Развитие организаторских умений младших подростков в деятельности воспитателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 08:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования: определить систему методов по развитию организаторских умений.
Гипотеза: Уровень развития организаторских умений зависит от системы методов воспитания, используемых воспитателем в целенаправленной, планомерной работе по их развитию.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1) изучить разработанность проблемы развития организаторских умений в психолого-педагогической литературе;
3) проанализировать возможности младших подростков и их готовность к развитию организаторских умений;

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Бердагулова.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

По сути своей каждая из викторин прибавляет что-то своё к мировому опыту. В том числе и КВН.

КВН-это клуб, где собираются, чтобы отдохнуть, повеселиться, а вовсе не театр импровизации. Главное в КВН-это юмор.

Конкурс - атом КВН. При монтаже конкурсов сценария КВН наряду с разнообразием форм и тем конкурсов надо учитывать и то, чтобы все члены команды проявили себя и как личности, и как сплочённый коллектив.

За несколько дней до проведения КВН дети делятся на две команды. За это время они должны:

- придумать название своей  команды

- подготовить эмблему

- придумать и выучить  девиз

- выбрать музыку, под которую они будут петь или танцевать

- подготовить номер художественной  самодеятельности (танец, песня, сценка)

- выбрать капитана команды

- распределить роли

- выучить слова

- прорепетировать сценки  и выступление

 




 

 


 



 

 

 

Рис.3 Методы сплочения команды

 

Также дети должны помочь классному руководителю сделать приглашения на КВН для родителей, оформить зал, сцену, нарисовать праздничные плакаты. Для сценки детям будут необходимы костюмы, поэтому им следует спросить у организатора, есть ли подходящие для их сценки или танца костюмы, если нет, то сделать или сшить самим.

Капитаны команды должны подготовить себе костюмы, отличающиеся от костюмов других членов команды, суметь организовать команду, раздать каждому члену команды определённые обязанности для того, чтобы в команде не произошли разногласия. Каждый коллектив, сделавший заявку на участие в состязании весёлых и находчивых, старается скомплектовать команду из самых остроумных, эрудированных, вообще самых-самых. И команда эта, естественно, создаёт представление у всех участников соревнования о коллективе, её пославшем.

Клуб весёлых и находчивых является преимущественно молодёжной организацией. Клуб воспитывает мужественных, бодрых, весёлых и неунывающих. Члены клуба не боятся временных и поставленных трудностей, они всегда уверены в своих силах и готовы преодолеть любые препятствия и конкурсы в борьбе за победу.

Каждый член КВН имеет право:

1. Участвовать как в  подготовке, так и в проведении  заседаний-встреч КВН

2. Видеть недостатки в работе клуба и принимать меры к их устранению в кратчайшие исторические сроки

3. Требовать личного участия  во всех конкурсах, за исключением  самых лёгких

4. Критиковать ещё не  принятые решения жюри.

В школьных мероприятиях проявляются коммуникативные навыки учеников, их способности, адаптация в группе, умение организовывать коллектив, проявлять себя, выступать перед зрителями, также явно можно пронаблюдать статус ребёнка в школе, группе. Школьное мероприятие выявляет умение ребёнка сплотить коллектив, умение выступать перед зрителями, если эти навыки не достаточно развиты, само участие в данном мероприятии помогает ребёнку развить эти навыки, поспособствует развитию у ребёнка умения выступать перед зрителями. Именно в школьных мероприятиях развиваются организаторские способности ребёнка, умение ребёнка войти в роль, умение сплотить коллектив. Участие в школьных мероприятиях поможет ребёнку избавиться от имеющихся у него комплексов, поможет повышению статусной роли в группе, поможет ребёнку найти себя, стать увереннее, самоутвердиться и просто сделает класс дружнее, а детей научит взаимопомощи, взаимопониманию.

И наконец, я бы предложила не смотря на масштабность мероприятия, деткам побольше общаться, но не в мире интернета, а при реальных встречах, обсуждать идеи и предложения, подключать к процессу организации родителей, коллективные мероприятия всегда интересны и познавательны.

Можно сделать вывод, что любое внеурочное мероприятие способствует эмоциональной разгрузке ребёнка, помогает ребёнку раскрыться, проявить себя, показать свои умения и навыки, исправить многие свои недостатки.

