Самоконтроль. Состав, функции и виды самоконтроля человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 20:23, контрольная работа

Краткое описание

Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Его появление и развитие определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 42.62 Кб (Скачать)
  1. Самоконтроль. Состав, функции и виды самоконтроля человека
 

     Самоконтроль  – осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Его появление и развитие определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс. Самоконтроль предполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. Волевая регуляция основана на самоконтроле как компоненте саморегуляции; но и самоконтроль может быть объектом волевой регуляции, например, в стрессовых ситуациях.

     Самоконтроль  является условием адекватной, целенаправленной, интегрированной психики. Самовоспитание и самосовершенствование личности, обучение и профессиональная деятельность, поведение в обществе предполагают непременную включенность в них  самоконтроля. Самоконтроль относится  к числу обязательных признаков  сознания и самосознания человека. Он выступает как условие адекватного  психического отражения человеком  своего внутреннего мира и окружающей его объективной реальности. Самоконтроль является одним из неотъемлемых компонентов  процессов самоуправления (саморегулирования) систем различной качественной природы, среди которых человек представляет собой пример живой и в высшей степени сложной системы.

     Человек может выступать в роли объекта  и субъекта контроля. Как существо общественное человек на протяжении всей своей жизни является объектом контроля со стороны окружающих его  людей. Под контролем общества находятся  процессы обучения и воспитания человека, его занятость в профессиональной деятельности, поведение в быту. С другой стороны, уже как субъект  контроля человек сам является носителем  контрольных механизмов. При этом направленность контроля может быть различной: вовне и на себя. В первом случае объектом контроля для человека выступают поведение и деятельность других людей, характер протекания процессов в общественных, природных, технических системах. Но объектом контроля для человека становятся также его собственные поступки и действия, присущие ему психические явления. Именно в последнем случае, когда человек контролирует свою психическую сферу, мы имеем дело с самоконтролем.

     С одной стороны, самоконтроль не может  осуществляться без наличия того, что, собственно, контролируется, проверяется. С другой стороны, в составе самоконтроля обязательно присутствие эталона, т. Е. Того, что должно быть. Вопрос о  степени совпадения контролируемой и эталонной составляющих решается посредством операции сличения. Если в результате ее осуществления контролируемая и эталонная составляющие не совпадают, то на «выходе» самоконтроля будет  иметь место сигнал рассогласования, отражающий степень их расхождения. Если же факт рассогласования не будет  выявлен, то это означает, что контролируемая составляющая соответствует эталону.

     Самое общее определение самоконтроля может быть дано с позиции функционального  подхода к нему, в соответствии с которым что бы ни являлось объектом самоконтроля, в какую бы сферу  психических явлений ни оказался он вовлеченным, его функция носит  проверочный характер и заключается  в установлении степени совпадения того, что должно быть, с тем, что  еще только может быть или фактически уже имеет место. Содержание компонентов, входящих в состав самоконтроля, естественно, будет меняться в зависимости  от того, в каком контексте оно  проявляется. Так, например, в процессе опознания в качестве контролируемой переменной будет выступать сформированный персептивный образ стимула, а роль эталона выполнит извлеченный из памяти образ уже ранее воспринятого стимула, меру схожести с которым  и будет помогать устанавливать  самоконтроль. С другой стороны, если обратиться к сфере поведения, то там в составе самоконтроля роль контролируемой переменной может выполнять  намерение совершить какой-то определенный поступок, а эталон – составляющая предстает как усвоенная в процессе воспитания норма (образец) принятого в обществе поведения в соответствующей ситуации. Несмотря на очевидную разноплановость приведенных примеров, в том и другом случае функция самоконтроля остается неизменной, а именно – она будет заключаться в установлении степени совпадения сличаемых компонентов. Поэтому, подчеркнем еще раз, в общем определении самоконтроля акцент должен быть сделан на его функциональной сущности, и оно не должно отражать специфику составляющих его компонентов, что, однако, будет вполне уместным, когда определение раскрывается применительно к конкретному объекту самоконтроля.

     Самоконтроль  неотъемлемым образом включен во все виды деятельности человека: игровую, учебную, трудовую, научную, спортивную и др. К числу общих, т. Е. Не зависящих  от специфики выполняемой деятельности, принципов классификации видов  самоконтроля можно отнести временной, пространственный, структурный, а также  принцип произвольности самоконтроля.

