Самооценка МШВ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 06:38, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение взаимосвязи самооценки с успешностью обучения детей в младшем школьном возрасте. Гипотезой послужило предположение о том, что успешность обучения младшего школьника определяет особенности и уровень самооценки.

Оглавление

Введение
1. Теоретические аспекты изучения самооценки детей младшего школьного возраста.
1.1. Особенности развития личности ребенка младшего школьного возраста.
1.2. Самооценка ребенка младшего школьного возраста.
1.3. Факторы становления самооценки детей младшего школьного возраста.
2. Экспериментальное исследование особенностей проявления самооценки детей младшего школьного возраста в зависимости от успехов в учебной деятельности.
2.1. Постановка проблемы и методы исследования.
2.2. Описание методик.
2.2.1. Методика «Дембо-Рубинштейн»
2.2.2. Методика «Три оценки» А.И. Липкиной
2.2.3. Методика Куна «Кто я?»
2.3. Обработка результатов исследования
Выводы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Самооценка МШВ.doc

— 655.50 Кб (Скачать)

   Таким образом, наиболее высокая самооценка присуща хорошо успевающим детям, а  низкая самооценка или адекватная с  тенденцией к низкой в большинстве  случаев встречается среди слабоуспевающих  детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.3. Методика «Кто я?» Куна. 

   При проведении методики Куна «Кто я?» ученикам была дана следующая инструкция: «В течение 12 минут вам необходимо дать как можно больше ответов на один вопрос, относящийся к вам самим: «Кто Я?». Постарайтесь дать как можно больше ответов. Каждый новый ответ начинайте с новой строки (оставляя некоторое место от левого края листа). Вы можете отвечать так, как вам хочется, фиксировать все ответы, которые приходят к вам в голову, поскольку в этом задании нет правильных или неправильных ответов».

   После того, как дети написали свои качества, я попросила, чтобы они рядом  с каждым качеством поставили  определенный знак: «+», «-», «+-» или  «?». Таким образом они выражали отношение к своим личным качествам: «нравится», «не нравится», «нравится и не нравится одновременно» и «не знаю».

   Были  получены следующие результаты:

   Табл. № 6. «Результаты  по методике «Кто я?»  Куна».

  Ф. И. Всего кач-в «+» «-» «+-» «?» Самооценка (% «+»  к «-»)
Отличники 1 Ромчанов Глеб 13 12 0 1 0 Завышенная (100%)
2 Абенова Аяна 12 12 0 0 0 Завышенная (100%)
3 Булычева Анастасия 16 13 0 3 0 Завышенная (100%)
4 Журавлева Римма 14 13 0 1 0 Завышенная (100%)
5 Кульжикенова  Аель 15 14 1 0 0 Завышенная (93%)
6 Родина Полина 16 15 0 0 1 Завышенная (100%)
7 Сманкулова  Диана 12 11 0 1 0 Завышенная (100%)
Хорошисты 8 Вильшинский Денис 13 11 0 2 0 Завышенная (100%)
9 Губа Данил 10 8 0 2 0 Завышенная(100%)
10 Дедов Антон 12 11 1 0 0 Завышенная (92%)
11 Доценко Евгений 11 8 1 2 0 Завышенная (89%)
12 Дюсекен Ален 7 3 1 3 0 Адекватная (75%)
13 Ерланов Мадий 16 16 0 0 0 Завышенная (100%)
14 Жаков Кирилл 8 5 1 1 1 Адекватная (83%)
15 Забелин Никита 12 8 3 0 1 Адекватная (73%)
16 Закурдаев Никита 11 8 0 1 2 Завышенная (100%)
17 Любимов Максим 11 7 2 2 0 Адекватная (78%)
18 Малыгин Стас 9 8 0 1 0 Завышенная (100%)
19 Мушинский Влад 6 6 0 0 0 Завышенная (100%)
20 Никитин Никита 9 6 2 1 0 Адекватная (75%)
21 Разумейко Евгений 14 13 1 0 0 Завышенная (93%)
22 Алимбаева Зарина 13 10 2 1 0 Завышенная (83%)
23 Бехтина Виктория 16 16 0 0 0 Завышенная (100%)
24 Винянская Виктория 17 14 1 2 0 Завышенная (93%)
25 Жеребина Алена  12 8 3 1 0 Адекватная (73%)
26 Крапивкина  Валерия 12 12 0 0 0 Завышенная (100%)
27 Савостьяненко Анна 14 13 0 0 1 Завышенная (100%)
28 Струкова Ксения 16 14 2 0 0 Завышенная (88%)
Удовл. 29 Ахметов Ельдар 9 4 5 0 0 Заниженная (44%)
30 Кулжанов Изат 11 9 1 1 0 Завышенная (90%)
31 Ларин Никита 7 3 4 0 0 Заниженная (43%)
32 Порохня Никита 13 8 2 3 0 Адекватная (80%)
33 Чумак Диана 10 6 3 0 1 Адекватная (67%)
 

   Табл. № 7. «Уровень самооценки по методике «Кто я?»  Куна».

