3. Проекция.
Это механизм отнесения к другому
лицу или объекту мыслей, чувств,
мотивов и желаний, которые
на сознательном уровне индивид
у себя отвергает. Нечеткие
формы проекции проявляются в
повседневной жизни. Многие из
нас совершенно некритичны к
своим недостаткам и с легкостью
замечают их только у других.
Мы склонны винить окружающих
в собственных бедах. Проекция
бывает и вредоносной, потому
что приводит к ошибочной интерпретации
реальности. Этот механизм часто
срабатывает у незрелых и ранимых
личностей. В случаях патологии проекция
приводит к галлюцинациям и бреду, когда
теряется способность отличать фантазии
от реальности.
4. Интроекция.
Это символическая интернализация
(включение в себя) человека или
объекта. Действие механизма противоположно
проекции. Интроекция выполняет
очень важную роль в раннем
развитии личности, поскольку на
ее основе усваиваются родительские
ценности и идеалы. Механизм актуализируется
во время траура, при потере
близкого человека. С помощью
интроекции устраняются различия
между объектами любви и собственной
личностью. Порой вместо озлобленности
или агрессии по отношению
к другим людям уничижительные
побуждения превращаются в самокритику,
самообесценивание, потому что
произошла интроекция обвиняемого.
Такое часто встречается при
депрессии.
5. Рационализация.
Это защитный механизм, оправдывающий
мысли, чувства, поведение, которые
на самом деле неприемлемы.
Рационализация - самый распространенный
механизм психологической защиты,
потому что наше поведение
определяется множеством факторов,
и когда мы объясняем его
наиболее приемлемыми для себя
мотивами, то рационализируем. Бессознательный
механизм рационализации не следует
смешивать с преднамеренными
ложью, обманом или притворством.
Рационализация помогает сохранять
самоуважение, избежать ответственности
и вины. В любой рационализации
имеется хотя бы минимальное
количество правды, однако в ней
больше самообмана, поэтому она
и опасна.
6. Интеллектуализация.
Этот защитный механизм предполагает
преувеличенное использование интеллектуальных
ресурсов в целях устранения
эмоциональных переживаний и
чувств. Интеллектуализация тесно
связана с рационализацией и
подменяет переживание чувств
размышлениями о них (например,
вместо реальной любви - разговоры
о любви).
7. Компенсация.
Это бессознательная попытка
преодоления реальных и воображаемых
недостатков. Компенсаторное поведение
универсально, поскольку достижение
статуса является важной потребностью
почти всех людей. Компенсация
может быть социально приемлемой
(слепой становится знаменитым
музыкантом) и неприемлемой (компенсация
низкого роста - стремлением к
власти и агрессивностью; компенсация
инвалидности - грубостью и конфликтностью).
Еще выделяют прямую компенсацию
(стремление к успеху в заведомо
проигрышной области) и косвенную
компенсацию (стремление утвердить
себя в другой сфере).
8. Реактивное
формирование. Этот защитный механизм
подменяет неприемлемые для осознания
побуждения гипертрофированными,
противоположными тенденциями. Защита
носит двуступенчатый характер.
Сначала вытесняется неприемлемое
желание, а затем усиливается
его антитеза. Например, преувеличенная
опека может маскировать чувство
от-вержения, преувеличенное слащавое
и вежливое поведение может
скрывать враждебность и т.п.
9. Отрицание.
Это механизм отвержения мыслей,
чувств, желаний, потребностей или
реальности, которые неприемлемы
на сознательном уровне. Поведение
таково, словно проблемы не существует.
Примитивный механизм отрицания
в большей мере характерен
для детей (если спрятать голову
под одеялом, то реальность
перестанет существовать). Взрослые
часто используют отрицание в
случаях кризисных ситуаций (неизлечимая
болезнь, приближение смерти, потеря
близкого человека и т.п.).
10. Смещение.
Это механизм направления эмоций
от одного объекта к более
приемлемой замене. Например, смещение
агрессивных чувств от работодателя
на членов семьи или другие
объекты. Смещение проявляется
при фобических реакциях, когда
тревожность от скрытого в
бессознательном конфликта переносится
на внешний объект.
Список
литературы
Основная:
1.
Основы психологии. Практикум /Ред-сост.
Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д: издво «Феникс»,
2000.
2. Психология
и педагогика: Учебное пособие / Николаенко
В.М., Залесов Г.М.,Андрюшина Т.В. и др.; отв.
ред. канд. филос. наук, доцент В.М. Николаенко.
–М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1998.
Дополнительная:
1. З.Фрейд
“Психология бессознательного”. М.,
1990г.
2. З.Фрейд
“Психоанализ и русская мысль”. М.,
1994г.
3. Ф.Виттельс
“Фрейд (его личность, учение и школа)”.
М., 1991г.
4. М.Г.Ярошевский
“История психологии”. М., 1976г.