Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 14:12, курсовая работа
Цель исследования: изучить родительское отношение как часть личностной сферы и выявить особенности родительского отношения мужчины и женщины.
Задачи исследования:
•определить психологическую сущность родительства (материнства и отцовства);
•рассмотреть структуру родительства;
•рассмотреть особенности родительского отношения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…3
1. СЕМЬЯ И БРАК……………………………………………………………..5
1.1.Определение понятия «семья», «брак»………………………………..5
1.2.Супружеские отношения. ……………………………………………...9
1.3.Детско-родительские отношения……………………………………..11
2. ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСТВА.. ……………………………...….14
2.1.Понятие и структура родительства……………………………...……14
2.2.Психологическая готовность и отношение к отцовству и материнству……………………………………………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….…27
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….29
РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ КАК ЧАСТЬ ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ
Курсовая работа
Специальность «Педагогика и психология»
Екатеринбург 2009
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. СЕМЬЯ И БРАК……………………………………………………………..5
1.1.Определение понятия «семья», «брак»………………………………..5
1.2.Супружеские отношения. ……………………………………………...9
1.3.Детско-родительские отношения……………………………………..11
2. ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСТВА.. ……………………………...….14
2.1.Понятие и структура родительства……………………………...……14
2.2.Психологическая готовность
и отношение к отцовству и материнству…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Психология родительства – одна из наиболее сложных и малоразработанных областей современной науки. Необходимость исследований в данной области, с одной стороны, связана с ростом демографических проблем: снижением потребности в детях, ростом девиантного материнства, числа неполных семей. С другой стороны, подобный интерес обусловлен вниманием к структурно-динамическим характеристикам личности взрослого человека, проблемам личностного развития, связанным с ролью родителя.
Особое значение в данной области психологии приобретают два вопроса: психологическая готовность к родительству и родительское отношение мужчины и женщины в целом. Несмотря на быстрое увеличение числа информационных центров для молодых родителей, для организации подобной психологической службы требуется проведение целого ряда исследований родительского отношения и внедрение результатов исследования в практику. На это есть ряд причин. Одна из них – в исследованиях мало затрагивается проблема отцовского отношения. Если мать часто рассматривается как благоприятная/неблагоприятная среда для развития ребенка, то отец – как благоприятная/неблагоприятная среда для развития беременной женщины в зависимости от того, насколько он готов оказывать ей поддержку. Личностное развитие мужчины, процесс принятия новой роли, формирование смыслов родительства и ценности ребенка в большинстве случаев остается за пределами исследований [5].
В отечественной науке вопрос родительства интенсивнее всего рассматривается в работах А. И. Антонова, А. Я. Варга, В. Н. Дружинина, Р. В. Овчаровой, Л. Б. Шнейдер и др. На особенностях проявлений отцовства акцентирует внимание И. С. Кон в своих книгах, к которым мы еще обратимся по ходу работы. Изучение материнства как психологического феномена началось в отечественной психологии сравнительно недавно. К проблеме материнства обращаются многие исследователи: В. И. Брутман, В. А. Рамих, Н. В. Самоукина, М. С. Радионова, О. Р. Ворошнина и др.
Цель исследования: изучить родительское отношение как часть личностной сферы и выявить особенности родительского отношения мужчины и женщины.
Задачи исследования:
Объект исследования: родительское отношение.
Предмет исследования: особенности
родительского отношения
В основу исследования была положена гипотеза, состоящая из следующих основных допущений:
1). Структура родительского отношения личности образована следующими взаимосвязанными компонентами и включает в себя эмоциональный, поведенческий, потребностно-мотивационный, ценнстно-смысловой, оценочный компоненты;
2). Центральным компонентом
в структуре материнского
Основная идея: родительское отношение мужчины и женщины отлично друг от друга и имеет свои особенности [14].
1. СЕМЬЯ И БРАК
1.1.Определение понятия «семья», «брак»
Семья — важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность, проблематичность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе.
А. И. Антонов утверждает, что семью создает отношение родители—дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей [2,3].
А.И. Антонов определяет семью как основанную
на единой общесемейной деятельности
общность людей, связанных узами супружества-родительства-
«Ядерной» структурой в этом социологическом варианте выступает нуклеарная семья, представленная в триединстве отношений супружества — родительства — родства. Выпадение одного из этих звеньев характеризует фрагментарность семейных групп. Для того, чтобы получить целостное представление о семье, необходимо учитывать складывающиеся в ней взаимоотношения по типу: муж — жена; муж — дети; жена — дети; дети — родители; дети — дети. Эти структурные характеристики семьи, имея относительную независимость, представляют ее социально-психологическое единство. Следовательно, могут быть разные варианты семьи, но полноценной семьей является такая, которая имеет в наличии все типы взаимоотношений [2,3].
