Самооценка МШВ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 06:38, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение взаимосвязи самооценки с успешностью обучения детей в младшем школьном возрасте. Гипотезой послужило предположение о том, что успешность обучения младшего школьника определяет особенности и уровень самооценки.

Оглавление

Введение
1. Теоретические аспекты изучения самооценки детей младшего школьного возраста.
1.1. Особенности развития личности ребенка младшего школьного возраста.
1.2. Самооценка ребенка младшего школьного возраста.
1.3. Факторы становления самооценки детей младшего школьного возраста.
2. Экспериментальное исследование особенностей проявления самооценки детей младшего школьного возраста в зависимости от успехов в учебной деятельности.
2.1. Постановка проблемы и методы исследования.
2.2. Описание методик.
2.2.1. Методика «Дембо-Рубинштейн»
2.2.2. Методика «Три оценки» А.И. Липкиной
2.2.3. Методика Куна «Кто я?»
2.3. Обработка результатов исследования
Выводы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Самооценка МШВ.doc

— 655.50 Кб (Скачать)

         лес-н-ой - лесн-ая, лесн-ые

         лес-ник

   пере - лес-ок

         лес

   Каждая  учебная операция должна быть отработана. Программы развивающего обучения часто  предусматривают поэтапную отработку  по системе П.Я.Гальперина. Ученик, получив  полную ориентировку в составе операций (включая определение последовательности своих действий), выполняет операции в материализованной форме, под контролем учителя. Научившись это делать практически безошибочно, он переходит к проговариванию и, наконец, на этапе сокращения состава операций, быстро решает задачу в уме, сообщая учителю готовый ответ.

   Четвертый компонент - контроль. Первоначально учебную работу контролирует учитель. Но постепенно дети начинают контролировать ее сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчасти под руководством преподавателя. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому обучение контролю - важная и сложная педагогическая задача. Недостаточно контролировать работу только по конечному результату (верно или неверно выполнено задание). Ребенку необходим так называемый пооперационный контроль – контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, то есть за процессом учебной деятельности. Научить ученика контролировать сам процесс своей учебной работы - значит, способствовать формированию такой психической функции, как внимание.

   Последний этап  контроля  - оценка. Ее можно считать пятым компонентом структуры учебной деятельности. Ребенок, контролируя свою работу, должен научиться адекватно ее оценивать. При этом также недостаточно общей оценки - насколько правильно и качественно выполнено задание; нужна оценка своих действий - освоен способ решения задач или нет, какие операции еще не отработаны. Последнее особенно трудно для младших школьников. Но и первая задача тоже оказывается нелегкой в этом возрасте, поскольку дети приходят в школу, как правило, с несколько завышенной самооценкой.

   Развитие  личности, начавшееся в дошкольном детстве в связи с соподчинением  мотивов и становлением самосознания, продолжается в младшем школьном возрасте. Но младший школьник находится в других условиях  -  он  включен в общественно значимую учебную деятельность,  результаты которой высоко или низко оцениваются  близкими взрослыми.  От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период  развитие его личности.

   Мотивационная сфера, как считает А.Н.Леонтьев, - ядро личности. Что же движет ребенком, какие желания у него возникают? В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям, его особенно значительные успехи отмечают сладким пирогом и подарком, в зависимости от семейных традиций. Более того, в классе, где мнение учителя - не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, высокие отметки и прочие оценки обеспечивают соответствующий статус.

   Другие  широкие социальные мотивы учения - долг, ответственность, необходимость получить образование (“быть грамотным”, как говорят дети) и т.п. - тоже осознаются учениками, придают смысл их учебной работе. Но они остаются только “знаемыми”, по выражению А.Н.Леонтьева. Вот отметка - реально действующий мотив; чтобы получить высокую отметку или похвалу, ребенок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить все задание. Абстрактное для него понятие долга или далекая перспектива продолжить образование в ВУЗе непосредственно побуждать его к учебной работе не могут. Тем не менее, социальные мотивы учения важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с 1-ого класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных схемах.

   Мотивация неуспевающих школьников специфична - она отличается от мотивации их благополучных сверстников. При наличии сильного мотива получения отметки и одобрения круг их социальных мотивов учения сужен, что обедняет мотивацию в целом. Некоторые социальные мотивы у них появляются к 3-му классу.

   Широкие социальные мотивы соответствуют тем ценностным ориентациям, которые дети берут у взрослых, главным образом, усваивают в семье. Что самое ценное, значимое в школьной жизни? Первоклассников, проучившихся только одну четверть, спрашивали о том, что им нравится и что не нравится в школе. Будущие отличники с самого начала ценят учебное содержание и школьные правила: “Нравятся математика и русский, потому что там все интересно”. “Нравятся уроки. Не нравится, что мальчики расстраивают Маргариту Павловну”. “Нравится, что уроки задают”. “Надо, чтобы все были хорошие, послушные”. Будущие троечники и неуспевающие дали другие ответы: “Нравится, что в школе бывают каникулы”. “Нравится продленка, там все играем, гуляем”. Начиная свою школьную жизнь, они еще не приобрели “взрослых” ценностей, не ориентируются на существенные стороны обучения.

