Развитие связной речи у детей с ОНР 3 уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявление особенностей связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня.
Основными задачами исследования являются следующие:
1) Теоретическое обоснование проблемы исследования связной монологической речи в психолого-педагогической литературе.
4) На основе полученного исследовательского материала сформулировать выводы.
5) Оформление методических рекомендаций по формированию связной речи.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. ...3
Глава 1.Теоретическое исследование проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР……………………. 6
1.1.Понятие об общем недоразвитии речи………………………………… 6
1.2. Особенности развития связной речи у детей в норме и с ОНР…….. 11
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………….....22
Глава 2 Основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР……………23
2.1. Методика коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня…………………23
Заключение…………………………………………………………………..36
Библиография………………………………………………………………..39

Файлы: 1 файл

курсовая связная речь.docx

— 57.15 Кб (Скачать)

Г.Р. Шашкина указывает, что основные направления коррекционной работы по обучению детей с ОНР составлению рассказов и пересказов с элементами творчества разрабатываются в подготовительной группе, на втором году обучения, исходя из данных обследования детей [51].

Логопед может прибегнуть сначала к вопросам, помогающим установить последовательность событий, или представить свой образец рассказа [51, с.94].

Творческим видом работы является составление детьми рассказа, опосредованно связанного с предложенной серией картинок. После предварительного разбора и составления рассказа по данной серии (например, по серии "Синички", состоящей из трех картинок) логопед или воспитатели проводят краткую беседу о том, как необходимо зимой подкармливать птиц, и затем предлагают детям составить об этом небольшой рассказ [51, с.94].

Для формирования внутренней речи детей, которая программирует связное высказывание и сокращает развернутое высказывание до свернутой смысловой схемы (исследования Л.С. Выготского), целесообразно в качестве заключительного этапа работы над каждой серией последовательных сюжетных картинок предлагать детям выделять главную мысль в рассказе. Это умение формируется у детей с определенным трудом, поэтому необходима помощь взрослых в виде умело поставленных вопросов, подводящих к правильному ответу. Помощь уменьшается по мере овладения детьми навыком составления рассказа по серии сюжетных картинок. Такая работа подводит детей к умению пересказывать услышанные тексты [9].

Параллельно с работой по формированию умения составлять рассказы по картинке и серии последовательных картинок Г.Р. Шашкина рекомендует уже с первых занятий готовить детей к овладению высказыванием без зрительной опоры [51, с.95].

Начинать эту работу необходимо с подбора глагольного словаря к определенному существительному. Дети называют предмет, нарисованный на картинке, а затем вспоминают, придумывают и называют, что этот предмет может совершить (например: "Кошка спит, мяукает, царапает" и т.д.), т.е. отвечают на вопросы: что делает? или что умеет делать? После такой предварительной работы легче справиться с составлением предложений по предметным картинкам.

В первую очередь используется детский опыт, поэтому надо начинать с предметных картинок с изображением детей, затем взрослых, позже добавляются картинки, на которых нарисованы знакомые животные, а в последнюю очередь используются картинки с изображением неодушевленных, но знакомых детям предметов.

Далее предметная картинка заменяется словом, дается задание: "Составьте предложение про кошку". Предложения, составляемые детьми, как правило, нераспространенные (Кошка бегает. Кошка мяукает. Кошку гладят. Кошку кормят). Следует учить детей распространять предложения, для чего ставится обязательное условие: сказать про кошку, какая она (словарь прилагательных), или указать, где она находится (Кошка лежит на диване), или почему она это сделала. (Кошка захотела есть и утащила кусок колбасы со стола). Эта наработка определенных речевых структур подводит детей к составлению описательного рассказа о данном предмете.

Такая работа проводится систематически в рамках каждой изучаемой лексической темы ("Овощи", "Фрукты", "Животные" и др.).

Переходя к новой семантической группе слов, логопед и воспитатели помогают детям наводящими вопросами, как бы программируя рассказ о том или ином предмете, напоминая, что надо о нем сказать. Постепенно роль взрослых уменьшается, дети переходят к самостоятельному описанию предмета.