Ученики Заниженная  с/о  Адекватная  с/о  Завышенная  с/о
Отличники (7 ч) 0 0 7
Хорошисты (21 ч) 0 6 15
Троечники (5 ч) 2 2 1
 
 

              
 

     Методика  Куна «Кто я?» показала, что наиболее завышенную самооценку имеют дети, учащиеся на отлично и хорошо. Это  значит, что они переоценивают  свои достоинства, с другой стороны, недооценивают или исключают  свои недостатки. Они ставят перед собой более высокие цели, чем те, которых могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обусловливают чрезмерную самоуверенность.

     Из  полученных данных видно, что заниженная самооценка встречается у тех, кто учится удовлетворительно. Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. Ведь низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности, которые обусловлены недооценкой своих успехов и достоинств.

     При заниженной самооценке человек характеризуется  другой крайностью, противоположной  самоуверенности, - чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно не обоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности».

     Адекватная  самооценка состоит в способности реалистично осознавать и оценивать как свои достоинства, так и недостатки, за ней стоит позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной полноценности.

     Также адекватная самооценка выражается в  том, что человек ставит перед собой реально достижимые и соответствующие собственным возможностям цели и задачи, способен брать на себя ответственность за свои неудачи и успехи, уверен в себе, способен к жизненной самореализации.

     Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям.

     Человек с адекватной самооценкой свободно и непринужденно ведет себя среди  людей, умеет строить отношения  с другими, удовлетворен собой и  окружающими.

     Использование знака «плюс-минус» («±») говорит  о способности человека рассматривать  то или иное явление с двух противоположных  сторон, говорит о степени его  уравновешенности, о «взвешенности» его позиции относительно эмоционально значимых явлений. Для таких людей характерна большая стрессоустойчивость, они быстрее разрешают конфликтные ситуации, умеют поддерживать конструктивные отношения с разными людьми: и с теми, которые им в целом нравятся, и с теми, которые у них не вызывают глубокой симпатии; терпимее относятся к недостаткам других людей. К такому типу людей относится больше половины класса (54,55%).

     Наличие знака «?» при оценке идентификационных  характеристик говорит о способности  человека переносить ситуацию внутренней неопределенности, а значит, косвенно свидетельствует о способности человека к изменениям, готовности к переменам. В классе 6 человек (18,18%) использовали знак «?» при оценке своих качеств. Больше всего таких учеников среди хорошистов. То есть адекватная оценка своих качеств помогает человеку меняться в лучшую сторону.

     Таким образом, методика Куна «Кто я?» показала, что отличники и хорошисты  имеют завышенную либо адекватную самооценку. Высокую самооценку среди троечников можно объяснить компенсаторной мотивацией, то есть они либо стремятся вырваться из числа плохо учащихся, либо успешно проявляют свои способности в других видах деятельности, не связанных с учебной. Большая часть класса имеет хорошие способности поддержания конструктивных отношений с окружающими.

     Для подтверждения результатов методики Куна «Кто я?» был проведен корреляционный анализ r-Пирсона.

     Для проведения корреляционного анализа  ученики с разным уровнем успеваемости были зашифрованы так же, как и  в анализе по методике Дембо-Рубинштейн. Дети, учащиеся удовлетворительно – 1, хорошисты – 2, отличники – 3. Были получены следующие результаты. 

     Табл. № 8. «Коэффициент корреляции r-Пирсона по методике «Кто я?» Куна». 

Успешность  обучения Уровень самооценки
1 3 100
2 3 100
3 3 100
4 3 100
5 3 93
6 3 100
7 3 100
8 2 100
9 2 92
10 2 89
11 2 100
12 2 83
13 2 73
14 2 78
15 2 100
16 2 100
17 2 93
18 2 75
19 2 83
20 2 100
21 2 93
22 2 73
23 2 100
24 2 88
25 2 75
26 2 100
27 2 100
28 2 100
29 1 44
30 1 90
31 1 43
32 1 67
33 1 80
Коэффициент корреляции r-Пирсона  0,64
 

   О том, что связь между признаками присутствует и эта связь сильная  говорит коэффициент корреляции r>0,6.

   По  методике Куна «Кто я?» был получен  коэффициент корреляции r = 0,64. То есть можно сделать вывод о том, что уровень самооценки младших школьников коррелирует с успехами в учебной деятельности.

   Для вычисления коэффициента корреляции была использована программа Microsoft Office Excel. 
 
 

Анализ  результатов по трем методикам. 

     Табл.9. «Анализ результатов по трем методикам».

С/о Методика Отличники Хорошисты Троечники
Завышенная Дембо-Рубинштейн 4 5 0
«Три  оценки» А.И. Липкиной 5 11 1
«Кто  Я?» Куна 7 15 1
Адекватная Дембо-Рубинштейн 3 16 4
«Три  оценки» А.И. Липкиной 2 9 3
«Кто  Я?» Куна 0 6 2
Заниженная Дембо-Рубинштейн 0 0 1
«Три  оценки» А.И. Липкиной 0 1 1
«Кто  Я?» Куна 0 0 2
 
 

      
 

   Таким образом, по результатам трех методик  видно, что хорошо успевающие дети отличаются завышенной самооценкой. У слабых учеников можно наблюдать как адекватную самооценку, так заниженную и высокую. Это связано с действием компенсаторного мотива.

Информация о работе Самооценка МШВ