Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 14:12, курсовая работа
Цель исследования: изучить родительское отношение как часть личностной сферы и выявить особенности родительского отношения мужчины и женщины.
Задачи исследования:
•определить психологическую сущность родительства (материнства и отцовства);
•рассмотреть структуру родительства;
•рассмотреть особенности родительского отношения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…3
1. СЕМЬЯ И БРАК……………………………………………………………..5
1.1.Определение понятия «семья», «брак»………………………………..5
1.2.Супружеские отношения. ……………………………………………...9
1.3.Детско-родительские отношения……………………………………..11
2. ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСТВА.. ……………………………...….14
2.1.Понятие и структура родительства……………………………...……14
2.2.Психологическая готовность и отношение к отцовству и материнству……………………………………………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….…27
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….29
В патриархальной крестьянской семье отец не ухаживал за детьми, но они (особенно мальчики) проводили много времени, работая с отцом и под его руководством. В городе положение изменилось. Как работает отец, дети не видят, а количество и значимость его внутрисемейных обязанностей значительно меньше, чем у матери.
В традиционной патриархальной семье отец выступает как кормилец, персонификация власти, высший дисциплинатор и пример для подражания, а нередко и непосредственный наставник во внесемейной, общественно-трудовой деятельности. В современной городской семье эти традиционные ценности отцовства заметно ослабевают под давлением таких факторов, как женское равноправие, вовлечение женщин в профессиональную работу. Сила отцовского влияния в прошлом коренилась прежде всего в том, что он был воплощением власти и инструментальной эффективности.
Поскольку отцовство и материнство проистекает из репродуктивной биологии, их соотношение нельзя понять вне связи с половым диморфизмом. Наблюдение за поведением родителей по отношению к новорожденным показывает, что, хотя психофизиологические реакции мужчин и женщин на младенцев весьма сходны, их поведенческие реакции различны: женщина тянется к ребенку, стремится приласкать его, тогда как мужчина отстраняется и часто испытывает при тесном контакте с младенцем эмоциональный дискомфорт. Подобные различия наблюдаются даже в тех семьях, в которых отцы полностью разделяют все заботы по уходу за ребенком. Чрезвычайно интересные результаты получены в ходе наблюдений за взаимодействием матерей и отцов с грудными детьми. Мать, даже играя с ребенком, старается прежде всего успокоить его; материнская игра — своего рода продолжение и форма ухода за ребенком. Напротив, отец и вообще мужчина предпочитают силовые игры и действия, развивающие собственную активность ребенка.
Характерно, что эмоциональная связь с матерью у детей сильнее, они лучше знают ее личные особенности; высказываний—характеристик о матери больше, чем об отце, она воспринимается более значимым членом семьи.
Согласно исследованиям И. С. Кона, женщины эмоционально более чувствительны и отзывчивы по сравнению с мужчинами. Именно по этой причине большинство матерей легче налаживают эмоциональные взаимоотношения с ребенком по сравнению с большинством отцов. Как правило, матери превосходят отцов в способности к эмпатии и самораскрытию. Вследствие этого, матери лучше ориентируются в переживаниях своего ребенка, в его внутреннем мире и более четко и адекватно реагирует на его потребности.
Кроме того, матери более эмоционально и явно проявляют свою любовь к ребенку, что выражается в действиях (объятия, поцелуи, поглаживания и др.) и ласковых словах, а отцы в этом отношении более «холодны» и «сухи». В то же время внутреннее переживание по своей силе может не отличаться. В результате нередко создается впечатление того, что мама «больше любит своего ребенка».
Выяснилось, что, с точки
зрения отцов, младенцы достигают определенных
когнитивных навыков и могут
принимать участие в «
У человека различие отцовства и материнства и специфический стиль отцовства зависят от множества социокультурных условий и существенно варьируют от культуры к культуре.
Соотношение и значимость этих факторов зависят от целого ряда условий — преобладающего вида хозяйственной деятельности, полового разделения труда, типа семьи и т. д. При всех кросскультурных различиях, первичный уход за маленькими детьми, особенно младенцами, всюду осуществляет мать или какая-либо другая женщина (тетка, старшая сестра и т. п.). Физический контакт отцов с маленькими детьми в большинстве традиционных обществ незначителен, хотя в моногамных семьях и с возрастом ребенка он увеличивается. У многих народов существуют строгие правила избегания, ограничивающие контакты между отцом и детьми и делающие их взаимоотношения чрезвычайно сдержанными, суровыми, исключающими проявления нежности.