Таким образом, участие в общешкольных праздниках поможет ребёнку в будущем реализовать себя как самостоятельную, активную личность, умеющую сплотить коллектив, организовать детей, помочь им при решении каких-либо проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА    2.  ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАТОРСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ  В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ.

 

2.1  Важными  для настоящего исследования  являются выделенные И.П.

Ивановым следующие организационные постулаты и методические идеи технологии КТД : сочетание индивидуального и коллективного творчества; коллективная организация единого дела, добровольное участие в нем, свобода выбора видов и форм деятельности; ответственность каждого за результат общего дела; творческое содружество взрослых и детей, обеспечивающее приток новых идей; самосовершенствование личности в развивающемся коллективе и развитие коллектива в поле влияния творческих и одаренных педагогов/лидеров; ориентация на интеграцию индивидуального и общественного, формирование в ходе социального взаимодействия единых правил, норм и принципов; разнообразие форм творческой сознательной деятельности; формирование личностных целей, идеалов и интересов в высококультурном и эмоциональном пространстве коллективного дела; развитие потребности в личностном росте.

В 1986 году вышла работа Л.И. Романовой «Методика обучения учащихся I-VII классов организаторским умениям в процессе трудовой деятельности», в которой представлены методические рекомендации по обучению детей самоорганизации и умениям самостоятельно организовывать коллективный общественно полезный труд.

В этой работе Л.И. Романовой представлен необходимый минимум знаний и умений каждого школьника, как в области организации коллективной трудовой деятельности, так и в области самоорганизации. Л.И. Романовой выделены элементы самоорганизации школьника, которыми являются умения определить цель деятельности, следовать ей в работе, видеть смысл предстоящей работы, продумать и подготовить материал, снаряжение, инструменты для работы, планировать работу, определять последовательность действий, контролировать свою работу; вынести оценку своей работе; подвести итоги работы и выполнения цели деятельности.

Также Л.И. Романовой были определены элементы организации коллективного труда: умение коллективно обсудить цель деятельности, коллективно планировать ее и распределять между участниками, провести проверку, общественный контроль в процессе работы, организовать помощь на слабых участках, обсудить трудности и пути их преодоления, коллективно подвести итоги работы и оценить результаты.

Ценным в предлагаемой Л.И. Романовой методике является последовательность в деятельности учителя по обучению самоорганизации и

организации коллективной деятельности школьников, которая учитывает возрастные особенности школьников. Автором этой работы отмечено, что на каждом возрастном этапе степень осознания и овладения этими умениями имеет свои границы, продиктованные возрастными и индивидуальными особенностями детей, уровнем их подготовки, широтой и частотой их участия в практической трудовой деятельности. Учащиеся каждой параллели классов, обучающиеся организаторским умениям, достигают определенного уровня знаний и умений, которые претерпевают качественные изменения на следующий год в связи с повышением степени самостоятельности учащихся.

Исходя из объективной потребности цивилизованного общества в социальной активности граждан,  в непрерывном стимулировании организаторской деятельности детей, в 1992 году коллектив педагогов под руководством  М.И. Рожкова предложил осуществлять выявление и подготовку лидеров,  т.е. тех детей,  которые в наибольшей степени пользуются авторитетом среди своих товарищей и стремятся вести их за собой,  вовлекая в различные интересные  дела.

Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности по обучению школьников достижению успеха в жизни наряду с развитием интеллекта, социальной, информационной и коммуникативной компетентности исследователи отмечают развитие таких умений, как: ставить цели, планировать деятельность, определять методы и формы решения поставленных задач, достигать поставленных целей. Многие требования федерального компонента государственного стандарта общего образования к выпускникам начальной, основной и средней (полной) школы предполагают владение способами управления собой и деятельностью окружающих для эффективного решения учебных и жизненных проблем. *

Принимая тот факт, что организаторская деятельность - составная часть управления, был проведен анализ педагогической литературы по развитию организаторских умений у детей школьного возраста.

Одним из отечественных примеров реализации идей развития организаторских умений у школьников была работа A.C. Макаренко. Главным, определяющим фактором развития организаторских способностей A.C. Макаренко считал саму систему воспитания в коллективе и через коллектив.

