Развитие волевых качеств военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 23:11, курсовая работа

Краткое описание

Задача моей работы заключается в том, чтобы дать наиболее корректное определение воли и её структуры. Не все ученые имеют единое мнение по такой сложной проблеме. Так же задачами моей работы будет подробное рассмотрение волевых качеств личности. Я также рассмотрю некоторые способы развития волевых качеств личности. И так же в моей работе необходимо будет доказать влияние волевых качеств личности, на продуктивность профессиональной деятельности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Понятие воли…………………………………………………………..…….4
2. Волевые качества военнослужащих…………………………….9
3. Способы развития воли……………………………………………….13
4. Влияние волевых качеств на продуктивность профессиональной деятельности……………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы………………………………..21

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (6).docx

— 46.17 Кб (Скачать)

     Волевая регуляция может включиться в  деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или  отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой  регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит  и том, что военнослужащий, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что военнослужащий сознательно заставляет себя проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для военнослужащего такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.

     Типичным  случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная  с борьбой трудносовместимых  мотивов, каждый из которых требует  в один и тот же момент времени  выполнения различных действий. Тогда  сознание и мышление военнослужащего, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями военнослужащего, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале.

     При волевой регуляции поведения, порожденной  актуальными потребностями, между  этими потребностями и сознанием  военнослужащего складываются особые отношения. С.Л. Рубинштейн охарактеризовал их так: "Воля в собственном смысле возникает тогда, когда военнослужащего оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним5. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя... как субъекта...который... возвысившись над ними, в состоянии произвести выбор между ними". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Способы развития воли.

   Развитие  волевой регуляции поведения  у военнослужащего осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные с другой - обретение военнослужащим контроля над своим поведением с третьей - выработка волевых качеств военнослужащего. Все эти процессы онтогонетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

   Внутри  каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс  и механизмы волевой регуляции  на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме  внешнеречевой регуляции и только затем - в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств военнослужащего развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее - к третичным волевым качествам. Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, солдат еще в начале службы может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель подняться по служебной лестнице, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как военнослужащие, ставшие генералами, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков - все это важные моменты в воспитании воли у военнослужащего. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным, такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение военнослужащему а случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям.

     Совершенствование волевой регуляции поведения  у военнослужащего связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у военнослужащего в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости, как несомненно положительных и ценных качеств военнослужащего могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.

   Особую  роль в развитии воли у военнослужащего по всем перечисленным направлениям выполняют служебные обязанности, причем каждый вид выполненного задания вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса.  
 
 

  1. Влияние волевых качеств  на продуктивность профессиональной деятельности.
 

   Выше мы уже говорилось, что поведение наше зависит от многих факторов, но прежде всего от нашей воли. Но наши профессиональные качества также напрямую зависят от воли. Так же продуктивность профессиональной деятельности влияют мотивы. Мотив - это то, что побуждает военнослужащего к тому или иному действию. Они являются психологическим центром военнослужащего.

   Мотивами  могут выступать потребности, интересы, убеждения, нравственные чувства. Мотивы не остаются неизменными. Одни из них  развиваются, приобретают большую  ритмичность для военнослужащего и оттесняют другие мотивы, которые занимали ранее ведущее место в его деятельности. Профессор В.И. Селиванов отмечает: "Из всей совокупности разнообразных мотивов личности в процессе жизни и воспитания постепенно начинают выделяться доминирующие и устойчивые мотивы, определяющие направленность личности, и даже её жизненную позицию (то, к чему стремится личность и в направлении чего она организует свое поведение, свою деятельность)"6. Направленность военнослужащего проявляется в особенностях интересов и потребностей военнослужащего, в особенностях целей, которые ставит перед собой военнослужащий, в установках личности, в чувствах, убеждениях человека и т.д. Направленность складывается уже в подростковом и юношеском возрасте. Во всех случаях направленность военнослужащего определяет и направление волевой активности. Направленность находит свое выражение в таком мотивационно-волевом свойстве военнослужащего, как целеустремленность. Любой человек знает, что целеустремленность самое необходимое качество в профессиональной деятельности.

   Так же в  профессиональной деятельности важны  волевые действия. Волевые действия бывают простые и сложные.

Простые волевые  действия состоят из двух звеньев: постановки цели и исполнения. Сложные волевые  действия состоят из нескольких компонентов, одним из которых является волевое  усилие.

