Реализация идеи общего развития школьников в современном начальном образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:18, дипломная работа

Краткое описание

задачи:
Обнаружить основные характеристики познавательной активности школьника.
Выявить особенные присущие общему образованию способы и формы стимулирования развития познавательной активности школьника.
Изучить развитие познавательной активности школьников.
Разобраться в структуре современных образовательных технологий общего развития и их влияние на развитие школьников.

Оглавление

Введение…………………………………………………………...………………3
1. Познавательная активность школьника и ее развитие……………………...6
1.1. Психические процессы влияющие на развитие познавательной активности школьника…………………………………………………………..11
2. Современные образовательные технологии общего развития……………16
2.1. Технология постановки целей……………………………………………..18
2.2. Технология достижения целей…………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….31
Библиографический список……………………………………………………..34
Список сокращений……………………………………………………………...35
Приложение 1…………………………………………………………………….36
Приложение 2…………………………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

Более эффективна методика создания мотивационно-проблемных ситуаций. Так, при изучении физики, математики, литературы или иностранных языков, автор  подбирает по содержанию каждой темы такую жизненную острую ситуацию, необходимость разрешения которой при встрече с ней учащихся была бы совершенно обязательной, но при этом возможной только при хорошем знании и понимании учебного предмета.

Мотивационный этап дидактического процесса позволяет достичь эффекта быстрого включения учащегося в учебно-познавательную деятельность и как бы запуска ее механизма без длительного втягивания в работу.

Рассмотрим теперь одну из самых  распространенных американских теорий усвоения – бихевиоризм. Во-первых, для того, чтобы показать, какое  внимание уделяют структурированию учебно-познавательных действий американские педагоги и психологи, а, во-вторых, чтобы предотвратить самостоятельное «открытие» учителем бихевиористической методики обучения, что, к сожалению, случается не так уж редко: обычное заучивание путем многократных механических повторений очень близко к элементарному бихевиоризму.

Общая формула усвоения в бихевиоризме:

S®R®P4       

Из идеи подкрепления бихевиористы делают важный для теории обучения вывод о необходимости пооперационного  контроля и коррекции качества обучения. На основе этого вывода возникла методика программированного обучения в ее бихевиористической интерпретации со следующими правилами построения обучающего текста:

  1. разделение материала на более мелкие порции для заучивания сочетания S®R;
  2. рассмотрение УЭ в различных его проявлениях в деятельности, т.е. определение всего набора S®R, возможного на данном УЭ;
  3. обеспечение немедленного подкрепления правильной реакции с помощью процедуры «контроль-коррекция»;
  4. достижение усвоения сочетания S®R с коэффициентом усвоения не ниже 0.95 в ходе повторяющихся упражнений.

Итак, кроме мотивации и познавательной деятельности учащегося, дидактический  процесс включает в себя также  управление учебно-познавательной деятельностью, которое является необходимой составной его частью. Любая учебная деятельность управляема.

Совокупность обоих алгоритмов (алгоритм управления и алгоритм функционирования) составляет основу дидактического процесса, который имеет много разновидностей, определяемых всевозможными комбинациями различных АФ и АУ, являющимися двумя линиями воздействия на обучающегося в структуре процесса обучения. Если АФ всегда выполняется только учащимся, то АУ может выполняться либо преподавателем, либо самим учащимся. Чтобы управление процессом обучения осуществлялось школьниками самостоятельно, необходимо не только задавать им упражнения и задачи, но и сообщать их эталонное выполнение для возможности проверки и коррекции своих действий по выполнению упражнений и решению задач и т.д. Благодаря эталону, возможен самоконтроль усвоения.

Контроль – это только часть  процесса управления, развивающая учебно-познавательные и интеллектуальные силы учащихся. Имеет значение не только сам факт управления учебно-познавательной деятельностью, но и конкретный вид используемой системы управления ею.

В кибернетике различают управление разомкнутое, замкнутое и смешанное, которые имеют непосредственное отношение и к педагогическому  процессу.

Разомкнутое управление осуществляется путем контроля и коррекции процесса обучения по конечному его результату и лишь иногда в ходе самого процесса обучения в отдельных случаях, когда предлагается возможность отклонения от АФ. Типичным результатом разомкнутого управления является то, что ученик, сличая свой ответ с ответами пособий, задачников, в случае ошибки не может найти ее и исправить, а потому она чаще всего остается неисправленной. Отсюда – недопонимание, недоосознание учебного материала, что ведет к слабому знанию предмета.

Замкнутое управление предполагает постоянный контроль (по каждому УЭ) за основными характеристиками обучения в ходе самого процесса учебной деятельности ученика и коррекцию этой деятельности в случае отклонений текущих значений характеристик от заранее определенной эталонной величины. Примером замкнутого управления может служить опрос учащегося и немедленное разъяснение ему ошибок в усвоении учебного материала, выполнение дополнительных упражнений.

Управление процессом может  быть осуществлено на одном его этапе  по разомкнутой схеме, а на другом – по замкнутой. Такое управление в целом называется смешанным.

Большинство учебных книг построено  по схеме разомкнутого управления.

Важная характеристика системы  управления обучением – вид информационного  процесса, использованного для передачи сигналов управления, который может быть рассеянным и направленным.

В рассеянном процессе информация от учителя или ТСО направляется ко всем учащимся без учета того, способен ли каждый из них принимать  ее или нет. Рассеянные информационные процессы лежат в основе всех современных  учебников, хотя в дидактике давно сформулирован принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся в процессе обучения.

В направленном информационном процессе информация от учителя или от ТСО  направляется к конкретному учащемуся  с учетом его особенностей и возможностей. Примером направленного информационного процесса может служить либо работа учителя – репетитора с одним учеником, либо ЭВМ.