В привычной для нас культурной среде социальные характеристики отцовской роли очерчены гораздо неопределеннее, чем материнской, и ей придается меньшее значение в деле первичной социализации. Нормативная неопределенность отцовской роли по сравнению с материнской ролью является результатом того, что:
а) отцовские функции биологически объективно менее значимы, их труднее конкретизировать;
б) исторически они институциализируются гораздо позднее;
в) распределение материнских и отцовских функций базируется на более общей полоролевой дифференциации и имеет как социальные, так и биологические предпосылки [11].
В. Н. Дружинин считает, что проблема отцовства наиболее остра для постсоветского общества. Наше государство декларировало равноправие обоих родителей по отношению к ребенку (Кодекс законов о браке и семье РФ). В реальности нынешнее законодательство и практика отчуждают отца от семьи. Лишение мужчины социальных, экономических возможностей воспитывать детей, обеспечивать семью и нести за нее ответственность привело к ослаблению семьи как социального института. Тоталитарное государство взяло на себя весь груз ответственности и заменило отца [7].
Женщина обычно более подготовлена к появлению ребенка, вынашивая, рожая, выкармливая ребенка, она генетически и гормонально предрасположена к материнским чувствам. В худшем положении оказывается будущий отец. Для него не существует периода естественной подготовки (как у женщины к исходу беременности) ребенок появляется неожиданно и часто воспринимается как приложение к жене.
Подводя итог современной картине родительства (как отцовства), полученной с помощью корреляционного исследования, М. О. Ермихина резюмирует следующее. Деятельностная позиция отца в семье, которая проявляется в активном вмешательстве в мир ребенка, зависит от ценностной значимости семьи для мужчины, желания увидеть результаты воспитания своего ребенка.
Активная отцовская позиция говорит о принятии мужчиной ответственности за воспитание ребенка и семью в целом. Часто проявление ответственности выражается в стремлении чрезмерно опекать ребенка, навязывать свою волю, ограничивать свободу самовыражения [8].
М. Мид отмечает, что наличие отца имеет важнейшее значение для развития ребенка с момента рождения: он является первым внешним объектом для ребенка и играет роль модели при ранней идентификации. Отцы поощряют процесс отделения ребенка от матери, ускоряя тем самым процесс социализации. Отсутствие отца в семье или невыполнение им своих обязанностей приводит к появлению у ребенка психопатологии [13].
По мнению И. Лангмейера, 3. Матейчека, роль отца представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета. Отец — это олицетворение дисциплины и порядка. Ребенок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован, асоциален, агрессивен в отношении взрослых и детей. «Отец — наиболее естественный источник познаний о мире, труде и технике, он способствует ориентировке на будущую профессию и создает социально полезные цели и идеалы».
Лишь отец способен сформировать
у ребенка способность к
Взаимоотношения ребенка с отцом не столь интенсивны как с матерью, так как отец не играет той всеохраняющей, всезащищающей и вселюбящей роли, которая принадлежит матери. В традиционных патриархальных обществах отношения отец-ребенок, с одной стороны — отношения подчинения, с другой — бунта и содержат в себе элемент разрыва. Отец воплощает условную любовь, т. е. отец любит ребенка больше всего потому, что тот живет в соответствии с его ожиданиями. Отец воплощает абстракцию: совесть, долг, закон [19].
Любящий отец нередко более эффективный воспитатель, чем женщина. Отец меньше опекает детей, предоставляет им больше самостоятельности, воспитывая в ребенке самодисциплину. Отцовская любовь обеспечивает пример родительского поведения детей в будущем, формирование жизненной позиции вообще и полоролевых позиций, в частности. Позитивные отношения с отцом связаны с такими качествами у детей, как неторопливость, сдержанность, эмоциональная уравновешенность, безмятежность, спокойствие, оптимизм, высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов, более успешное овладение требованиями окружающей среды [1].
Опираясь на работы Р. В. Овчаровой, можно сделать вывод, что родительская любовь, родительское отношение различны. Для материнской любви характерны тенденции: к безусловному принятию ребенка; к большей очевидности в проявлении любви по отношению к ребенку; к предоставлению ребенку возможности высказывать свое мнение; к общению с ребенком «на равных»; участию в его делах; разделению и поощрению интересов ребенка; к большей жертвенности, по сравнению с любовью отца.
Для любви отца характерны тенденции: к условному принятию ребенка; к отказу от демократичности и равенства при общении с ним [14].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенная работа позволила доказать, что родительское отношение личности является частью личностной сферы человека и возникает под влиянием системы разнообразных условий: биологических, социокультурных, индивидуальных.
