Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 08:27, курсовая работа
Цель данного исследования: определить систему методов по развитию организаторских умений.
Гипотеза: Уровень развития организаторских умений зависит от системы методов воспитания, используемых воспитателем в целенаправленной, планомерной работе по их развитию.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1) изучить разработанность проблемы развития организаторских умений в психолого-педагогической литературе;
3) проанализировать возможности младших подростков и их готовность к развитию организаторских умений;
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
бюджетное образовательное учреждение Омской области
среднего профессионального образования
«Омский педагогический колледж № 1»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Развитие организаторских умений младших подростков в деятельности воспитателя
Выполнила:
студентка 5 курса группы 56 НК
Бердагулова Жанара Ураловна
Специальность:
050709 преподавание в начальных классах
Дополнительная квалификация: воспитатель
Форма обучения: заочная
Научный руководитель: преподаватель методики воспитательной работы
Блинова Ольга Николаевна
ОМСК 2013 г.
Дата защиты: «_________»___________________
Оценка: ____________ /______________________/
Научный руководитель:__________ /_____________/
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Актуальность проблемы развития организаторских умений в теории и практике воспитания не теряет своего значения с начала 20 века. Это объясняется тем, что технический прогресс, развития идей демократии выдвинули на первый план необходимость формирования личности, способной быть организатором своей собственной жизнедеятельности и готового стать организатором дел необходимых обществу. В условиях развития гуманистической педагогики развитие организаторских умений неразрывно связано с развитием субъектности. Являясь основным компонентом организаторских способностей, исследование проблемы формирования и развития организаторских умений неразрывно связано с концепцией данных способностей. Основы концепции развития организаторских умений заложены в работах С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, Л.И. Уманского. Подходы к решению проблем формирования организаторских способностей отражены в работах Н.В. Акинфиева, Н.В. Аничкина, И.В. Галковская, Л.В. Жарова, М.И. Махмутов, Н.А.Половникова и других. Однако следует отметить, что в данных исследованиях рассматриваются не в широком смысле. Отсюда возникают противоречия: - между достаточностью разработанности проблемы в методике и теории, недостаточной готовности воспитателей к использованию методов и приемов развития организаторских умений в школьной практике воспитания.
Проблема исследования выступает организаторские умения в деятельности воспитателя.
Объектом исследования: организаторские умения.
Предмет исследования: методы развития организаторских умений младших подростков.
Цель данного исследования: определить систему методов по развитию организаторских умений.
Гипотеза: Уровень развития организаторских умений зависит от системы методов воспитания, используемых воспитателем в целенаправленной, планомерной работе по их развитию.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1) изучить разработанность
проблемы развития
3) проанализировать возможности
младших подростков и их
4) исследовать уровень
развития организаторских
2) выделить систему наиболее
эффективных методов
Методологическую основу исследования составили:
Для решения
поставленных задач и проверки
выдвинутой гипотезы
База исследования: МОУ « Карповская СОШ». адрес Омская область, Таврический район, с. Карповка ул. Советская 22 646806
Сагандыков Зеилбек Рахметович
Директор МОУ « Карповская СОШ» с 2003 г. Образование высшее педагогическое. Имеет 1 квалификационную категорию. Грамота Министерства Образования РФ- 2003г. телефон : 8 (3812) 3-64-23
Режим работы школы
В школе обучается 187 учащихся. 11 классов- комплектов.
1-9 классы -5- дневная рабочая неделя,
10-11 классы -6- дневная рабочая неделя;
Продолжительность урока 40 минут.
Начало занятий с 08:15 часов.
Окончание учебных занятий – 13ч 20 мин.
Продолжительность перемен: - после 1, 5, 6 уроков- 10 мин.
-после 2,3 уроков 20мин.
Занятия проводятся в одну смену.
Структура ОУ
В школе обучается 187 человек. ( 11 классов- комплектов);
Начальная школа- 65( 4 класса- комплекта);
Основная школа - 98(5 классов – комплектов);
Средняя школа – 24 ( 2 классов – комплекта).
Педагогический коллектив – 17 человек.
Количество выпускников основной школы за 2010/2011 уч. год – 16 человек.
Количество выпускников средней школы за 2010/2011 уч. год – 12 человек.
С золотой медалью закончили - Суйкова Надежда, Жунусова Зауре, Нурумова Маххабат
Аттестат особого образца- Прудникова Елена, Габбасова Зарина
Количество выпускников, поступивших в ВУЗ – 10
Количество выпускников, поступивших в ССУЗ: 9 класс-5; 11 класс-2.
Организатор - это человек, который организует что-либо, является инициатором чего-либо.
Организаторские способности - способности человека к организаторской деятельности. Они носят комплексный (интегративный) характер и включают: коммуникативные способности, практический ум, критичность, способность заражать и активизировать других, инициативность, требовательность к себе и другим, самообладание, настойчивость.
Умения - это отличия одного человека от другого, от которых зависит успешность выполнения деятельности. Иначе говоря, умения - это индивидуальные особенности людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в различных видах деятельности [4,c.95].
Задатки представляют собой врождённые анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения.
