Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 14:12, курсовая работа
Цель исследования: изучить родительское отношение как часть личностной сферы и выявить особенности родительского отношения мужчины и женщины.
Задачи исследования:
•определить психологическую сущность родительства (материнства и отцовства);
•рассмотреть структуру родительства;
•рассмотреть особенности родительского отношения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…3
1. СЕМЬЯ И БРАК……………………………………………………………..5
1.1.Определение понятия «семья», «брак»………………………………..5
1.2.Супружеские отношения. ……………………………………………...9
1.3.Детско-родительские отношения……………………………………..11
2. ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСТВА.. ……………………………...….14
2.1.Понятие и структура родительства……………………………...……14
2.2.Психологическая готовность и отношение к отцовству и материнству……………………………………………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….…27
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….29
Но супружеская пара — это еще не семья в полном смысле слова. Только с появлением ребенка, считает Н. Н. Обозов, начинается завершение структуры семьи. В этот период происходит ломка как непосредственных отношений мужа и жены, так и появление новых отношений, опосредованных уходом за ребенком, — отношений матери и отца. Если раньше супруги были заняты друг другом и мир отношений замыкался в их паре, то теперь есть третье существо, включившееся в отношения,— существо беспомощное, требующее огромного внимания, ласки, заботы. Бессонные ночи, беспрерывный поток стирки, кормлений, прогулок — вот тот круговорот, в который попадают молодые родители, и который кардинально перестраивает их взаимоотношения. Но это лишь одна, обременительная сторона появления нового члена семьи.
Другая сторона связана с радостью отцовства и материнства, когда усилиями молодых родителей ребенок превращается в говорящее, ходящее, все понимающее существо, и гордости, радости молодых мам и пап нет предела. Более того, ребенок фактом своего появления заставляет мать и отца как бы заново пересмотреть ценности жизни, глубже понять смысл ее, проникнуть в давно забытый мир детства, непосредственности, чистоты и невинности первого восприятия окружающего мира [15].
1.3. Детско-родительские отношения
Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения. Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта психического развития и процесса социализации ребенка могут быть определены следующими параметрами:
• характер эмоциональной связи: со стороны родителя — эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка — привязанность и эмоциональное отношение к родителю.
Особенностью детско-родительских отношений по сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон;
• мотивы воспитания и родителъства;
• степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения;
• удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя;
• стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства;
• способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций; поддержка автономии ребенка;
• социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг;
• степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.
Интегративные показатели детско-родительских отношений:
• родительская позиция, определяемая характером эмоционального принятия ребенка, мотивами и ценностями воспитания, образом ребенка, образом себя как родителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворенности родительством;
• тип семейного воспитания, определяемый параметрами эмоциональных отношений, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей ребенка, особенностями родительского контроля истепенью последовательности в его реализации;
• образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка. Этот показатель стал предметом научного исследования и широкого обсуждения сравнительно недавно.
По мнению, О. А. Карабановой, возникновение интереса к изучению позиции ребенка в системе детско-родительских отношений обусловлено тем, что ребенок, как и родитель, является их активным участником. Изменение воспитательной парадигмы от отношения к ребенку как объекту воспитания к гуманистической установке — ребенок как субъект воспитания и равноправный участник отношений, произошедшее в последней четверти XX в. в общественном сознании, является основой пересмотра концепта детско-родительских отношений в сторону все большего учета позиции самого ребенка как активного творца этих отношений [9].
Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что одним из этапов супружеских отношений мужчины и женщины является рождение и воспитание детей, что, в свою очередь, представляет целевой смысл родительства [14].
2. ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСТВА
2.1. Понятие и структура родительства
Родительство — интегральное психологическое образование личности (отца и/или матери), включающее совокупность ценностных ориентации родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания [9].
При рассмотрении родительского отношения как части личностной сферы в центре внимания оказываются компоненты структуры, условно названные «глубинными» - потребностно-мотивационный и ценностно-смысловой. Данные компоненты представляют собой глубинные составляющие родительского отношения, наиболее тесно связанные с системой мотивов, потребностей, ценностей и смыслов личности, труднее всего поддаются осознанию и наиболее скрыты от исследователя, изучать их можно скорее опосредованно. Также опосредованно они проявляются через поведение, эмоции родителя. Напротив, поведенческие, эмоциональные и оценочные компоненты в большей степени доступны изучению, они «отвечают» за реализацию родительского отношения в деятельности, поэтому были названы «поверхностными». Таким образом, можно рассматривать родительское отношение личности как образованное глубинными и поверхностными компонентами.
Потребностно-мотивационный
Ценности, образующие ценностно-смысловой компонент, формируются на основе взаимодействия мотивов с моделями родительского отношения, существующими в данной культуре. В современном обществе «ценность детей» означает «ценность одного ребенка» либо «ценность двух детей». Во многом это обусловлено тем, что происходит конкуренция ценности ребенка с внесемейными и внедетными ценностями.
Эмоциональный компонент родительского отношения связан в первую очередь с переживаниями, которые испытывают отец и мать во взаимодействии с ребенком и в целом с принятием либо отвержением ребенка. Сюда также входит эмоциональное отношение родителя к собственной роли, возникающее в результате оценки своих действий, и своей компетентности как родителя.
Эмоциональный компонент начинает формироваться уже в период ожидания ребенка. Исследования показывают, что самый ранний эмоциональный и телесный опыт матери, возникающий во время беременности, связан с формированием ценности материнства.
Оценочный компонент содержит оценку себя как родителя, оценку своего партнера как родителя и оценку ребенка. Этот компонент тесно связан с моделями детства и родительского отношения, усвоенными человеком. Родитель имеет представления как об идеальном родителе, так и об идеальном ребенке, и эти представления влияют на его деятельность по воспитанию детей.
