Рекомендации для родителей по развитию познавательной сферы ребенка, имеющего речевые нарушения в развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 19:01, реферат

Краткое описание

Речь – это сложная психическая функция. Она не является врожденной способностью человека. Речевая деятельность формируется постепенно. Её развитие зависит от состояния путей и центров головного мозга и всей высшей нервной деятельности в целом. Какие же условия являются необходимыми для своевременного и правильного формирования речи? Необходимо, что бы ребенок был соматически здоров, психически активен, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в речевом общении, обладал нормальным слухом и интеллектом. Считается, что в норме, после трех лет, речь ребенка практически сформирована.

Файлы: 1 файл

Рекомендации для родителей по развитию познавательной сферы ребенка.docx

— 39.26 Кб (Скачать)

Рекомендации  для родителей по развитию познавательной сферы ребенка, имеющего речевые  нарушения в развитии.

Речь – это сложная психическая  функция. Она не является врожденной способностью человека. Речевая деятельность формируется постепенно. Её развитие зависит от состояния путей и  центров головного мозга и  всей высшей нервной деятельности в  целом. Какие же условия являются необходимыми для своевременного и  правильного формирования речи? Необходимо, что бы ребенок был соматически  здоров, психически активен, имел полноценное  речевое окружение, испытывал потребность  в речевом общении, обладал нормальным слухом и интеллектом. Считается, что  в норме, после трех лет, речь ребенка  практически сформирована. Она становится для него основным средством общения, орудием мышления. Различные отклонения в становлении речи приводят не только к ограниченному речевому общению, но и отрицательно влияют на развитие личности ребенка. Отсюда видна важность задачи в преодолении нарушений  в речевом развитии.

Такие познавательные процессы, как  внимание память, мышление являются психологической  базой речи. Полноценно развитая речь возможна только при условиях хорошего развития этих функций. Поэтому, взрослые, играя с детьми, имеющими любой  уровень речевого и интеллектуального  развития, должны совершенствовать мыслительные операции ребенка, улучшать и расширять  возможности запоминания, активизировать внимание, развивать способности к творчеству и поощрять воображение ребенка.

Пример упражнения по развитию познавательной сферы ребенка  с речевой  патологией:

Найди два одинаковых предмета.

Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.

Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые; остро заточенные простые карандаши.

Описание. Ребенку предлагаются:

а) рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два  одинаковых; требуется их найти, показать и объяснить, в чем схожесть этих двух предметов;

б) картинка (карточка) с изображением предметов и образца; необходимо найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть;

в) рисунок (карточка) с изображением более пяти предметов из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их или соединить  линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить, в чем схожесть каждой пары.

Инструкция:

а) Посмотри внимательно на эту  карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чем  их схожесть. Приступай к работе.

б) Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каждому из них можно  найти пару. Соедини линиями каждую полученную пару (два одинаковых предмета) и объясни, в чем их схожесть. Приступай  к выполнению задания.

Выкладывание из палочек.

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: счетные палочки (куски толстой изоляционной проволоки, трубочки для коктейлей и т.д.), образец узора.

Описание. Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек

Инструкция: Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик...). При выкладывании будь внимате лен. Приступай к работе.

Пример возможных узоров:

Исключение лишнего.

Цель: развитие мышления и объема внимания.

Оборудование: карточка с изображением предметов, один из которых отличается от остальных.

Описание. Ребенку предлагается найти

из пяти изображенных на рисунке  предметов один, отличный от других

свой выбор.

Инструкция: «Посмотри внимательно на изображенные здесь предметы и найди среди них такой, который отличается от остальных. Покажи найденный предмет и объясни, почему он не похож на другие. Приступай к работе».

Найди отличия.

Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.

Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

Описание. Ребенку предлагаются:

а) серия картинок

по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;

б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся  отличия.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».

Нанизывание бусинок.

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: образец для нанизывания бус; бусинки, соответствующие образцу, или одинаково нарезанные кусочки цветной изоляции толстой проволоки; для усложнения задания – крупный бисер.

Описание. Ребенку предлагают по образцу нанизать бусы.

Инструкция: «Посмотри на эти нарисованные бусы. Ты хочешь сам собрать бусы? Я дам тебе бусинки и проволоку, на которую нужно нанизать друг за другом бусинки точно так, как они выглядят на рисунке».

Примечание. Работа с крупным бисером часто вызывает у детей затруднения. Возможно использование крупного бисера только в случае хорошо развитой моторики руки и как усложняющий элемент игры.

Для развития познавательной сферы  детей полезно разучивать и отрабатывать различные Пословицы, поговорки, короткие стихи, загадки, скороговорки. 


Информация о работе Рекомендации для родителей по развитию познавательной сферы ребенка, имеющего речевые нарушения в развитии