Развитие волевых качеств военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 23:11, курсовая работа

Краткое описание

Задача моей работы заключается в том, чтобы дать наиболее корректное определение воли и её структуры. Не все ученые имеют единое мнение по такой сложной проблеме. Так же задачами моей работы будет подробное рассмотрение волевых качеств личности. Я также рассмотрю некоторые способы развития волевых качеств личности. И так же в моей работе необходимо будет доказать влияние волевых качеств личности, на продуктивность профессиональной деятельности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Понятие воли…………………………………………………………..…….4
2. Волевые качества военнослужащих…………………………….9
3. Способы развития воли……………………………………………….13
4. Влияние волевых качеств на продуктивность профессиональной деятельности……………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы………………………………..21

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (6).docx

— 46.17 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление:

Введение…………………………………………………………………………….3

  1. Понятие воли…………………………………………………………..…….4
  2. Волевые качества военнослужащих…………………………….9
  3. Способы развития воли……………………………………………….13
  4. Влияние волевых качеств на продуктивность профессиональной деятельности……………………………….15

Заключение……………………………………………………………………….20

Список  использованной литературы………………………………..21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

     Тема  данной курсовой работы посвящена изучению воли и её воспитанию. Здесь необходимо отметить, что процесс самовоспитания тесно связан с волей. Достаточный уровень развития воли - необходимая основа и условие для осуществления программы самовоспитания. Поэтому самовоспитание воли является не только целью развития одного из качеств военнослужащих. Оно необходимо для её формирования в целом.

     Данная  тема актуальна потому, что поведение военнослужащего зависит от многих факторов, но прежде всего от нашей воли. Когда гармонично сочетаются воля и убеждения, военнослужащий способен на совершение благородных и героических поступков. Также воля военнослужащего тесно связана с его характером. По меткому выражению английского писателя С. Смайлса характер проявляется в образе действия, внушаемом и направляемом принципами, честностью, практической мудростью. В своем высшем проявлении это не что иное, как личная воля.

     Задача  моей работы заключается в том, чтобы дать наиболее корректное определение воли и её структуры. Не все ученые имеют единое мнение по такой сложной проблеме. Так же задачами моей работы будет подробное рассмотрение волевых качеств личности. Я также рассмотрю некоторые способы развития волевых качеств личности. И так же в моей работе необходимо будет доказать влияние волевых качеств личности, на продуктивность профессиональной деятельности. 
 
 
 
 

  1. Понятие воли.

   Проблема  исследования волевых процессов  поднялась в XIX в. Но в начале XX в. в связи с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась самой трудной из тех, которые необходимо было ставить и решать на новой методологической основе. Но игнорировать её полностью было невозможно, так как воля относится к числу тех психических явлений (наряду с воображением), жизненно важную роль, которых нет особой необходимости доказывать.

   По этой причине, в начале XX в. и в последующие десятилетия исследования воли продолжались, правда, не столь широко и активно, как прежде, но с использованием того же самонаблюдения в качестве основного метода выявления связанных с ней феноменов.

   Однако, вследствие неудовлетворенности общим состоянием исследований воли многие ученые в первые десятилетия текущего столетия стремились вообще отказаться от этого понятия как от якобы ненаучного, заменить его поведенческими характеристиками или какими-либо другими, операционалазируемыми и вериприцируемыми, т.е. такими, которых можно наблюдать и оценивать. Так, в американской поведенческой психологии вместо понятия воли стали употреблять понятие "устойчивость поведения" - настойчивость человека в осуществлении начатых поведенческих актов, в преодолении возникающих на их пути преград. Эту настойчивость в свою очередь объясняли такими характеристиками личности, как целеустремленность, терпение, упорство, стойкость, последовательность и т.п. Вчитываясь сегодня в работы таких замечательных психологов прошлого, как У.Джеймс в США и С.Л.Рубенштейн в России1, мы обнаруживаем, что воля вполне реальное явление, обладающее своими специфическими, легко обнаруживаемыми признаками. Еще Аристотель ввел понятие воли в систему категорий науки о душе для того, чтобы объяснить каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Воля у Аристотеля выступала как фактор, наряду со стремлением, способный изменять ход поведения: инициировать его, останавливать, менять направления и темп.

     Один  из существенных признаков волевого акта заключается в том, что он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализации. Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному признаку волевое  действие всегда можно отделить от остальных. Волевое решение обычно принимается в условиях конкурирующих, которых не в состоянии окончательно победить без принятия волевого решения. Воля предполагает самоограничение, сдерживание  некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более  значимым и важным целям, умение подавлять  непосредственно возникающие в  данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения  и идеалы.

     Еще один признак волевого характера  действия или деятельности, регулируемой волей, - это наличие продуманного плана их осуществления. Действие, не имеющее плана или не выполняемое  по заранее намеченному плану, нельзя считать волевым. Л.С. Рубенштейн писал, что "Волевое действие - это сознательное целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменению окружающую действительность в соответствии со своим замыслом2. Существенными признаками волевого действия являются: Усиленное внимание к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и результате его выполнения. Имеется в виду, что волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения. Напротив, с успешным совершением волевого акта обычно связано как раз с моральным удовлетворением. Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. Это особенно характерно для военнослужащих импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально-возбудимых, когда им приходится действовать вопреки своим природным и характерологическими данными.