После того как у детей сформировался навык составления предложений по одной предметной картинке, необходимо перейти к обучению составлять предложения и рассказы по двум или нескольким предметным картинкам. Большую помощь в этой работе оказывают фланелеграф и вырезанные по контуру изображения. Их можно использовать при моделировании на фланелеграфе различных вариантов действий в пространстве, что помогает детям развивать фантазию, творческое воображение. (Например, используются контурные изображения кошки, которая по забору подкрадывается к птичке, или забралась на забор, или хочет залезть в гнездо к птичке.)

По мере овладения навыком составления рассказа по картинкам предлагается составить рассказ по опорным словам, детям даются слова, сюжетно менее связанные, например: мальчик, трамвай, бабушка, девочка, арбуз, кухня.

Количество опорных слов уменьшается постепенно, и дети должны уже составить предложение, а затем и рассказ только по одному опорному слову.

Логопед и воспитатели на этом этапе стараются меньше помогать детям в построении рассказа, призывая их сочинять, фантазировать, привлекать свои знания об этих предметах [51].

Н.В. Нищева всю работу по развитию связной речи делит в каждой группе на кварталы [30]. В средней группе в первом квартале обучение связной речи сводится к следующему:

1. Развивать  умение детей вслушиваться в  обращённую речь.

2. Развивать  диалогическую речь. Стимулировать  речевые реакции, учить отвечать  на вопросы предложениями из 2-3 слов: Кто это? Это кот. Что ты  видишь? Я вижу дом.

3. Учить  детей составлять простые предложения  из 2-3 слов (по демонстрации действия  и по картине),

4. Учить  детей повторять за взрослым  рассказы описания, загадки - описания  из 2-3 предложений об овощах, фруктах, грибах, диких и домашних животных, игрушках, предметах одежды, мебели, посуды.

Во втором квартале обучение связной речи включает в себя:

1. Совершенствовать  диалогическую речи. Необходимо  закрепить умение отвечать на  вопросы предложениями из 2-3 слов. Поддерживать и развивать активную  позицию ребёнка в диалоге.

2. Закрепить  умение строить предложения из 2-3 слов по демонстрации действия  и по картине.

3. Закрепить  умение повторять рассказы из 2-3 предложений. Упражнять детей  в составлении рассказов-описаний  и загадок-описаний о зимующих  и домашних птицах, домашних и  диких животных.

 Учить детей пересказывать  тексты из 2-3 простых предложений.

Развитие связной речи в третьем квартале предполагает:

1. Закрепить умение  составлять предложение из 3 слов.

2. Продолжать упражнять  детей в пересказе текстов  из 2-3 предложений

3. Учить детей составлять  рассказы из 3 предложений о предмете  и по картинке сначала предметной, а потом сюжетной.

4. Поддерживать общение  между детьми, учить детей выслушивать друг друга до конца [30, c.11].

В старшей группе задачи обучения связной речи усложняются: увеличивается объём предложения до 4-6 слов, вводится план рассказа или пересказа, по которому дети должны строить свои устные высказывания, вводится творческий пересказ, развивается умения составлять рассказы по серии сюжетных картинок, детей учат рассказывать о своих чувствах и чувствах других людей [30, c.177-189].

В подготовительной к школе группе развитию связной речи уделяют много внимания.

В первом квартале среди прочих задач обучения связной речи ставятся следующие:

1. Развивать у детей  стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.

2. Учить грамотно задавать  вопросы. Стимулировать развитие  и формирование не только познавательного  интереса, но и познавательного  общения.

Во втором квартале внимание уделяется обучению использовать принятые нормы вежливого речевого общения, формировать коммуникативные навыки, обучению правильно строить и использовать в речи сложноподчинённые предложения.

В третьем квартале задачи развития связной речи следующие:

1. Совершенствовать навыки  полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа  из личного опыта.

2. Развивать индивидуальные  способности детей к творческой  речевой деятельности.

3. Развивать умение  отбирать для творческих рассказов  самые интересные и существенные  позиции, находя исходную форму  передачи, включая в повествование  описания природы, окружающей действительности [30].

Таким образом, в настоящее время существует множество методик, предлагающих разные способы и приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста. Все методики построены на принципе постепенного усложнения заданий и постепенного увеличения самостоятельности при составлении предложения, что в конечном итоге повышает уровень развития связной монологической и диалогической речи.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В связной речи реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, заранее спланированном изложении. Умение связно излагать свои мысли очень важно для человека. Последовательность и логичность, полнота и связность, композиционное оформление являются важными качествами связной речи, и этими качествами человек должен владеть в полной мере.

