Самовоспитание личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 07:47, реферат

Краткое описание

Общественная среда, политическая ситуация в стране, экономическое положение, особенности социальных условий, совокупность разнообразных социальных и духовных отношений и др. выступают в качестве ведущего фактора развития личности. Цель данной работы – рассмотреть самовоспитание как способ расширения самосознания. Задачи работы – изучить воспитание и самовоспитание; охарактеризовать самовоспитание личности; рассмотреть потребность в самосовершенствовании как движущая сила самовоспитания.

Оглавление

Введение 3
1. Самовоспитание личности 5
2. Потребность в самосовершенствовании как движущая сила самовоспитания 9
Заключение 14
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

6122001(т) Психология и педагогика.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

Таким образом, все высшие духовные потребности  человека: в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в безопасности, в самоопределении, в самоактуализации - являются стремлениями к саморазвитию, направленными на созидание, улучшение личностью самой себя (самосовершенствование).

Использование потребностей саморазвития для мотивации учебно-воспитательного процесса – важнейшая задача технологии самовоспитания школьника.

Ведущей мотивацией в среднем и старшем  звене школьного образования  должна стать не познавательная и  не внешняя социальная, а внутренняя, нравственно-волевая, основанная на всем спектре потребностей саморазвития.

Личностный  подход в воспитании является необходимым  условием саморазвития и формировании его положительной Я - концепции.  
Деятельностный подход в воспитании и обучении особо важную роль отводит внеурочной сфере жизнедеятельности ребенка как пространства формирования практических умений и навыков самосовершенствования, где теоретические воспитательные воздействия на личность проверяются в деятельности, выступающей критерием истины.

Направленность  на социализацию. Ведущий вектор развития личности в технологии самовоспитания направлен на подготовку к жизни, на обеспечение выпускников школы  всем необходимым для их последующей  самостоятельной жизнедеятельности  в открытой социальной среде. Это выражается: в решении задач социальной адаптации и социальной автономизации; формировании жизненного и профессионального самоопределения подростка; в помощи и психолого-педагогической поддержке трудновоспитуемых детей.

 

Заключение

 

Самовоспитание - важнейшая сторона воспитания, реализуемая как под влиянием педагогов и социальной среды, так и на основе индивидуальных качеств человека. Самовоспитание подчёркивает целенаправленное действие самого воспитанника; это намеренное изменение, возведение человеком самого себя на более высокую ступень совершенства; процесс сознательного и самостоятельного преобразования человеком своих телесных сил, душевных свойств, социальных качеств личности для выполнения своего предназначения.

Таким образом, самовоспитание - относительно самостоятельный процесс, а также это результат воспитания. Путь восхождения ребёнка от воспитания к самовоспитанию, а значит, к воспитанности должен быть организован на взаимодействии этих двух систем - воспитания и самовоспитания. Такой подход особенно актуален в связи со сложной экономической и социальной ситуацией в стране, чем объясняется определённая рассогласованность позиций различных институтов воспитания, семьи, средств массовой информации. Воспитывать без учёта механизмов самовоспитания неэффективно, расточительно. Многие замечательные усилия педагогов окажутся напрасными. Качества личности и поступки могут не сформироваться и не проявиться, если не включатся механизмы «самости» на уровне самопознания, самовоспитания, самосовершенствования.

Все высшие духовные потребности человека - в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в самоопределении, в самоактуализации - являются стремлениями к самовоспитанию, самосовершенствованию, саморазвитию. Использование этих потребностей для мотивации учения открывает огромные резервы повышения качества школьного образования.

Доминанта на самовоспитание и самосовершенствование - установка на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя - может быть сформирована на основе потребностей саморазвития.

На  внутренние мотивы и процессы самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития можно и нужно влиять с помощью  организации внешней части педагогического  процесса, включая в него специальные  цели, содержание, методы и средства.

Содержательной  и методической основой технологии самовоспитания личности является дальнейшая гуманизация образования; только на этой основе и возможно воспитать  личность, стремящуюся к самовоспитанию, умеющую использовать и ценить духовные и материальные богатства общества и способствующую восстановлению и обогащению его ценностей.  
Демократизация учебно-воспитательного процесса выступает необходимым условием саморазвития личности учащегося. Она воплощается в свободе выбора самостоятельности, удовлетворении интересов и потребностей учащихся. Для этого во внутришкольном воспитательно-образовательном пространстве организуются широкая дифференциация и индивидуализация обучения, обеспечивается развитие школьного самоуправления, поддержка детских инициатив и других условий для самоутверждения и самореализации личности ребенка.

Двуединство, синтез процессов воспитания и самовоспитания, равноценность воспитательной и  образовательной сфер в развитии личности при ведущей роли воспитания.

 

Список литературы

 

  1. Вигман С.Л. Педагогика. – М.: Велби, 2003.
  2. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000.
  3. Петерсон В.А. Психология и педагогика. – М.: Проспект, 2005.
  4. Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
  5. Селевко Г.К. Концепция самовоспитания. // Психология и педагогика. – М., 2004.
  6. Сластенин В.А. и др. Педагогика. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002.
  7. Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

 

1 Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.

2 Вигман С.Л. Педагогика. – М.: Велби, 2003.

3 Петерсон В.А. Психология и педагогика. – М.: Проспект, 2005.

4 Селевко Г.К. Концепция самовоспитания. // Психология и педагогика. – М., 2004.

5 Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000.


Информация о работе Самовоспитание личности