Развитие зрительного восприятия цвета у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:56, реферат

Краткое описание

Цвет, одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия.
В подавляющем большинстве случаев цветовое ощущение возникает в результате воздействия на глаз потоков электромагнитного излучения из диапазона длин волн, в котором это излучение воспринимается глазом (видимый диапазон ‒ длины волн от 380 до 760 нм).

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Цвет (зрительное ощущение)……...……………………………………………..3
2. Зрительное восприятие цвета
3. Влияние социальных аспектов на зрительное восприятие изображений
4. Психология цвета и тест Люшера
5. Развитие восприятия у ребенка
6. Игры на развитие восприятия цвета
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………………………………………...30

Файлы: 1 файл

Развитие зрительного восприятия цвета у детей.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

а) сознательном (дорожный знаки);

б) подсознательном (красный — отвага, синий — разум);

в) бессознательном (красный — ускоряет пульс).

По мнению П. В. Симонова, Ч. Осгуда и др., эмоции связаны  с аффективной нервной системой, "биологически одинаковой у всех людей" и, следовательно, бессознательный уровень цветового восприятия может быть идентичен во всех культурах, что прямо и косвенно подтверждается в работах К. Леви-Стросса, В. М. Бехтерева, Ч. Осгуда, К. Г. Юнга, В. С. Тюхтина и Дж. Гибсона. [7] В частности, Леви-Стросс высказывает мнение, что "цвета представляют собой традиционную основу, которой нельзя абсолютно свободно манипулировать с момента истории возникновения человечества". "Сознательная" информация едина для конкретной цивилизации, нации, культуры, общества. Бессознательная и частично подсознательная информация (цвет, миф, мелодия, ритм) будет единой для всего человечества". [7] Известно, что, хотя  имеются существенные различия между цветовыми словарями различных языков и относительно размытые границы между цветами, определенные "фокусные" цвета легче запоминаются и выделяются в различных культурах (исследования Р. М. Фрумкина). Фокусные" цвета запоминаются лучше и точнее других даже теми испытуемыми, в языке которых отсутствуют данные цветообозначения. Иными словами, зрительный перебор при восприятии осуществляется относительно независимо от вербального (Хейдер). Выявление фокусных цветов было проведено в исследовании Берлина и Каца среди испытуемых 20 различных языковых групп. Задача испытуемых заключалась в выборе тех цветных фишек, которые максимально соответствовали основным цветовым категориям их языка. Границы цветообозначений не всегда совпадали, но "лучшие образцы" (фокусные цвета) оказались сгруппированы вокруг 11 основных цветов: 8-ми хроматических: красного, желтого, зеленого, синего, коричневого, оранжевого, розового, фиолетового (пурпурного) и 3-х ахроматических: черного, серого, белого.

Таким образом, цвет как таковой несeт огромную смысловую нагрузку, своими корнями  уходящими в глубокую древность, при этом "бессознательный уровень цветового восприятия  идентичен во всех культурах".

Семантика цвета, по Серову, является основной культурологической характеристикой, объединяющей людей  по естественному семиотическому принципу цветового взаимодействия.

Цвет для первобытного человека являлся единственным и естественным механизмом обобщения опыта. В системе цветов, таким образом, равно как и в связанной с ней мифологией, была закодирована связанная с подсознанием модель мира. Манселл ставит знак равенства между "цветовым пространством" и "древом жизни", "древом познания" и "мировым деревом". Тернер высказывает идею о том, что "культура, как понятие "надфизиологическое", на ранних стадиях своего развития оказывается тесно связанной с физиологией человеческого тела". По его мнению, именно человеческий организм и важный для его существования опыт образуют источник для всякой классификации:

белое = семя —  союз мужчины и женщины;

белое = молоко —  мать и ребeнок;

красное = материнская  кровь — мать и ребeнок

+ группа и  социальная организация.

Существует множество  захватывающих идей и исследований о связи мифологии с семантикой цвета в разных цивилизациях.

Исследования  группы Л. М. Веккера в 70-х годах  показали, что семантика цвета  тесно связана с эмоциональной  подструктурой личности.

Эмоция отображается в трех основных модальностях: слуховой, кинестетической и зрительной. Между  этими  модальностями  и собственно эмоцией (точнее, эмоциональным комплексом, поскольку эмоция имеет "иерархическое" строение) имеются отношения подобия (изоморфизма). Алфавит слуховой модальности состоит из континуума вибраций, которым субъективно соответствует высота тона звукоряда, а также сила звука. Наиболее ярким и гармоничным примером в этом случае является мелодия.

