Развитие зрительного восприятия цвета у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:56, реферат

Краткое описание

Цвет, одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия.
В подавляющем большинстве случаев цветовое ощущение возникает в результате воздействия на глаз потоков электромагнитного излучения из диапазона длин волн, в котором это излучение воспринимается глазом (видимый диапазон ‒ длины волн от 380 до 760 нм).

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Цвет (зрительное ощущение)……...……………………………………………..3
2. Зрительное восприятие цвета
3. Влияние социальных аспектов на зрительное восприятие изображений
4. Психология цвета и тест Люшера
5. Развитие восприятия у ребенка
6. Игры на развитие восприятия цвета
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………………………………………...30

Файлы: 1 файл

Развитие зрительного восприятия цвета у детей.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

-17 (71) — неудовлетворенность  эмоциональными контактами способна  спровоцировать гиперактивное поведение,  легкую возбудимость и отвлекаемость,  которые, впрочем, могут контролироваться  самим испытуемым при предпочитаемом  зеленом.

-23 (32) — острое  переживание неспособности добиться  положения, существенно важного  для своего состояния. Крайне  низкая работоспособность, раздражительность  и отсутствие стратегии. Он  уничтожен как творческий субъект.

-24 (42) — неуверенность  в своих силах и необходимость что-то делать заставляют оттягивать момент принятия решения, вследствие чего он занимается пустяками.

-25 (52) — уничтожен  недостатком признания. Может  свидетельствовать о разочаровании  социальными контактами и своеобразной "аутсайдерской" позицией испытуемого.

-26 (62) — безрезультатные  требования уважения.

-27 (72) -чувствует  себя униженным и уничтоженным, вследствие чего может быть  способен на импульсивные поступки.

-34 (43) — нет  сил добиться существенно важного  для жизни положения; надежд не осталось.

-35 (53) — этот  мир груб, и испытуемый бессилен  изменить что-либо.

-36 (63) — в борьбе  за право быть самим собой  потеряны все силы. В отчаянии, поскольку испытывает недостаток  в союзниках.

-37 (73) — находится  в тисках между страхом смерти и страхом жизни. Истощаем, раздражителен, может пытаться "жить взаймы" или выбирает позицию ведомого, чтобы реально не нести ответственность.

-45 (54) — обжегшись  на молоке, на воду дует. Замкнут  и насторожен.

-46 (64) — хочет  доказать другим свои способности и право быть самим собой. Не получает признания, но не намерен отказываться от своих принципов.

-47 (74) — заботы  и хлопоты, необходимость держать  все мелочи ситуации под контролем  породили стресс. Сверхконтроль,  сверхобязательства лишают возможности чувствовать себя личностью с правом выбора.

-56 (65) — сноб, интеллектуал и эстет вряд  ли найдет необходимое ему  тонкое взаимопонимание.

-57 (75) — разочарован  в духовности своего окружения.  Поэтому может быть циничен  и прагматичен. Ценит эстетику  материального мира.

Значения серого цвета

Если рассматривать  цветовой ряд в целом, то 0 (серый) цвет служит как бы "разделительным знаком" между осознаваемыми и  бессознательными чувствами. Чем больше цветов стоит перед серым цветом, тем более реализована эмоциональная жизнь субъекта. Все цвета, расположенные после него, свидетельствуют о нерешаемых эмоциональных проблемах, которые тем интенсивнее, чем их больше. Серый цвет — это театральный занавес, за которым расположена "кухня" настроения испытуемого.

Испытуемый, выбирающий серый цвет в качестве предпочитаемого, утомлен и не хочет, чтобы "лезли в душу", а также, возможно, он и сам не готов к "эмоциональному отреагированию". Цвет или цвета, стоящие впереди — вот та область эмоциональных отношений, "законно" (для себя и для других) демонстрируемых субъектом. Цвет, стоящий непосредственно после серого — находится как бы на пороге осознавания и является своеобразным "мостиком" между осознаваемой и бессознательной жизнью испытуемого.

