Развитие связной речи у детей с ОНР 3 уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявление особенностей связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня.
Основными задачами исследования являются следующие:
1) Теоретическое обоснование проблемы исследования связной монологической речи в психолого-педагогической литературе.
4) На основе полученного исследовательского материала сформулировать выводы.
5) Оформление методических рекомендаций по формированию связной речи.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. ...3
Глава 1.Теоретическое исследование проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР……………………. 6
1.1.Понятие об общем недоразвитии речи………………………………… 6
1.2. Особенности развития связной речи у детей в норме и с ОНР…….. 11
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………….....22
Глава 2 Основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР……………23
2.1. Методика коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня…………………23
Заключение…………………………………………………………………..36
Библиография………………………………………………………………..39

Файлы: 1 файл

курсовая связная речь.docx

— 57.15 Кб (Скачать)

В дошкольном возрасте, работая с детьми 5-6 лет с ОНР, логопед придает большое значение формированию навыков рассказыванию. Детей обучают связным высказываниям, которые характеризуются самостоятельностью, законченностью, логической связью между своими частями. В саду происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказ, рассказ.

ПЕРЕСКАЗ - связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Пересказ- сравнительно легкая речевая деятельность. Ребенок с ОНР излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора и чтеца-логопеда (словарь, синтаксические конструкции, композиция, выразительность).

Конечно, в пересказе ребенка присутствуют элементы творчества, - это непередача текста наизусть, не механическое заучивание. Важно, чтобы ребенок с ОНР осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора, сопереживая героям.

Логопеды чаще практикуют в основном близкий к тексту пересказ, пересказ фрагментов (в дидактических играх), пересказ по аналогии (с заменой героя, сезона и т. д.).

РАССКАЗ - самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа (по заданию) – более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок с ОНР должен сам определить в соответствии с заданной темой содержание и выбрать форму повествования.

Серьезной задачей являются систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (логопеда или своему). Необходимо показать ребенку, что его рассказ нужен, поддержать естественную потребность высказаться, желание что-то сообщить слушателям. Важно, чтобы дети чувствовали радость и удовлетворение от своих рассказов, видели их пользу.

По форме рассказы бывают описательными и сюжетными, рассуждение, повествование.

ОПИСАНИЕ - это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Обычно в описании много точных определений, обстоятельств, но желательно, чтобы присутствовали элементы образности, которая так привлекает детей.

Описательному рассказу присущи своя структура, композиция. В начале его называется предмет, затем в соответствии с порядком обследования указываются характерные признаки, назначение и взаимосвязь частей и в заключении говорится о назначении предмета или о действиях с ним. Естественно, что описание какого-либо трудового процесса опирается на его последовательность (например: как я делаю лодочку, стираю и т. д.).

СЮЖЕТНЫЙ (повествовательный) рассказ – это передача событий, происходящих в определенной последовательности с каким-нибудь героем. Детям дается представление о типичной структуре таких рассказов – вначале

(экспозиция) называется герой (или герои), иногда дается описание его внешнего вида, затем излагается первое событие (завязка), по возможности объясняется, когда, где оно происходило. Далее действие развивается, устанавливается временная или причинная связь между двумя- тремя эпизодами, после чего следует окончание (развязка). 

Еще большее значение, чем форма изложения, имеет содержание рассказа. Чтобы определить, насколько доступно задание для ребенка с ОНР, и выбрать ведущие приемы, которые помогут ему выполнить это задание, следует учитывать два фактора: о чем должен говорить рассказчик и на какой психический процесс он будет при этом опираться.

Например, ребенку предлагается описать игрушечного мишку, того, которого он сейчас держит в руках (воспринимает), того, который находится в зале и знаком ему по музыкальным занятиям (припоминает), того, какого бы он сделал себе, если бы был конструктором игрушек (фантазирует).