Любой вид управления может осуществляться вручную, т.е. процессы протекают между  педагогами и учащимися, или автоматически, т.е. управление, в котором общение, инструктирование выполняется с помощью ТСО, учебниками.

Различные сочетания компонентов  систем управления обучением образуют различные дидактические системы, т.е. системы управления обучением.

Современная дидактическая система – это усовершенствованная дидахография. Она состоит из совокупности взаимосвязанных моносистем.

Современная дидактическая система  требует использования аудиовизуальных  средств фрагментарно. Аудиовизуальный  фрагмент вступает в тесный контакт  и взаимодействие и с деятельностью педагога, и с работой учащегося по учебной книге. Таким образом, может быть создана методика современной дидактической системы, уровень достижения которой более высокий, чем в дидахографии, т.к. она имеет более развитые возможности для представления информации.

Таким образом, построение методик  обучения с использованием различных  дидактических систем (моносистем и  комбинированных) уже осуществляется, но все равно проводится исследовательская  работа дидактов и методистов.

 

 

Заключение

 

 

Развитие личности – есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения  их в реальную действительность. Возрастные изменения в условиях обучения и  воспитания детей оказывают решающее влияние не только на психику, но и  на познавательную активность. школьного возраста могут не только продуктивно усваивать способы предметных и познавательных действий, эмпирические и теоретические знания, но и быть психологически включенными в саму учебную деятельность, то есть  сознательно овладевать теми способами учебных действий, которые изменяют и развивают их познавательные способности.  Школьники уже могут развивать свои способности и те личностные качества, которые лягут в основу развития их познавательной активности и как следствие повлияет на успешность в учебной деятельности.

Познавательная  активность школьника рассматривается  как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.

Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях.

Проблема общего развития школьника является актуальной, поскольку это играет большую роль в развитии личности ребенка. Развитие необходимо человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.

      Для общего развития необходимы: стремление школьников к познанию; положительное отношение к учебе; активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата; проявление воли в процессе овладения знаниями.

Нами были обнаружены следующие способы и условия, способствующие развитию школьника:

  1. Обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы, т.е. обеспечение понимания того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться. Если же дети не подготовлены к решению учебной задачи, они не смогут полноценно включиться в учебную деятельность.
  2. Исключение поверхностного оценивания итогов предыдущей работы и в момент актуализации знаний.
  3. Комбинирование различных форм организации учебной работы, определение их места на каждом этапе занятия.
  4. Обсуждение результатов деятельности и применение придуманных самими детьми упражнений и заданий.
  5. Обучение школьников рациональным способам умственной работы.
  6. Эмоциональная насыщенность занятия, «взволнованность» самого педагога. Создание доброжелательного эмоционального фона в работе педагога и учеников. Положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательную активность.
  7. Стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности учащихся со стороны педагога.
  8. На каждом занятие ребенку должна быть предоставлена  возможность выразить свое отношение к происходящему (развитие рефлексии), для осознания значимости достигнутого результата деятельности.
  9. Организация домашнего задания по принципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками.
  10. Занятия целесообразно строить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Это поможет правильно определить объем и содержание учебного материала, разработать адекватные методы, средства обучения, наметить пути индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся различных групп в условиях обучения.

Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям и развитию, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

Касаемо же современных образовательных  технологий, то в ходе их рассмотрения мы убедились, что «педагогическая  технология – это проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике».

К сожалению, в настоящий момент в российской школе имеет место  быть традиционная педагогическая система  без диагностических целей и  объективного контроля с традиционной системой управления обучением. Чтобы  перейти к более перспективной педагогической системе, например, с типом управления обучением «малые группы», (по моему мнению, такой тип управления наиболее доступен в настоящий момент для российской общеобразовательной школы) необходимо специальное ее проектирование и совершенствование до такой степени, когда гарантировано соотношение «цель-результат». «Обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогической технологии, предполагающей строго научное проектирование и точное воспроизведение в классе гарантирующих успех педагогических процессов».

Только в этом случае развитие школьников в современном начальном образовании  сможет быть наиболее эффективным.

 

Библиографический список

 

 

  1. Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность уч-ся в обучении. М.: Педагогика, 1999.
  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1999.
  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Школа, 1996.
  4. Зубков Т.И. Формирование познавательной активности слбоуспевающих уч-ся. Екатеринбург: Обозреватель, 1993.
  5. Капуслен Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М.: АСТ, 1998.
  6. Кларин М.В. Технология обучения. Рига: Книга, 1996.
  7. Кларин М.В. Инновация в мировой педагогике. Рига: Книга, 1995.
  8. Лозовая В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности школьников. Тбилиси: Табу, 2000.
  9. Локк Д. Мысли о воспитании. М.: Педагогика, 1997.
  10. Панов В.И. Некоторые подходы к методологии развивающего образования. М: Республика, 1995.
  11. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 2003.
  12. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.:  Педагогика,  2003.
  13. Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. М.: Владос, 1999.

 

 

 

Список  сокращений

 

 

АУ - алгоритм управления.

АФ - алгоритм функционирования.

Дпр - дидактический процесс.

М - мотивационный компонент.

ТСО - технические средства обучения.

ПД - познавательная деятельность учащегося.

ПС - педагогическая система.

СДП - системное дидактическое проектирование

У - управление познавательной деятельностью  со стороны педагога.

УЭ - учебные элементы.

R – реакция на стимул, т.е.  само действие, которое вызывается стимулом.

S – стимул, побудительная причина  действия.

P – подкрепление, т.е. сигнал  подтверждения о правильном выполнении  действия, правильной реакции на  стимул.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

Схема учебного процесса.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Модель института  планирования обучения.

 


 

 

 

 

 

Информация о работе Реализация идеи общего развития школьников в современном начальном образовании