Самооценка МШВ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 06:38, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение взаимосвязи самооценки с успешностью обучения детей в младшем школьном возрасте. Гипотезой послужило предположение о том, что успешность обучения младшего школьника определяет особенности и уровень самооценки.

Оглавление

Введение
1. Теоретические аспекты изучения самооценки детей младшего школьного возраста.
1.1. Особенности развития личности ребенка младшего школьного возраста.
1.2. Самооценка ребенка младшего школьного возраста.
1.3. Факторы становления самооценки детей младшего школьного возраста.
2. Экспериментальное исследование особенностей проявления самооценки детей младшего школьного возраста в зависимости от успехов в учебной деятельности.
2.1. Постановка проблемы и методы исследования.
2.2. Описание методик.
2.2.1. Методика «Дембо-Рубинштейн»
2.2.2. Методика «Три оценки» А.И. Липкиной
2.2.3. Методика Куна «Кто я?»
2.3. Обработка результатов исследования
Выводы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Самооценка МШВ.doc

— 655.50 Кб (Скачать)

   Выясним, коррелируют ли между собой методика Дембо-Рубинштейн и методика Куна «Кто я?». 

   Табл. № 10. «Коэффициент корреляции методики Дембо-Рубинштейн и Методики Куна «Кто я?». 

Успешность обучения Методика  Дембо-Рубинштейн Методика  Куна «Кто я?»
1 3 94,71 100
2 3 100 100
3 3 86,57 100
4 3 87,31 100
5 3 93,13 93
6 3 94,71 100
7 3 84,71 100
8 2 94,57 100
9 2 80,29 92
10 2 77,57 89
11 2 91,57 100
12 2 83,29 83
13 2 81,23 73
14 2 88 78
15 2 72,43 100
16 2 73,95 100
17 2 81,71 93
18 2 76,86 75
19 2 91,23 83
20 2 82,13 100
21 2 74,43 93
22 2 74,83 73
23 2 100 100
24 2 74,87 88
25 2 87,31 75
26 2 93,57 100
27 2 79,82 100
28 2 86 100
29 1 64,71 44
30 1 65,71 90
31 1 61,71 43
32 1 41,57 67
33 1 73,14 80
 
Коэффициент корреляции 
0,61
 

   Коэффициент корреляции r-Пирсона по двум методикам равен 0,61. Это говорит о том, что методики коррелируют между собой. Это позволяет сделать вывод о том, что действительно существует связь между уровнем самооценки и успехами в учебной деятельности.

         Таким образом, можно  сказать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась. То есть хорошо успевающие в учебной деятельности дети будут иметь более   высокую самооценку в отличие от слабоуспевающих детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Выводы 

   На  основе результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

    1. Все три методики (методика Дембо-Рубинштейн, «Три оценки» А.И. Липкиной и «Кто я» Куна) показали, что наиболее высокую и даже завышенную самооценку имеют дети, учащиеся на отлично.
    2. Результаты методики Дембо-Рубинштейн показали, что плохо успевающие дети имеют самооценку ниже, чем хорошисты и отличники. Дети, учащиеся на отлично наиболее высоко ценят в себе такие качества, как аккуратность, умственные способности, умелость  рук и настроение, так же они высоко оценивают себя, как учеников. У хорошистов наиболее высокие баллы по  таким шкалам, как наличие друзей, настроение и аккуратность, далее оцениваются умственные способности и отношение к себе, как к ученику. Дети, учащиеся удовлетворительно высоко оценивают свою аккуратность, себя, как учеников и умелость  рук. Высокие баллы у слабо успевающих детей по шкале «Хороший ученик – плохой ученик» говорят о том, что эти ученики не смирились с тем, что они учатся хуже, а все же пытаются выйти из числа неуспевающих.
    3. Методика А.И. Липкиной «Три оценки» показала, что наиболее адекватную самооценку имеют хорошисты. Завышенная самооценка чаще встречается у отличников. Среди детей учащихся удовлетворительно встречается как адекватная самооценка, так завышенная и заниженная. Высокая самооценка слабоуспевающих детей может быть объяснена тем, что они успешно проявляют себя в других видах деятельности, не связанных с учебной. Это могут быть занятия спортом, творчеством и т.д.
    4. По результатам методики Куна «Кто я?» можно сказать, что все отличники и большая часть хорошистов имеют завышенную самооценку, а среди троечников в основном дети с адекватной или заниженной самооценкой. Высокая самооценка говорит о том, что дети довольны собой, той деятельностью, которой они занимаются. Низкая самооценка говорит о недовольстве собой, положением в обществе, деятельностью. Дети, которые адекватно оценивают себя, в большей степени готовы к переменам.
    5. Корреляционный анализ по методике Дембо-Рубинштейн и по методике Куна «Кто я?» показал, что существует сильная связь между уровнем самооценки и успехами в учебной деятельности. Кроме того, существует корреляция и между этими двумя методиками. Это позволяет сказать, что выдвинутая гипотеза о том, что хорошо успевающие в учебной деятельности дети будут иметь  высокую самооценку в отличие от слабоуспевающих детей, подтвердилась.
 

