Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 07:47, реферат
Общественная среда, политическая ситуация в стране, экономическое положение, особенности социальных условий, совокупность разнообразных социальных и духовных отношений и др. выступают в качестве ведущего фактора развития личности. Цель данной работы – рассмотреть самовоспитание как способ расширения самосознания. Задачи работы – изучить воспитание и самовоспитание; охарактеризовать самовоспитание личности; рассмотреть потребность в самосовершенствовании как движущая сила самовоспитания.
Введение 3
1. Самовоспитание личности 5
2. Потребность в самосовершенствовании как движущая сила самовоспитания 9
Заключение 14
Список литературы 16
Таким образом, все высшие духовные потребности человека: в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в безопасности, в самоопределении, в самоактуализации - являются стремлениями к саморазвитию, направленными на созидание, улучшение личностью самой себя (самосовершенствование).
Использование потребностей саморазвития для мотивации учебно-воспитательного процесса – важнейшая задача технологии самовоспитания школьника.
Ведущей мотивацией в среднем и старшем звене школьного образования должна стать не познавательная и не внешняя социальная, а внутренняя, нравственно-волевая, основанная на всем спектре потребностей саморазвития.
Личностный
подход в воспитании является необходимым
условием саморазвития и формировании
его положительной Я - концепции.
Деятельностный подход в воспитании и
обучении особо важную роль отводит внеурочной
сфере жизнедеятельности ребенка как
пространства формирования практических
умений и навыков самосовершенствования,
где теоретические воспитательные воздействия
на личность проверяются в деятельности,
выступающей критерием истины.
Направленность
на социализацию. Ведущий вектор развития
личности в технологии самовоспитания
направлен на подготовку к жизни,
на обеспечение выпускников школы
всем необходимым для их последующей
самостоятельной
Самовоспитание - важнейшая сторона воспитания, реализуемая как под влиянием педагогов и социальной среды, так и на основе индивидуальных качеств человека. Самовоспитание подчёркивает целенаправленное действие самого воспитанника; это намеренное изменение, возведение человеком самого себя на более высокую ступень совершенства; процесс сознательного и самостоятельного преобразования человеком своих телесных сил, душевных свойств, социальных качеств личности для выполнения своего предназначения.
Таким образом, самовоспитание - относительно самостоятельный процесс, а также это результат воспитания. Путь восхождения ребёнка от воспитания к самовоспитанию, а значит, к воспитанности должен быть организован на взаимодействии этих двух систем - воспитания и самовоспитания. Такой подход особенно актуален в связи со сложной экономической и социальной ситуацией в стране, чем объясняется определённая рассогласованность позиций различных институтов воспитания, семьи, средств массовой информации. Воспитывать без учёта механизмов самовоспитания неэффективно, расточительно. Многие замечательные усилия педагогов окажутся напрасными. Качества личности и поступки могут не сформироваться и не проявиться, если не включатся механизмы «самости» на уровне самопознания, самовоспитания, самосовершенствования.
Все высшие духовные потребности человека - в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в самоопределении, в самоактуализации - являются стремлениями к самовоспитанию, самосовершенствованию, саморазвитию. Использование этих потребностей для мотивации учения открывает огромные резервы повышения качества школьного образования.
Доминанта на самовоспитание и самосовершенствование - установка на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя - может быть сформирована на основе потребностей саморазвития.
На
внутренние мотивы и процессы самовоспитания,
самосовершенствования и
Содержательной
и методической основой технологии
самовоспитания личности является дальнейшая
гуманизация образования; только на
этой основе и возможно воспитать
личность, стремящуюся к самовоспитанию,
умеющую использовать и ценить духовные
и материальные богатства общества
и способствующую восстановлению и обогащению
его ценностей.
Демократизация учебно-воспитательного
процесса выступает необходимым условием
саморазвития личности учащегося. Она
воплощается в свободе выбора самостоятельности,
удовлетворении интересов и потребностей
учащихся. Для этого во внутришкольном
воспитательно-образовательном пространстве
организуются широкая дифференциация
и индивидуализация обучения, обеспечивается
развитие школьного самоуправления, поддержка
детских инициатив и других условий для
самоутверждения и самореализации личности
ребенка.
Двуединство, синтез процессов воспитания и самовоспитания, равноценность воспитательной и образовательной сфер в развитии личности при ведущей роли воспитания.
1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
2 Вигман С.Л. Педагогика. – М.: Велби, 2003.
3 Петерсон В.А. Психология и педагогика. – М.: Проспект, 2005.
4 Селевко Г.К. Концепция самовоспитания. // Психология и педагогика. – М., 2004.
5 Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000.