Кинестетической модальности соответствует субъективный образ движения, который соответствует также графическому изображению.

Наконец, зрительной модальности эмоционального образа соответствует как графическое  изображение, так и совокупность цветовых представлений.

Цвет и звук являются субъективными образами, отражающими определенный спектр звуковых и электромагнитных колебаний, или вибраций. Ритимические вибрации, таким образом, являются первоосновой всех трех модальностей (Вундт).

Таким образом, как индивидуальный эмоциональный  опыт записывается с помощью трех основных алфавитов — модальностей.

Этот факт лежит  в основе ряда психотерапевтических техник (например, NLP, медитативные техники).

Существующие  идеи и гипотезы цвета позволяют  сделать по меньшей мере два практических вывода:

1. Поскольку  в цветовом образе может накапливаться нечто вроде суммы свойств различных предметов и совокупность цветов, таким образом, является единым для всего человечества простым языком, на котором, сам того не подозревая, говорит и думает каждый из нас, то этот простой язык может быть использован для создания нового поколения компьютеров, "совмещающих формально-логического язык спектроскопии и чувственно-образного язык "антропологии" и могущих работать в обоих режимах творческого мышления (Глезер В. Д.)".

2. Совокупность цветов можно использовать не только для диагностики эмоциональных состояний, но и для лечения многих психоматических расстройств.

Тест Люшера

Малый Люшер-тест состоит из стандартных 8-ми цветных  карточек.. Каждому цвету присвоено  определенное число: 1 — темно-синий, 2 — темно-зеленый, 3 — оранжево-красный, 4 — лимонно-желтый, 5 — бордо, 6 — светло-коричневый, 7 — черный и 8 (0) — серый.

Правила интерпретации

Общие значения цветов

1. темно-синий:  покой, слияние, объединение, гармония, начало координат, любовь (матери и младенца). Темно-синий — это небо и первичный океан, где зародилась жизнь. Это состояние блаженства еще не родившегося ребенка.

2. темно-зеленый:  символ — росток, пробивающийся  сквозь асфальт. Воля, целеустремленность, жизнелюбие,  решительность, упорство, честолюбие, упрямство.

3. оранжево-красный:  символ — огонь, кровь, взрыв.  Экспансия, расширение "Я", подчинение  окружающей среды, сила, энергия,  активность во всех направлениях.

4. лимонно-желтый: символ — расширяющийся луч  солнца, изменение, новые горизонты, творчество, гибкость, растворение, отзывчивость на внешние стимулы, все проникновение, радость.

5. бордовый: слияние  красного с синим, искусство,  мистичность, необычность, гармония  духовности, перерождение, рождение  нового, удвоение сущности, хрупкое динамическое равновесие.

6. светло-коричневый (сочетание красного и черного,  желтого и черного): тревога, беспокойство, болезнь, неприкаянность, неуверенность,  переживание неуютности, физический  и психологический дискомфорт, важность  соматических ощущений.

7. черный: символ  — коллапс, пустота, ночь, смерть, уничтожение, является усилителем  стоящего рядом цвета — эксцентричность.

Каждый цвет также символизирует определенный период жизни человека:

1 — период  до рождения; 2 — рождение; 3 —  активный рост и освоение мира; 4 — социализация, вхождение в общество; 5 — период вынашивания и воспитания потомства; 6 — старость, болезни, заботы; 7 — смерть; 0 — небытие, латентное существование.

Значения цветов в зависимости от положения в  ряду

1 (синий) в начале ряда — символизирует потребности, названные выше. Синий цвет — концентрический, т. е. означает "камерность" чувств.

синий в конце  ряда — символизирует депривацию потребности в ласке, любви, гармонии и покое. Отвергающий синий испытывает чувство одиночества, неудовлетворенность эмоциональными связями. Существующие отношения неудовлетворительны, но отказываться от них нельзя, поскольку мало надежды получить что-то взамен.

2. (зеленый) в  начале ряда — символизирует  целеустремленную, планирующую свои  действия личность, упорную или даже упрямую до своеволия (если зеленый на 3-4 месте).

зеленый в конце  ряда — у испытуемого все "валится  из рук" самооценка занижена, предпринимать  что-то для поддержания престижа не имеет смысла — все равно  никому ничего не докажешь. Чувство вынужденности своего положения, загнанности в угол, насилия извне, переживание своей беспомощности, безволия, заниженной самооценки.

3. (красный) в  начале ряда: предпочитающий красный  хочет все почувствовать сам,  пропустить через себя множество стимулов. Потребность в любых воздействиях, поскольку это дает ощущение реальности бытия. Широта интересов, отзывчивость на внешние события, заинтересованность  во всем, активность, сексуальность, жажда власти над окружающей ситуацией.