     Проанализировав литературу по изучаемой теме, были составлены следующие рекомендации для учителей по формированию самооценки младших школьников:

     1) Оценка должна служить главной  целью – стимулировать и направлять  учебно-познавательную деятельность  школьника. Учитель должен давать  содержательную оценку работе  ученика. Совершенным процесс  учебно-познавательной деятельности будет только тогда, когда оценка не завершает его, а сопровождает на всех ступенях.

     2) В учебной деятельности необходимо  сравнивать детей, которые обладают  приблизительно одинаковыми способностями,  но достигают в учебной деятельности  разных результатов из-за различного отношения к учению.

     3) Необходимо использовать взаимное  рецензирование, при этом отмечать  достоинства и недостатки, высказывая  мнения об оценке. После рецензирования  работа возвращается автору и  учащиеся самостоятельно анализируют  свою работу.

     4) Предлагать слабо успевающему  ученику, с заниженной самооценкой,  оказывать помощь слабоуспевающему  младшему школьнику.

     5) Необходимо включать ситуации, актуализирующие  самооценку ребенка, ставящие  перед ним задачу осознания  особенности своей работы, ее сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребенка на собственные способы действия.

     6) Необходимо вводить тетради «Моя  учеба», в которых учащиеся по  специальной схеме делают записи, анализируя и оценивая свою  работу на уроке, определяя  меру усвоения материала, степень его сложности, выделяя наиболее трудные моменты работы.

     7) Необходимо предлагать детям  самостоятельно оценивать классные  и домашние задания до того  как отдать на проверку учителю,  после того как работы проверил  и оценил учитель, необходимо обсуждать случаи несовпадения оценок. Выяснить основания, на которых строят самооценку дети и показатели, по которым оценивает учитель.

     8) Важно также помочь ребенку проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить уважение учителя, товарищей. Психологи утверждают, что неспособных детей нет, каждый к чему-то имеет особые склонности. Один хорошо рисует, другой мастерит, у третьего дома живой уголок. Родители могут содействовать тому, чтобы их ребенок открылся товарищам своими лучшими сторонами. Младшие школьники, особенно те из них, кто испытывает затруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих. Поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них. Ребенок, уверенный в себе, не боится трудностей, не пасует перед ними, находит в себе силы для их преодоления.

     9) Но помощь, поддержка, похвала – это одна сторона нашего отношения к ребенку. Уже в младшем школьном возрасте необходимо формировать также и самокритичность. Особенно это важно для более сильных в учебе учеников – с высокой, подчас завышенной оценкой. Только в этом случае они научатся ставить перед собой возрастающие по трудности задачи и искать их решения.

     10) Чтобы яснее увидеть, что же стоит за тем или иным мнением ребенка о себе, надо учить детей обосновывать, доказывать свои оценки и самооценки. При этом важно, чтобы учащиеся могли дать обоснование не только оценке хорошо выполненной работы, но и учились выделять возникающие в ней трудности, те моменты, которые еще плохо усвоены, или реально представляли себе, почему то или иное задание выполнено плохо или вообще не выполнено. Развитая, зрелая (конечно, по возможностям возраста) самооценка очень часто строится по исследовательскому типу: “Думаю, что смогу, надо попробовать, подумать, прикинуть, проверить все возможные ходы”. Именно такая самооценка способствует развитию интеллектуальной активности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    У младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения. Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко.

     Влияние успеваемости младших школьников на их самооценку несомненно. Дети, которые  испытывают значительные затруднения  в усвоении программного материала, получают чаще всего отрицательные оценки. Слабоуспевающим школьник становится на каком-то этапе учения, когда обнаруживается определенное расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это недостаточно осознается, а главное, не принимается младшим школьником: большинство неуспевающих детей 1 и 2 классов переоценивают результаты своей учебной деятельности. K 4 классу уже выявляется значительный контингент отстающих детей с пониженной самооценкой. Тот, который часто терпит неудачу, ожидает и дальше неудачу, и наоборот, успех в предшествующей учебной деятельности предрасполагает к ожиданию успеха в дальнейшем. Преобладание в учебной деятельности у отстающих детей неуспеха над успехом, постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, ведет к нарастанию у них неуверенности в себе и чувства неполноценности.

