Развитие зрительного восприятия цвета у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:56, реферат

Краткое описание

Цвет, одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия.
В подавляющем большинстве случаев цветовое ощущение возникает в результате воздействия на глаз потоков электромагнитного излучения из диапазона длин волн, в котором это излучение воспринимается глазом (видимый диапазон ‒ длины волн от 380 до 760 нм).

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Цвет (зрительное ощущение)……...……………………………………………..3
2. Зрительное восприятие цвета
3. Влияние социальных аспектов на зрительное восприятие изображений
4. Психология цвета и тест Люшера
5. Развитие восприятия у ребенка
6. Игры на развитие восприятия цвета
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………………………………………...30

Файлы: 1 файл

Развитие зрительного восприятия цвета у детей.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

 Одно из  основных свойств зрительного  анализатора ‒ адаптация зрения  ‒ обеспечивает опознание предметов  по цвету (за счёт эффекта принадлежности цвета) при вариациях условий освещения и рассматривания в весьма широких пределах. Вместе с тем при изменении спектрального состава освещения визуально воспринимаемые различия между одними цветами усиливаются, а между другими ослабевают. Например, при желтоватом освещении, создаваемом лампами накаливания, синие и зелёные цветовые тона различаются хуже, чем красные и оранжевые, а при синеватом освещении в пасмурную погоду, наоборот, хуже различаются красные и оранжевые цветовые тона. При слабом освещении все цвета различаются хуже и воспринимаются менее насыщенными («эффект сумеречного зрения»). При очень сильном освещении цвета воспринимаются тоже менее насыщенными и «разбелёнными». Эти особенности зрительного восприятия широко используются в изобразительном искусстве для создания иллюзии того или иного освещения.

Цвет в индивидуальной и общественной практике человека. Исключительно велика роль цвета в жизни и деятельности каждого отдельного человека и общества в целом: в промышленности, транспорте, искусстве, современной технике передачи информации и т.д. В быту и на производстве цвет и их сочетания интенсивно используются как символы, заменяющие целые понятия в правилах поведения. Так, сигнальные огни того или иного цвета на транспортных магистралях разрешают или запрещают движение, предупреждают, требуют внимания. В промышленности и др. коллективной деятельности цвета как символы применяются для маркировки трубопроводов с различными веществами или температурами, различных электропроводов, всевозможных жетонов, информационных карт, банковских документов, денежных знаков, спецодежды и др. В промышленности и быту цвет является одним из основных факторов производственного и бытового комфорта. Изучение психологического воздействия определённых сочетаний цветов ‒ цветовых гармоний ‒ составляет предмет эстетики цвета. Цветовые гармонии широко используются как в искусстве, так и при организации производственных процессов для создания психологических акцентов, обеспечивающих увеличение производительности труда и уменьшение утомляемости работников, а также бытовой комфорт, способствующий активному и наиболее полноценному отдыху. Особо важное значение цвет имеет для повышения качества и стандартности промышленной продукции. Как показатель высокого качества продуктов цвет незаменим в случаях, когда др. объективные или субъективные методы по тем или иным причинам нельзя применить либо когда их применение требует длительной и трудоёмкой работы или дорогостоящей аппаратуры. Поэтому широкое распространение получили компараторные методы идентификации цвета многих пищевых продуктов и веществ, используемых в химической, лёгкой и пищевой промышленности, а также в др. областях народного хозяйства. Для практического применения этих методов выпускаются различные цветные таблицы, атласы, образцы красок, компараторы, колориметры, цветные фотометры и денситометры. [1], [4], [5], [6] 

2. Зрительное восприятие цвета

 Яркость.  В повседневной жизни мы говорим  о яркости различных по цвету  деталей, а также о яркости самого освещения, оцениваемой по белым эталонам. Во всех случаях яркость—мера количества излучения, воздействующего на глаз. Монохроматические излучения, составляющие видимый спектр от 400 до 720 нм, воздействуют на глаз не одинаково. Их зрительное воздействие определяют пороговыми методами, например методом пороговых мельканий двух полей, освещенных различными измеряемыми излучениями. Этим методом было установлено, что глаз обладает наибольшей чувствительностью к зеленым излучениям, для которых требуется более быстрая смена освещенного и неосвещенного полей (чтобы не замечать мельканий), чем при освещении другими монохроматическими излучениями (красными и синими). Именно поэтому считается, что зеленые излучения обладают большей яркостью, а синие и красные меньшей.