01 — пробная  идентификация: испытуемый хотел бы, чтобы его приняли, однако не уверен в успехе и ожидает каких-то событий для принятия решения об активных действиях в этой связи.

10 — испытуемый  хочет, чтобы окружающие видели  в нем принимающую, бесконфликтную  личность, считает, что все его проблемы можно решить, демонстрируя такое поведение.

02 — испытуемый  — целеустремленный человек,  однако свои планы он пока  держит про себя.

20 — испытемый  хочет видеть себя властным  и/или целеустремленным, волевым.

03 — вероятность  внезапного импульсивного поведения. Состояние чревато сосудистыми реакциями.

30 — испытуемый  хочет сконцентрироваться на  активной, деятельной жизни.

04 — новые  планы — как замки на песке:  под критикой суровой реальности  разрушаются, оставляя в душе  горькое разочарование

40 — только новая жизнь и полное забвение всего того, что есть сейчас.

05 — редкое  сочетание: эмоциональная усталость  не дает даже возможности хотеть  гармонии с миром; нереализуемая  потребность в необычных переживаниях.

50 — испытуемый  — воинственный борец за гармонию и "делатель людей счастливыми".

06 — беспокойство, дискомфорт и страх, никак не  проявляемые, что делает эмоциональное  состояние более тягостным. Возможна  соматизация конфликта.

60 — соматизация  конфликта, ипохондрическое состояние, "уход в болезнь".

07 — полное  разочаровние собой и окружающим  миром, при отсутствии сил его  выразить.

70 — только  разрушение и отрицание являются  единственно адекватными реакциями  на окружающий кошмар.

Оценка особенностей деятельности

Вытеснение одного из основных цветов к концу ряда свидетельствует о следующих недостатках деятельности: 1 — смысла деятельности, ее глубины; 2 — воли, целеустремленности; 3 — силы, активности, ответственности; 4 — творчества, гибкости, импровизации, легкости.

При попытке  интерпретации эмоционального состояния и даже особенностей личности необходимо быть чрезвычайно осторожным, во-первых, потому, что эмоциональное состояние может быть как кратковременным, так и длиться долгое время,  следует избегать навешивания "ярлыков". Кстати, имеются многочисленные исследования, которые доказывают, что собственно черт личности не существует

В любом случае профессиональный психолог использует Люшер-диагностику только в качестве вспомогательного, хоть и чрезвычайно  интригующего и эффективного средства... [9] 

5. Развитие восприятия у ребенка

Детство - пора удивительных открытий. Мир предстает притягивающим  разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребенок учится открывать для себя.

 Вот поблескивающие разноцветием акварельные краски. Они называются медовыми, вкусно пахнут, их даже хочется лизнуть. Вот цветная бумага, из которой можно вырезать квадратики, треугольники, кружки, прямоугольники, овалы. А если наклеить эти фигурки на лист картона, то получится картинка. Вот детали конструктора. Подбирая их по цвету, форме, величине, можно выстроить самые разнообразные поделки.

 Чтобы правильно  ориентироваться в окружающем  мире, важно воспринимать не только  каждый отдельный предмет (стол, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (игровую комнату, картину, звучащую мелодию). Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие - процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие даже какого-нибудь простого предмета очень сложный процесс, который включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов.

 Например, ребенку  предъявили морскую звезду. Возникновение в его сознании образа этого объекта происходит примерно так. От органов чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания) нервное напряжение бежит по проводам-нервам в мозг и достигает специальных центров (миллионов клеток в коре головного мозга, специализирующихся на приеме цветовых, звуковых и других раздражителей), вызывая нервный процесс возбуждения. При этом запускается тончайшая дифференцировка действующих раздражителей (формы, величины, веса, цвета, запаха морской обитательницы), а также их интеграция, объединение. Ребенок должен отобразить целое как совокупность его частей, выделить главные признаки среди второстепенных, сопоставить их с той категорией предметов и явлений, которая ему известна, отвлечь эти существенные признаки от второстепенных индивидуальных особенностей именно этого предмета. Вот какая сложная мыслительная работа необходима, чтобы воспринять этот простой объект!