Многие специалисты (В.П. Глухов, Л.Г. Парамонова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская) доказывают, что у детей с ОНР связная речь оказывается недостаточно сформированной, и говорят о важности ее развития для формирования речевой системы в целом, в связи с этим изучение связной речи у детей с ОНР представлялось нам актуальным.

В результате изучения психолого-педагогической литературы мы установили, что связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

Нами была выбрана данная тема, которая, по нашему мнению, является актуальной в наше время, особое внимание было обращено на проблему, отраженную в гипотезе: старшие дошкольники с ОНР (с III уровнем речевого развития) значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной монологической речи. У этих детей отмечаются трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, низкий уровень фразовой речи. Для изучения связной повествовательной речи нами была использована методика В.П. Глухова, которая показала, что дети с речевыми нарушениями имеют значительные отклонения в развитии связной повествовательной речи по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками.

По результатам нашего исследования мы можем сказать, что уровень развития связной повествовательной речи детей с ОНР ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием. Для их высказываний характерны непоследовательность рассказывания, нарушение связности, лексические затруднения. Поэтому мы можем сказать, что наша гипотеза полностью нашла свое подтверждение, цель достигнута, задачи выполнены.

В настоящее время необходимость более глубокого изучения вопросов речевого развития детей с ОНР связана с их обучением в школе и дальнейшей успешной социализации.

Важность развития умений и навыков связного рассказывания обусловлена тем, что этот вид речевой деятельности вызывает наибольшие затруднения у младших школьников с ОНР и при спонтанном развитии не достигает того уровня развития, который достигается благодаря специальному обучению. Большое количество разработок в области формирования связной речи указывает на то, насколько важно знание особенностей развития умений и навыков связной речи у младших школьников с ОНР.