В 20-е годы XX века он разработал систему коллективного воспитания, основанную на широком вовлечении детей в работу органов самоуправления.

A.C. Макаренко не только  теоретически, но и практически  обосновал систему самоуправления, целью которой являлось повышение роли коллектива в социальном воспитании детей.

В основе системы самоуправления, разработанной выдающимся педагогом, -социально значимая деятельность детей, конкретные дела, постоянное расширение сферы деятельности органов детского самоуправления. В его работах четко определены функции органов самоуправления. Чрезвычайно значимым было выделение функций такого органа самоуправления как общее собрание детей.

В 1970-80 гт. большое значение имели разработки основ развития самоуправления школьников и учащихся профтехучилищ, изложенные в работах Л.И. Уманского, А.Н. Лутошкина, И.П. Иванова, М.И. Рожкова.

Л.И. Уманский в своих работах определил структуру организаторской деятельности учащихся, ее виды и типы. Полная структура включает следующие компоненты: ознакомление организуемых с задачей; коллективное принятие решения; определение материальных средств, временных и пространственных условий, планирование на основе оптимальных данных; распределение обязанностей, определение формы организации; инструктаж; внутренняя координация и взаимосвязь; контроль; анализ эффективности хода выполнения задачи; определение ударных участков; работа по завершению выполнения задачи; сдача работы и материальных средств, отчетность; итоговый анализ выполнения задачи и оценка деятельности.

Организаторская работа, по мнению Л.И. Уманского и А.Н. Лутошкина, -это, без сомнения, работа с людьми. Чтобы руководить, направлять, надо знать: какие потребности лежат в основе деятельности человека, какими целями и мотивами он руководствуется в той или иной деятельности, каковы его интересы, идеалы, убеждения, то есть все те психические свойства, которые в психологии обозначаются термином «направленность личности». Психологическим ядром направленности, ее внутренними пружинами является система преобладающих мотивов деятельности.

Рассматривая возрастные особенности людей, Л.И. Уманский и А.Н. Лутошкин указывают на важные моменты организации взаимодействия в коллективе, а именно, учет становления личности юношей (юношеский романтизм, энтузиазм, романтизм, общественная активность и максимализм), «болезней роста» и формирования характера.

 

Анализируя понятие «организация» как важнейшую сторону сознательной деятельности людей, авторы отмечали, что организовывать - значит привести какое-либо явление, процесс, множество в систему, расположить части в определенной последовательности, обеспечить взаимосвязь между ними, создать единое целое. Таким образом, авторы показывали, что «организаторская деятельность» выступает как составная часть управления.

Большую ценность для развития управленческих умений представляют работы И.П. Иванова, взявшего за основу идеи A.C. Макаренко, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого и разработавшего методику коллективной творческой деятельности, позволяющую повысить воспитательный потенциал образовательного процесса. Коллективное творческое дело (далее КТД) - это творческое коллективное мероприятие, представляющее собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Проведение  и результат констатирующего этапа исследования.

Формирование организаторских умений заключается в обучении школьников целеполаганию, планированию, самоконтролю, самокоррекции и самоанализу. Эффективный процесс обучения предполагает уменьшение функции передачи знаний учителем и рост доли самостоятельности учеников. Идеальным результатом обучения можно считать достижение такого уровня развития учебно-познавательной деятельности учащихся, при котором они могут самостоятельно выбирать для решения познавательные проблемы, формулировать цели по их разрешению, находить адекватные способы их реализации, контролировать и оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности. Исходя из этого, можно заключить, что высшим достижением в развитии организаторских умений является формирование умений, связанных с самообразованием [21].

Под самообразованием понимают самостоятельную учебную деятельность, при которой учебная задача и объём овладения дополнительными знаниями, умениями по школьным дисциплинам, источники познания, время и формы работы определяются по инициативе самого ученика [7].

Такое понимание учебно-познавательной деятельности определяет приоритетное значение учебно-управленческих (организаторских) умений, направленных на формирование учебно-познавательной цели, разработку проекта её достижения, и заставляет рассматривать учебно-информационные и учебно-логические умения как средство достижения данной цели.

Информация о работе Развитие организаторских умений младших подростков в деятельности воспитателя