красный в конце ряда: вышеназванные потребности, в том числе потребность добиться положения, существенно важного для ощущения своей состоятельности, не могут реализоваться. Испытуемый ощущает себя "бабочкой, бьющейся о стекло". Силы исчерпаны в неравной борьбе с внешними обстоятельствами за свою состоятельность. 

"Столько маяться,  столько мучиться, — думает один  из героев Маркеса с отвергаемым-красным-поведением, — и только для того, чтобы  шесть паршивых кастратов тебя  убили. И ничего ты с этим  не можешь поделать".

Возможна раздражительность, сосудистые реакции.

4. (желтый) в начале  ряда: тяга к новизне, творчеству, кокетство, ветреность, изменчивость, импульсивность, отвлекаемость, отзывчивость  на все новые стимулы, новые  планы, жажда перемен, эмоциональность,  непоседливость, " детскость" видения мира, стремление к творчеству, импровизация, которые не оставляют за собой каких-либо результатов достижений. Желтый, в отличие от красного, символизирует скорее растворение в окружающей реальности.

желтый в конце  ряда: невротический сверхконтроль, опосредованное множеством проблем и забот поведение, депривация творческих способностей, чувство предопределенности своей жизни. Заботы, отсутствие психологического пространства для импровизации, гибкость поведения, низкая фрустрационная толерантность.

Это ощущение "колеи" из известной песни Высоцкого.

Отсутствие свободного времени, возможности распоряжаться  самим собой. Невозможность определить степень важности всех дел, проблем  и забот — все надо успеть, во всех мелочах соответствовать  своим представлениям о себе.

5. (бордовый) в  начале ряда: символизирует потребность во внешней гармонии, чаще всего потому, что отсутствует внутренняя гармония. Ориентация на внешний или нормативный (через Супер-эго) самоконтроль, дипломатический тип контактов, непринятие грубого обращения, тяга к искусству, философии, необычным увлечениям. Все необычное вызывает острое любопытство. Некоторые источники утверждают, что первым выбирают бордовый (фиолетовый) цвет дети, беременные женщины и гомосексуалисты. Однако все случаи предпочтения бордового цвета относить к этим причинам нельзя. Чувствительность, способность легко расстраиваться, различные гормональные изменения и т. п. факторы могут быть более предпочтительными при интерпретации.

бордовый (фиолетовый) в конце ряда: испытуемый настроен скептически (назовем его состояние "комплексом Базарова"); свою неудовлетворенную потребность в изысканных, духовных отношениях он переносит на вещи и идеи, разочарованный людским практицизмом и приземленностью. Может страдать от грубости, не производя при этом впечатление деликатного человека. Достаточно часто отвергающие 5-ый цвет имеют большие учебные достижения. В разочаровании людьми могут быть циничными, ставя идею выше человека.

6. (коричневый) в  начале ряда: испытуемый переживает  беспокойство, тревогу, физический  и психологический дискомфорт, болезненное состояние. Хочет комфорта, освобождения от проблем, не хочет "высовываться". Более точное выражение состояние связано с соседними цветами и местом в цветовом ряду, о чем ниже.

коричневый в  конце ряда: 6-ой цвет как источник стресса (см. выше), символизирует потребность в самоутверждении. Испытуемый хочет, чтобы его уважали без всяких дополнительных условий. Хочет реализовать свою "самость". Ему приходится бороться за право быть самим собой. За это право он готов претерпеть любые лишения. Это одиночество в толпе. У испытуемого очень высокие требования к себе и окружающим. Наиболее характерный выбор примерно для 13 — 22 лет. Маркер реакции эмансипации.

7. (черный) в начале  ряда: в первую очередь усиливает  значение рядом стоящего цвета.  Цвет эксцентричности, чрезмерности, экстремизма и экзальтированности, нарушения адаптации.

черный в конце  ряда: субъект хочет ощутить жизнь  сполна, жаждет свободы в своем  самоопределении. Отрицает смерть, вытесняет  страх смерти

Основные значения цветовых пар

Позиция в начале ряда

Напоминаю, что  положение пары на первых двух-трех позициях обозначает желаемые цели. Субъект может и не считать себя даже потенциальным участником желаемых отношений, иногда идентифицируясь с "носителем" желаемых качеств. Положение пары на 3-4 позициях символизирует актуальное переживание, достижение своеобразного "апогея", "насыщения" данного эмоционального переживания.

Информация о работе Развитие зрительного восприятия цвета у детей