В связи с этим для дошкольников можно выделить три категории рассказа:

  • Рассказ по восприятию (о том, что ребенок видит в момент рассказа);
  • Рассказ по памяти (о том, что воспринимал до момента рассказа);
  • Рассказ по воображению (придуманный, основанный на вымышленном материале, на преобразовании имеющихся представлений) или творческий;
  • В обучении рассказыванию детей с ОНР применяются специфичные приемы, назначения которых – получить от ребенка связное высказывание, монолог (а не ответ словом, фразой, жестом).

 

Формы организации обучения связной речи в подготовительной группе с детьми с общим недоразвитием речи могут быть различными: занятия, игра, экскурсии, наблюдения.

Логопед организует занятия по развитию связной речи, экскурсии, наблюдения, игры. Воспитатель в свою очередь решает задачи по развитию связной речи у детей на занятиях по культуре речи, по развитию математических представлений, по изобразительному искусству, конструированию, на прогулке, во время режимных моментов, где предоставляются большие возможности для свободного общения.

На занятиях используются такие приемы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности и др. Во время занятий необходимо постоянно создавать такие ситуации, которые побуждали бы ребенка к продуцированию речевых высказываний, развивали желание поделиться своими впечатлениями, рассказать о событиях в своей жизни. Методика применения различных приемов и сам их выбор претерпевают изменения на различных этапах обучения в зависимости от стоящих задач, от степени подготовленности детей, от уровня их активности, самостоятельности и т.п.

Для эффективного развития речи необходимо уточнение и обогащение не только языковой, но и предметной действительности. Ребенок более уверенно и полно будет рассказывать о том, что ему хорошо известно. Установление прочных связей между личным опытом и речевым материалом помогает усвоить новое, требует от ребенка припоминания события, факта, определенных волевых усилий, что поддерживает его активность на занятиях.

Программа занятий должна предусматривать использование на занятиях по развитию связной речи и игровой мотивации. Мотивация общения строится на заинтересованности детей речевой деятельностью. Игровая мотивация используется для повышения интенсивности обучения связной речи. Педагогами и психологами определен принцип использования игровой мотивации на разных возрастных этапах. В подготовительной к школе группе игровая мотивация строится в сюжетно-ролевой игре на основе сюжетосложения, при этом сюжет должен быть интересен для детей и одновременно должен побуждать детей к речевой деятельности. Введение игровых моментов с широким использованием выразительных средств, наглядности, практических действий с предметами, активных эпизодических и систематических наблюдений за различными объектами поддерживают положительный эмоциональный настрой детей, интерес к занятию.

В свободной деятельности дети самостоятельно или совместно с воспитателем закрепляют правильное и сознательное употребление в речи предложных конструкций, употребление отработанных на занятиях грамматических категорий и поставленных звуков, использование правильной интонации, элементов эмоционально выразительной речи.

Родителям даются рекомендации и проводится показ приемов работы по развитию связной речи на занятиях.

Т.А.Ткаченко при работе над формированием связной речи, у детей с ОНР использует вспомогательные средства, такие как наглядность и моделирование плана высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и "свертыванием" плана высказывания. В результате обозначается следующий порядок работы:

  1. Пересказ рассказа по наглядному действию;
  2. Рассказ по следам наглядного (демонстрируемого) действия;
  3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;
  4. Пересказ рассказа по серии сюжетных картин;
  5. Составление рассказа по серии сюжетных картин;
  6. Пересказ рассказа по сюжетной картине;
  7. Рассказ по сюжетной картине.

Особенностью данной системы работы является то, что последовательно применяя этапы обучения, удается формировать связную речь у тех детей, которые изначально не владели, развернутыми смысловыми высказываниями[42].

В специальной литературе недостаточно полно отражено содержание коррекционно-педагогической работы по обучению старших дошкольников умениям и навыкам построения связного высказывания с элементами творчества, особенно придумывание рассказов, сказок.

При оценке готовности к творчеству детей учитываются следующие моменты:

  1. Правильно ли передается замысел, тема;
  2. Какова степень точности в обрисовке персонажей;
  3. Какова самостоятельность и логическая последовательность изложения;
  4. Какие используются художественные средства, характерные для сказок;
  5. Использование выразительности голоса (смысловых пауз, ударений, интонационной окраски).