 Восприятие  опирается не только на ощущения, которые каждое мгновение позволяют  чувствовать окружающий мир, но и на предыдущий опыт растущего человека. Если раньше ребенок уже сталкивался с морской звездой (может быть, видел ее на картинке), то активизируются уже ранее образованные в коре головного мозга нервные связи и восприятие происходит мгновенно. Ребенок безошибочно называет объект: "Это морская звезда". Если же в опыте дошкольника не было встречи с этим экзотическим существом, то возникающий образ объекта будет нечетким, расплывчатым. Ребенок может сказать: "Какое-то растение, какой-то предмет".

 Ребенок не  рождается с готовым умением  воспринимать окружающий мир,  а учится этому. В младшем  дошкольном возрасте образы воспринимаемых  предметов отличаются большой  смутностью и нечеткостью. Так,  дети трех-четырех лет не узнают  на утреннике переодетую в  костюм лисицы воспитательницу, хотя ее лицо и открыто. Если детям попадается изображение незнакомого объекта, они выхватывают из изображения какую-то деталь и, опираясь на нее, осмысливают весь изображенный предмет. Например, впервые увидев монитор компьютера, ребенок может воспринять его как телевизор. Такое осмысление всего предмета по какой-то одной случайной детали называется синкретизмом и является природной особенностью детского восприятия.

Слитность и  нерасчлененность детского восприятия можно часто наблюдать при работе дошкольников над аппликациями. Не обращая внимание на важнейшие детали, ребенок четырех-пяти лет прикладывает голову и верхнюю часть туловища медведя к задним ногам козы и считает, что составил мишку. (По материалам А. А. Люблинской)

 Детский синкретизм есть результат невоспитанного "доаналитического" восприятия. Так, для того, чтобы правильно воспринять, например, растущий тюльпан, ребенок должен выделить его как особую фигуру на фоне всего остального в саду. При этом, чтобы узнать, что это именно растение, он должен выделить его основные части (стебель, листья, цветок) в их постоянных для данного объекта отношениях. Несмотря на то что ребенок с самого рождения может видеть, улавливать звуки, его необходимо систематически учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится.

 На протяжении  детства ребенок все более  точно начинает оценивать цвет  и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру,  свойства поверхности и др. Он учится воспринимать музыку, повторяя ее ритм, мелодический рисунок. Учится ориентироваться в пространстве и времени, в последовательности событий. Играя, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику, делая аппликации, ребенок незаметно для себя усваивает сенсорные эталоны - представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок.

 К пяти  годам ребенок легко ориентируется  в гамме основных цветов спектра, называет базовые геометрические фигуры. В старшем дошкольном возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о цвете и форме. Так, ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по насыщенности (более светлый, более темный), о том, что цвета разделяются на теплые и холодные, знакомится с мягкими, пастельными, и резкими, контрастными, сочетаниями цветов. При помощи взрослых усваивает, что одна и та же форма может варьироваться по величине углов, соотношению сторон, что можно выделить криволинейные и прямолинейные формы.

 Система мер  (миллиметр, сантиметр, метр, километр) и способы их использования,  как правило, в дошкольном возрасте  еще не усваиваются. Дети лишь  могут обозначать словами, какое  место по величине занимает предмет в ряду других (самый большой, большой, маленький, самый маленький и т. п.). Обычно к началу дошкольного возраста дети имеют представление об отношениях по величине только между двумя одновременно воспринимаемыми предметами. Определить величину изолированного предмета ребенок не может, так как для этого нужно восстановить в памяти его место среди других. Например, когда трехлетнему ребенку предлагают на выбор два яблока, он воспринимает их величину относительно друг друга. "Зеленое яблоко больше, чем красное", - рассуждает малыш, объясняя свой выбор. Если же перед ним окажется одно яблоко, оценить, большое оно или маленькое, ребенок, скорее всего, не сможет.

Информация о работе Развитие зрительного восприятия цвета у детей