Самовоспитание личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 07:47, реферат

Краткое описание

Общественная среда, политическая ситуация в стране, экономическое положение, особенности социальных условий, совокупность разнообразных социальных и духовных отношений и др. выступают в качестве ведущего фактора развития личности. Цель данной работы – рассмотреть самовоспитание как способ расширения самосознания. Задачи работы – изучить воспитание и самовоспитание; охарактеризовать самовоспитание личности; рассмотреть потребность в самосовершенствовании как движущая сила самовоспитания.

Оглавление

Введение 3
1. Самовоспитание личности 5
2. Потребность в самосовершенствовании как движущая сила самовоспитания 9
Заключение 14
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

6122001(т) Психология и педагогика.doc

— 78.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

 

Введение

Общественная среда, политическая ситуация в стране, экономическое положение, особенности социальных условий, совокупность разнообразных социальных и духовных отношений и др. выступают в качестве ведущего фактора развития личности. Не менее важным представляется влияние микросреды на становление личности человека, ведь люди, живущие в одной и той же макросреде, принадлежат к другим микросредам, где происходит их непосредственное общение и удовлетворение разнообразных потребностей (прежде всего это семья, класс в школе, студенческая группа, производственный коллектив и т.д.). События макро- и микросреды вносят объективные изменения в ход жизни человека и не являются однозначными по своим последствиям. Значение того или иного объективного события раскрывается в связи с позицией, которую занимает сам человек по отношению к этому событию.

Указывая  на влияние социальной среды, ученые не абстрагируются и от биологической природы человека, которая также влияет на процесс развития личности. Это влияние осуществляют заложенная в человеке природная способность к развитию, определенные задатки, предрасположенность к той или иной деятельности.

И еще одним существенным фактором развития личности выступает воспитание. Без специально организованного  и целенаправленного обучения и воспитания не смогут, например, развиться задатки. Для их превращения в способности необходимы соответствующим образом организованное обучение. В отличие от обучения и воспитания влияние среды носит больше стихийный и неорганизованный характер и само по себе влияние среды не может обеспечить решение задач, связанных с формированием личности и ее подготовкой к жизни, а особенно профессиональной деятельности. Как одним из внутренних факторов воспитания, выступает самовоспитание.

Цель данной работы – рассмотреть  самовоспитание как способ расширения самосознания.

Задачи работы – изучить воспитание и самовоспитание; охарактеризовать самовоспитание личности; рассмотреть  потребность в самосовершенствовании как движущая сила самовоспитания.

 

1. Самовоспитание личности

 

Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: «Родился человек», - т. е. говорим  о биологическом его рождении. Однако дальнейший процесс биологического развития теснейшим образом сочетается с приобретением таких качеств и свойств, которые по своему происхождению не связаны с биологической природой человека (например: усвоение навыков, привычки, поведение и др.). Названные свойства и качества могут сформироваться лишь прижизненно и характеризуют социальное развитие человека. Таким образом, общее понятие «человек» включает в себя более узкое и специфическое понятие - «личность».

О личности мы судим по следующим  признакам:

  1. определенные сформированные социальные качества (ответственность, достоинство, индивидуальность, общественная активность, твердость взглядов и убеждений);
  2. личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей управлять собственным поведением и деятельностью1.  

Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них - существенный и главный признак личности. Ученые единодушны в том, что движущими силами в самовоспитании личности являются определенные противоречия. Механизм самовоспитания имеет следующие особенности: воспитанник выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с общественными критериями, готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению окружающего мира. Между указанными факторами самовоспитания существуют сложные взаимосвязи и противоречия: цель жизни может быть одной, а увлеченность - в другой сфере, в результате чего между желанием совершенствовать себя и реальным самовоспитанием возникает несоответствие и т. д. и не всегда противоречия могут быть разрешены усилиями самого воспитанника2.

Педагог А. И. Кочетов определяет следующие параметры самовоспитания:

  • направленность, т. е. мотивы работы над собой;
  • содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное);
  • устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное);
  • эффективность в формировании личности (выполняет функций главные и вспомогательные)3.

Главная воспитательная задача в руководстве  самовоспитанием заключается в том, что надо сформировать те положительные качества, от которых зависит разрешение указанных противоречий, и привести в действие такие факторы, как самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т. д.

Психологическая подготовка к нравственному  самовоспитанию предполагает формирование социального эталона личности в учебно-воспитательной работе школы, организацию жизни коллектива на принципах гуманистической морали и включение каждого ученика в процесс своего нравственного самосовершенствования.

Пять «надо» (по Кочеткову):

1) всегда помогать родителям;

2) выполнять требования учителей, учиться добросовестно;

3) быть честным;

4) подчинять личные интересы  коллективным;

5) всегда и всюду проявлять  добросовестность.

Пять «можно»:

1) веселиться и играть, когда  работа сделана на «отлично»;

2) забывать обиды, но помнить,  кого и за что ты обидел сам;

3) не унывать при неудачах; если  ты обладаешь упорством — все  равно получится;

4) учиться у других, если они  лучше тебя трудятся;

5) спрашивать, если не знаешь; просить  помочь, если не справляешься сам.

Это нужно тебе самому:

1) быть честным. Сила человека в правде, слабость его — ложь;

2) быть трудолюбивым. Не бояться  неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех,  из поражений выкует победу;

3) быть чутким и заботливым. Помни,  к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься;

4) быть здоровым и чистоплотным. Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся;

5) быть внимательным, тренировать  внимание. Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.

Этого делать нельзя:

1) учиться без старания, лениво и безответственно;

2) грубить и драться со сверстниками, обижать младших;

3) терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей;

4) проходить  мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям;

5) критиковать  других, если сам страдаешь подобным  же недостатком.

Пять «хорошо»:

1) уметь владеть  собой (не теряться, не трусить,  не выходить из себя по пустякам);

2) планировать  каждый свой день;

3) оценивать  свои поступки;

4) сначала думать, а потом делать;

5) браться вначале  за самые трудные дела.

Правила вводятся постепенно. Вначале ребенок  приучается жить в соответствии с  пятью «надо». Это означает, что  к нему предъявляются повышенные требования при выполнении именно данных правил. Одновременно указывается, что нельзя делать и почему. Через некоторое время можно подключать пять «хорошо», поскольку они значительно сложнее для понимания и приучения.

Главная воспитательная задача в руководстве  самовоспитания заключается в том, что надо сформировать те положительные качества, от которых зависит разрешение указанных противоречий, и привести в действие такие факторы, как самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т. д.

 

2. Потребность в самосовершенствовании как движущая сила самовоспитания

 

Самовоспитание — сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком  себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов.

Самовоспитание  — относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Самовоспитание базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности самовоспитание становится все более значительной силой саморазвития личности. Самовоспитание находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми компонентами самовоспитания являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль.

Приобретая  в процессе деятельности определенный опыт и качества (на основе внутренних потребностей), личность начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению, изменяя и воспитывая (формируя) себя.

Этот  факт является важнейшим для педагогики и заключается в том, что человек  развивается не только по заложенной в нем наследственной программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от складывающихся в его психике опыта, качеств, способностей.

Такое развитие, которое определяется содержанием  и уровнем психического развития личности на данный момент, может быть названо психогенным развитием, или саморазвитием.

Самовоспитание  есть неотъемлемая и важнейшая часть  процесса саморазвития4.

Взаимодействие  воспитателя с ребенком, его педагогическая организация, внешняя часть педагогического процесса представляют собой собственно воспитательное воздействие.

Вторая, внутренняя часть процесса — это  уже психическая деятельность ребенка  как субъекта саморазвития, самовоспитания; она осуществляется на внутриличностном уровне и представляет собой восприятие, определенную переработку и присвоение личностью внешних воздействий и превращение их в свои качества; интерпретацию этих воздействий, их оценку, решение об их сохранении, превращении в свои качества и применении их осуществляет сама личность. «Всякое воспитание есть, в конечном счете, самовоспитание»5.

Педагогическая  задача состоит в том, чтобы помочь личности осуществить самовоспитание: осознать происходящие в его психике  процессы, научить ребенка осознанно управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования.

Самовоспитание, самосовершенствование — это  процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором  в субъективных целях и интересах  самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.

Познавательные  потребности имеют своими истоками животный ориентировочный инстинкт. По И.П.Павлову, всякая деятельность начинается с ориентировки. У человека природные  ориентировочно-познавательные потенции вырастают в сложный социокультурный комплекс ценностей, способов действий, потребности обучения, духовных исканий, самообразования. В возрастном развитии личности (онтогенезе) они проходят стадии любопытства, любознательности, направленного интереса, склонности, осознанного познания и самопознания, творческого поиска.

Потребности в самоутверждении происходят от первичных потребностей обеспечения  конкурентного существования среди  других представителей животного мира. В человеческом обществе, особенно в детском, потребности в самоутверждении выражаются в стремлении иметь в чем-то преимущество перед окружающими (быть сильнее, результативнее, умнее, удачливее и т.п.). У духовно развитой личности оценка своей значимости, самоутверждение происходят на уровне самооценки и самоопределения: стремление быть лучше, уважать самого себя, быть довольным самим собой, быть уверенным в себе, в своих силах и способностях. Наконец, на высшем уровне потребности в самоутверждении переходят в стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию.

Потребности в самовыражении являются трансформацией, прежде всего половой потребности. В духовной сфере они порождают  эстетические потребности: стремление к красоте, гармонии, симметрии, порядку. Каждый человек стремится реализовать их в своей деятельности, в своем окружении. Критерием красоты и гармонии является оценка окружающих, поэтому главной стороной потребностей в самовыражении выступает стремление нравиться другим, получать их высокую оценку.

Потребности в безопасности выражаются у человека в стремлении быть защищенным, не чувствовать страха, избегать тревоги, неудач, обид, потрясений. Эти потребности удовлетворяются через ощущение эмоциональной близости, любви, симпатии, эмпатии, веры со стороны окружающих значимых людей и групп (родителей, друзей, педагогов и др.).

Большое место в составе потребностей в безопасности занимает потребность  в обществе себе подобных, в принадлежности к группе, в общении.

Стремление  к самозащите выражается также в  саморегуляции своего состояния и поведения.

Потребности в самоопределении развиваются  на базе уже проявляющихся потребностей в познании, в самоутверждении, самовыражении, защищенности. Это уже чисто социальная, духовная потребность, основанная на осознании  личностью самой себя, своих возможностей, способностей; она включает: выбор мест, ролей, позиций во всех сферах жизнедеятельности; прогнозирование своего будущего; изменение, формирование себя в направлении достижения своих притязаний.

Потребности в самореализации. Осознание своих способностей к какой-либо деятельности вызывает потребности реализовать свой личностный потенциал (запас жизненной энергии), почувствовать себя творцом, хозяином своей жизни, ее обстоятельств. В процессе такой реализации себя происходит выявление новых способностей, испытание себя на пределе возможностей.

Частным проявлением указанных потребностей выступает потребность активной деятельности, самоактуализации как  полного переживания жизни, постоянного  выбора и все большей реализации своих возможностей,

Американский психолог А.Маслоу трактует потребность в самоактуализации как желание человека самоосуществиться, стать тем, кем он может быть, заниматься тем, для чего он предназначен. В случае неудовлетворения этой потребности его сопровождают неудовлетворенность и беспокойство.

Механизм  самоактуализации потребностей – познание; испытание и реализация в жизнедеятельности  своих личностных возможностей играет роль главного мотивационного фактора  непрерывного самосовершенствования, творческой, созидательной деятельности человека. Для осуществления самоактуализации необходимо предоставление личности соответствующих условий: свободы волепроявления, пространства для творческой деятельности, социального комфорта.

Информация о работе Самовоспитание личности