     Ни  одна более или менее сложная  проблема в жизни человека не решается без участия воли. Никто на Земле  никогда еще не добился выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой  воли. Человек, в первую очередь, тем  и отличается от всех остальных живых  существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности оставались бы пустым звуком. Психологические исследования воли в настоящее время оказались разделенными между разными научными направлениями: в бихевиористски ориентированной науке изучаются соответствующие формы поведения, в психологии мотивации в центре внимания находятся внутри-личностные конфликты и способы их преодоления, в психологии военнослужащего основное внимание сосредоточено на выделении и изучении соответствующих волевых характеристик военнослужащего. Исследованиями воли занимается также психология само-регуляции поведения военнослужащего. Иными словами, в новейший период истории психологии эти исследования не прекратились, а лишь утратили прежнее единство, терминологическую определенность и однозначность. Вместе с тем они оказались расширенными и углубленными по тематике за счет применения новых понятий, теорий и методов. Сейчас многими учеными предпринимаются усилия, направленные на то, чтобы возродить учение о воле как целостное, придать ему интегративный характер. Судьбу психологических исследований воли В. А. Иванников - один из отечественных ученых, уделяющих этой проблеме значительное внимание, соотносит с борьбой двух трудно-согласуемых друг с другом концепций человеческого поведения: реактивной и активной. Согласно первой, все поведение человека представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы и задача его научного изучения сводится к тому, чтобы отыскать эти стимулы, определить их связь с реакциями. Для такой интерпретации человеческого поведения понятие воли не нужно. Определенную отрицательную роль в отказе от психологических исследований воли и свертывании их, в утверждении реактивной концепции поведения как единственно приемлемой научной доктрины сыграли исследования рефлекторного поведения: безусловных рефлексов и условного (неоперантного) обуславливания. Рефлекс в его традиционном понимании всегда рассматривался как реакция на какой-либо стимул. Отсюда и понимание поведения - как реакции. Симптоматично, что под влиянием рефлекторной концепции поведения в первые десятилетия нашего века психология в некоторых учениях была заменена на реактологию (К. Н. Корнилов) и рефлексологию (В.М. Бехтерев)3.

     Согласно  другой концепции, которая в последние  несколько десятилетий набрала  силу и находит все больше сторонников, поведение человека понимается как  изначально активное, а сам он рассматривается  как наделенный способностью к сознательному  выбору его форм. Для такого понимания  поведения воля и волевая регуляция  поведения необходимы. Оно не только требует возвращения психологии ее прежнего названия как науки о  внутреннем опыте, но и уделения достойного внимания проблеме воли в научных исследованиях человеческого поведения. Новейшая физиология, высшей нервной деятельности в лице таких ученых, как Н.А. Бернштей, П.К. Анохин, удачно подкрепляет и поддерживает эту точку зрения со стороны естествознания.

     Но  реактивные концепции поведения, особенно в самой традиционной павловской физиологии высшей нервной деятельности, по-прежнему сильны, и исход научной  борьбы между ними и теорией активного волевого поведения будет существенно зависеть от того, насколько психологам удастся соответствующими экспериментальными данными доказать реальность иных, чем стимулы, источников поведенческой активности, насколько убедительно смогут они объяснить разнообразные виды поведения, не прибегая к понятию рефлекса. Большие надежды в этой связи возлагаются на современную психологию сознания и когнитивную психологию, на новейшие методы экспериментального исследования психики военнослужащего.

     Как же с учетом сказанного понимается воля в современных психологических  исследованиях? В.И. Селиванов определяет волю как сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий. В те моменты деятельности, когда субъект сталкивается с необходимостью "преодолеть" себя (эмпирический уровень выделения препятствия, связанного с субъектом деятельности), его сознание на время как бы отрывается от объекта, предмета деятельности, или партнера и переключается в плоскость субъектных отношений. При этом осуществляется сознательная рефлексия на разных уровнях:

I уровень - осознание субъектом своих способов действий, своего состояния, режима и направления активности; понимание степени соответствия функциональной организации психики необходимой форме деятельности;

II уровень - активное изменение функционирования психики, выбор необходимого способа его преобразования.

Волевая регуляция  деятельности есть сознательное, опосредованное целями и мотивами предметной деятельности создание состояния оптимальной  мобилизованности, нужного режима 
 

  1. Волевые качества военнослужащих.

   Волевые качества военнослужащего - это уже не временные состояния, а относительно постоянные, не зависящие от данной ситуации, устойчивые психические образования военнослужащего. Воля военнослужащего есть не что иное, как сложившаяся в процессе службы определенная совокупность её свойств, характеризующая достигнутый уровень сознательной само-регуляции поведения.

   Функцией  волевой регуляции является повышение  эффективности соответствующей  деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие военнослужащего по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

   На личностном уровне воля проявляется в таких  свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно  рассматривать как первичные, или  базовые, волевые качества военнослужащего. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.

Волевого военнослужащего отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.

     Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю военнослужащего, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это - ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те, в которых одновременно выступают воля военнослужащего и его отношение к службе: деловитость, инициативность. По мнению В. А. Иванникова4, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях.

     Волевое действие, необходимость в нем  возникает тогда, когда на пути осуществления  мотивированной деятельности появилось  препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить  суть возникшей проблемы. Включение  воли в состав деятельности начинается с постановки военнослужащим перед собой вопроса: "Что случилось?" Уже сам по себе характер данного вопроса свидетельствует о том, что воля тесным образом связана с осознанием действия, хода деятельности и ситуации. Первичный акт включения воли в действие фактически заключается в произвольном вовлечении сознания в процесс осуществления деятельности. Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение военнослужащим волевого контроля над ними. Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные с учением. Энергия и источник волевых действий всегда так или иначе связаны с актуальными потребностями военнослужащего. Опираясь на них, военнослужащего придаст сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.

Информация о работе Развитие волевых качеств военнослужащих