Роджер Бэкон как основатель опытной науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 10:00, реферат

Краткое описание

В истории религиозно-философской и научной мысли средневековья особое место занимает XIII в., период, именуемый временем "высокой схоластики". В это время происходит значительное оживление интеллектуальной жизни Европы. Переводы античных, арабских и еврейских авторов, развитие университетов, в которых значительную роль начинают играть представители францисканского и доминиканского орденов, способствуют появлению новых концепций, учений и программ. Одним из важных направлений развития научной и религиозно-философской мысли в этот период является идея познания посредством опыта. В учениях мыс- ' лителей конца XII - XIII в. внутренний, мистический опыт приближает душу человека к Богу, а внешний играет важную роль в получении, проверке и использовании знаний.

Оглавление

1. Введение 1
2. Биография и жизнь 2-4
3. Опытная наука и идеи 5-11
4. Заключение 12
5. Список литературы

Файлы: 1 файл

реф по психологии.docx

— 43.91 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию РФ

ГОУ ВПО  КГПУ им. В.П. Астафьева

Факультет иностранных языков

кафедра педагогики 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

Роджер  Бэкон как основатель опытной  науки 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила : студентка 22 нем гр. Бельскис В.А.

Проверила : Массон Галина Владимировна. 
 
 
 

            Красноярск 2010 

План: 
 

  1. Введение                                                                                      1
  2. Биография и жизнь                                                                   2-4
  3. Опытная наука и идеи                                                             5-11
  4. Заключение                                                    12                                                                                 
  5. Список литературы                                                                  13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

В истории  религиозно-философской и научной  мысли средневековья особое место  занимает XIII в., период, именуемый временем "высокой схоластики". В это  время происходит значительное оживление  интеллектуальной жизни Европы. Переводы античных, арабских и еврейских авторов, развитие университетов, в которых  значительную роль начинают играть представители  францисканского и доминиканского орденов, способствуют появлению новых  концепций, учений и программ. Одним  из важных направлений развития научной  и религиозно-философской мысли  в этот период является идея познания посредством опыта. В учениях  мыс- ' лителей конца XII - XIII в. внутренний, мистический опыт приближает душу человека к Богу, а внешний играет важную роль в получении, проверке и использовании знаний.

XIII столетие - век особенно богатый великими людьми и Роджер Бэкон, как сын этого века, занимает видное место между такими мыслителями, как Альберт Великий, Бонавентура, Фома Аквинский. Заслуги последних были оценены еще при жизни их, тогда как Роджер Бэкон долгое время был в пренебрежении, а современники вовсе не сумели оценить его, как мыслителя. Только в последнее время, критика восстановила значение Бэкона, но в то же время увлеклась в противоположную крайность, преувеличив его значение. Его можно назвать философом XVI и XVII столетия, брошенного судьбой в XIII век. Любой человек, даже чрезвычайно одаренный, всегда остается сыном своей эпохи, а крупный мыслитель — продолжателем или завершителем работ предшественников. Вот и достижения Роджера Бэкона нельзя верно оценить без учета общего движения идей того времени.

Труды Р.Б. не отличались оригинальностью, в нем  мы не встречаем ясных творческих мыслей или такого метода исследования, в силу которого наука могла бы принять другое направление. Он был  скорее проницательным и систематическим  мыслителем и работал по хорошо проторенной  колее, по колее, с которой его  современники были сбиты соблазнительностью доводов богословов и метафизиков.  
 
 