 Пороговыми  методами всех монохроматических  излучений определена спектральная  характеристика глаза, которая  называется кривой эффективной  чувствительности. Эта кривая, ранее  называемая кривой видности, характеризует  действие монохроматических излучений  на совокупность всех колбочковых и палочковых рецепторов глаза. При высокой освещенности эффективная чувствительность глаза в основном определяется колбочковыми рецепторами. С понижением освещенности доля участия палочковых рецепторов увеличивается, и кривая эффективной чувствительности меняется, а именно: максимум чувствительности смещается из зеленой в синюю зону спектра.

 В светотехнике  кривая эффективной чувствительности  стандартизована для дневного  освещения. По этой кривой осуществляется  переход от энергетических величин к световым, от лучистого потока к световому.

Величина светового  потока определяется мощностью всех монохроматических излучений заданного  лучистого потока, уменьшенной для  каждого из слагаемых в соответствии с кривой эффективной чувствительности глаза.

 К световым  величинам относятся кроме светового  потока освещенность, яркость, количество  освещения.

 Освещенность  определяется отношением величины  светового потока к площади,  на которую он падает.

 Количество  освещения, падающего на какую-либо поверхность, определяется произведением освещенности на время освещения.

 Величина  количества освещения называется  также экспозицией.

 Яркость характеризует  плотность светового потока, попадающего  в глаз от рассматриваемого  участка. Величина яркости определяется отношением лучистого потока, исходящего от освещенной поверхности, к площади этой поверхности, видимой со стороны наблюдателя.

 При равномерном  рассеянии света во все стороны  яркость участка остается неизменной  при его рассматривании под любым углом.

 Яркость —  это объективная инструментально  измеряемая характеристика излучения.  Эта величина прямо пропорциональна  мощности излучений. Зрительное  же восприятие яркости меняется  от мощности непропорционально.

 Светлота. Для  характеристики визуального восприятия яркости рассматриваемого участка используется субъективная характеристика цвета—светлота. Это визуальный эквивалент объективной величины — яркости. Светлота представляет собой реакцию зрительного анализатора на мощность излучения. С увеличением яркости, естественно, увеличивается и светлота, но не прямо пропорционально. Приблизительно можно считать, что светлота зависит от яркости логарифмически. Эта закономерность известна под названием закона Вебера — Фехнера, согласно которому приращение реакции зрительного анализатора прямо пропорционально относительному приращению яркости. Если яркость возрастает в геометрической прогрессии, например в два раза: I, 2, 4, 8, 16, 32, то светлота возрастает лишь в арифметической прогрессии, т. е. на некоторую постоянную величину: 1, 2, 3, 4, 5, 6… При дневном освещении двукратному увеличению яркости соответствует увеличение светлоты примерно на восемь пороговых единиц:8, 16, 24, 32, 40, 48… Всего при дневном освещении глаз может различать до 64 пороговых приращений яркости.

 Для художественного  изображения исключительно важно,  что логарифмический закон Вебера  — Фехнера справедлив лишь  в ограниченном интервале изменения  яркости. Для более точного  выражения светлоты через яркость  используют специальные формулы  или составленные по ним пересчетные таблицы. Светлоту принято выражать в процентах, так что максимальное значение светлоты, определяемой по этим формулам, соответствует 100 единицам, независимо от освещенности объекта. Однако и этот пересчет в светлоту точен лишь для одной стандартизованной освещенности объекта. При понижении освещенности вследствие неполной адаптации глаза количество зрительно различимых пороговых значений яркости меняется и, соответственно, меняется вся зависимость светлоты от яркости. [10] 

3. Влияние социальных аспектов на зрительное восприятие изображений

Психология зрительного  восприятия - раздел психологии, изучающий  социокультурные особенности зрения и зрительного восприятия у человека.