     Волевое усилие выражается или в сосредоточении внимания на выполняемом действии, или в побуждении себя действовать  на пути к достижению цели, преодолевая  трудности и препятствия. Все  трудности, которые приходится нам  преодолевать в повседневной деятельности, можно свести к двум группам:

1) объективные трудности,  обусловленные особенностями самих  объектов и явлений, например, физическая работа, требующая больших  затрат мышечных усилий, сложная  задача, решение которой сопряжено  с большим умственным напряжением. 

2) Субъективные трудности,  обусловленные особенностями самого  субъекта, например, боязнь погружаться  в воду, когда мы не умеем  плавать; нежелание приступить  к изучению задания по нелюбимому предмету, лень к умственному или физическому труду; привычка не утруждать себя преодолением трудностей по своей инициативе, неусидчивость, неумение быть последовательным при решении какой-либо задачи и т.д.

     В зависимости  от характера трудностей мы и должны строить свое волевое поведение, чтобы успешно справиться с ними. Так, для преодоления объективных  трудностей мы должны связывать наши волевые усилия с освоением приемов  работы: чтобы преодолеть трудности  при решении математических задач, нужно приобрести необходимые знания и поупражняться на каждое правило. Для успешного преодоления субъективных трудностей мы должны направлять свои волевые усилия на формирование устойчивых мотивов, твердых жизненных убеждений  и нравственных правил поведения. Мы должны учиться подавлять у себя чувство страха, отрицательные эмоциональные  состояния при выполнении неинтересной, но нужной работы, вырабатывать привычку доводить начатое дело до конца, проявлять решительность, смелость, самостоятельность в повседневной жизни и т.д..

     Также необходимо сказать, что продуктивность профессиональной деятельности влияют:

* внимание 

* мышление 

* воображение 

* чувства человека 

* память 

* умственное развитие  военнослужащего

* привычки военнослужащего.

     Воля  непосредственно связана со всеми  этими качествами. Воля связана с вниманием. Как отмечают многие ученые и педагоги-практики, тренировка внимания является одним из важных путей формирования воли.

     Кроме этого, с помощью внимания мы приобретаем  знания. По образному выражению великого русского педагога и психолога К. Д. Ушинского, внимание-это та единственная дверь души пашен, через которую проходят все наши знания, а чем обширнее наши знания в той или иной области, тем продуктивнее волевая деятельность7. Воля связана с мышлением, так как оно помогает достигать цели с наименьшими затратами энергии. Судите сами, можно обладать сильной волей, но не добиться поставленной цели, так как недостаточно развитое мышление не подскажет нам правильного пути достижения этой цели и наши усилия окажутся напрасными.

     Особенно  хорошо это чувствуется при решении  задач. Из-за того, что мы не в состоянии  преодолеть шаблонность мышления, задача может остаться нерешенной, хотя мы и затратим много времени на ее обдумывание и проявим максимум волевых усилий.

     Воля  связана с воображением. Без развития творческого воображения будет  затруднено мысленное создание ясного плана предполагаемого действия, предвидение его последствий, что  отрицательно может сказаться на достижении поставленной цели. Воля связана  с чувствами военнослужащего. Даже трудно представить себе деятельность, которая не мотивировалась бы или не сопровождалась чувствами.

     Вы  все знаете нашего известного ученого-педагога В.А. Сухомлинского, создавшего 320 замечательных трудов, в том числе около 40 книг о воспитании. Что побуждало этого человека совершать такой гражданской подвиг, солдат, который был тяжело ранен в годы Великой Отечественной войны и к сердцу которого все ближе и ближе подступали осколки, несущие смерть. Каждый следующий день приближал час его гибели. Сухомлинский знал это и спешил поделиться с людьми своими раздумьями. Чувства бодрости, радости, уверенности в значительной степени помогают нам преодолевать трудности и достигать поставленных целей. Воля связана с памятью, без которой вряд ли возможно вообще какая-либо успешная деятельность.

     Воля  зависит от умственного развития военнослужащего. Без развитого ума она превращается в упрямство и произвол. Как пишет Я. Коменский, "ум освещает путь воле, а воля повелевает действием". Воля связана с привычками военнослужащего. Тренировка в преодолении трудностей вырабатывает привычку - ценнейшее свойство выполнять всякое дело энергично и доводить его до конца.

     Добрая  привычка, по выражению К.Д.Ушинского, есть нравственный капитал... который растет беспристрастно и процентами с него пользуется человек всю свою жизнь. Имея выработанную привычку, человек не тратит каждый раз своего сознания и воли на борьбу с теми трудностями, которые были уже раз побеждены.

Информация о работе Развитие волевых качеств военнослужащих