     В соответствии с временным принципом  следует различать предварительный (антиципирующий), текущий (промежуточный) и результирующий (итоговый) виды самоконтроля. Объектом предварительного самоконтроля, включенного в процесс антиципации, является все то, что еще не вступило в фазу непосредственного осуществления, реализации. Например, предварительной  проверке с точки зрения правильности их выбора могут подвергнуться цель и программа еще только предстоящей  деятельности. Трудно переоценить роль предварительного самоконтроля для  предотвращения возможных ошибочных  решений, действий, неправильных поступков. Текущий самоконтроль сменяет предварительный  и, будучи включенным в процесс выполнения деятельности, направлен на проверку правильности промежуточных результатов. Наконец, результирующий самоконтроль как бы подводит итоги проделанному и помогает ответить на основной вопрос: достигнута ли исходно поставленная цель?

     В соответствии с пространственным принципом  контролируемая составляющая, как, впрочем, и сам эталон, может поступать  в операцию сличения по каналам различной  модальности. В связи с этим различают  зрительный, слуховой, тактильный и  другие виды самоконтроля. В процессе жизнедеятельности человека доминирует самоконтроль, осуществляемый через  внешние каналы связи. Такой самоконтроль преобладает в разнообразных  видах деятельности в поведенческой  практике. Например, идет ли человек  пешком или пользуется транспортом, он проверяет правильность своего местоположения по отношению к предварительно намеченному  им маршруту и конечному пункту следования с помощью контрольной информации, поступающей к нему извне. Характерным  же примером поступления контролируемой переменной по внутренним каналам связи  являются интроцептивные ощущения, на основе которых осуществляется психическая  саморегуляция состояния.

     Согласно  структурному принципу присущее человеку многообразие механизмов самоконтроля иерархически организованно. Механизмы  самоконтроля имеют место уже  на клеточном уровне жизнедеятельности  человека. Саморегуляция физиологических  функций осуществляется по гомеостатическому  принципу, состоящему в поддержании  в требуемых пределах сложившихся  в процессе эволюции биологических  констант, или, иначе говоря, эталонов организма. В качестве примера таких  констант можно назвать концентрацию сахара в крови, содержание в ней  углекислого газа и кислорода, температуру  тела, артериальное давление и др. Саморегуляция  по гомеостатическому принципу заключается  в том, что та или иная контролируемая составляющая посредством самоконтроля непрерывно сличается с соответствующим  биологическим эталоном, и если в  результате сличения появляется сигнал рассогласования, то это оказывается  толчком к восстановлению нарушенного  равновесия. Самоконтроль пронизывает  все психические явления, присущие человеку (процессы, состояния, свойства). В этом смысле можно говорить о самоконтроле за протеканием отдельного психического процесса: ощущения, восприятия, опознания, мышления и др.; о самоконтроле человека за собственным психическим состоянием, например, самоконтроль эмоциональной сферы; о самоконтроле как о свойстве человека, ставшем в результате воспитания и самовоспитания чертой его характера. В деятельности, как в фокусе, пересекаются все психические явления и наиболее полно обнаруживает свое присутствие в них самоконтроль.

     И наконец, в соответствии с принципом  произвольности следует различать  произвольный и непроизвольный виды самоконтроля. Произвольный самоконтроль предполагает осознанный характер постановки и достижения соответствующих целей  при выполнении определенного вида деятельности. Сам же процесс выполнения деятельности, реализуемый через  последовательность действий и отдельных  движений, может осуществляться при  участии самоконтроля, постоянная осознанность которого уже не является обязательным условием. Непроизвольный самоконтроль происходит, например, на биологическом  уровне, на котором механизмы самоконтроля включены в различные контуры  саморегуляции, обеспечивающие жизнедеятельность  организма, и их функционирование осуществляется вне сферы сознания человека. 
 
 
 
 

     2.Социально-когнитивная  теория

     Социально-когнитивная  теория - теория личности второй половины xx в., разрабатываемая в трудах бандуры. Несмотря на то, что ее нередко относят к бихевиористским теориям личности, она предлагает принципиально другое, отличное от бихевиоризма представление о личности. Она особо подчеркивает совместное взаимодействие и взаимовлияние среды, поведения и личностных факторов, в которых особое место отводится когнитивным процессам, обеспечивающим ментальный самоконтроль и самоэффективность личности. Среда или окружение в социально-когнитивной теории оказывают влияние на личность в той же мере, в какой личность влияет на среду и формирует среду, а среда формирует личность.  Это непрерывное взаимодействие сил создает некое равновесие между свободой и детерминизмом в социально-когнитивной теории.