1

Биография и жизнь 

Роджер Бэкон  родился в 1214 г. близ Илчестера в Сомерсетшире, в богатом семействе. Сам же Р. Б. тратил много денег на книги и инструменты. В бурное царствование Генриха III семья Бэкона сильно пострадала, имущество было разорено и некоторые члены семейства подверглись изгнанию. Роджер Бэкон, (1214 - 1292) - один из наиболее интересных, оригинальных мыслителей своего века.,английский ученый, известный своей проповедью экспериментального метода в науке, основатель методологии опытной науки "Удивительным доктором" (doctor mirabilis) называли его многие современники. Уроженец Англии, он учился в Оксфордском университете и, возможно, был учеником Роберта Гроссетеста. Став здесь магистром искусств, он затем длительное время (примерно с 1236 по 1247гг.) преподавал в Парижском университете. Когда еще не был снят запрет с изучения естественнонаучных произведений Аристотеля, Бэкон (примерно в начале 40-х годов) публично комментировал "Физику" Аристотеля. Атмосфера теологических спекуляций, поддерживаемая католической ортодоксией, вынудила его покинуть Парижский университет и вернуться в Оксфорд, где "удивительный доктор" в течение ряда лет преподавал в университете математику, различные разделы физики и языки (по-видимому, греческий, еврейский, возможно, и арабский). Около 1256 г. Бэкон вступил во францисканский орден, в котором тогда были еще живы оппозиционные настроения. Но когда генералом ордена стал Бонавентура, в 1257 г. над "братом Роджером" был учрежден строгий надзор и его перевели в монастырь под Парижем (одной из причин таких мер по отношению к Бэкону, возможно, послужили его занятия астрологией и алхимией, которые были тогда частью физической науки, и преследовались официальной церковью). Милостью обстоятельств мысли и занятия Бэкона в середине 60-х годов пришлись по вкусу папскому легату, который, став вскоре папой под именем Климента IV, предписал изложить ему свои идеи письменно. Эти идеи вполне созрели, т.к. Бэкон имел какие-то письменные материалы, и в течение короткого времени (1267-1268) он написал и послал папе свое "Большое сочинение". Это произведение энциклопедического характера, в котором автор рассмотрел причины человеческих заблуждений, отношение теологии и философии, важность изучения языков для той и другой, принципиальный характер математики для всех наук (и в первую очередь для оптики и астрономии). Здесь же излагались вопросы моральной философии, в контексте которой в эпоху Средневековья трактовались главным образом различные общественные вопросы. Очень быстро автор написал "Меньшее

сочинение" (алхимия  и причины упадка теологии) и "Третье сочинение". Неизвестно, смог ли Климент IV прочитать посланное ему "Большое сочинение", ибо вскоре умер. Орденские власти продолжали с подозрительностью смотреть на занятия и труды "брата Роджера", написавшего в 1271-1276 гг. "Компендий философии". В 1278 г. по приказу  
 

2 

генерала францисканцев  Асколи он был заключен в монастырскую тюрьму, в

которой пробыл ряд лет. Но и здесь Бэкон сумел написать свое последнее большое произведение - "Компендий теологии".

Как философ  Б. начинал с резкой критики средневековой  схоластики, считая, что последняя  ничего не дала миру кроме 'чертополоха  споров и препирательств'. Главную  причину ее бесплодия Б. видел  в пренебрежении естествознанием, в низведении философии до роли служанки религии. Стремясь освободиться от богословия, Б. прибегает к теории двух истин, разграничивая тем самым компетенцию  религии, с одной стороны, и философии  и науки, с другой, посвящая далее всю свою деятельность пропаганде научного знания. В качестве его цели Б. провозгласил не знание ради знания, а господство человека над природой. В главном философском сочинении - 'Новый Органон или истинные указания для истолкования природы' (1620) - он ставит задачу сформулировать правильный метод исследования природы. Б. был убежден, что природу можно покорить, лишь подчиняясь ее собственным имманентным законам, не искажая ее образа. На этом пути человек сталкивается с многочисленными препятствиями ('идолами' или 'призраками'), мешающими его продвижению к истине. Причем, эти 'призраки' являются атрибутами самой человеческой природы, т.е. сам наш разум ставит себе эти преграды и ловушки. Б. выделяет четыре группы таких 'идолов': 1) 'призраки рода', обусловленные несовершенством устройства наших органов чувств; 2) 'призраки пещеры', связанные с узостью взглядов отдельных людей; 3) 'призраки рынка', или подверженность людей общераспространенным заблуждениям, которые возникают в силу дезориентирующего воздействия семантики (слов) языка на их мышление, т.е. связанные со штампом обыденного словоупотребления; 4) 'призраки театра', обусловленные догматической приверженностью людей к односторонним концепциям. Своеобразным противоядием всему этому становится, по Б., мудрое сомнение и правильный метод. Б. обосновал эмпирический метод в качестве единственно правильного метода исследования законов природных явлений, описал различные виды опытного познания, способы и разновидности эксперимента, разработал и сформулировал основные закономерности индукции и индуктивного

