Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:56, реферат
Цвет, одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия.
В подавляющем большинстве случаев цветовое ощущение возникает в результате воздействия на глаз потоков электромагнитного излучения из диапазона длин волн, в котором это излучение воспринимается глазом (видимый диапазон ‒ длины волн от 380 до 760 нм).
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Цвет (зрительное ощущение)……...……………………………………………..3
2. Зрительное восприятие цвета
3. Влияние социальных аспектов на зрительное восприятие изображений
4. Психология цвета и тест Люшера
5. Развитие восприятия у ребенка
6. Игры на развитие восприятия цвета
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………………………………………...30
Одно из
основных свойств зрительного
анализатора ‒ адаптация
Цвет в индивидуальной
и общественной практике человека.
Исключительно велика роль цвета в
жизни и деятельности каждого отдельного
человека и общества в целом: в промышленности,
транспорте, искусстве, современной технике
передачи информации и т.д. В быту и на
производстве цвет и их сочетания интенсивно
используются как символы, заменяющие
целые понятия в правилах поведения. Так,
сигнальные огни того или иного цвета
на транспортных магистралях разрешают
или запрещают движение, предупреждают,
требуют внимания. В промышленности и
др. коллективной деятельности цвета как
символы применяются для маркировки трубопроводов
с различными веществами или температурами,
различных электропроводов, всевозможных
жетонов, информационных карт, банковских
документов, денежных знаков, спецодежды
и др. В промышленности и быту цвет является
одним из основных факторов производственного
и бытового комфорта. Изучение психологического
воздействия определённых сочетаний цветов
‒ цветовых гармоний ‒ составляет предмет
эстетики цвета. Цветовые гармонии широко
используются как в искусстве, так и при
организации производственных процессов
для создания психологических акцентов,
обеспечивающих увеличение производительности
труда и уменьшение утомляемости работников,
а также бытовой комфорт, способствующий
активному и наиболее полноценному отдыху.
Особо важное значение цвет имеет для
повышения качества и стандартности промышленной
продукции. Как показатель высокого качества
продуктов цвет незаменим в случаях, когда
др. объективные или субъективные методы
по тем или иным причинам нельзя применить
либо когда их применение требует длительной
и трудоёмкой работы или дорогостоящей
аппаратуры. Поэтому широкое распространение
получили компараторные методы идентификации
цвета многих пищевых продуктов и веществ,
используемых в химической, лёгкой и пищевой
промышленности, а также в др. областях
народного хозяйства. Для практического
применения этих методов выпускаются
различные цветные таблицы, атласы, образцы
красок, компараторы, колориметры, цветные
фотометры и денситометры. [1], [4], [5], [6]
2. Зрительное восприятие цвета
Яркость.
В повседневной жизни мы
Пороговыми
методами всех
В светотехнике
кривая эффективной
Величина светового
потока определяется мощностью всех
монохроматических излучений
К световым
величинам относятся кроме
Освещенность
определяется отношением
Количество
освещения, падающего на какую-
Величина
количества освещения
Яркость характеризует
плотность светового потока, попадающего
в глаз от рассматриваемого
участка. Величина яркости
При равномерном
рассеянии света во все
Яркость —
это объективная
Светлота. Для
характеристики визуального
Для художественного
изображения исключительно
3. Влияние социальных аспектов на зрительное восприятие изображений
Психология зрительного
восприятия - раздел психологии, изучающий
социокультурные особенности
Процесс зрительного восприятия очень сложен, от физико-химических стадий, через предварительную обработку изображения глазом и мозгом - к психическим подсознательным и сознательным процессам идентификации и распознавания образов внешнего мира. На этом пути неизбежны определённые искажения или сбои, приводящие к неполноте полученной информации, или к её искажению (зрительные иллюзии).
Отношение человека
к объектам действительности ассоциативно,
поэтому явления совершенно равноправные
физически могут вызывать различное
субъективное воздействие. Например к
цвету, как и ко многому другому (запахи,
вкусы), с детства закладывается определённое
отношение, связанное с культурной и социальной
средой формирования личности, в период
приобретения жизненного опыта. Например,
красный цвет в СССР ассоциировался преимущественно
с праздником, весёлой демонстрацией,
красными флагами. Тот же красный цвет
был символом врага для фашистов в Германии
в период второй мировой войны. Эмоции
и реакции могут быть противоположны даже
в условиях предъявления цветового или
светового стимула, фотографического
образа одному человеку - в зависимости
от конкретной ситуации. [2],[3]
4. Психология цвета и тест Люшера
Согласно Максу Люшеру, у людей в процессе исторического развития сформировались определенные цветовые ассоциации с тем или иным видом активности. Так, темно-синий цвет, по Люшеру, связывался у наших пращуров с ночью, когда они укладывались спать. Ярко-желтый — цвет солнечного дня, цвет надежды и активности. Для примитивного человека активность выступала в двух видах: инициативы, "атаки" ( он гонится за жертвой) — красный цвет; за ним гонятся, он защищается — зеленый цвет.
Эксперименты, проведенный Люшером, показали, что чистый красный цвет стимулирует нервную систему: артериальное давление у испытуемых поднимается, возрастает частота дыхания и сердцебиения. Чистый синий цвет оказывает успокаивающий эффект: давление падает, дыхание и сердцебиение становится реже.
В целом имеющуюся
литературу по проблемам цвета, так
или иначе затрагивающую
— физика
цвета, или физиологическая
— физиология и психофизиология цвета и цветоощущений;
— психологические
исследования корреляций
— культурологические и философские проблемы цвета.
В рамках исследований физиологии и психофизиологии цвета, согласно Люшеру, наиболее интересной представляется "теория контрастов" физиолога Hering. Он обнаружил, что зрительный пурпур в глазу изменяется под влиянием цветов: светлых — в направлении успокоения, темных — в направлении возбуждения. Черный цвет приводит зрительный пурпур в первоначальное положение.
Исследования L. Steide при проверке теста на валидность в случае цветовой слепоты показали, что инстинктивная реакция на цвет в терминах контраста делает Люшер-тест валидным даже в случае цветовой слепоты.
Исследования филогенеза и онтогенеза цветового зрения позволяют выделить следующие этапы:
— различение контрастов, "темноты" и "яркости";
— различение движения;
— различение цвета.
Becker в 1953 году
показал, что цветовое видение
связано как с корой, так
и с подкоркой головного мозга.
Исайчев С. А. в 1986 году показал в сравнительном популяционном исследовании генетических основ цветового восприятия, что индивидуалные различия в восприятии цвета обусловлены морфофункциональной спецификой иерархически организованных нейрофизиологических и психологических механизмов. Диапазон фено - и генотипической изменчивости цветового зрения варьирует в зависимости от особенностей генетической и средовой структуры.
Гавриленко О. Н. выявил связь между цветовым предпочтением, личностной и ситуативной тревожностью у испытуемых-студентов. По его сведениям, лица с высокой личностной тревожностью предпочитают желтый цвет, а с высокой ситуативной тревожностью — предпочитают красный и отвергают синий.
Н. В. Серов говорит
о трех уровнях информационно-
Информация о работе Развитие зрительного восприятия цвета у детей