     Организуя учебно-воспитательную работу, учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку младших школьников. 

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  литературы 

  1. Абрамова  Г.С. Возрастная психология. – М., 1997.
  2. Амонашвили Ш.А. «Воспитательная и образовательная функции оценок и учения школьников». М., Просвещение, 1984.
  3. Ананьев Б.Г. «Психология педагогической оценки» // Избранные психологические труды. Том 2. М., Просвещение, 1980. – Т.2 – с. 145.
  4. Ананьев Б.Г. «Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания» // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., УЧПЕДГИЗ, 1960.
  5. Бернс Р. «Развитие Я- концепции и воспитания». М., Прогресс, 1986.
  6. Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». М., Просвещение, 1968.
  7. Божович Л.И. «О некоторых проблемах и методах изучения личности школьника» // Вопросы психологии личности школьника. М., Просвещение, 1968.
  8. Волокитина М.Н. «Очерки психологии младших школьников». М., АПН РСФСР, 1954.  
  9. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собрание сочинений в 6 т. – Т. 4 – М., 1984.
  10. Выготский Л.С. «Педагогическая психология» М., Педагогика, 1991.
  11. Выготский Л.С. «Проблемы обучения и умственного развития» // Избранные исследования. М., 1956 г.
  12. Гальперин П.Я., Запорожец В.А., Эльконин Д.Б. «Проблемы формирования знаний и умений и новые методы обучения в школе» - Впоросы психологии, 1963, №5.
  13. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований // Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М., 1978. 3.6. Оценка. Оценка и отметка.
  14. Горбачева В.А. «К вопросу формирования оценки и самооценки у детей». АПН РСФСР, 1952, №18.
  15. Захарова А.В., Андрушенко Т.Ю. «Исследования самооценки младшего школьника в учебной деятельности» - Вопросы психологии, 1980, №4.
  16. Захарова А.В. «Формирование самооценки в учебной деятельности» // Психологические проблемы в учебной деятельности школьника. М, 1977.
  17. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьного возраста // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1994.
  18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. – М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998. С. 135-139.
  19. Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность». М., 1975.
  20. Липкина А.И. «К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности» // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М., 1975.
  21. Липкина А.И. «Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника» // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971.
  22. Липкина А.И. «Самооценка школьника». М., 1976.
  23. Липкина А.И., Рыбак Л.А. «Критичность и самооценка в учебной деятельности». М., 1968.
  24. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.; Воронеж, 1997.
  25. Матюхина М.В., Михальчик Г.С. и др. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пед. Институтов / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
  26. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1984.
  27. Матюхина М.В. «Психология младшего школьника». М., Просвещение, 1970.
  28. Менчинская Н.А. Проблемы обучения и психологического развития ребенка / Под ред. Е.Д. Божович. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – с. 150.
  29. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2002.
  30. Немов Р.С. «Психология», М., Владос, 1998.
  31. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М., 1996.
  32. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского, М., Просвещение, 1977.
  33. «Психическое развитие младших школьников» / под ред. В.В. Давыдова, М., 1990. – с. 11-12.
  34. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. – 479 с.
  35. «Пути преодоления неуспеваемости» / сост. С.В. Петреченко, М., 1966.
  36. Развитие личности ребенка / под ред. А.М. Фонарева. – М., 1987.
  37. Рубинштейн С.Л. «Проблемы общей психологии». М., 1973.
  38. Савонько А.П. «Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку людьми». Автореф. Канд. Дис. М., 1970.
  39. Серебрякова Е.Л. «Уверенность в себе и условия ее вормирования». Автореф. Канд. Дис. М., 1955.
  40. Скаткин М.Н. «Совершенствование процесса обучения». М., 1971.
  41. Ушинский Г.Д. Собрания сочинений. Том 5., М, 1950.
  42. Хрестоматия по возрастной психологии: младший школьный возраст / сост. И.В. Дубровина и др. – М., 1999.
  43. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2005.
  44. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.,1989. – С. 56. 1.3. Ценность младшего школьного возраста.
  45. Эльконин Д.Б. «Психология обучения младшего школьника». М., 1974.
  46. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 1996.

Информация о работе Самооценка МШВ