Процесс зрительного  восприятия очень сложен, от физико-химических стадий, через предварительную обработку изображения глазом и мозгом - к психическим подсознательным и сознательным процессам идентификации и распознавания образов внешнего мира. На этом пути неизбежны определённые искажения или сбои, приводящие к неполноте полученной информации, или к её искажению (зрительные иллюзии).

Отношение человека к объектам действительности ассоциативно, поэтому явления совершенно равноправные физически могут вызывать различное  субъективное воздействие. Например к  цвету, как и ко многому другому (запахи, вкусы), с детства закладывается определённое отношение, связанное с культурной и социальной средой формирования личности, в период приобретения жизненного опыта. Например, красный цвет в СССР ассоциировался преимущественно с праздником, весёлой демонстрацией, красными флагами. Тот же красный цвет был символом врага для фашистов в Германии в период второй мировой войны. Эмоции и реакции могут быть противоположны даже в условиях предъявления цветового или светового стимула, фотографического образа одному человеку - в зависимости от конкретной ситуации. [2],[3] 

4. Психология цвета и тест Люшера

Согласно Максу  Люшеру, у людей в процессе исторического  развития сформировались определенные цветовые ассоциации с тем или  иным видом активности. Так, темно-синий цвет, по Люшеру, связывался у наших пращуров с ночью, когда они укладывались спать. Ярко-желтый — цвет солнечного дня, цвет надежды и активности. Для примитивного человека активность выступала в двух видах: инициативы, "атаки" ( он гонится за жертвой) — красный цвет; за ним гонятся, он защищается — зеленый цвет.

Эксперименты, проведенный  Люшером,  показали,  что чистый красный цвет стимулирует нервную  систему: артериальное давление у испытуемых поднимается, возрастает частота дыхания и сердцебиения. Чистый синий цвет оказывает успокаивающий эффект: давление падает, дыхание и сердцебиение становится реже.

В целом имеющуюся  литературу по проблемам цвета, так  или иначе затрагивающую вопросы  диагностики, можно разделить на следующие направления:

 — физика  цвета, или физиологическая основа  цветовосприятия;

 — физиология  и психофизиология цвета и  цветоощущений;

 — психологические  исследования корреляций цветовых  предпочтений и эмоционально-личностных  параметров (например, исследования цветовых ощущений в выборке депрессивных и маниакальных больных);

 — культурологические  и философские проблемы цвета.

В рамках исследований физиологии и психофизиологии цвета, согласно  Люшеру, наиболее интересной представляется "теория контрастов" физиолога Hering. Он обнаружил, что зрительный пурпур в глазу изменяется под влиянием цветов: светлых — в направлении успокоения, темных — в направлении возбуждения. Черный цвет приводит зрительный пурпур в первоначальное положение.

Исследования L. Steide при проверке теста на валидность в случае цветовой слепоты показали, что инстинктивная реакция на цвет в терминах контраста делает Люшер-тест валидным даже в случае цветовой слепоты.

Исследования  филогенеза и онтогенеза  цветового  зрения позволяют выделить следующие этапы:

 — различение  контрастов, "темноты" и "яркости";

 — различение  движения;

 — различение  цвета.

Becker в 1953 году  показал, что цветовое видение  связано как с корой, так  и с подкоркой головного мозга.  Различение цвета, его идентификация,  называние и эстетическая реакция — все это является функцией коры; с другой стороны, различение цвета связано с различением контраста и влиянием на физиологические системы через средний мозг.

Исайчев С. А. в 1986 году показал в сравнительном  популяционном исследовании генетических основ цветового восприятия, что индивидуалные различия в восприятии цвета обусловлены морфофункциональной спецификой иерархически организованных нейрофизиологических и психологических механизмов. Диапазон фено - и генотипической изменчивости цветового зрения варьирует  в зависимости от особенностей генетической и средовой структуры.

Гавриленко О. Н. выявил связь между цветовым предпочтением,  личностной и ситуативной тревожностью у испытуемых-студентов. По его сведениям, лица с высокой личностной тревожностью предпочитают желтый цвет, а с высокой ситуативной тревожностью — предпочитают красный и отвергают синий.

Н. В. Серов говорит  о трех уровнях информационно-энергетического  влияния  цвета на человека:

Информация о работе Развитие зрительного восприятия цвета у детей