Люди от рождения бывают наделены различными задатками, хотя различия эти не так велики, как это утверждают те, которые различия в способностях ошибочно целиком сводят к различию врождённых задатков. Различия между людьми в задатках заключаются, прежде всего, в прирождённых особенностях их нервно-мозгового аппарата, в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях. Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатками и способностями очень большая дистанция, между одними и другими - весь путь развития личности.
Задатки многозначны, они могут развиваться в различных направлениях. Развиваясь на основе задатков, способности являются всё же функцией не задатков самих по себе, а процесса развития, в который задатки входят как исходный момент, как предпосылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, т.е. преобразуются и меняются [9,c.104].
Наследственность выступает в качестве одного из условий развития человека, но его способности являются не прямой функцией его наследственности.
Умения - сложное синтетическое образование, включающее ряд качеств, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определённым образом организованной деятельности вырабатываются.
В отечественной и зарубежной психологии имеются разные толкования видов и структуры способностей, но наиболее общепринятыми считаются выделение способностей по видам деятельности [4,c.57].
Общие умения - «родовые» разноуровневые возможности человека, являющиеся результатом его совокупной жизнедеятельности в определённый исторический момент и в определённой культуре.
Организаторские умения (умения к организаторской деятельности) включают коммуникативные способности, практический ум, способность заражать и активизировать других, критичность, тактичность, инициативность, требовательность к себе и другим, самообладание, настойчивость. Организаторские умения подразумевают также возможность достижения высокого уровня мастерства в сфере управления, организации разного рода планов и мероприятий. Организаторские умения играют большую роль в профессиональном росте человека. Различают общие и специальные способности. Общие умения необходимы для широкого круга занятий. К общим умениям относятся такие качества, как внимательность, сообразительность, целеустремленность, работоспособность и т. д. Эти качества важны во всех видах деятельности. Специальные умения - это качества, обеспечивающие успех в узком круге видов деятельности. К таким, например, относятся зрительная память, понимание людей, чувствительность рук. Коммуникационные и организаторские способности также можно отнести к специальным способностям.
Под организаторскими умениями Л.И. Уманский и А.Н. Лутошкин понимают: способность применять знания, опыт в жизненной практике, в той или иной ситуации, доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное; умение действовать энергично, напористо при решении практических задач, доводить дело до конца; способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях; вести напряженную работу; длительное время не уставать; умение видеть, мимоходом отметить примечательное, сохранить в памяти детали; способность подчинить себя необходимому режиму, планировать деятельность, проявлять последовательность, собранность; умение находить пути выполнения задачи, брать на себя ответственность; способность быстро и глубоко вникать в психологию другого человека, умело меняя тон и форму обращения, средства и методы действия, улавливать изменения взаимоотношений в коллективе; умело группировать людей в зависимости от их симпатий и антипатий; умение поставить себя на место другого и пережить его состояние, найти для каждого его место в общем деле, выбрать оптимальный способ взаимоотношений с товарищами, всегда оставаться самим собой, оценивать, анализировать события, поведение и поступки людей, отмечать особенности поведения и деятельности членов коллектива, критически оценивать свои действия и действия товарищей.
Лутошкин А.Н. определяет понятие «организаторские умения» как способность человека быстро и эффективно применять имеющиеся организаторские знания на практике, действовать с учетом имеющегося опыта и сложившейся ситуации. Умение в постоянно изменяющейся обстановке выбрать верное решение и оперативно провести его в жизнь требует от организатора находчивости смелости, твердости.
1.2 Особенности развития организаторских умений в младшем подростковом возрасте.
Любой ребенок имеет индивидуальные особенности и обладает умениями, которые нужно формировать и всеми способами помогать в их развитии.
Развить организаторские умения помогут такие мероприятия, как:
При подготовке к сценке дети должны выбрать роли, придумать костюмы, выучить слова, провести репетиции, нарисовать плакаты и украсить зал и сцену для выступления.
При подготовке праздника дети совместно с педагогом должны придумать подарки, призы, нарисовать или сделать открытки, подготовить костюмы, подобрать веселую музыку, поставить номер художественной самодеятельности. Можно деток разделить на группы. Одна группа подготовит танец, другая группа сценку, третья будет читать стихотворение, четвёртая группа споет песню.
Все организованные праздники помогут детям стать дружнее, сплочённее, подростки проявят себя, лучше узнают друг друга, выявят свои умения и способности, самоутвердятся в обществе.
Проявить себя, раскрыть свои организаторские способности также поможет КВН.
КВН - клуб весёлых и находчивых. КВН не было бы, если бы не викторинная болезнь, которая, подобно эпидемии, охватила телевидение и радио многих стран. Викторина - познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы из различных областей науки, литературы и искусства, техники, игра в ответы на вопросы, обычно объединённая какой-нибудь общей темой.
Обычно проводится на пионерских сборах, школьных утренниках, по радио и телевидению и имеет значение для расширения образовательного кругозора учащихся среднего и старшего возраста. Вопросы подбираются с учётом возраста и уровня знаний участвующих в игре. Викторины увлекают и покоряют телезрителей, они делают людей близкими друг другу, заражают здоровым азартом, дают возможность лишний раз показать свой интеллект, в конце концов, просто хорошо отдохнуть.
Информация о работе Развитие организаторских умений младших подростков в деятельности воспитателя