Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2015 в 18:27, курсовая работа
Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка.
Последовательность развития музыкально-слуховых представлений.
- Акцентирование внимания детей
на развитие элементов
- Усиление у детей ощущения
деления музыкального периода
на фразы, предложения через движения
под музыку, игру на детских
музыкальных инструментах
- Усиление ощущения кульминаций
мотивов, фраз, главной кульминации
периода и т.д. в процессе работы
над выразительностью
- Формирование представлений об основных принципах развития музыки (повторяемость, вариационность, контрастность) и их смысловой нагрузке.
- Формирование представлений о
средствах музыкальной
- Формирование представлений об
интонации как единстве
- Формирование представлений о
мелодии как изложении
- Формирование представлений о
музыкальном образе как
Таким образом, при подборе музыкального репертуара и работе над ним педагогу необходимо учитывать последовательность формирования и развития каждой музыкальной способности у детей дошкольного возраста.
2.2. Методические рекомендации
по развитию музыкальных
Работу по развитию музыкальных способностей дошкольников следует проводить систематически и последовательно, использовать все виды музыкальной деятельности, применять разнообразные методы и приемы.
Для развития у детей музыкальных способностей предлагаем ряд музыкальных игр и упражнений:
«Музыкальные игрушки»
Динь-динь-динь-динь колокольчик
Динь-динь-динь-динь колокольчик
Динь – слушай колокольчик
Бам-бам-бам-бам – барабанчик
Бам-бам-бам-бам - барабанчик
Бам – слушай барабанчик
Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши
Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши
Хлоп – хлопаем в ладоши!
Для игры понадобятся: колокольчики, барабанчики (по количеству детей в группе). Раздайте детям инструменты и покажите или напомните, как на них играть. Инструменты лежат на полу рядом с малышами. Побуждаем детей в соответствии с текстом брать инструменты по очереди и, поиграв, убирать (делаем паузы в пении).
« Погремушка»
Погремушка-погремушка,
музыкальная игрушка
Хочешь, сразу две возьми
И греми, греми, греми!
Хочешь, сразу две возьми
И греми, греми, греми!
Спрячь за спинку погремушки
Отдохнут от шума ушки
На соседей погляди
И тихонько посиди
На соседей погляди
И тихонько посиди.
Для игры понадобятся погремушки. Рекомендуем использовать одинаковые для всех детей и заранее проверить их звучание (громкость): учитывайте, что будут играть все дети и у каждого будет по две погремушки, поэтому лучше подбирайте негромко «шуршащие», а не гремящие.
Игра проводится в соответствии с текстом: мы помогаем детям ритмично встряхивать погремушки, а затем – спрятать их за спинку. Чтобы малыши не заскучали в тот момент, когда погремушки спрятаны – можно чуть-чуть подбрасывать их на коленях.
Пальчиковые и жестовые игры
«Рыбки»
(1)Пять маленьких рыбок
(2)Лежало большое бревно на песке,
(3)И рыбка сказала: « Нырять здесь легко!»
(4)Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»
(5)А третья сказала: «Мне хочется спать!»
(6)Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(7)А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
(8)Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»
Покажите детям рыбок – как они плавают, ныряют и крокодила – как он открывает пасть.
Предложите детям «поиграть в рыбок».
Ладони сомкнуты, чуть округлены.
1 - выполняем волнообразные
2 - руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок (бревно)
3 -ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.
4 - качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
5 - ладони кладём под щёчку (рыбка спит).
6 - быстро качаем ладонями (дрожь).
7 - запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).
8 – прячем руки за спину, педагог старается их поймать.
«Мой зонтик»
(1)Вот это - мой зонтик, я в дождь хожу с ним
(2)Пусть дождь барабанит - останусь сухим.
(3)А вот моя книжка, могу почитать,
(4)Могу вам картиночки в ней показать.
(5)Вот это - мой мяч, очень ловкий, смешной
(6)Его я бросаю над головой.
(7)А вот мой котёнок, я глажу его,
Мяукает он для меня одного!
Перед игрой покажите детям все предметы, о которых идёт речь в песенке. Вам понадобится: зонтик, книжка, мячик, котёнок. Спросите детей: Когда мы открываем зонтик? Что они видят на картинках в книжке? Что мы можем делать с мячиком? Как мы можем играть в мяч? Как разговаривает котёнок? Покажите жесты, необходимые для игры.
1 - Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик)
2 – «Барабаним» пальцами левой руки по правой (зонтику)
3 - Раскрываем ладони "книжечкой" (сомкнуты мизинцы)
4 - Руки вытягиваем, ладони открыты (сомкнуты большие пальцы)
5 - Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки
6 – «Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки
Упражнение «Природный оркестр»
Цель. Расширять чувственный опыт детей. Стимулировать стремление детей передавать разнообразные звуки, услышанные в природе, с помощью предметов, материалов, музыкальных инструментов. Развивать воображение.
Рекомендации к проведению упражнения.
