Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 06:38, дипломная работа
Целью исследования является изучение взаимосвязи самооценки с успешностью обучения детей в младшем школьном возрасте. Гипотезой послужило предположение о том, что успешность обучения младшего школьника определяет особенности и уровень самооценки.
Введение
1. Теоретические аспекты изучения самооценки детей младшего школьного возраста.
1.1. Особенности развития личности ребенка младшего школьного возраста.
1.2. Самооценка ребенка младшего школьного возраста.
1.3. Факторы становления самооценки детей младшего школьного возраста.
2. Экспериментальное исследование особенностей проявления самооценки детей младшего школьного возраста в зависимости от успехов в учебной деятельности.
2.1. Постановка проблемы и методы исследования.
2.2. Описание методик.
2.2.1. Методика «Дембо-Рубинштейн»
2.2.2. Методика «Три оценки» А.И. Липкиной
2.2.3. Методика Куна «Кто я?»
2.3. Обработка результатов исследования
Выводы
Заключение
Список литературы
Выясним,
коррелируют ли между собой методика
Дембо-Рубинштейн и методика Куна «Кто
я?».
Табл.
№ 10. «Коэффициент
корреляции методики
Дембо-Рубинштейн и
Методики Куна «Кто
я?».
№ | Успешность обучения | Методика Дембо-Рубинштейн | Методика Куна «Кто я?» |
1 | 3 | 94,71 | 100 |
2 | 3 | 100 | 100 |
3 | 3 | 86,57 | 100 |
4 | 3 | 87,31 | 100 |
5 | 3 | 93,13 | 93 |
6 | 3 | 94,71 | 100 |
7 | 3 | 84,71 | 100 |
8 | 2 | 94,57 | 100 |
9 | 2 | 80,29 | 92 |
10 | 2 | 77,57 | 89 |
11 | 2 | 91,57 | 100 |
12 | 2 | 83,29 | 83 |
13 | 2 | 81,23 | 73 |
14 | 2 | 88 | 78 |
15 | 2 | 72,43 | 100 |
16 | 2 | 73,95 | 100 |
17 | 2 | 81,71 | 93 |
18 | 2 | 76,86 | 75 |
19 | 2 | 91,23 | 83 |
20 | 2 | 82,13 | 100 |
21 | 2 | 74,43 | 93 |
22 | 2 | 74,83 | 73 |
23 | 2 | 100 | 100 |
24 | 2 | 74,87 | 88 |
25 | 2 | 87,31 | 75 |
26 | 2 | 93,57 | 100 |
27 | 2 | 79,82 | 100 |
28 | 2 | 86 | 100 |
29 | 1 | 64,71 | 44 |
30 | 1 | 65,71 | 90 |
31 | 1 | 61,71 | 43 |
32 | 1 | 41,57 | 67 |
33 | 1 | 73,14 | 80 |
Коэффициент корреляции |
0,61 |
Коэффициент корреляции r-Пирсона по двум методикам равен 0,61. Это говорит о том, что методики коррелируют между собой. Это позволяет сделать вывод о том, что действительно существует связь между уровнем самооценки и успехами в учебной деятельности.
Таким образом, можно
сказать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась.
То есть хорошо успевающие в учебной деятельности
дети будут иметь более высокую самооценку
в отличие от слабоуспевающих детей.
Выводы
На
основе результатов проведенного исследования
можно сделать следующие
Проанализировав литературу по изучаемой теме, были составлены следующие рекомендации для учителей по формированию самооценки младших школьников:
1)
Оценка должна служить главной
целью – стимулировать и
2)
В учебной деятельности
3)
Необходимо использовать
4)
Предлагать слабо успевающему
ученику, с заниженной
5) Необходимо включать ситуации, актуализирующие самооценку ребенка, ставящие перед ним задачу осознания особенности своей работы, ее сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребенка на собственные способы действия.
6)
Необходимо вводить тетради «
7)
Необходимо предлагать детям
самостоятельно оценивать
8) Важно также помочь ребенку проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить уважение учителя, товарищей. Психологи утверждают, что неспособных детей нет, каждый к чему-то имеет особые склонности. Один хорошо рисует, другой мастерит, у третьего дома живой уголок. Родители могут содействовать тому, чтобы их ребенок открылся товарищам своими лучшими сторонами. Младшие школьники, особенно те из них, кто испытывает затруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих. Поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них. Ребенок, уверенный в себе, не боится трудностей, не пасует перед ними, находит в себе силы для их преодоления.
9) Но помощь, поддержка, похвала – это одна сторона нашего отношения к ребенку. Уже в младшем школьном возрасте необходимо формировать также и самокритичность. Особенно это важно для более сильных в учебе учеников – с высокой, подчас завышенной оценкой. Только в этом случае они научатся ставить перед собой возрастающие по трудности задачи и искать их решения.
10)
Чтобы яснее увидеть, что же стоит за тем
или иным мнением ребенка о себе, надо
учить детей обосновывать, доказывать
свои оценки и самооценки. При этом важно,
чтобы учащиеся могли дать обоснование
не только оценке хорошо выполненной работы,
но и учились выделять возникающие в ней
трудности, те моменты, которые еще плохо
усвоены, или реально представляли себе,
почему то или иное задание выполнено
плохо или вообще не выполнено. Развитая,
зрелая (конечно, по возможностям возраста)
самооценка очень часто строится по исследовательскому
типу: “Думаю, что смогу, надо попробовать,
подумать, прикинуть, проверить все возможные
ходы”. Именно такая самооценка способствует
развитию интеллектуальной активности.
Заключение
У младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения. Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко.
Влияние успеваемости младших школьников на их самооценку несомненно. Дети, которые испытывают значительные затруднения в усвоении программного материала, получают чаще всего отрицательные оценки. Слабоуспевающим школьник становится на каком-то этапе учения, когда обнаруживается определенное расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это недостаточно осознается, а главное, не принимается младшим школьником: большинство неуспевающих детей 1 и 2 классов переоценивают результаты своей учебной деятельности. K 4 классу уже выявляется значительный контингент отстающих детей с пониженной самооценкой. Тот, который часто терпит неудачу, ожидает и дальше неудачу, и наоборот, успех в предшествующей учебной деятельности предрасполагает к ожиданию успеха в дальнейшем. Преобладание в учебной деятельности у отстающих детей неуспеха над успехом, постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, ведет к нарастанию у них неуверенности в себе и чувства неполноценности.
Организуя
учебно-воспитательную работу, учитель
должен сознательно и целенаправленно
формировать самооценку младших школьников.
Список
литературы