Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 20:23, контрольная работа
Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Его появление и развитие определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс.
Важное
место в обеспечении
Представителями социально-когнитивной теории проведены многочисленные исследования, подтверждающие важность научения посредством наблюдения детей за родителями (напр., в приобретении и модификации ими агрессивного поведения, в полоролевом развитии, формировании навыков общения, формировании самоэффективности как важнейшей составляющей личностного роста). В социально-когнитивной теории разработана единая концепция управления поведением личности посредством формирования умений и навыков самоэффективности и самоконтроля. Эффективность консультирования и психотерапии, по мнению бандуры, определяется прежде всего возможностью формирования осознанной самоэффективности личности. Повышение уровня самоэффективности способствует избавлению от специфических и иррациональных страхов и фобий (например, боязнь змей, инъекций, страх перед экзаменами), избавлению от зависимостей (курение, алкоголь, наркотики), содействует стабилизации и укреплению психофизического потенциала личности, изменению стиля жизни, формированию позитивной жизненной установки в целом. Социально-когнитивная теория продолжает развиваться и имеет много различных экспериментальных и эмпирических подтверждений своих концептуальных положений и выводов. Интерес к этой теории в мире все возрастает.
3.Саморегуляция
Саморегуляция
– целесообразное функционирование живых
систем разных уровней организации и сложности.
Саморегуляция психическая – один из
уровней регуляции активности этих систем,
выражающим специфику реализующих ее
психических средств отражения и моделирования
действительности, в том числе рефлексии.
Она реализуется в единстве своих энергетических,
динамических и содержательно-смысловых
аспектов.
При всем разнообразии проявлений саморегуляция
имеет следующую структуру: 1) принятая
субъектом цель его произвольной активности;
2)модель значимых условий деятельности;
3) программа собственно исполнительских
действий;4) система критериев успешности
деятельности;5) информация о реально достигнутых
результатах; 6) оценка соответствия реальных
результатов критериям успеха; 7) решения
о необходимости и характере коррекций
деятельности.
Саморегуляция
представляет собой замкнутый контур
регулирования и есть информационный
процесс, носителями коего выступают
различные психические формы
отражения действительности. В зависимости
от вида деятельности и условий ее
осуществления она может
4. Способы саморегуляции эмоционального состояния
Эмоциональные
и физические состояния человека
взаимосвязаны, а потому обладают способностью
взаимовлияния. Эмоциональное напряжение
скорее всего пойдет на убыль, если
внимание человека переключится от причины
гнева, печали или радости на их внешние
проявления — выражение лица, слезы
или смех и т.д. Предлагаем три
простых, но достаточно эффективных
способа эмоциональной
у каждого человека при напряженных эмоциональных состояниях меняется мимика, повышается тонус скелетной мускулатуры, темп речи, появляется суетливость, приводящая к ошибкам в ориентировке, изменяются дыхание, пульс, цвет лица.
Эмоциональное напряжение скорее всего пойдет на убыль, если внимание человека переключится от причины гнева, печали или радости на их внешние проявления — выражение лица, слезы или смех и т.д. Это говорит о том, что эмоциональные и физические состояния человека взаимосвязаны, а потому обладают способностью взаимовлияния. Поэтому, видимо, одинаково правомерны утверждения: «мы смеемся потому, что нам весело» и «нам весело потому, что мы смеемся».
1. Мускулатура
Самый простой, но достаточно эффективный способ эмоциональной саморегуляции — расслабление мимической мускулатуры. Научившись расслаблять лицевые мышцы, а также произвольно и сознательно контролировать их состояние, можно научиться управлять и соответствующими эмоциями. Чем раньше (по времени возникновения эмоций) включается сознательный контроль, тем более эффективным он оказывается. Так, в гневе сжимаются зубы, меняется выражение лица. Возникает это автоматически, рефлекторно. Однако стоит «запустить» вопросы самоконтроля («не сжаты ли зубы?», «как выглядит мое лицо?»), и мимические мышцы начинают расслабляться. Только необходима предварительная тренировка в расслаблении определенных мышечных групп на основе словесных самоприказов.
Управленцу
особенно важно овладеть навыками расслабления
мимических мышц, чтобы применять
их при необходимости в ситуациях
профессиональной деятельности. Упражнения
для релаксации мышц лица включают
задания на расслабление той или
иной группы мимических мышц (лба, глаз,носа,
щек, губ, подбородка). Суть их — в
чередовании напряжения и расслабления
различных мышц, чтобы легче было
запомнить ощущение расслабления по
контрасту с напряжением. Упражнения
выполняются при активной направленности
внимания на фазы напряжения и расслабления
с помощью словесных
2. Дыхание
Важным резервом в стабилизации своего эмоционального состояния является совершенствование дыхания. Как ни странно, не все люди умеют правильно дышать. Не последнюю роль неумелое дыхание играет и в утомляемости.сосредоточив свое внимание, нетрудно заметить, как меняется дыхание человека в разных ситуациях: по-разному дышат спящий, работающий, разгневанный, развеселившийся, загрустивший или испугавшийся. Как видно, нарушения дыхания зависят от внутреннего состояния человека, а потому и произвольное упорядоченное дыхание должно оказывать обратное воздействие на это состояние. Научившись влиять на свое дыхание, можно приобрести еще один способ эмоциональной саморегуляции.
Смысл дыхательных упражнений состоит в сознательном контроле за ритмом, частотой, глубиной дыхания. Разные типы ритмичного дыхания включают задержки дыхания разной продолжительности и варьирование вдоха и выдоха.на всем протяжении дыхательные пути обильно снабжены окончаниями вегетативной нервной системы. Установлено, что фаза вдоха возбуждает окончания симпатического нерва, активизирующего деятельность внутренних органов, а фаза выдоха — блуждающего нерва, как правило, оказывающего тормозящее влияние.
Методика выполнения дыхательных упражнений
3. Визуализация
Эффективной
эмоциональной саморегуляции
Разновидностью визуализации являются упражнения «сюжетного воображения», основанные на преднамеренном использовании цвета и пространственных представлений сознания человека. Сознательные представления окрашиваются в нужный цвет, соответствующий моделируемому эмоциональному состоянию. Цвет обладает мощным эмоциональным действием на нервную систему. Красный, оранжевый, желтый — цвета активности; голубой, синий, фиолетовый — цвета покоя; зеленый — нейтральный. Цветовые (температурные, звуковые, осязательные) ощущения лучше дополнять пространственными представлениями. Если необходимо успокоиться, отдохнуть, необходимо представлять широкое, открытое пространство (морской горизонт, просторное небо, широкая площадь, обширный зал театра и т. Д.). Для мобилизации организма на выполнение ответственной задачи помогают образы тесных, узких пространств с ограниченным горизонтом (узкая улица с высокими домами, ущелье, тесная комната). Использование данных приемов воедино позволяет вызвать необходимое эмоциональное состояние в нужный момент (спокойное — просторный морской берег, зимний пейзаж в сиреневых сумерках; бодрящее — летний пляж ярким солнечным днем, слепящее солнце, ярко-желтый песок). Следует вжиться в представляемую картину, прочувствовать ее и зафиксировать в сознании. Постепенно возникнет состояние расслабленности и покоя или, наоборот, активности, мобилизованности.
Когда возникают чрезвычайные ситуации, они вызывают напряжение задолго до столкновения с ними. Поэтому необходимо подготовиться к ним. Первым шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо приучить себя к успеху, удаче, сделать ее само собой разумеющейся, привычной. «хранить в своей памяти негативные представления равнозначно медленному самоубийству», — пишет Линдеман, известный специалист по аутогенной тренировке.
Упражнения
«вдохновения» состоят в «
4.Механизмы психологической защиты
Описано много механизмов психологической защиты. Охарактеризуем вкратце основные из них:
1. Вытеснение.
Это процесс непроизвольного
устранения в бессознательное
неприемлемых мыслей, побуждений
или чувств. Freud подробно описал
защитный механизм
2. Регрессия.
Посредством этого механизма
осуществляется неосознанное
Информация о работе Самоконтроль. Состав, функции и виды самоконтроля человека