Детям предлагается послушать звуки природы. Попробовать определить их источники. Используя разнообразные материалы, предметы, музыкальные инструменты, дети могут воспроизвести услышанные звуки. Оценить их сходство. Когда у детей накопится достаточный опыт, организуйте «природный оркестр». Каждый ребенок выбирает свой способ передачи звуков. Сначала «природный оркестр» составляется произвольно.
Более сложный вариант упражнения: воспитатель подбирает не большой рассказ с описанием природы, а дети, прослушав его, озвучивают.
Упражнение «Забавные танцы»
Цель: Идентификация с животными и растениями. Стимулирование желания передавать их образы в танце.
Рекомендации к проведению упражнения.
Участникам предлагается представить самое любимое растение или животное и попробовать выразить его в движениях. Один ребенок показывает, остальным предлагается угадать, чей это образ. Постепенно упражнение усложняется. Детям предлагается придумать танец улитки, дождевого червяка, засыхающего листочка, надломленного дерева, а далее танец дождя, радуги и других явлений, происходящих в природе. Танец может сопровождаться любой музыкой.
Музыкально-дидактические игры
«Повтори звуки»
Для детей старшего дошкольного возраста.
Для игры потребуются карточки (по числу играющих) с изображением 3 бубенчиков: красный — «дан», зеленый — «дон», желтый — «динь», маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному), металлофон.
Ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит намного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): «дон-дон-дон». Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», он звучит так (поет соль первой октавы): «динь-динь-динь».
«Восьмерка»
Дети встают в круг. По сигналу все игроки делают глубокий вдох, чтобы живот получился надутым, подгибают одну ногу, немного наклоняются вперед и начинают считать до 8, до тех пор, пока живот «не спустится» — выдох. Воздух нужно расходовать постепенно.
Счет (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь) повторяется, пока не закончится дыхание. Ребенок может выдохнуться на счет пять во втором повторе. В этом случае, как только он чувствует, что живот «спустился», опускает ногу и ждет, пока остальные закончат считать.
Как только все дети перестают считать, воспитатель снова дает сигнал и повторяет упражнение. Его можно повторять до тех пор, пока дети не начнут на один вдох повторять счет несколько раз до восьми.
Ведущий следит за тем, чтобы дети считали четко. Игра позволяет тренировать дыхание перед распевками.
«Зов».
Дети встают полукругом, повернувшись к окну. Лучше проводить эту игру на улице, на открытом пространстве или в помещении с хорошей акустикой.
По сигналу руководителя дети набирают воздух, делая вдох, и начинают выкрикивать слова «речка», «печка», немного потянув гласный: ре-е-чка-а, пе-е-чка-а.
Слова произносятся громко и четко. Это звучит как зов. Голосом нужно посылать слово куда-то вдаль (за крышу, в небо).
Игра продолжается до тех пор, пока все дети не начнут произносить слова громко и весело, нараспев, правильно взяв дыхание. Игра способствует развитию слуха.
«Где мои детки?».
Игра для детей младшего дошкольного возраста.
Потребуются четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, просто птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.
Дети сидят полукругом напротив ведущего, у каждого по одной маленькой карточке. Ведущий предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусыня с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы (мелодия начинается со звука ре), слоги тя-тa в слове «утята» и «бя-та» в слове «ребята» поются на фа).
Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля первой октавы).
Ведущий забирает у детей карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на ми первой октавы — ход мелодии тот же). Дети, у которых на карточках изображены цыплята, поют на звуке си первой октавы. Гусята «отвечают» на фа первой октавы (тональность си мажор); птенчики «отвечают» на до второй октавы (тональность фа мажор).
Затем ведущий дает возможность детям побыть «мамами-птицами».
Музыкальные способности детей будет развиваться более эффективно, если использовать в образовательном процессе детских садов следующие рекомендации:
Рекомендации музыкальному руководителю:
1.Обогащать музыкальные
2.Приобщать к различным видам
музыкальной деятельности, обучать
способам и навыкам пения и
музыкально-ритмических
3.Формировать певческие
4.Стимулировать творческие
5.Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.
6. Исполнять небольшие песенки-
Рекомендации к педагогу:
1.Побуждать активный интерес к музыке, развивать правильное ее восприятие, формировать чувства и представления детей, стимулировать их нравственно - эстетические переживания, способность к эмоциональной отзывчивости.
2.Побуждать к самостоятельным
действиям: высказывать свои впечатления
о музыке, исполнять (без помощи
взрослых) знакомые песни, применять
их в самостоятельной
3.Воспитывать музыкальный
4.Развивать у детей чувство уверенности в себе.
5.Развивать коммуникативные
6.Формировать у детей чувство
коллективизма и
Рекомендации для родителей:
1.Приобщать детей к
2.Поощрять творческие
3.Развивать у детей
4.Привлекать внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.
Итак, музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.
Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствием способностей (Б.М. Теплов) [25].
Для развития у детей основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма – мы рекомендуем:
Информация о работе Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста