Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:13, контрольная работа
Указывая на влияние социальной среды, ученые не абстрагируются и от биологической природы человека, которая так же влияет на процесс развития личности. Это влияние осуществляют заложенная в человеке природная способность к развитию, определенные задатки, предрасположенность к той или иной деятельности.
Введение 3
1. Самовоспитание личности 4
2. Методы и приемы работы над самовоспитанием личности 8
Заключение 13
Список литературы 14
Оглавление
Общественная среда, политическая ситуация в стране, экономическое положение, особенности социальных условий, совокупность разнообразных социальных и духовных отношений и др. выступают в качестве ведущего фактора развития личности. Не менее важным представляется влияние микросреды на становление личности человека, ведь люди, живущие в одной и той же макросреде, принадлежат к другим микросредам, где происходит их непосредственное общение и удовлетворение разнообразных потребностей (прежде всего это семья, класс в школе, студенческая группа, производственный коллектив и т.д.). События макро- и микросреды вносят объективные изменения в ход жизни человека и не являются однозначными по своим последствиям. Значение того или иного объективного события раскрывается в связи с позицией, которую занимает сам человек по отношению к этому событию.
Указывая на влияние социальной среды, ученые не абстрагируются и от биологической природы человека, которая так же влияет на процесс развития личности. Это влияние осуществляют заложенная в человеке природная способность к развитию, определенные задатки, предрасположенность к той или иной деятельности.
И еще одним существенным фактором развития личности выступает воспитание. Без специально организованного и целенаправленного обучения и воспитания не смогут, например, развиться задатки. Для их превращения в способности необходимы соответствующим образом организованное обучение. В отличие от обучения и воспитания влияние среды носит больше стихийный и неорганизованный характер и само по себе влияние среды не может обеспечить решение задач, связанных с формированием личности и ее подготовкой к жизни, а особенно профессиональной деятельности. Как одним из внутренних факторов воспитания, выступает самовоспитание.
1. Самовоспитание личности
Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: «Родился человек», - т. е. говорим о биологическом его рождении. Однако дальнейший процесс биологического развития теснейшим образом сочетается с приобретением таких качеств и свойств, которые по своему происхождению не связаны с биологической природой человека (например: усвоение навыков, привычки, поведение и др.). Названные свойства и качества могут сформироваться лишь прижизненно и характеризуют социальное развитие человека. Таким образом, общее понятие «человек» включает в себя более узкое и специфическое понятие - «личность».
О личности мы судим по следующим признакам:1
1. Определенные сформированные социальные качества (ответственность, достоинство, индивидуальность, общественная активность, твердость взглядов и убеждений);
2. Личность характеризуется таким
уровнем психического развития, который
позволяет ей управлять собственным поведением
и деятельностью .
Способность обдумывать свои поступки
и отвечать за них - существенный и главный
признак личности. Ученые единодушны в
том, что движущими силами в самовоспитании
личности являются определенные противоречия.
Механизм самовоспитания имеет следующие
особенности: воспитанник выбирает цели
жизни, идеалы в соответствии с общественными
критериями, готовит себя к жизни в обществе,
совершенствуется в коллективной деятельности
по улучшению окружающего мира. Между
указанными факторами самовоспитания
существуют сложные взаимосвязи и противоречия:
цель жизни может быть одной, а увлеченность
- в другой сфере, в результате чего между
желанием совершенствовать себя и реальным
самовоспитанием возникает несоответствие
и т. д. и не всегда противоречия могут
быть разрешены усилиями самого воспитанника
.
Педагог А. И. Кочетов определяет следующие параметры самовоспитания:
- направленность, т. е. мотивы работы над собой;
- содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное);
- устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное);
- эффективность в формировании личности (выполняет функций главные и вспомогательные) .
Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитанием заключается в том, что надо сформировать те положительные качества, от которых зависит разрешение указанных противоречий, и привести в действие такие факторы, как самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т. д.
Психологическая подготовка к нравственному самовоспитанию предполагает формирование социального эталона личности в учебно-воспитательной работе школы, организацию жизни коллектива на принципах гуманистической морали и включение каждого ученика в процесс своего нравственного самосовершенствования.
Пять «надо» (по Кочеткову):
1) всегда помогать родителям;
2) выполнять требования учителей, учиться добросовестно;
3) быть честным;
4) подчинять личные интересы коллективным;
5) всегда и всюду проявлять добросовестность.
Пять «можно»:
1) веселиться и играть, когда работа сделана на «отлично»;
2) забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам;
3) не унывать при неудачах; если ты обладаешь упорством — все равно получится;
4) учиться у других, если они лучше тебя трудятся;
5) спрашивать, если не знаешь; просить помочь, если не справляешься сам.
Это нужно тебе самому:
1) быть честным. Сила человека в правде, слабость его — ложь;
2) быть трудолюбивым. Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу;
3) быть чутким и заботливым. Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься;
4) быть здоровым и чистоплотным. Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся;
5) быть внимательным, тренировать внимание. Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.
Этого делать нельзя:
1) учиться без старания, лениво и безответственно;
2) грубить и драться со сверстниками, обижать младших;
3) терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей;
4) проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям;
5) критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком.
Пять «хорошо»:
1) уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам);
2) планировать каждый свой день;
3) оценивать свои поступки;
4) сначала думать, а потом делать;
5) браться вначале за самые трудные дела.
Правила вводятся постепенно. Вначале ребенок приучается жить в соответствии с пятью «надо». Это означает, что к нему предъявляются повышенные требования при выполнении именно данных правил.
Одновременно указывается, что нельзя делать и почему. Через некоторое время можно подключать пять «хорошо», поскольку они значительно сложнее для понимания и приучения.
Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитания заключается в том, что надо сформировать те положительные качества, от которых зависит разрешение указанных противоречий, и привести в действие такие факторы, как самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т. д.
Все методы самовоспитания основываются на развитом самосознании и самоуправлении поведением.
Управление собой с помощью слова, мысли включает методы самоубеждения и самовнушения2.
Самоубеждение — это всегда спор с собой, анализ разных путей и средств достижения поставленной цели, выбор варианта поведения или способа самовоспитания. Поэтому самоубеждение предполагает наличие развитого мышления и определенного жизненного опыта. В юности чаще всего совершаются три ошибки: доказывается самому себе то, что хочется, а не то, что объективно существует; отдельный жизненный факт принимается за закономерное явление и тем самым что-то преувеличивается или преуменьшается; с неохотой воспринимается опыт других, тогда как собственный опыт еще недостаточен и противоречив.
Самоубеждение начинается с анализа аргументов «за» и «против» той или иной линии поведения. Логично доводы разбить на две группы и постепенно их записывать в колонки напротив друг друга (хочется потому-то, но нереально потому-то).
В самовоспитании надо выполнять следующие правила использования метода самоубеждения:
1) любое задуманное дело связывать с поставленной жизненной целью, с намеченной программой самовоспитания;
2) убеждение себя — это всегда выбор линии поведения на основе борьбы мотивов, из которых следует выделить два главных, нередко противоположных по значению, и тщательно их взвесить;
3) прислушаться
к мнению товарищей,
4) принимать решение на основе всестороннего анализа своих и чужих мнений;
5) ведущими доводами
в принятии решения должны
быть: как будет принято мое
поведение, мои поступки
Самовнушение — другой метод, основанный на воздействии словом. Оно предполагает воздействие словом на свою психику без всякого критического анализа идеи, без сопротивления чужому мне-нию. В самовнушении мысль принимается на веру, она сразу захватывает чувства. Именно этим часто объясняется воздействие религиозных обрядов на психику: здесь внушение переходит в самовнушение. В жизни нередки и такие примеры самовнушения, как приписывание себе той или иной болезни, вера в какое-то чудо, рок, предчувствие. Человек порой умирает от болезни, которой у него вовсе нет, «сохнет» от якобы «дурного глаза».
Истинная формула самовнушения в самовоспитании такова: «Я хочу стать другим. Я буду таким. Я уже меняюсь. Во мне появляется то, что я хотел иметь. Я уже такой, каким хотел стать». Между этими стадиями проходит не более двух недель. Без самовнушения для выработки какого-либо качества надо не менее полугодия, т. е. в десятки раз больше времени. Самовнушение затем перерастает в самоуправление поведением на основе внушенной идеи, и тогда приобретенное качество превращается в устойчивую черту личности. Самовнушение эффективно, если оно соединяется с самоупражнениями, иначе эффект его кратковременный.
Самовнушение начинается с аутогенных тренировок. Их система была отработана в нашей стране известными врачами и психологами. Она включает в себя пять видов упражнений. Первое упражнение ставит целью научить человека, отключаясь от внешних раздражителей, вызывать у себя ощущение тяжести в конечностях, в разных частях своего тела; второе — вызывать самоощущение тепла в различных частях тела; третье направлено на овладение ритмом сердечной деятельности; четвертое — на управление ритмом дыхания; пятое упражнение предполагает сочетание ощущения тяжести и прохлады, тяжести и тепла в различных частях тела. Опыт йогов в аутогенной тренировке, т. е. умении самонастраиваться, показал, что можно даже останавливать на определенное время дыхание, замедлять биение пульса до одного удара в минуту, уметь в мгновения так напрягать мускулы, что они приобретают прочность костей, и т. д. Однако надо помнить, что такими тренировками йоги занимаются всю жизнь, отрекшись от всех дел и хлопот, от всех земных благ и страстей. Движение йогов антисоциально, поскольку оно уводит человека из активной жизни в обществе и направляет всю его деятельность только на самого себя; но их специальная дыхательная гимнастика, сам принцип самоуправления своими чувствами, мыслями, переживаниями широко используются.
Требования к самовнушению следующие:
1) цель самовнушения
должна быть положительной,
2) внушить себе что-то — это значит заставить поверить в себя, поверить без всякого сомнения, решительно, без оговорок, навсегда;
3) при аутогенной
тренировке вначале идет
рука становится тяжелой и теплой, как
вата, пропитанная теплой водой»;
4) научившись отключаться, управлять ощущениями, следует постепенно вводить и самовнушение мыслей: «Я смел и решителен, я никого не боюсь» и др. Помните, Сен-Симон приказывал будить себя словами: «Вставайте, сир, Вас ждут великие дела». Самовнушение дает человеку уверенность в себе, а это всегда выступает в качестве важного условия победы в борьбе, в качестве предпосылки успеха в любых начинаниях.