Между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Однако, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды.
А.Г. Харчев определяет брак «как исторически меняющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности», а семью «как институированную общность, складывающуюся на основе брака и порождаемой им правовой и моральной ответственности супругов за здоровье детей, их воспитание».
Ключевыми моментами для понятия сущности брака являются представления об изменчивости форм брака, его социальной репрезентации, и роли общества в его упорядочивании и санкционировании, правовом регулировании. Причем последнее обеспечивается как прямыми методами, так и косвенными (опосредованными) [20,21].
По мнению А.Г. Харчева, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. Согласно общепринятому определению: «Семья — это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [там же].
По определению В.В. Столина, семья — это «открытая система, подверженная внешним воздействиям», и, по его утверждению, она «должна учитывать в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия» [16].
Малой группой в социальной психологии называется общность людей, объединенных формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений, которые проявляются в любви и привязанности.
Малая группа, в частности семья, — это не просто любые контакты между людьми, но контакты, в которых реализуются определенные социальные связи и которые опосредованы совместной деятельностью этих людей.
Семья как малая социальная группа имеет ряд психологических особенностей, характерных только для нее:
• наличие не одной, а ряда общесемейных целей, которые могут изменяться в процессе развития семьи;
• частичное различие в интересах и установках членов семьи;
• наличие супружеской пары, взаимоотношения в которой в значительной мере определяют характер взаимодействия в семье;
• включенность в нее представителей разных поколений и гораздо больший срок близкого знакомства между ее членами, чем в других группах;
• семья не связана совместной деятельностью в том смысле, как совместная деятельность других групп;
• многосторонность и значимость семейных отношений, и их взаимосвязь;
• особая открытость, уязвимость членов семьи [18].
Семейная соподчиненность
— психологическая
• поверхностный или межличностный уровень (отражает эмоциональную привлекательность членов семьи, психологическую совместимость);
• уровень отношений членов семьи к ее функциям, целям и перспективам (он представляет ценностно-ориентационное единство семьи);
• уровень выявления сущности сплоченности семьи (показывает устойчивость семьи к деструктивным, разрушающим ее воздействиям).
Важнейшими критериями оценки уровня сплоченности семьи являются
• степень единства деятельности (согласованность, сотрудничество, творческое единение);
• нравственно-психологическое единство (соответствие личных и семейных устремлений, совпадение взглядов, сходство норм и ценностей);
• уровень развития личностных качеств супругов(контактность, стрессоустойчивость);
• содержание социально-психологического климата (преобладающие настроения, степень уступчивости друг другу, доверия и благожелательности, наличие внимания и заботы друг о друге) [4].
Уникальность брака и семьи кроется в их эмоциональном и кровно-родственном потенциале. Понимаемые как наиболее важные и тесные из всех возможных отношений, супружеские узы определяют весь способ существования, который отличает определенное искусство быть вместе.
Брак как психологическое
отношение имеет ряд
1. цель и содержание брака выступают как осознание бессознательных мотивов и влияний;
2. неизбежность создания счастливого брака через превращение бессознательных мотивов в осознаваемые;
3. возможность установления психологических отношений в браке только во второй половине жизни;
4. взгляд на конфликтную атмосферу как непременное предусловие осознавания.
Особую значимость в развитии семейных отношений приобретают жизненные стратегии семейных партнеров: внутренний контроль — внешний контроль; эгоизм — социоцентризм (альтруизм); ориентация на общественные нормы — на себя; принятие противоречий — их неприятие; чувство собственного достоинства — неверие в себя [22].
Основываясь на точке зрения Л.Б. Шнейдера, можно сделать вывод, что семья — это сложное многоаспектное образование, в котором явствуют 4 характеристики:
4.Семья — многосторонние отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и т. д., живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
Семья — это системно-функциональное объединение эмоционально-близких и значимых людей на основе супружества, родства и родительства [там же].
1.2. Супружеские отношения
Супружеские отношения возникают в результате официального оформления отношений любви, по крайней мере, в норме.
Под супружеством как формой межличностных взаимоотношений будем понимать совокупность социально регламентированных отношений между брачными партнерами.
Супружеские отношения являются частью семейных отношений, поэтому по содержанию, функциям, способам регулирования они значительно отличаются от отношений любви.
С точки зрения
общества функция супружества
Информация о работе Родительское отношение как часть личностной сферы мужчины и женщины