Родительство — это осознание духовного единства с брачным партнером по отношению к своим или приемным детям, представляющее собой интегральное психологическое образование личности.
Родительское отношение представляет собой структуру, образованную взаимосвязью глубинных и поверхностных компонентов. К числу глубинных компонентов относятся потребностно-мотивационный и ценностно-смысловой, к числу поверхностных – эмоциональный, поведенческий и оценочный. Центральными компонентами в структуре материнского и отцовского отношения являются поверхностные компоненты. Причем, для материнского отношения центральным является эмоциональный компонент, а для отцовского – поведенческий [5].
Компонентами родительства как интегрального психологического образования являются семейные ценности, родительские установки и ожидания, родительские позиции, родительское отношение, родительские чувства, родительская ответственность, стиль семейного воспитания. Каждый элемент имеет когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие. Родительство представлено как на субъективно-личностном уровне, так и на надындивидуальном уровне, которые одновременно являются этапами формирования родительства.
Проявления материнства и отцовства имеют ряд общих черт, таких, как сохранение собственной индивидуальности при опасности растворения в семье, излишней концентрации на ребенке при доминировании матери в семье, установление оптимального эмоционального контакта при реализации родителями равноправной родительской позиции, возникновение чувства самопожертвования в случае восприятия ребенка как несамостоятельного и зависимого.
Родительская любовь имеет гендерную специфику. Для материнской любви характерны тенденции: к безусловному принятию ребенка; к большей очевидности в проявлении любви по отношению к ребенку; к предоставлению ребенку возможности высказывать свое мнение; к общению с ребенком «на равных»; участию в его делах; разделению и поощрению интересов ребенка; к большей жертвенности, по сравнению с любовью отца.
Для любви отца характерны тенденции: к условному принятию ребенка; к отказу от демократичности и равенства при общении с ним [14].
Подвоя итог, можно сказать, что в ходе работы была достигнута поставленная цель – мы рассмотрели родительское отношение как часть личностной сферы и выявили особенности родительского отношения мужчины и женщины.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акивис, Д. С. Отцовская любовь [Текст] / Д. С. Акивис. – М., 1989. – 250 с.
2. Антонов, А. И. Кризис семьи и пути его преодоления [Текст] / А. И. Антонов, В. А Борисов. – М., 1990. – 36 с.
3. Антонов, А. И. Особенности эволюции демографических процессов, социально-нормативной регуляции репродуктивного поведения и планирования семьи [Текст] / А. И. Антонов // Планирование семьи и национальные традиции: Материалы Всесоюзн. научн.-прак-тич. конференции . – М., 1988. – С.15.
4. Антонов, А. И. Социология семьи [Текст] / А. И. Антонов, В. М. Медков. – М., 1996. – С. 241.
5. Белогай, К. Н. Эмпирическое исследование структуры родительского отношения [Текст] / К. Н. Белогай, И.С. Морозова // Психологическая наука и образование. – 2008. - № 4. – С.12-21.
6. Витакер, К. Полночные размышления семейного терапевта [Текст] / К. Витакер. – М., 1998. – 208 с.
7. Дружинин, В. Н. Психология семьи [Текст] / В. Н. Дружинин. – Екатеринбург, 2000. – 208 с.
8. Ермихина, М. О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. Наук / М. О. Ермихина. – Казань, 2004. – 22 с.
9. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст]: учебное пособие / О. А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
10. Кон, И. С. Материнство и отцовство в историко-этнографической перспективе [Текст] / И. С. Кон //Советская этнография. – 1987. – №6. – С. 31, 38
11. Кон, И. С. Ребенок и общество [Текст] / И. С. Кон. – М., 1988. – 270 с.
12. Матейчик, З. Психическая депривация в детском возрасте [Текст] / З. Матейчик, И. Лангмейер. – М., 1984. – 219 с.
13. Мид, М. Культура и мир детства [Текст] / М. Мид; пер. с англ. и коммент. Ю. А. Асеева; сост. и послесловие И. С.Кона. – М.,1988. – 429 с.
14. Овчарова, Р. В. Родительство как психологический феномен [Текст]: учебное пособие / Р. В. Овчарова. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.
15. Обозов, Н. Н. Семейно-брачные и родственные отношения [Текст] / Н. Н. Обозов // Психология семьи. (Серия «Психология семейных отношений»): учеб. пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики / под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 2002. – С. 265-281.
Информация о работе Родительское отношение как часть личностной сферы мужчины и женщины