Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 10:00, реферат
В истории религиозно-философской и научной мысли средневековья особое место занимает XIII в., период, именуемый временем "высокой схоластики". В это время происходит значительное оживление интеллектуальной жизни Европы. Переводы античных, арабских и еврейских авторов, развитие университетов, в которых значительную роль начинают играть представители францисканского и доминиканского орденов, способствуют появлению новых концепций, учений и программ. Одним из важных направлений развития научной и религиозно-философской мысли в этот период является идея познания посредством опыта. В учениях мыс- ' лителей конца XII - XIII в. внутренний, мистический опыт приближает душу человека к Богу, а внешний играет важную роль в получении, проверке и использовании знаний.
1. Введение 1
2. Биография и жизнь 2-4
3. Опытная наука и идеи 5-11
4. Заключение 12
5. Список литературы
Теологическую
интерпретацию философской
Трактуя философскую позицию Бэкона в этом свете, необходимо отметить, что подчеркивание им роли внутреннего озарения и связанное с ним отчуждение интуиции и даже позитивного знания в пользу патриархов и пророков выражали реальные и совершенно непреодолимые в условиях той отдаленной эпохи трудности в истолковании высших теоретических способностей человеческого духа. Это воззрение "удивительного доктора" напоминает то, с чем уже встречались ал-Кинди, Авиценны и Маймонида. Математические знания представлялись Бэкону врожденными человеческому уму (он прямо ссылается на пример платоновского мальчика из "Менона"). Именно врожденность делает эти знания самыми легкими и основой всех других. Вместе с тем, автор "Большого сочинения" стремился увязать математику с опытом. Но в тех условиях было совершенно невозможно, стоя на позициях эмпиризма, вскрыть генезис математических истин. Как бы обходя эту трудность, Бэкон держался того мнения, что люди обязаны праопыту ветхозаветных патриархов и пророков, которым Бог внушил их прямым сверхъестественным озарением. "Математика была открыта первой из всех частей философии, ибо от начала рода человеческого она была открыта первой, еще до потопа и после него -- сыновьям Адама и Ноя с его сыновьями".
Хотя данная концепция Бэкона и фантастична -- а другой она тогда и не могла быть, -- она дает основания утверждать, что рационализм брал у него верх над мистицизмом. Он стремился к философской интерпретации образов Писания, приближаясь в этом отношении к Аверроэсу (хотя более благоприятные исторические условия определили более четкий характер рационализма последнего, в то время как Бэкону необходимо было более умело маневрировать перед лицом более жесткой религиозной ортодоксии).
Главный момент в бэконовском истолковании отношений теологии и философии,
10
веры и знания
-- это стремление к ликвидации конфликта
между ними. Но такого рода единство возможно,
по его убеждению, не в результате совершенно
некритического принятия философией (совпадающей
в его представлении с наукой) невразумительных
догматов религии, как на этом настаивала
ортодоксальная схоластика со времен
Ансельма Кентерберийского, а как следствие
их добровольного союза, основанного на
признании рационалистической сути философии.
Знание и вера, по убеждению "удивительного
доктора", в конечном итоге представляют
собой результат первоначального божественного
откровения и поэтому не могут противоречить
друг другу. Но знание может (и должно!)
укреплять веру, усиливать ее убедительность,
давая в руки служителей веры не только
возможность более искусных и красноречивых
проповедей, но даже средство обращения
"неверных".
11
Заключение
Учение
об "опытном знании", играющем
ключевую роль в общей системе
наук Бэкона, и по сей день вызывает
научные дискуссии. По мысли францисканца,
настаивавшего на необходимости
овладения науками, приобретении достоверных
сведений о мире, опыт играет особую
роль в ^ познании. Однако такие
вопросы, как сущность опыта и "опытного
знания" у Бэкона, их роль в изучении
мира, функции в системе наук, разрабатываемой
схоластом, не получили надлежащего освещения
в литературе.
Р.Б. различал
три разновидности опыта: внешний,
приобретаемый с помощью
Большинство
исследователей, в том числе один
из ведущих в настоящее время
специалистов по изучению наследия Бэкона
Джереми Хаккетт, полагает, что труды Бэкона
оказали влияние на целый ряд мыслителей
позднего средневековья и нового времени,
среди которых Джон Ди, Вильгельм Гилберт,
Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт.
12
Список литературы
1. Марцинковская
Т.Д. , Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психологов
мира. М. Международная педагогическая
академия.
2. Психология. Словарь /Под общ. Ред. А.В.Петровского,
М.Г.Ярошевского. М., 1990.
3. Сонин В.А Словарь персоналий. Психологи
от А до Я. - М.: Московский психолого-социальный
институт. Флинта, 1997.-160 с.
4. Хрестоматия по истории психологии:
период открытого кризиса. Нач. 10-х г. -
сер. 30 г. 20 в.. Учебное пособие для вузов
по специальности "Психолог" П.Я.
Гальперина, А.Н. Ждан. - М., Изд. МГУ. 1980
5. Ярошевский М.Г. История психологии.
Мысль. 1976.
6. Ярошевский М.Г., Марцинковская Т.Д. 50
выдающихся психологов мира, М.,1995.
13
Информация о работе Роджер Бэкон как основатель опытной науки