     Человеческое  поведение, согласно социально-когнитивной теории по большей части усваивается, прежде всего, путем овладения паттернами поведения.  
Социальное поведение личности формируется путем наблюдения за поведением других или на основании примера. Именно в ходе наблюдения личность научается имитировать поведение и моделировать себя по выбранной модели. Бандура полагает, что такое научение избавляет личность от груза ненужных ошибок и временных затрат при выработке адекватных реакций и стратегий поведения. Посредством вербальных и образных репрезентаций опыт анализируется личностью, моделируется и сохраняется в такой степени, что служит ориентиром для будущего поведения.

     Моделирование опыта влияет на научение главным  образом через информативную  функцию опыта. В социально-когнитивной теории редполагается, что научение происходит только тогда, когда включаются детерминанты регуляции индивидуального поведения в форме двух видов подкреплений - косвенного (внешнего) подкрепления и самоподкрепления. Косвенное подкрепление предполагает учет при имитации поведения выбранной модели поведения, наблюдаемых последствий поведения модели и подкреплений извне за награждаемое и эффективное ее поведение - если поведение выбранной модели награждается, а не наказывается, то его целесообразно имитировать. Самоподкрепление в социально-когнитивной теории означает, что личности сама награждает себя поощрениями, которые способна контролировать. Оно используется ею всякий раз, когда она достигает установленной ею нормы поведения. Системы самоподкрепления усваиваются, по мнению бандуры, на основе тех же принципов научения, которые отвечают за усвоение других типов поведения. Важное место в социально-когнитивной теории занимают понятия саморегуляция, самоконтроль и самоэффективность личности.

     Обосновывается  ведущая роль в научении и организации  поведения личности ее уникальной способности к саморегуляции. Выделяются три компонента саморегуляции поведения: самонаблюдение, самооценка и самоответственность.

     Поведение человека регулируется с помощью  самонаблюдения, оценивается посредством самооценки как достойное одобрения и, следовательно, поощряемое либо как неудовлетворительное и наказуемое, в зависимости от того, с позиций каких личностных требований и норм оно оценивается.  
Поступки, соответствующие внутренним нормам личности, рассматриваются как позитивные, а несоответствующие - как негативные. Адекватность или неадекватность поведения определяется в социально-когнитивной теории в терминах стандартных норм или ценностей эталонной группы. Позитивная самооценка поведения приводит к поощряющему типу реагирования, а негативная - к наказывающему. Самооценка приобретает и сохраняет выработанные критерии поощрения и наказания в зависимости от реальных последствий.

     Поведение, являющееся источником внутреннего  дискомфорта, сопровождающееся ощущением  собственной неадекватности и приводящее к неудачам, может способствовать развитию различных форм личности психопатологии, формированию созависимостей (алкоголь, наркотики и др.) В попытках совладать  с окружением или уйти в мир  грез, где легче получить в несбыточных  фантазиях то, что недостижимо  в реальности.  
Бандура полагает, что неадаптивное поведение - это результат излишне строгих внутренних норм самооценки. Самоэффективность личности в социально-когнитивной теории подразумевает осознанную способность человека справляться со специфическими и сложными ситуациями и оказывать влияние на эффективность деятельности и функционирования личности в целом. 

     Тот, кто осознал свою самоэффективность, прилагает больше усилий к решению  сложных задач, чем тот, кто испытывает сомнения в своих возможностях.  
Высокая самоэффективность, связанная с ожиданием успеха, обычно приводит к позитивным результатам и, таким образом способствует самоуважению личности. И, напротив, низкая самоэффективность, связанная с ожиданием неудачи, приводит к неудаче и, таким образом снижает самоуважение.  
Личность, считающая себя неспособной справиться со сложными ситуациями, уделяет чрезмерное внимание своим недостаткам и постоянно занимается самобичеванием по поводу собств. Некомпетентности. И, наоборот, осознающая себя самоэффективной, мысленно представляет себе удачный сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для организации своего поведения, и осознанно проигрывает варианты именно успешных действий и решений. Предполагается, что развитие самоэффективности личности обеспечивается посредством формирования когнитивных умений строить свое поведение, приобретать косвенный опыт, осуществлять вербальное самовнушение ( Аутосугестия) и убеждение, пластично входить в состояние физического или эмоционального подъема, обеспечивающего успех.

Информация о работе Самоконтроль. Состав, функции и виды самоконтроля человека