Основные направления коррекционной работы по обучению детей с ОНР составлению рассказов и пересказов с элементами творчества в подготовительной группе, во время второго года обучения:

1. Составление предложений по двум предметным картинкам (бабушка, кресло; девочка, ваза; мальчик, яблоко) с последующим распространением однородными определениями, другими второстепенными членами предложения. (Мальчик ест яблоко.  Мальчик ест сочное сладкое яблоко. Маленький мальчик в клетчатой кепке ест сочное, сладкое яблоко.)

2. Восстановление различного рода деформированных предложений, когда слова даны в разбивку (живет, в, лиса, лесу, густом); одно или несколько, или все слова употреблены в начальных грамматических формах (жить, в, лиса, лес, густой); имеется пропуск слов (Лиса... в густом лесу.); отсутствует начало (...живет в густом лесу) или конец предложения (Лиса живет в густом...).

3. Составление предложений по «живым картинкам» (предметные картинки вырезаны по контуру) с демонстрацией действий на фланелеграфе.

Этот вид работы очень динамичен, позволяет моделировать ситуации, включая пространственные ориентиры, помогает закрепить в речи многие предлоги, употребление предложно-падежных конструкций. Например: петух, забор.  (Петух взлетел на забор. Петух перелетел через забор. Петух сидит на заборе. Петух ищет корм за забором.  и т. д.) 

  1. Восстановление предложений со смысловой деформацией.  (Мальчик режет бумагу резиновыми ножницами.  Дул сильный ветер, потому что дети надели шапки.) 
  2. Отбор слов из названных логопедом, и составление с ними предложения.  (Мальчик, девочка, читать, писать, рисовать, мыть, книжку).

Постепенно дети учатся располагать предложения в логической последовательности, находить в текстах опорные слова, что является следующей ступенькой к умению составлять план, а затем определить тему высказывания, выделить главное, последовательно строить собственное сообщение, которое должно иметь начало, продолжение, конец.

В процессе выполнения этих заданий у детей активизируется сформированное ранее представление о семантике слов и словосочетаний, совершенствуется навык отбора языковых средств для точного выражения собственной мысли [45,19].

М.А. Кольцова считает, что сказки, сочиненные детьми дошкольного возраста, являются сплавом того, что они выучили, слышали ранее, что видят сейчас: "Рассказывая сказку, ребенок учится использовать ранее усвоенные фразы. Использует он их здесь не механически, а в новых комбинациях, создавая что-то свое, новое. В этом залог развития творческих способностей человеческого ума" [18]. Успех коррекционной работы на этом этапе во многом определяется созданием естественной речевой среды. Правильно организованная учебно-речевая деятельность является лишь одним из путей формирования мотиваций.

Для выявления особенностей монологической речи и возможностей детей составлять рассказы с элементами творчества Г.Р. Шашкиной предлагаются следующие задания:

1. Завершить  рассказ по готовому началу (с  опорой на картинку). Задание позволяет  выявить возможности детей в  решении поставленной творческой  задачи, умение использовать при  составлении рассказа предложенный  речевой и наглядный материал. Дети должны продолжить рассказ  о ежихе с ежатами, придумать  концовку о том, что сделали  дети после того, как понаблюдали  за семейством ежей.

2. Прослушать  текст и найти в нем смысловые  ошибки.

Например, "Осенью вернулись из жарких стран зимующие птицы - скворцы, воробьи, соловьи". "В лесу дети слушали песни певчих птиц - соловьев, жаворонков, воробьев, галок". После исправления смысловых ошибок, необходимо составить предложения, употребляя вместо слова "летают" другие, более характерные слова: кружат, мелькают ласточки; суетятся, вьются воробьи; проносятся стрижи.

3. Пересказать  короткий текст. Для оценки возможностей  пересказа можно использовать  рассказ Л.Н. Толстого "Катя и  Маша". Предлагаются следующие  варианты творческих заданий: придумать  продолжение событий; инсценировать  рассказ; ввести новые персонажи.

4. Составить  рассказ-описание любимой игрушки  или игрушки, которую хочешь получить в день рождения [51, с.89].

Информация о работе Развитие связной речи у детей с ОНР 3 уровня