познания природы. К заслугам Б. принадлежит также  подробная классификация наук, описывающая  не только уже имеющиеся, но и те дисциплины, которые могут и должны быть разработаны в последующем. Осуществленная им классификация была признана и широко использовалась многими  мыслителями, главным образом французскими просветителями. Социально-политические взгляды Б. характеризуются приверженностью  идеям абсолютизма и монархизма. В 1627 Б. публикует свою утопическую  повесть 'Новая Атлантида', в которой  излагает принципы идеального устройства государства, а также проект государственной  организации науки. Подробно описанный  им научно-технический центр утопического государства Бенсалем в виде т.наз. 'Дома Соломона', стал своего рода прообразом современных научных сообществ (типа академии наук),  

3

осуществляющих  планирование и организацию всех научных исследований и активно  внедряющих их достижения в производство. В своих трудах Б. предугадал возрастание  роли науки в жизни человеческого  общества.

Главное учение носит чисто средневековый характер: всякая мудрость - от Бога и имеет  три источника откровения: Писание, наблюдение природы и внутренний свет души, достигаемый восхождением по семи ступеням "внутреннего опыта". Необходимыми инструментами распознавания  этих трех видов откровения являются соответственно знание языков, знание математики и моральные и духовные дисциплины. Однако знание достигается  и проверяется только с помощью "экспериментальной науки", которую  Бэкон считает применением теории к практической работе - открытиям  и изобретениям, полезным для материального  благополучия, а также к моральной  и духовной работе, приводящей к  вечному блаженству. Бэкон известен своими красноречивыми призывами к  экспериментальному методу в науке, однако тщательный анализ его сочинений  обнаруживает, что он плохо разбирался в том, что такое экспериментальный  метод, и знал науку не лучше других монахов. Произведения Бэкона (многие дошли до нас в зашифрованном  виде) оказали относительно малое  воздействие на последующую интеллектуальную историю. 

Умер Бэкон  в Оксфорде 11 июня 1294. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4

Идеи  и опытная наука

Роджер Бэкон  отдавал предпочтение изучению природы, а не схоластическим умствованиям

По его мнению, знания открывают перед человеком  великие возможности: можно будет передвигаться по суше в коляске без коней, а по морю — в судне без парусов и гребцов, летать по воздуху и погружаться в морские глубины, наблюдать мельчайшие пылинки и далекие звезды.

Бэкон четко  отделял религиозный метод, основанный на вере и мистических откровениях, от научного, требующего подтверждения  идей экспериментами, точными наблюдениями. Главными разделами философии он считал математику, этику и физику — науку о природе, включающую астрономию, оптику, медицину, технические  знания.

Особенно высоко оценивал Роджер математику, полагая, что «с ее помощью следует изучать  и проверять все остальные  науки». К логике он относился скептически. Действительно, логические рассуждения, не имеющие опоры на факты и опыт, можно использовать для доказательства чего угодно, лишь бы не были нарушены формальные приемы и правила. Схоластика, которую недолюбливал Бэкон, в полной мере пользовалась достижениями формальной логики.

Р. Бэкон выделил  три способа познания: веру, рассуждения  и опыт. Он говорил: «Опытная наука  — владычица умозрительных наук». Это было предвестием идеологии  Нового времени, отдавшей предпочтение научно-техническим знаниям. Если иметь  в виду, что «умозрительные науки» в современном понимании являются фило-

софскими, то классификация способов познания, по Роджеру Бэкону, выглядит таким образом:

— вера в авторитет(религия);

— умозрительные  рассуждения (философия);

— опытное экспериментальное  знание (наука).

Вера в авторитет  всегда основана на некотором опыте, рассуждение основывается  
также на некоторых опытных данных, поэтому основным источником знания для человека всегда является опыт.

Доказательства  без опыта, по Бэкону, не имеют никакой  ценности, ибо что бы мы ни доказали, наибольшую убежденность человек получит  лишь тогда, когда он результат этого  доказательства увидит на собственном  опыте. 
Поэтому опытная наука является владычицей умозрительных наук. 
Опыт Бэкон понимал прежде всего как постигаемый нашими органами чувств. 
Поэтому все познание идет от наших ощущений посредством дальнейшего восхождения в виде абстрагирования и выделения идей к рациональному познанию, к уму. 
Если нет ощущений, утверждает он, то нет и науки, главным образом математики , и считает, что математика возникла из неких истин, сообщенных святым, жившим еще до Ноя. 
Поэтому знание, по Бэкону, является следствием одного из трех видов опыта: Бог

Информация о работе Роджер Бэкон как основатель опытной науки