   Не  менее яркие различия наблюдаются  в области познавательных интересов. Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, обычно он сочетается с ранним развитием специальных способностей. Таких детей, считающихся одаренными, - единицы. Большинству младших школьников присущи познавательные интересы не слишком высокого уровня. Но хорошо успевающих детей привлекают разные,  в том числе самые сложные учебные предметы.  Они ситуативно, на разных уроках, при изучении разного учебного материала дают всплески интереса, подъемы интеллектуальной активности.

   Важный  аспект познавательной мотивации - учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования. Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы.

   Многие  отстающие в учении школьники  интеллектуально пассивны. Они проявляют интерес чаще всего к наиболее легким, неосновным дисциплинам, иногда - только к одной, скажем, к физкультуре или пению. Трудные, малопонятные учебные предметы, связанные с постоянно низкими оценками - русский язык и математика, - редко вызывают познавательный интерес. Но и эти интересы менее содержательны, чем у хорошо успевающих детей. Неуспевающие ученики ориентируются на процесс выполнения отдельных, частных действий и на протяжении всех лет обучения в начальной школе сохраняют склонность к облегченной учебной работе, механическому копированию действий учителя, следованию его указаниям. На уроках русского языка и даже математики их привлекает процесс выписывания слов, переписывание с книги, а не содержание упражнений, правил или математических примеров. Интерес к содержанию предмета обычно связан с новизной материала, сменой конкретных видов работы, наглядной стороной обучения и игровыми элементами урока.

   Учитель, оценивая работу учеников, не ограничивается выставлением отметки. Для развития саморегуляции детей важна не отметка как таковая, а содержательная оценка - объяснение, почему поставлена эта отметка, какие плюсы и минусы имеет ответ или письменная работа. Содержательно оценивая учебную деятельность, ее результаты и процесс, учитель задает определенные ориентиры - критерии оценки, которые должны быть усвоены детьми. Но у детей есть и свои критерии оценки. Как показала А.И.Липкина, младшие школьники высоко  оценивают  свою  работу,  если они потратили на нее много времени, вложили много сил, старания, независимо от того, что они получили в результате. К работе других детей они относятся обычно более критически, чем к своей собственной. В связи с этим учеников учат оценивать не только свою работу, но и работу одноклассников по общим для всех критериям. Часто используются такие приемы, как взаимное рецензирование, коллективное обсуждение ответов и т.п. Эти приемы дают положительный эффект именно в начальной школе; начинать аналогичную работу в средних классах гораздо труднее, так как учебная деятельность еще недостаточно сформирована в этом оценочном звене, а подростки, ориентируясь больше на мнение сверстников, не принимают общие критерии оценки и способы ее использования с такой легкостью, как младшие школьники.

   Учебная деятельность, имея сложную структуру, проходит длительный путь становления. Ее развитие будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения. Ребенок, становясь младшим школьником, несмотря на начальную подготовку, больший или меньший опыт учебных занятий, попадает в принципиально новые условия. Школьное обучение отличается не только особой социальной значимостью деятельности ребенка, но и опосредованностью отношений со взрослыми образцами и оценками, следованием правилам, общим для всех, приобретением научных понятий. Эти моменты, так же как и специфика учебной деятельности ребенка, влияют на развитие его психических функций, личностных образований и произвольного поведения.

   Переход к систематическому обучению создает  условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к  овладению новыми знаниями и умениями.

   Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.

   Согласно  Л.С. Выготскому, с началом школьного  обучения мышление выдвигается в  центр сознательной деятельности ребенка, становится доминирующей функцией. В  ходе систематического обучения, направленного на усвоение научных знаний, происходит развитие словесно-логического, понятийного мышления, что ведет к перестройке и всех других познавательных процессов: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие думающим». Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий.

   В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции  поведения. Происходящая в этом возрасте «утрата детской непосредственности» (Л.С. Выготский) характеризует новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы, что позволяет ребенку действовать не непосредственно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения.

   На  протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип  отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого  постепенно утрачивается, все большее  значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

   Таким образом, центральными новообразованиями  младшего школьного возраста являются:

   - качественно новый уровень развития  произвольной регуляции поведения  и деятельности;

   - рефлексия, анализ, внутренний план действий;

   - развитие нового познавательного  отношения к действительности;

   - ориентация на группу сверстников. (Элъконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989. — С. 56.1.3. Ценность младшего школьного возраста)

   Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.

   Младший школьный возраст является сензитивным  для:

   - формирования мотивов учения, развития  устойчивых познавательных потребностей  и интересов;

   - развития продуктивных приемов  и навыков учебной работы, умения  учиться;

   - раскрытия индивидуальных особенностей  и способностей;

   - развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

   - становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;

   - усвоения социальных норм, нравственного  развития;

   - развития навыков общения со  сверстниками, установления прочных  дружеских контактов.

   Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.

   Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому  так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в себе, своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

Информация о работе Самооценка МШВ