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям /З.Е.Агранович. — СПб: Детство-пресс,2004, —236 с.
  2. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. — Москва: Издательство «Академия», 1997, —328 с.
  3. Арушанова, А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи. /Дошкольное воспитание. 1993 г. № 9,—126 с.
  4. Ахунджанова, С. Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности. / Дошкольное воспитание 1983 г. № 6, —126 с.
  5. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И.Божович. —Москва: Просвещение, 1972, —250 с.
  6. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учеб. -метод. Пособие / Г.А.Волкова. —СПб: Детство-пресс,2003, —144 с.
  7. Волкова, Л.С., Шаховская, С.Н. Логопедия. 3-е изд./ Л.С.Волкова, С.Н.Шаховская. —Москва: Владос, 1999, —491 с.
  8. Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. —Москва: ВЛАДОС, 2002, —238 с.
  9. Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С.Выготский. — Москва: Просвещение,1996,-420 с.
  10. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. -2-е изд., исп. и доп. / В.П.Глухов. —Москва: АРКТИ, 2004. — 168 с. (Библиотека практикующего логопеда)
  11. Гвоздев, А.М. Вопросы изучения детской речи / А.М.гвоздев. —Москва: Издательство «Академия», 1991, —211 с.
  12. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н.Ефименкова. —Москва: Медицина, 1990, - 266 с.
  13. Жукова, Н.С. Формирование устной речи / Н.С.Жукова. —Москва: Просвещение, 1994, —328 с.
  14. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, второе издание / Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, —Москва: Просвещение, 1990, —316 с.
  15. Зарубина, Н.Д. Методика обучения связной речи / Н.Д.Зарубина. —Москва: Издательство «Русский язык», 1997, —308 с.
  16. И. Сохин, Ф.А. Психолого - педагогические проблемы развития речи дошкольника. / Вопросы психологии. 1989 г. № 4.
  17. Колунова, Л.А. Работа над словом в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед, наук / Л.А.Колунова. —Москва: МГУ,1993, — 212 с.
  18. Кольцова, М.Н. Ребенок учится говорить/ М.Н.Кольцова. —Москва: Просвещение, 1974, —218 с.
  19. Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Зима», «Весна, «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР / В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. —Москва: ООО «Издательство ГНОМ ид», 2002, —382 с.
  20. Кучинский, Г.М. Диалог и мышление / Г.М.Кучинский. — Минск: Изд-во БГУ,1983, —190с.
  21. Ладыженская, Т.А. Живое слово / Т.А.Ладыженская. —Москва: Педагогика, 1988,-191 с.
  22. Левина, Р.Е. Опыт изучения не говорящих детей-алаликов/ Р.Е.Левина, —Москва: Просвещение, 1951, —234 с.
  23. Левина, Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е.Левина, Н.А.Никашина // Основы теории и практики логопедии. — Москва: Просвещение, 1968, — 67-85 с.
  24. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А.Леонтьев. — Москва: Смысл, 2008, —368с.
  25. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А.Леонтьев. —Москва: Просвещение, 1985, —214 с.
  26. Лисицина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И.Лисицина. —СПб: Питер, 2009, —320 с.
  27. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сб. метод, реком. —СПб. Москва: САГА: Форум, 2006, —272 с.
  28. Люблинская, А. А. Воспитателю о развитии ребенка / А.А.Люблинская. — Москва: Просвещение, 1972, —264 с.
  29. Немов, Р.С. Психология. Том 2 / Р.С.Немов. — Москва: АРКТИ, 1998, —387 с.
  30. Нищева, Н.В. Развивающие сказки / Н.В.Нищева. — СПб: Детство-пресс, 2004, — 139 с.
  31. Новотворцева, Н.В. Энциклопедия речевого развития / Н.В.Новотворцева. — Росмэн, 2008, —192 с.
  32. Носкова, Л.П. Методика развития речи дошкольников / Л.П.Носкова. —Москва: ВЛАДОС, 2004, —401с.
  33. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А.Поваляева. —Ростов-на-Дону: Феникс, 2001, —448 с.
  34. Река, Л. О занятиях по развитию речи. / Дошкольное воспитание 1990 г.№3, —126 с.
  35. Репит, М.Г., Герман, Н. А. Обучение дошкольников правильной речи / М.Г.Репит, Н.А.Герман. —Чебоксары, 1980, —178 с.
  36. Розенкарт - Пупко Л. Формирование речи у детей раннего возраста / Л.Розенкарт-Пупко. —Москва, 1963,—314 с.
  37. Синцова, А.А. Занятия по развитию речи / А.А.Синцова. —Москва: Чистые пруды, 2006, —359 с.
  38. Смирнова, А.А, Леонтьева, А.Н., Рубинштейн, С.Л. Психология А.А.Смирнова, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейн. —Москва: Просвещение 1962, —412 с.
  39. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду / Л.Н.Смирнова. —Москва: Эксмо Пресс, 2004, —214 с.
  40. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции / Е.Ф.Соботович. —Москва: Классик Стиль, 2003, —124 с.
  41. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А.Сохин. —Москва: Просвещение, 1984, —296 с. 
  42. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи / Т.А.Ткаченко. —СПб: Детство-пресс, 1999, —215 с.
  43. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И.Тихеева. —Москва, 1981, —360 с.
  44. Ушакова, О.С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет. / Дошкольное воспитание. 1972 г. № 9,—126 с.
  45. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С.Ушакова. —Москва: ВЛАДОС, 2004, — 277 с.
  46. Федоренко, Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П.Федоренко. —Москва: Просвещение, 1977, —276 с.
  47. Филичева, Т.Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение / Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. —Москва: Изд-во ГНОМ и Д. 2000, —128 с.
  48. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.Ф. Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с ОНР / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. — Москва: Знание, 1991, —365 с.
  49. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф.Фомичева. — Москва: Просвещение, 1989, —324 с.
  50. Чиркина, Г.Ф. Методы обследования речи детей: пособ, по диагностике речевых нарушений / под ред. проф. Г.Ф.Чиркиной.  3-е изд. доп.— Москва: АРКТИ, 2003, —240 с.
  51. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. Пособие для студ. высш, пед, учеб. Заведений / Г.Р.Шашкина. —Москва: Издательский центр «Академия», 2003, —240с.
  52. Швайко, С.Н. Игры и игровые упражнения для развития речи / С.Н.Швайко. —Москва, 1988, —124 с.
  53. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития / Д.Б.Эльконин. —Москва: Тривола, 1994, —324 с.

Информация о работе Развитие связной речи у детей с ОНР 3 уровня