строением его личности.
7 Индивид, личность, индивидуальность
. В психологии понятие личности является одним из основополагающих. Понятие «личность» это прежде всего цельность человека, его способность занять некое, только ему присущее место в обществе, в мире других людей, умение управлять собой, своим поведением и своим развитием, оказывать влияние на других людей.
Понятие
«личность» соотносится с
8. Структура личности
Основу личности составляет ее структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон как целостного образования. Существуют различные подходы к определению структуры личности. Так, С. Л. Рубинштейн выделяет три компонента в структуре личности: 1) направленность Чего хочет человек? Что для него привлекательно, к чему он стремится?- проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрения; 2)знания, умения, навыки Что человек может? - приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности; 3) индивидуально – типологические особенности Что он есть… что закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности? - проявляются в темпераменте, характере, способностях.
Наиболее обособленную
и развернутую структуру личности предложил
К. К. Платонов. В структуре личности выделены
четыре иерархически соотносящиеся подструктуры. Особенностями
отдельных свойств этих четырех подструктур,
однако, не исчерпываются индивидуальные
особенности личности, поскольку на эти
подструктуры накладываются еще две общие
подструктуры: характер и способности. Являясь подструктурами
наложенными, выделяющимися из общей структуры
личности, характер и способности представляют
собой не самостоятельные подструктуры,
а общие качества личности, включающие
особенности каждой из четырех основных
иерархических подструктур. Ведущим компонентом структуры личности
является направленность – совокупность
устойчивых мотивов, ориентирующих поведение
и деятельность личности относительно
независимо от конкретных условий, характеризуется
доминирующими потребностями, интересами;
склонностями, убеждениями, идеалами,
мировоззрением. Направленность – это
система побуждений (совокупность устойчивых
мотивов), определяющая избирательность
отношений и активности человека. Основные
подструктуры как уровни личности:Направленностьличност
Знания, привычки), Особенности Психических
процессов(Воля, чувства, восприятия, мышление, ощущения, эмоции, память),
Биопсихические свойства(Темперамент, половые, возрастные, патологические свойства).
9. Познавательная сфера личности
Природа одарила каждого человека способностью к познанию того мира, в котором он родился: способностью ощущать и воспринимать окружающий мир - людей, природу, культуру, различные предметы и явления; способностью помнить, думать, соображать; способностью говорить и понимать речь других людей и пр.; способностью быть внимательным. Все эти способности развиваются и совершенствуются не сами по себе, а в активной познавательной деятельности человека. Психические процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей, называются познавательными процессами. К таким процессам относятся: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Познание невозможно без речи и внимания. Ощущение - психический познавательный процесс отражения отдельных сторон объектов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие - психический познавательный процесс, состоящий в отражении объектов действительности в совокупности их сторон при непосредственном их воздействии на органы чувств. Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности на значимом объекте при отвлечении от незначимых. Память - психический познавательный процесс, состоящий в отражении прошлого опыта. Мышление - процесс обобщенного и опосредованного отражения существенных свойств, связей и отношений между объектами. Мышление неразрывно связано с речью. С его помощью происходит открытие существенно нового. Мышление начинается в практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его пределы. Воображение - психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий, представлений, понятий, полученных в предшествующем опыте.