Поведенческий компонент родительского отношения описывает операции, связанные с уходом за ребенком общением с ним, и общую стратегию (стиль) воспитания, особенности реального поведения родителя [5].
Каждый компонент содержит эмоциональные, когнитивные и поведенческие составляющие.
Когнитивный – это осознание родителями родственной связи с детьми, представление о себе как о родителе, представления об идеальном родителе, образ супруга(и) как родителя общего ребенка, знание родительских функций, образ ребенка);
Эмоциональный — это субъективное ощущение человека себя как родителя, родительские чувства, отношение к ребенку, отношение к себе как к родителю, отношение к супругу как к родителю общего ребенка;
Поведенческий — это умения, навыки и деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка, взаимоотношения с супругом(ой) как с родителем общего ребенка, стиль семейного воспитания.
В период становления родительство является неустойчивой структурой, что проявляется в отсутствии согласованности некоторых компонентов между родителями, периодическом возникновении конфликтных ситуаций, большей подвижности структуры (по сравнению с развитой формой родительства). Становление характеризуется согласованием представлений мужчины и женщины относительно роли родителей, функциях, распределении ответственности, обязанностях, т. е. в целом о родительстве.
Развитая форма родительства характеризуется относительной устойчивостью, стабильностью и реализуется в согласованности представлений супругов о родительстве. Как интегральное образование личности родительство включает (см. прил. 1):
— ценностные ориентации супругов (семейные ценности);
— родительские установки и ожидания;
— родительское отношение;
— родительские чувства;
— родительские позиции;
— родительская ответственность;
— стиль семейного воспитания [14].
Итак, Р. В. Овчарова говорит, что родительство является сложной интегральной структурой, которая в развитой форме включает родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, стиль семейного воспитания. Анализируя компонентную структуру родительства, следует отметить, что все компоненты имеют три составляющие: когнитивную, эмоциональную и поведенческую, которые являются критериями реализации компонентов родительства.
Компоненты родительства связаны друг с другом в единую структуру посредством пересечения элементов составляющих (когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов).
2.2. Психологическая готовность и отношение к отцовству и материнству
Современные социологи,
этнографы и психологи
А. С. Спиваковская говорит о том, что воспитательная позиция отца в своем формировании несколько отстает от материнской позиции, так как наибольшую привязанность к ребенку отцы начинают чувствовать к подросшим детям. Нередко утверждается: лучшее, что может сделать мужчина для своего будущего, рожденного ребенка — это прежде всего любить свою жену [17].
К. Витакер отводит отцу роль стороннего наблюдателя во время беременности жены и ухода за младенцем. Эта невключенность вызывает ощущение одиночества у мужчины и причиняет ему боль [6].
Некоторые ученые полагают: то, как человек определяет сущность отцовства, становится в нашей культуре определенным «водоразделом». С одной стороны, бытует точка зрения, согласно которой ни один ребенок не должен приходить в этот мир без мужчины — единственного мужчины, принимающего на себя социальную роль отца, воспитателя и защитника, мужчины-посредника между ребенком и окружающим миром. Для полноты социального статуса ребенку необходим отец, точно так же, как и мать. Группа, состоящая из женщины и ее потомства, социологически неполноценна и незаконна. Это сводится к универсальному социальному закону, именуемому принципом законорожденности.
С другой стороны оказываются те, кто пытается определить отцовство по-новому. Это определение, в своем позитивном выражении, объявляет отцовство обыденным и ненужным, в агрессивной же формулировке — первоисточником социального зла.
То, как общество станет решать проблему узаконенного отцовства, имеет решающее значение, потому что от этой функции зависят семья, общество и цивилизация. Брак и вытекающее из него отцовство — это первоочередные механизмы, формирующие мужскую значимость. Отцовство отводит мужчин от насилия, управляя их агрессивными наклонностями и привязывая поведение к фундаментальным целям общества — преимущественно к защите семьи и ее обеспечению.
Как часть личностной сферы отцовство является необходимым условием полноценного развития личности. Какой-то мудрый человек сказал: «ребенок — отец мужчины». Д. С. Акивис считает, что только в соприкосновении с ребенком полностью созревают мужские черты личности — потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, энергия, душевная сила. Если у женщины материнская любовь проявляется благодаря первичной материнской заботе, то у мужчин забота о ребенке является продуктом родительской любви, поэтому переживание отцовской любви приводит к развитию таких качеств, как исполнительность и ответственность [1].
Отцовство формирует основу самого насущного требования общества — социализации мужчин, связывая их обязательствами со своими детьми. Это обязательство является наиболее важным, решающим общественным фактором в общем благосостоянии детей, которое в свою очередь определяет будущее этого общества.
Потребность в отцовстве предопределяет поведение отца в направлении защиты и заботы о жене и детях. Еще не появившийся, ожидаемый или новорожденный ребенок уже дает отцу возможность почувствовать наличие «отцовского инстинкта», ощутить себя защитником, продемонстрировать родительскую любовь и привязанность..
Если рассматривать данный вопрос исторически, то следует отметить, что отцовство не является обязательным компонентом семьи; оно скорее выражает принадлежность к определенному типу культуры, а не биологическую функцию. И.С. Кон считает, что человеческие культуры условно можно разделить на «отцовские» (в которых отцовская роль мужчины значительна) и «безотцовские» (в которых мужчина выступает скорее как самец, чем как отец). «Безотцовские» культуры характеризуются большей мужской агрессивностью, резким антагонизмом между мужчинами и женщинами, менее теплыми отношениями между всеми членами семьи [10].
Информация о работе Родительское отношение как часть личностной сферы мужчины и женщины